Исследовательская работа Проблема чтения в современном обществе

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе ст...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа








Исследовательская работа








Проблема чтения в современном обществе.


Читать или не читать? Вот в чем вопрос!






г. Ростов-на-Дону

2010 г.

Содержание.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Развитие детского чтения в России в XVIII - XIX веках.

2. Проблемы детского чтения в России.

3. Россию превращают в необразованную страну.

4. Чувства вместо умов.

5. Почему «кусаются» цены на книги? И о «новом» русском языке.

6. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения.

7. Как приобщить ребенка к чтению. Советы родителям.

8. Буккроссинг - новое увлечение молодежи.

III. Заключение.

IV. Приложение.

V. Список использованной литературы.

Введение.

Навык чтения даётся сегодня всякому,

но лишь немногие понимают,

какой могущественный талисман им вручён.

Герман Гессе


В начале лета 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян не читают книг вообще! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив!

Международный контроль уровня подготовки школьников из 31 страны в возрасте 15 лет проверяли умение читать и воспринимать текст, решать практические задания по математике и естественным наукам. Россия заняла 25 общее место, по чтению - 27, по математике - 22, 26 место по общественным наукам (впереди нас Сингапур, Южная Корея, Китай, Гонконг, Япония, Бельгия, Венгрия и т. д.).

Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением России) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. В российской культуре до недавнего времени обучение чтению относили к начальному школьному периоду. Однако сегодня большое значение приобрела проблема необходимости обучения собственно чтению (а не только звуковому анализу) именно в период дошкольного детства. Также одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм.

На сегодняшний день актуальна проблема - необходимости проведения государственной политики в области чтения, особенно детского. Именно теперь в обществе и различных государственных структурах наряду с оценкой общей ситуации развития книжной культуры как настораживающей стала осознаваться необходимость позитивных изменений. Для проектирования этих изменений стали, востребованы научные знания о том, что происходит в чтении детей и как на него влияют процессы, идущие в сфере издания и распространения детских книг и журналов. В органах управления средствами массовой информации и непосредственно крупнейшими издательствами стала ощущаться острая потребность в получении объективной картины тенденций и прогнозов в области потребления и востребованности печатной продукции подрастающим поколением. Однако выяснилось, что цельной картины нет, поскольку социологические исследования детского чтения в России в последнее десятилетие, не проводились.

В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Однако сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей.

Цель данной работы: изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения, проанализировать причины уменьшения количества читающих людей России, и чем это грозит обществу.

Задачи исследования: дать определение термина «детское чтение»; выявить актуальные проблемы в области чтения в России.

Методы исследования:

  • метод причинно-следственного анализа;

  • метод анализа и синтеза;

  • исторический метод исследования;

  • библиографический метод исследования.

Развитие детского чтения в России в XVIII - XIX веках.

Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети XVIII века отражали прогрессивные явления культурной жизни России. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале XVIII века. В 1701 году была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхязычный словарь» Фёдора Поликарпова, а в 1704 году его же книга - «Лексикон трёхязычный». По поручению Петра I Фёдор Поликарпов написал такую же русскую историю для детей. Очевидно, стремление Фёдора Поликарпова, влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. В данный период времени детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшие значение для детского чтения того периода имели отход от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близкому, живому, разговорному и более доступному детям.

Вопросы детской литературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэта начала XVIII века Феофана Прокоповича. Образованнейший человек своего времени, он написал оригинальную детскую книгу «Первое учение отроком», которая выдержала двадцать изданий. В большом предисловии к этой книге Феофан Прокопович изложил свои педагогические взгляды. Феофан Прокопович считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечает Феофан Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное, считает Феофан Прокопович, - «многажды худшее и злейше».

Просветители того времени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числе и для простого народа, крестьян, уделяли большое внимание вопросам чтения, стремились разработать основы сознательного чтения. Так, видный экономист и публицист И. Т. Посошков, излагал свои педагогические принципы в трактате «Завещание отеческое» писал «о прочитании книг и почитании их». «Егда будеши, сын мой, книги читати, то читай их неборзостно и с прилежным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила, и кая те речь понравится, записывай именно в коей книге и в коей части… пользу бо великую себе и людям получишь от тоя записки. И никогда празден, сыне мой, не сиди: либо какое художественное дело делай, либо книги читай…».

