Классный час «О гражданском долге, мужестве и героизме»

Внеклассное мероприятие о гражданском долге, мужестве и героизме. Формирует чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время. Показывает роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга, ответственности перед обществом, вызывает стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту. Обучающиеся подбирают пословицы, высказывания, репродукции картин о мужественных людях и их героичес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

« О гражданском долге, мужестве и героизме»

Классный руководитель 6а класса: Степанова И И.

Цели:

1) формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

2) вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими

людьми в годы войны и в мирное время;

3) показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости,

мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость, нравственную красоту.

Предварительная подготовка.

1. Задания учащимся:

а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:

  • В чём видит народ красоту человека?

  • Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?

  • Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?

б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор

в) Подберите репродукции картин на тему « Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на вопросы:

  • Чем прекрасны люди, изображенные на картинах?

  • Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость

советских людей?

  • Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?

г) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах

2.Провести обзор сочинений учащихся, написанных на уроках русского языка и литературы по темам:

- « Моя любимая книга о мужестве»

- «С чего начинается Родина?»

3.Двум-трём учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников в наши дни.

4.Двум-трём учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников 5 Предложить учащимся высказать своё мнение по следующим вопросам:

  • Каких людей вы считаете героями?

  • Ваше понимание героического поступка?

  • Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?

  • Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

  • Что значит «быть мужественным»?

  • Применимо ли это понятие к женщинам?

  • Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

6. Написать плакаты ( по выбору):

«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»

М.В.Ломоносов

«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям»

Н.А.Островский

«…Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно

делать в интересах человеческого общества».

Ю.Фучик

«Самое трудное- мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества

и постоянно следуй ему»

В.А.Сухомлинский

Ход классного часа

1. Беседа.

Учитель. На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, давайте с вами дадим определение понятию «гражданин».

- Кто такой гражданин?

Лицо - принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

- Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?

- В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?

Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.

Конституция

В конституции определено правовое содержание понятия «гражданин».

Статья 6.

1.Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Задание группам:

1.Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.

2.Дополните высказывание: Гражданин - это человек, который ценит/ приумножает/ уважает/ не приемлет…

Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности?

Обязанности - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности - это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали.

Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали

такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку. А возьмем русскую пословицу « Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в российской конституции.

Работа в группах: прочитайте текст Конституции. В чём же заключаются обязанности граждан РФ?

Конституция РФ

Часть 2.

Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию

Российской Федерации.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Часть 1.

Статья 59.защита отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

Часть 4.

Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Часть 3.

Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Части 2 и 3.

Статья 38. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных

родителях.

Учитель. Таким образом, наша обязанность - это такое наше поведение, которое нормами

Общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения. Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого

человека перестают уважать.

А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это

должен нести ответственность.

Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом? Нет.

В некоторых школах иногда появляются «герои»: ребят, что послабее, они заставляют

отдавать карманные деньги. Объявляют это «обязанностью слабаков». Так вот такое поведение «героев» нарушает закон и права человека и заслуживает правового наказания.

Желающие расширить в свою пользу обязанности других школьников встречаются с инспекторами по делам несовершеннолетних для нелицеприятных бесед.

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и о их исполнении на

подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И

передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.

Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.

- Что такое ответственность в вашем понимании?

Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует

ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны

нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несём, потому что ее нам навязывают, - долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требует обстоятельства, - обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих - либо указаний - поступки.

Ответственность - разностороннее понятие, весьма распространенное и динамичное.

Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся. Ответственность

может также вынудить нас к действию. А уже что, где, когда и как - все это обусловлено

многими факторами. Изучение ответственности означает особое исследование - и внутреннего и внешнего мира, что зачастую должно проводиться одновременно.

Работа в группах: приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению

к окружающим людям.

- Что случится, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?

Итак, примерный гражданин своего отечества ответствен, выполняет обязательства,

изложенные в Конституции.

- А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил

верность Отечеству, мужеству и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…

2. Выступления заранее подготовленных учащихся

Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя - в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу,

в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.


Задание.


Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не существуют случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г.Т.Береговой, летчик- космонавт СССР)

« Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А.С.Макаренко).

3. Продолжение беседы.

История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, - писал из действующей армии в 1941 году А.Гайдар. - И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Выступления заранее подготовленных учащихся.

Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.

У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством - качествами, которые можно проявить не только в боях и сраженьях.

- Но разве подвиг - это только бесшабашная храбрость?

- Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

Обсуждение учащимися вопросов.

Далее учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси

себя…» (о Михаиле Морозе).

Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины,

в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину - значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

Подумайте и ответьте на вопросы:

- Как можно готовить себя к подвигу?

- В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?

- В чем проявляется ваша любовь к Родине?

Обсуждение учащимися вопросов.

Учитель. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество - это нравственные и волевые

черты, - писал В.А.Сухомлинский, - необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

4. Подведение итогов.

В заключение учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» ( Киев, 1975, с.150)



© 2010-2022