Воспитательная работа. Деятельностный подход в воспитании

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход в воспитательной работе в 9 а классе.


Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития личности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.


Цель моей педагогической деятельности - создание условий для воспитания и развития личности человека нравственно, физически и социально здоровой, осознающей ценности образования, проявляющей инициативу и творчество.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Если вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся, то можно учащихся научить учиться! Продумывая структуру каждого урока стараюсь строить его так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным в себе учащимся, давая им доступные задания для работы в классе и дома.


Использование интеллектуального потенциала учащихся и применение новых педагогических технологий, тесный контакт с учителями-предметниками, индивидуальный подход учителей-предметников особенно к слабоуспевающим учащимся, совместная работа с родителями отражается на результативности обучения, динамике успеваемости класса: уровень успеваемости во 2 четверти - 100%; качество знаний осталось на уровне 1 четверти и составляет 50 %.

Анализ успеваемости. (раскрыть на примерах)

В воспитательной работе ставлю перед собой определённые задачи :

  1. Активизировать и контролировать учебно-воспитательный процесс, готовиться к сдаче ГИА; привлекать учащихся к районным, областным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.

  2. Создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, самовоспитанию;

  3. Поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного, классного творческого коллектива;

  4. Совершенствование познавательной активности школьников, расширение кругозора, развитие любознательности, формирование потребности в образовании;

  5. Воспитание у школьников гражданской и социальной ответственности

  6. Воспитание и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

  7. Эстетическое воспитание учащихся;

  8. Профориентационная работа;

  9. Организация самоуправления в классе;

Подтверждением реализации этих задач являются следующие показатели:

  • личные достижения учащихся в учёбе и внеурочной деятельности;

  • достаточный уровень творческой активности учащихся;

  • взаимодействие классного руководителя с родителями;

  • развитие традиций класса.

За 4 года взаимодействия в нашем классе стало традицией проводить:

  • подведение итогов дня, недели, четверти;

  • занятия в танцевальном кружке;

  • совместные с родителями праздники 23 февраля и 8 марта;

  • посещение Тульского драматического театра на зимних каникулах;

  • познавательные и развлекательные поездки по случаю окончания учебного года;

Однако, в классе существуют и проблемы. Для меня, как классного руководителя, очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе воспитательной деятельности. Межличностные отношения в классном коллективе - это показатель успешности воспитания. Большинство ребят коммуникабельные, любознательные и подвижные.

У нас 11 девочек и 7 мальчиков. Являясь в большинстве выпускниками одной группы детского сада, детям в 1 классе не пришлось налаживать контакты друг с другом, знакомиться и приглядываться. Ребята много времени проводят вместе: в школе, на улице, часто ходят друг другу в гости, вместе отмечают праздники. Однако у нас не всегда всё гладко в построении межличностных отношений, и у нас возникают конфликты. В таких случаях разрешить подобные ситуации нам помогают терпение, беседы «по душам». В отдельных случаях обращаюсь к родителям.

Истекшие 4 года позволили увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельность, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, что позволяет мне построить маршрут индивидуального подхода к каждому.

Большинство детей чувствуют себя комфортно в школе, свободно высказывают свое мнение. У ребят налажен контакт с учителями - предметниками.

В свою очередь взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах сотрудничества, уважения и взаимного доверия. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района.

За истекшие 4 года мы приняли участие во многих конкурсах различного уровня .

Все учащиеся вовлечены в жизнедеятельность класса, уровень их включенности - высокий. Для того, чтобы способствовать профориентации школьников проводились классные часы: «Самопредставление», «Образование- путь к успеху», «Выбор профессии- взгляд в будущее», «Новое время- новые профессии», наш школьный психолог Пендюрина Д.Ю. проводила анкетирование по профессиональному самоопределению . Планируя работу, ориентируюсь, в первую очередь, на желание детей и возможности их родителей. К счастью, они совпадают.

Общее дело ещё плотнее сближает детей. Занятия в танцевальном кружке под руководством Александровой А.Ю. и Лукьянчук В.Ф. способствуют сплочению классного коллектива, учат ребят выстраивать межличностные отношения, отношения между мальчиками и девочками, учат терпению, трудолюбию, достижению поставленной цели, помогают раскрыться способностям, способствуют эстетическому воспитанию. И ещё наблюдается такая тенденция - чем больше заняты дети , тем лучше они распределяют свое время и для подготовки к урокам и для отдыха.