В конце XVIII века происходит количественный и качественный рост литературы для детского чтения. В создании произведений для юных читателей принимали участие крупнейшие учёные, писатели, политические и государственные деятели. Сама императрица Екатерина II писала многочисленные произведения во всех жанрах.

Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.) Стержнем педагогических взглядов Н. И. Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. С 1785 по 1789 год Н. И. Новиков издаёт журнал «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал - первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского чтения.

Идеи Н. И. Новикова о детском чтении противостояли консервативно-сословным представлениям XVIII века, призывающим ограничить круг чтения молодых людей и воспрепятствовать проникновению грамотности в широкие массы русского народа.

В XIX веке чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, - единственное средство массовой коммуникации в то время - старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека.

В трудах писателей, критиков, педагогов XIX века находится множество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большую роль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Они заложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического значения.

Создание демократической теории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связано с деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) критик писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон . В. Г. Белинский отмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.

В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, звучат и сегодня очень актуально:

  • возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

  • способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

  • дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни.

Таким образом, детское чтение в России в XVIII - XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII - XIX веков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблемы детского чтения в России.


Сегодня все чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из ба­зовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чте­ния и понимания. Человек, кото­рый вступает в богатейшую ин­формационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто скла­дывать буквы в слова - речь идет о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе. Школьников необходимо спе­циально и подробно познакомить с этим процессом

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с раз­ными людьми. Во всём мире чтение рассматрива­ется как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Чтение многофункционально. Оно является инст­рументом для решения задачи, лежащей за преде­лами ситуации чтения, приятным досугом и средст­вом переживания сильных эмоций. Для одних чте­ние - «труд и творчество» (философ В.Ф. Асмус), а для других - «блаженное мурлыканье» (писатель В.Набоков) или «интеллектуальное приключение» (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообра­зование, которое продолжается в течение всей жиз­ни. Чтение - посредник в диалоге с современника­ми и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение - один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества

Чтение - сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В исследование проблем чтения значитель­ный вклад внесли русские психологи. В 60-е годы прошлого века Л.С. Выготский рассмотрел один из трудных вопросов психологии - соотношение язы­ка, речи и мышления, отношения мысли и слова. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, считавшим, что чтение - сложный психический процесс, развил А.А. Леонтьев. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степе­ней Свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных осо­бенностей и опыта. Психологические теории чте­ния подчёркивают активную роль читателя в пони­мании текста. Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 - 9 лет), отрочества (10 - 11 лет), ранней юности (11 - 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, - источник познания мира и себя, средство саморазвития.

В России детское чтение изучалось в ходе крупнейших социологических исследований 60 - 90-х годов XX века - «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков - читателей библиотек».

Детское чтение, на современном этапе, по структуре состоит из нескольких периодов:

  • возраст 6 - 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

  • отроческий период - переход от детского к подростковому (примерно 10 - 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков

  • от 10 до 14 лет - подростковый период в детском чтении;

  • дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности). На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребёнка. Дети, как бы, «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, школой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.

Детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности) и личностное (с иллюзией самовыбора). Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д. Эта проблема в России остаётся актуальной на сегодняшний день. Как утверждает директор Института возрастной физиологии, академик академии образования, М. М. Безруких фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения. Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;

  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;

  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребенку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается.

Однако, М. М. Безруких, отмечает и роль государства в формировании детского чтения. М. М. Безруких считает, что государство должно научить педагогов правильно учить чтению. Вторая задача государства, по мнению М. М. Безруких, просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению. И третья задача, если в этом есть необходимость, - поддерживать современных писателей, пишущих для детей.

Современные дети сами, как отмечает Д. Чаликова в своей статье «Что и как мы читаем» считают, что уровень их знаний падает. Д. Чаликова провела мини-исследование «Проблемы детского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее» и по результатам которого выявила, что дети стали меньше читать. И сами респонденты указали конкретные причины этого явления:

  • слишком много отвлекающих моментов (Интернет, телевидение, компьютерные игры);

  • не хватает свободного времени;

  • нет хорошего учителя.

