Сценарий родительского собрания «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»

"Описание материала: Ученики 10-11 классов перед выпуском выбирают профиль, та есть актуальные предметы, которые будут изучить больше, чем другие, соответственно, те предметы, которые в выбранной профессии не пригодятся, школьники будут изучать меньше. Наиважнейшая задача, которую должны решить ученики 9-го класса - предпрофильная подготовка. Именно она в будущем позволит им выбрать тот профиль обучения, который наиболее подходит, а еще позже - определить для себя профессиональную деятельность. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий родительского собрания

«Как помочь выпускнику основной школы выбрать

профиль обучения»


Цель

Помощь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучении в нашей школе.

Задачи

1.Дать родителям информацию о профильном обучении в школе
и предпрофильной подготовке в 9-м классе.

2.Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми
в вопросах первичного профессионального самоопределения.

3.Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9-го класса.

Предварительная подготовка

А) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:

1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?

2. После окончания 9-го класса:

- ты продолжишь обучение в 10-11-м классах;

- пойдешь учиться в какой-либо колледж;

- пойдешь работать;

- еще не решил.

3. Выбрал ли ты уже профессию?

4. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профессии?

- с сотрудниками школы (учителем, классным руководимая
школьным психологом);

- с родителями;

- с друзьями;

- сам все решу.

Б) Подготовка (тиражирование) анкеты для родителей, -предлагается им на собрании:

1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?

Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжении образования (учеба в 10-11-х классах, колледже, другие варианты)

2. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?

3. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего с ним, ваших возможностей)?

4. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

Ход собрания

I. Анкетирование родителей.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопросы анкеты (ее бланки заранее подготовлены классным руководителем). Возможные варианты ответов - «да», «нет». (Обсуждение результатов анкетирования. Желательно, чтобы классный руководитель предоставил желающим родителям высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Таким образом нужно подвести родителей к выводу об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся 9-х классов, предварительного выбора профиля обучения.

II. Информация для родителей «Что такое профильное обучение, предпрофильная подготовка».

По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р (Прении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение).

Учащиеся 10-11-х классов могут выбирать профиль обучения, т. е. выбирать актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме.

Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9-м классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, т. е. по сути решить первичное профессиональное самоопределение. От этого в немалой степени зависит и успешность обучения учащихся в старших классах, и их подготовка к следующей ступени образования, в том числе и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет у молодого человека и тем больше вероятность, что общество получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и формы продолжения образования.

Если профильная школа характеризуется разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Эти предпрофильные курсы выросли из давно забытых факультативных курсов, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам.

Родителям нужно помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них нужно посещать, в какой очередности.

Школа в плане работы предусматривает информационную работу с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников)

Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребенка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.

III. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель рассказывает родителям об обобщенных результатах анкетирования учащихся:

- какие пути продолжения получения образования выбрали учащиеся, сколько из них планируют учиться в школе, сколько - в колледже, сколько - решили пойти работать;

- сколько человек уже выбрали конкретную профессию;

- кто является главным советчиком для .детей при выборе профессии.

IV. Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно
выбрать будущую профессию».

Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС - центры). Там учащимся школьного возраста оказывают бесплатные консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятии для детей различного возраста. Для учащихся подросткового возраста нередко проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению.

С целью дальнейшего расширения государственной молодежной политики в г. Москве в мае 1996 г. Комитет труда и занятости правительства столицы учредил Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи. В системе временной занятости создана и эффективно действует программа «Молодежная практика». Она рассчитана на юношей и девушек от 16 до 26 лет. Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся довершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. B любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку. Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по Интернету - Monitoring.ru (опрос проводился в 2001 г. в семи федеральных округах России, объем выборки - 160 респонндентов, среди них как городские жители, так и сельские) считают, что их дети должны получить высшее образование. Был также проведен опрос и жителей Воронежа. Среди воронежцев относительное число желающих своим детям высшего образования оказалось выше половины. Среди горожан с хорошим материальным положением число сторонников такой позиции достигает 92%.

Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образования учащимся, родители которых имеют высокий достаток и занимаются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) и образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз).

Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще и высшему - в частности, у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы науки» к «школе жизни», когда вместо ориентации учащихся на получение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит подготовка их к практической жизни в современном обществе.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и жизненные ценности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построений профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получений начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростка по окончании основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информации о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. (Этой теме будет посвящено одно из наших тематических родительских собраний.)

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников.В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «совместно со своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одно расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т. п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на мнение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько это влияние является положительным. В любом случае обсуждение мнения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

V. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель в заключительном слове говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый: учебный год. Классный руководитель предлагает родителям обращаться за помощью и к нему, и к учителям-предметникам, и к школьному психологу.

Классный руководитель обращается к родителям за помощью в
организации профориентационной работы (выступления специалистов
на классном часе, посещение учащимися производственных предприятий
и т. п.).


© 2010-2022