Традиционно по четвергам или пятницам подводятся «отчёты-пятиминутки» по итогам недели. По возможности подводим итоги каждого дня. Особое внимание уделяю дневникам учащихся - выставлению оценок, заполнению ,контролю родителями. Здесь есть также определенные проблемы - нежелание подавать дневник на плохие оценки , лень подавать дневник, записывать домашнее задание, и у родителей некоторых учащихся - лень расписаться в дневнике, невнимание к жизни своего ребенка.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, праздники). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. По рекомендации классного руководителя в начальной школе Кореневой Л.А. в 5 классе председателем родительского комитета выбрали КостюхинуВ.Н., которая выполняет это поручение уже 5 год. Это моя настоящая опора и поддержка. Её бессменные самые активные помощники Зайцева Н.Н., Лыгина И.В., Макаричева С.А., Кореневы Л.А. и А.Б., Погорелова Т.Н., Усковы С.Ю. и О.Г., Чаликовы Е.П. и О.А.


Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок (привести примеры). Родители посещают уроки, проводят проверку дневников. О результатах такой работы сообщают на родительских собрания. Некоторые родители недооценивают значимости учебно- воспитательного процесса ,считают, что материальное обеспечение ребенка - это все ,что от них требуется. Собственный уровень воспитанности некоторых родителей оставляет желать лучшего. Вот и получается , что ребенок - это отражение своих родителей (примеры).

Внеурочная научно-образовательная и интеллектуальная деятельность, нравственно-эстетическая, культурно-просветительская деятельность (презентация)

Учащиеся активно принимают участие во всех общешкольных мероприятиях, предметных неделях, районных конкурсах, олимпиадах. На протяжении всего периода обучения ребята постоянно посещают различные кружки ,спортивные секции , музыкальную, художественную школы , занимаются в школьном оркестре.

В рамках внеурочной деятельности учащиеся класса совместно с родителями выезжали в город Калугу в музей космонавтики, в Тулу в Белоусовский парк, в эколого-биологический центр учащихся на шоколадную гостиную, в Поленово. Также совместно с родителями организовываются вечера отдыха и открытые мероприятия. Так, во время проведения фестиваля «Курочка Ряба» в Поленово родители помогали учащимся в организации поездки, подготовке к выступлению ,организации отдыха учащихся.

С большим удовольствием ребята самостоятельно готовили подарки и сюрпризы на праздники 23 февраля юношам и 8 марта девушкам, родители подготовили сладкий стол. Во время таких мероприятий дети сплачиваются, виден коллектив.

Сами ребята явились инициаторами традиции посещения Тульского драмтеатра на зимних каникулах (спектакли «Тетка Чарлея», «Женитьба Белугина», «Два веронца»). Перед посещением театра мы ходим на площадь г. Тулы на новогоднюю елку.

Развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства по школе, уборка класса, ремонт класса ,который в последние два года осуществлялся силами учащихся, работа в летнем лагере «Искра 2».

Таким образом, была проделана немалая работа, но, несмотря на это, есть немало недостатков: это снижение успеваемости и дисциплины на уроках у отдельных учащихся, это невысокий уровень воспитанности учащихся, что иногда проявляется при разговоре с взрослыми и с одноклассниками;

Во II полугодии учебного года ставлю следующие задачи:

- активизация учебной деятельности учащихся;

- формирование сознательной дисциплины и чувства ответственности за порученное дело;

- формирование нравственных качеств: доброты, взаимной вежливости, внимательного и заботливого отношения друг другу, к окружающим людям, добросовестного отношения к предстоящим экзаменам.

Таким образом , деятельностный подход в воспитании способствует формированию нравственно полноценной личности ребенка, способной к сложным видам социальной деятельности, разностороннему развитию и активной жизненной позиции; активизации творческих навыков и способностей учащихся, вовлечению их в непрерывную школьную деятельность;
организации внеурочной деятельности учащихся: вовлечение школьников в работу различных творческих коллективов и спортивных секций для разностороннего развития их творческих способностей;
способствующее самореализации личности учащихся для их будущего жизненного самоопределения.



© 2010-2022