Последний фактор проблемы детского чтения в России, как отмечает Д. Чаликова, - воспитание в семье. Когда родители с книгой, то и дети тоже читают. А когда родители возмущаются, что дети не читают, но при этом сами не читают, то какие претензии можно предъявлять ребёнку? Естественно, как отмечает Д. Чаликова, такой ребёнок не читает.

Сегодня всем специалистам, работающим в области детского чтения, особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.

Есть ли сегодня полная картина детского чтения в России? И да, и нет. Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно, по мнению многих специалистов, работающих в области детского чтения в России. Многие из этих специалистов, В. П. Чудинова, Л. В. Чернышева, Л. О. Береснева, Н. С. Егорова, Е. Н. Ионова, Г. М. Первова, Н. Н. Светловская и другие, отмечают, что это явление сегодня, прежде всего, связано с тем, что государство недостаточно озабочено проблемами детства.

По мнению В. П. Чудиновой все больше детей и подростков в России сегодня читают мало, либо читают иначе, не так, как хотели бы этого родители и педагоги. На смену старой приходит новая «модель детского (подросткового) чтения» - «модель литературной социализации личности» - так автор называет этот процесс, в котором меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения.

Сегодня роль чтения детей в духовном и экономическом развитии общества ещё не в полной мере осознается как национальная проблема. Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.

Как отмечает В. П. Чудинова, сегодня меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое. Исследовав проблему детского чтения в России, В. П. Чудинова может говорить о развитии ряда тенденций в детском чтении, а также о том, то происходит процесс изменения старой на новую модель освоения детьми книжной культуры.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены. И исследовав данную проблему в своей статье «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков:

  • смена «модели чтения»» В. П. Чудинова, выявила черты, которые характеризуют старую модель чтения - тот образ, который пока что остается в сознании многих:

  • «любовь чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего, обязательность регулярного чтения);

  • преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

  • разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

  • наличие домашней библиотеки.

О проблемах, существующих в области детского чтения, говорит и Л. В. Чернышева в своей статье «Кризис детского чтения - общемировая проблема». Она отмечает, что педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. По утверждению Л. В. Чернышевой, школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Сегодня утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время, как отмечает Л. В. Чернышева, влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Л. В. Чернышева заявляет, что окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на отношение современных детей-читателей к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову.

Всё вышепредставленное доказывает, что сегодня действительно существуют некоторые проблемы в области детского чтения, однако, по мнению Л. В. Чернышевой, В. П. Чудиновой, дело не в том, какое средство будет выбираться - книга или компьютер, где будет текст - на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

По словам известного детского писателя Э. Н. Успенского, пропаганда детского чтения в России не будет плодотворной, если к ней не подключить телевидение.

Все существующие проблемы в области детского чтения на современном этапе, можно решить только всеобщими усилиями педагогов, библиотекарей, родителей, но важна также и роль государства при поддержке детского чтения.

Вторая задача государства - просветительская: объяснять родителям, что они могут, как они могут, и как лучше воспитать в ребёнке стремление к чтению.

И третья задача, если в этом есть необходимость, - поддерживать современных писателей, пишущих для детей.

Россию превращают в необразованную страну.

«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали необразованную страну. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить», - говорит Сергей Капица.

У нас в стране происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне еще книги читать?» не могут служить оправданиями. Ведь люди всегда работали не мало, но время для чтения при этом всегда находилось. И производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодежи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь драться?!

Зачем человеку вообще читать? Опять-таки пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не способны читать, а человек может читать книги. Культура и разум - вот основные отличия человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная еще со времен Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих людей. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издается, составляет 15 тысяч писем. Переписка Л. Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их sms-ки будут издавать в назидание потомкам?

Если, предположим, можно было бы изменить критерии приема в высшие учебные заведения: не надо никаких ЕГЭ - пусть абитуриент напишет сочинение, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но и факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьезной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить ее, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов.

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы пришли к очень сложному моменту развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня довольно высоки. А наша способность все осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстает. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране типична для всего остального мира - в Америке и Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не только к чтению отношение надо менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги - это не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Можно иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наемников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. И с крупным искусством то же самое - шедевры ведь не за деньги рождаются. Если же все подчинять деньгам, то деньгами все и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу церкви, большая традиция освещала все это. Сегодня гораздо меньше людей ходят в церковь, а обобщенную картину жизни дает телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства в этом нет. Ничего, кроме драк и стрельбы там не найдешь. Телевидение занимается разложением сознания людей. Это преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам. С экрана идет лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!»

