- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «О гражданском долге, мужестве и героизме»
Классный час «О гражданском долге, мужестве и героизме»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравчук Н.А. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час
« О гражданском долге, мужестве и героизме»
Классный руководитель 6а класса: Степанова И И.
Цели:
1) формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
2) вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими
людьми в годы войны и в мирное время;
3) показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости,
мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость, нравственную красоту.
Предварительная подготовка.
1. Задания учащимся:
а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:
-
В чём видит народ красоту человека?
-
Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
-
Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?
б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор
в) Подберите репродукции картин на тему « Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на вопросы:
-
Чем прекрасны люди, изображенные на картинах?
-
Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость
советских людей?
-
Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?
г) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах
2.Провести обзор сочинений учащихся, написанных на уроках русского языка и литературы по темам:
- « Моя любимая книга о мужестве»
- «С чего начинается Родина?»
3.Двум-трём учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников в наши дни.
4.Двум-трём учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников 5 Предложить учащимся высказать своё мнение по следующим вопросам:
-
Каких людей вы считаете героями?
-
Ваше понимание героического поступка?
-
Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
-
Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
-
Что значит «быть мужественным»?
-
Применимо ли это понятие к женщинам?
-
Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
6. Написать плакаты ( по выбору):
«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
М.В.Ломоносов
«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям»
Н.А.Островский
«…Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно
делать в интересах человеческого общества».
Ю.Фучик
«Самое трудное- мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества
и постоянно следуй ему»
В.А.Сухомлинский
Ход классного часа
1. Беседа.
Учитель. На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, давайте с вами дадим определение понятию «гражданин».
- Кто такой гражданин?
Лицо - принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
- Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?
- В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?
Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.
Конституция
В конституции определено правовое содержание понятия «гражданин».
Статья 6.
1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Задание группам:
1.Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.
2.Дополните высказывание: Гражданин - это человек, который ценит/ приумножает/ уважает/ не приемлет…
Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности?
Обязанности - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности - это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали.
Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали
такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку. А возьмем русскую пословицу « Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в российской конституции.
Работа в группах: прочитайте текст Конституции. В чём же заключаются обязанности граждан РФ?
Конституция РФ
Часть 2.
Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Часть 1.
Статья 59.защита отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.
Часть 4.
Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Часть 3.
Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Части 2 и 3.
Статья 38. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
Учитель. Таким образом, наша обязанность - это такое наше поведение, которое нормами
Общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения. Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого
человека перестают уважать.
А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это
должен нести ответственность.
Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом? Нет.
В некоторых школах иногда появляются «герои»: ребят, что послабее, они заставляют
отдавать карманные деньги. Объявляют это «обязанностью слабаков». Так вот такое поведение «героев» нарушает закон и права человека и заслуживает правового наказания.
Желающие расширить в свою пользу обязанности других школьников встречаются с инспекторами по делам несовершеннолетних для нелицеприятных бесед.
Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и о их исполнении на
подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И
передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.
Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.
- Что такое ответственность в вашем понимании?
Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует
ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны
нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несём, потому что ее нам навязывают, - долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требует обстоятельства, - обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих - либо указаний - поступки.
Ответственность - разностороннее понятие, весьма распространенное и динамичное.
Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся. Ответственность
может также вынудить нас к действию. А уже что, где, когда и как - все это обусловлено
многими факторами. Изучение ответственности означает особое исследование - и внутреннего и внешнего мира, что зачастую должно проводиться одновременно.
Работа в группах: приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению
к окружающим людям.
- Что случится, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?
Итак, примерный гражданин своего отечества ответствен, выполняет обязательства,
изложенные в Конституции.
- А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?
На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил
верность Отечеству, мужеству и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…
2. Выступления заранее подготовленных учащихся
Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя - в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу,
в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.
Задание.
Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:
«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не существуют случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г.Т.Береговой, летчик- космонавт СССР)
« Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А.С.Макаренко).
3. Продолжение беседы.
История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, - писал из действующей армии в 1941 году А.Гайдар. - И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».
Выступления заранее подготовленных учащихся.
Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.
У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством - качествами, которые можно проявить не только в боях и сраженьях.
- Но разве подвиг - это только бесшабашная храбрость?
- Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?
Обсуждение учащимися вопросов.
Далее учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси
себя…» (о Михаиле Морозе).
Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины,
в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину - значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.
Подумайте и ответьте на вопросы:
- Как можно готовить себя к подвигу?
- В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
- В чем проявляется ваша любовь к Родине?
Обсуждение учащимися вопросов.
Учитель. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество - это нравственные и волевые
черты, - писал В.А.Сухомлинский, - необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.
4. Подведение итогов.
В заключение учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» ( Киев, 1975, с.150)