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой в эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. Важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, главными инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. Противоположный пример есть и в нашей стране: эстонцы готовы учиться медицине в России. Но мы берем с них за учебу огромные деньги. При том, что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем после этого сможем эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит четкую политику по распространению английской культуры, а через нее - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире все в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. - В итоге ребенок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети свое свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребенка книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2%! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Нужно подбирать ребенку интересные книги, читать вслух, даже если ему уже 10-12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы все меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и … пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламы, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и ее можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».

Почему «кусаются» цены на книги? И о «новом» русском языке.

Книжная продукция дорожает потому, что растут цены на бумагу, на бензин, на полиграфию и т. д. Ситуация на книжном рынке сегодня сложилась ненормальная. Крупнейшие издатели вместе с Роспечатью не так давно встречались и вместе думали о том, как исправить положение.

Можно предложить печатать на книгах фиксированную цену, как это делается в Америке. Сегодня в России полиграфисты, издатель и автор получают одну четверть от той суммы, которую выкладывает за книгу потребитель. Все остальное достается книготорговцам.

Зачем усреднили кофе?

1 сентября 2009 г. Минобрнауки сделало российским школьникам неожиданный подарок - выпустило приказ об утверждении словарей, содержащих нормы современного русского языка.

Начиная с первого дня нового учебного года ошибки и оговорки, допустив которые в прежние времена, вы приобрели бы славу беспросветно дремучего, неграмотного человека, стали «ошибками в законе». Те, кто на правила русского языка обращает мало внимания, нововведениям обрадовались. Однако у грамотного большинства эти новшества, мягко говоря, вызвали недоумения. А новшеств немало:

- слово «кофе» отныне может употребляться не только в мужском (как раньше), но и в среднем роде, а слово «виски» (прежде только среднего рода) - также и в мужском;

- заимствованный из английского оборот «файф-о-клок» (знаменитый чай, который англичане пьют в пять часов пополудни) на официальных правах заменяет слово «полдник». «Сегодня обошелся без файф-о-клока»;

- итальянское слово «чао» смело можно использовать вместо «пока»;

- Цхинвали (а не Цхинвал);

- каратЭ и каратЕ;

- Интернет (только с заглавной буквы);

- йогУрт и привычный нам йОгурт;

- квАшение и квашЕние;

- дОговор существует наравне с договОром;

- тАндем - вместе с тандЕмом;

- офшор (а не «калька» с английского «оффшор»);

- диггер как равноценная замена слову «копатель»;

- кулинАрия и кулинарИя;

- брАчащиеся;

- по срЕдам и по средАм.

«Никаких нововведений в русском языке нет, - утверждает Мария Каленчук, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института русого языка им. Виноградова РАН. - Правительство еще в 2005 году выдало постановление о разработке процедуры контроля качества словарей, потому что в нашей стране в последние годы издавалось огромное количество словарей сомнительного содержания. В качестве экспертов отобрали пять наиболее авторитетных организаций: МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт русского языка им. Виноградова РАН, Институт русского языка им. Пушкина и Институт лингвистических исследований РАН. Почему-то многие решили, что в перечень утвержденных войдут только четыре вышеназванных словаря, уже прошедших экспертизу. Нет, данные справочники лишь начало прогресса».

«Внесенные изменения в правила русского языка я считаю абсолютно ненужными и бестолковыми, - говорит Борис Тарасов, ректор Литературного института им. А.М. Горького. - Насколько я знаю, никаких весомых аргументов в их пользу не приводится. По сути, мы видим узаконивание снижаемого уровня русского языка, которое наблюдается и в жизни, и в массовой культуре. Кроме того, допуская двойное ударение в некоторых словах, современные реформаторы вносят в язык элементы хаоса. Вместо того, чтобы повышать культуру языка и сохранять его традиции, нас заставляют спускаться вниз, да еще и подталкивают».

Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения.

Коллектив Московского гуманитарного педагогического института целенаправленно занимается проблемой чтения, одной из самых актуальных проблем наших дней.

В 2008 году на очередной межвузовской научно-методической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» работало 8 секций. Специальная секция была посвящена чтению как методической проблеме. Е. С. Романичева обозначила проблему чтения современного школьника как серьезную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всем мире. В связи с этим ЮНЕСКО в последние годы рассматривает чтение как «одно из приоритетных направлений работы по повышению качества базового образования. Особенно для учащихся из неблагополучных семей». При этом поясняется, что умение читать не сводится лишь к овладению техникой чтения, это «способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия жизни общества».

Докладчик отмечает, что в Национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в нашей стране в 2006 году, прямо сказано: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общесистемных проблем) усиливается резким снижением у населения России интереса к чтению. Современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Выражая мнение профессионального сообщества, докладчик полагает, что выход из кризиса может быть найден только в том случае, если реально оценить сложившуюся ситуацию. Нельзя не признать, что сегодня «происходит смена модели чтения. Прежняя модель чтения, которую исследователи называют литературоцентристской, характеризовалась высоким статусом чтения, престижем «человека читающего» в обществе, небольшой долей «чтива» в общем репертуаре чтения, наличием домашней библиотеки, в составе которой обязательно присутствовали детские и юношеские книги, частым посещением общественных библиотек, ориентированностью юного читателя на освоение «золотого» фонда литературы».

Характеризуя сложившуюся ситуацию, автор доклада говорит о существенном снижении статуса чтения (в досуге школьника чтение занимает одно из последних мест), возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, утрачены традиции семейного чтения. Снижение у подростков интереса к книге во многом обусловлено тем, что нет высокохудожественной литературы о них самих, и это отсутствие осознается как актуальная государственная проблема.

Сегодня в чтении подростков обозначились два его вида: досуговое (для себя) и деловое (учебное). В деловом чтении и оказалась русская классика. Библиотеку школьники посещают, чтобы выполнить задание. Существенно изменился круг востребованных ими книг: на место того, что принято называть «высокой литературой», пришла в лучшем случае беллетристика, а в основном - масскульт. Современный ребенок стал читать художественные произведения с экрана компьютера, однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный тест удерживает его внимание в среднем 15 минут.

Сегодня дети не любят читать еще и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается. А словарь школьников и чтение находятся в тесной связи.

В докладе названы три социальных института, которые несут ответственность за сложившуюся ситуацию и способны преодолеть ее: семья, школа, библиотека. Школа должна в соответствии с рекомендациями физиологов формировать навык чтения поэтапно: элементарное чтение (техника чтения); грамотное чтение в слух; грамотное чтение про себя; уровень грамотного читателя. Нарушение этой последовательности отрицательно сказывается на обучении чтению.

Исправляя положение с чтением школьников, нужно определить концептуальные подходы к разработке нового образовательного стандарта. Действующий в настоящее время перегружен: «в него включен круг текстов, объем которых превышает все возможные психолого-педагогические границы освоения их содержания». Однако при этом докладчик подчеркивает: из стандарта не должна уйти классика.

Нужны новые школьные учебники, которые научат «медленному чтению», то есть научат воспринимать и понимать тексты классической и постмодернистской литературы, а не предлагать готовые знания о ней. Необходима разработка методики предупредительного чтения на уроках русского языка и литературы, в рамках которого учащимся предлагается система заданий, упражнений, информационных блоков, подводящих их к пониманию и интерпретации текста.

В первоначальном приобщении к чтению трудно переоценить роль семьи, необходимо возрождать традицию семейного чтения, читать детям в слух нежно до 11-12 лет, нельзя их оставлять слишком рано один на один с книгой. В заключении Романичева напомнила слова французского писателя Даниеля Пиннака: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения…»

Н.Е. Кутейкова говорила о современной литературе для подростков как об органичной составляющей литературного процесса и отметила, что к этой литературе взрослые и дети сегодня относятся по-разному. Взрослые часто воспринимают ее с высоты классики либо исходя из собственного опыта читателя-ребенка середины ХХ века.

Г.Ю. Завгородняя сообщила результаты мониторинга среди студентов-филологов 1 - 2-го курсов МГПИ, который показал, что некоторые произведения школьной программы (М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Е.И. Замятина) выпали из круга чтения опрошенных. Объемный роман Л.Н. Толстого «Война и мир» половиной бывших школьников был прочитан в кратком пересказе или в отрывках. Среди любимых поэтов многие назвали поэтов Серебряного века, хотя первое место принадлежит А.С. Пушкину. Лирика второй половины ХХ века упоминалась лишь некоторыми.

Чтение студентов для досуга достаточно разнообразно и связано как с произведениями массовой литературы, так и с классикой, хотя очевиден приоритет современной массовой литературы.

Завершилось сообщение выводом: этот мониторинг чтения, проведенный в сравнительно небольшой группе студентов, дает определенное представление о молодежной читательской аудитории наших дней и подводит к мысли о том, что важно обеспечить более широкое знакомство школьников с признанными произведениями современной литературы.

Участники секции «Проблемы чтения в аспекте здоровьесберегающей педагогики» (руководитель Т.Н.Ле-ван) пришли к следующим выводам:

  • снижение уровня читательской культуры - проблема, которая требует комплексного, междисциплинарного подхода, и решать ее следует в семье, начальной школе, затем усилиями всех учителей-предметников, дефектологов, специалистов-логопедов;

  • чтение следует рассматривать как фактор развития интеллекта, творческих способностей, расширения кругозора, формирование мировоззрения человека, оно является важнейшим условием, обеспечивающим психосоматическое здоровье и духовно-нравственное становление школьников. 2

Как приобщить ребенка к чтению. Советы родителям.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7 - 8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.

Уважаемые родители, если вы столкнулись с проблемой отсутствия у вашего ребенка интереса к чтению, ответьте на следующие вопросы:

- Нравится ли вашему ребенку читать книги?

- Сколько времени он проводит за книгой?

- Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

- Какие книги он предпочитает?

- Как вы поощряете его читательские стремления?

- Дарите ли вы своему ребенку книги?

- Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?

- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

- Считаете ли вы себя активным читателем?

- Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

На большинство вопросов вы ответили: «Нет» или «Не знаю»? Не расстраивайтесь, ваши старания дадут добрые всходы, ваш ребенок будет уметь и любить читать, каждый день вашей семьи будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленная памятка поможет вам в этом путешествии (Автор-составитель: М.А. Латышева - директор филиала Бюджетного учреждения Омской области «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи» в с. Знаменское Знаменского района Омской области).


Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Читайте вслух с ребенком не менее 10 - 15 минут в день.

5. Хвалите ребенка за чтение.

6. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

7. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

8. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.

9. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

10. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

11. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.

12. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

13. Какие слова или выражения запомнились ему?

14. Чему учит эта книга?

15. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

16. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

17. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

18. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

19. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

20. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время чтения родители сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Буккроссинг - новое увлечение молодежи.

Это новая городская игра ХХI века по принципу «прочитай - отдай другому.

Буккроссинг появился несколько лет тому назад. В переводе с английского это непонятное для нашего слуха слово означает «перемещение книги». Логика буккросинга проста: прочитав книгу, вы не ставите ее пылиться на полке, а «отпускаете» - отдаете следующему читателя. Цель - превратить мир в огромную библиотеку.

Идея движения родилась из обычая западных пассажиров метро оставлять на сиденье прочитанную газету. Однажды парень по имени Роб Хорнбейкер решил, что на «волю» можно отпускать не только газеты, но и книги. В 2001 году он организовал первый буккроссинг в США. Потом затея дошла до Европы, где особую популярность завоевала в Италии: городские власти Флоренции подарили движению 4 тыс. книг, которые были тут же рассеяны по городу.

Сегодня буккроссинг насчитывает более 151 000 участников. 512 769 книг находятся в свободном обмене, а сайт буккросинга в Интернете посещает 25 миллионов человек в месяц. Буккроссинг - это не просто бездумный хаотический обмен книгами между незнакомыми людьми. Участники движения говорят, что их цель - создать мировой книжный клуб, членами которого может стать любой житель планеты, умеющий читать.

Совсем недавно буккроссинг пришел в Россию, и, судя по всему, уйдет отсюда нескоро. Первые буккроссеры появились в Москве в начале 2004 года, сейчас же там даже проводятся соревнования, своеобразная охота за книгами. Сегодня по Москве «гуляет» уже несколько сотен книг, среди них романы известных писателей Бориса Акунина, Чака Паланика, Джона Толкиена и даже популярного сейчас Сорокина. Цензурных запретов у буккроссеров нет.

Заключение.

Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя - «Homo legens» - «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 - 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Что же нужно сделать, чтобы Россия стала одной из самых читающих стран мира?

С моей точки зрения государство должно в первую очередь обратить внимание на систему образования, особенно в начальной школе, где нужно как можно больше часов отдать на чтение, а не загружать другими предметами. Государство должно запретить выпуск всевозможных шпаргалок, произведений литературы в кратком изложении, готовых домашних заданий и т.д. Государство через все доступные СМИ должно рекламировать культ чтения и обязательно пополнить и обновить книжный фонд библиотек в малых городах и в селе.

Но все-таки основой любви к чтению должна быть семья, когда родители читают маленьким детям книжки, а не покупают диск с мультфильмами, чтобы ребенок было под присмотром, а родители были свободны и занимались своими делами или работой.

Приложение 1

Афоризмы о книге, чтении, читателях.

Книга - огромная сила.

В.И.Ленин

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.

А.И.Герцен

Если путь прорубая отцовским мечом

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

В.С.Высоцкий

Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.

А.И. Герцен

Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!

М.А. Шолохов

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют читать их. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.

А.И.Герцен

Хорошая книга - это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро.

Ф.А.Абрамов

Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

С.В.Михалков

В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни.

Э.Кроткий

Чтение - вот лучшее учение.

А.С.Пушкин

Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Б.Княжнин
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.

Н.В. Шелгунов

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.

Ричард Бах

Сколько-нибудь стоящая книга всегда возникает прямо из жизни, и писать ее надо собственной кровью.

Ричард Олдинггон

Книги - это переплетенные люди.

Антон Макаренко

Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

По-моему, лекции не имеют по сравнению с чтением никаких преимуществ, а во многом уступают ему.

Чарлз Дарвин

Нет ничего, что в большей степени привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли.

Али Апшерони

Чтение - это беседа с мудрецами, действие же - это встреча с глупцами.

Фрэнсис Бэкон

Я слышал, что жизнь - неплохая штука, но я предпочитаю чтение.

Логан Пирсолл Смит

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Фома Аквинский

Величайшее сокровище - хорошая библиотека.

Виссарион Белинский

Моя родина там, где моя библиотека.

Эразм Роттердамский

Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого.

Эмиль Фаге

Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа.

Шарль Талейран

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

Адриан Декурсель

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного.

Мари Монтегю

Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все.

Франсуа Фенелон

Приложение 2


Список Всероссийских праздников и памятных дней,

связанных с книгой, чтением.


13 января

День Российской печати

24 марта - 1 апреля

Неделя детской книги

24 мая

День славянской письменности и культуры

27 мая

Общероссийский день библиотек

6 июня

Пушкинский день России

1 сентября

Всероссийский праздник «День знаний»

Список Международных праздников и памятных дней,

связанных с книгой, чтением.


21 марта

Всемирный день поэзии

2 апреля

Международный день детской книги

23 апреля

Всемирный день книги и авторского права

8 сентября

Международный День распространения грамотности

21 октября

Международный День школьных библиотек

26 ноября

Международный День информации

Приложение 3

Читаете ли вы книги?

Вопрос

1996 год

2009 год

Никогда, очень редко

20%

35%

От случая к случаю

49%

42%

Практически ежедневно

30%

22%

Затрудняюсь ответить

1%

1%

На вопрос о том, какие книги школьник хотел бы прочитать, но не может найти, две трети опрошенных назвали такие книги: у детей 11-14 лет это книги: о природе и животных (16 % ответивших), приключения и «ужастики» (11 %), сказки (7 %); у подростков - фантастика (8 % ответивших), по технике (7 %), истории (4 %), различная научно-популярная литература.

Ежедневные досуговые занятия.

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие - музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки - активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение - это и образование, и отдых, и развлечения.

Выбор читателей.

В «АиФ» № 37 2009 г. была объявлена акция «Выбери Топ - 100». Читателям предлагалось выбрать 100 книг, прочитать которые обязан каждый. На конец 2009 г. 20 самых популярных книг из ТОП - 100 набрали следующее количество голосов:

  1. М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 3583

  2. А.Пушкин «Евгений Онегин» - 3388

  3. Л.Толстой «Война и мир» - 3016

  4. Ф.Достоевский «Преступление и наказание» - 2965

  5. Н.Гоголь «Мертвые души» - 2912

  6. У.Шекспир «Гамлет» - 2857

  7. А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 2832

  8. М.Лермонтов «Герой нашего времени» - 2801

  9. А. Чехов «Рассказы» - 2798

  10. Д.Дефо «Робинзон Крузо» - 2729

  11. А.Грин «Алые паруса» - 2729

  12. М.Шолохов «Тихий Дон» - 2663

  13. Л.Толстой «Анна Каренина» - 2639

  14. И.Тургенев «Отцы и дети» - 2615

  15. А.Дюма «Граф Монте-Кристо» - 2577

  16. А.Пушкин «Руслан и Людмила» - 2568

  17. А.Грибоедов «Горе от ума» - 2542

  18. Русские народные сказки - 2535

  19. Х.-К.Андерсен «Сказки» - 2526

  20. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» - 2502

Приложение 4

Социологический опрос.

Мною был проведен опрос среди старшеклассников сельской школы. В нем приняло участие 26 человек. Участникам были предложены два вопроса:

1. «Какую книгу вы прочитали в последнее время?»

2. «Сколько времени вы уделяете чтению?»

На первый вопрос ответили следующим образом:

  • 50 % опрошенных читают различную справочную литературу;

  • 30 % - книги по школьной программе («Мастер и Маргарита» М. Булгаков, «Рассказы» И.Бунин, «Тихий Дон» М.Шолохов, «Разгром» А.Фадеев» и другие);

  • 12 % - ужасы и фэнтези («Дракула», Б.Стокер, «Сумерки», «Новолуние», «Затмение», «Рассвет» С. Майер);

  • 8 % - не читают вообще.

В среднем на чтение опрошенные школьники уделяют 2 - 3 часа в неделю.

Приложение 5

Как Вы считаете, какие дети больше других читают?

В таблице представлены парные распределения ответов библиотекарей в зависимости от типа библиотеки.



Где работают респонденты

школьная библиотека

детская библиотека

В целом:

Дети, которым любовь к чтению привили в семье.

100 %

91,3%

94,6%

Дети, посещавшие детский сад.

10,7%

10,9%

10,8%

Дети, хорошо освоившие компьютер.

3,6%

4,3%

4,1%

Дети, которые читать начали до школы.

32,1%

28,3%

29,7%

Дети, которым любовь к чтению привил учитель.

64,3%

34,8%

45,9%

Дети, родителей с высшим образованием.

7,1%

10,9%

9,5%

Дети, которые стали посещать библиотеку до школы.

39,3%

52,2%

47,3%

Другие.

0%

0%

0%

Итого:

100%

100%

100%


Опросы проводила Государственная библиотека Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. (Режим доступа на источник в сети: rsl.ru)

Список использованной литературы.


1. Береснева Л. «О роли чтения», Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002 г. № 6.

2. Егорова Н. С. «Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков», Н. С. Егорова // Начальная школа. - 1998 г. № 9.

3. Капица С., Грачев С., Оберешко В. «Зарастет народная тропа…»// газета «АиФ» № 37, 2009 г.

4. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. «Мудрость России. Афоризмы», Санкт-Петербург, Москва, издательский дом «Нева», 2005 г.

5. Колганова Т.А. «Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения» //журнал «Литература в школе» № 12, 2009 г.

6. Поляков Ю. «Мода на чтение ушла» // газета «АиФ» № 52, 2009 г.

7. Чаликова Д. «Что и как мы читаем», Д. Чаликова // Встреча. 2007 г. № 2.

8. Чернышева Л.В. «Кризис детского чтения - общемировая проблема», Л. В. Чернышева // Школа: день за днём. 2006 г. № 7 (Режим доступа в сети: rgdb. ru)

9. Чудинова В. П. «О задачах поддержки чтения в России», В. П. Чудинова // Книга и мировая цивилизация: материалы одиннадцатой международной научной конференции по проблемам книговедения: в четырёх томах. - Т.1. - М.: Наука, 2004 г.

10. Чудинова В.П. «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. № 5

11. Статья «Буккроссинг - новое увлечение молодежи», газета «ЛОМ», № 6, 2009 г.


© 2010-2022