Воспитание ребенка - призвание или обязанность?

Данная статья предназначена для родителей, педагогов и специалистов, работающих с детьми. Статья направлена на коррекцию проблемного воспитания детей, позволяет изменить отношение к своему поведению и поведению ребенка, помочь взглянуть на проблему и стать другом своим детям.Воспитывая своего ребенка, каждый из родителей, старается поступать «как лучше», ограждая ребенка от жизненных неприятностей. Несмотря на явно благие намерения, такие родители вредят своим детям. Чтобы найти путь к бесконфли...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА -

ПРИЗВАНИЕ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?


Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с

ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.

У большинства из родителей часто возникают вопросы: А правильно ли я веду себя по отношению к ребенку? Почему он стал такой несносный, лживый?

Во многих семьях принято, что главная задача родителей - управлять ребенком. В этом случае ребенок не имеет возможности для раскрытия своей индивидуальности, что может привести к проблемам формирования его личности. Воспитание ребенка - призвание или обязанность?

Если родитель занимает позицию спокойного, понимающего наставника, то ребенок может без страха и унижения обратиться к нему за помощью, многому научиться, адекватно сформировать свою картину мира. При возникающих трудностях ребенок может сделать свой выбор поведения в различных ситуациях.

К сожалению, по различным причинам на этой позиции стоят не все родители. Чаще всего во взаимоотношениях родителя и ребенка встречается деспотичный надзиратель, что приводит к заниженной самооценке ребенка и вызывает появление чувств одиночества, обиды и злости, страха, подавленности, унижения. С другой стороны, любящий своего ребенка родитель, пытающийся навязать свое мировосприятие, отношение к жизни, получает в ответ реакции ребенка, которые его не удовлетворяют.

Часто родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию и не представляют, что можно вести себя иначе, изменить отношение к своему поведению и поведению ребенка, по-иному взглянуть на проблему.

Чтобы найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка, предлагаем несколько правил - «подсказок», которые помогут наладить и поддерживать взаимоотношения с детьми в семье.

«Подсказка» 1

Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Помните, не следует идти на поводу у собственного ребенка, стремясь как можно меньше огорчать его и избегать конфликтов с ним.

«Подсказка» 2

Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, они должны быть гибкими. Правило 1 и 2 предполагают чувство меры, Вашу особую мудрость в решении вопросов «можно», «следует», «нельзя».

Для этого обратите внимание на четыре группы «можно» и «нельзя» по отношению к поведению собственного ребенка:

Тип поведения

Пример

Рекомендации

1

Вы разрешаете ребенку действовать по его собственному усмотрению, желанию

Например, в какие игрушки играть, в какой кружок записаться, с кем дружить и т.п.

Как можно больше предоставлять свободы ребенку (в приготовлении уроков, в проведении свободного времени и т.п.)

2

Вы предоставляете относительную свободу ребенку (ребенку разрешают действовать самому, но при условии соблюдения некоторых правил)

«Ты можешь гулять во дворе, но далеко не уходи», «Ты можешь сесть за уроки, когда захочешь, но закончи работу к 8 вечера» и др.

Постарайтесь спокойно объяснить, чем вызвано Ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что остается ребенку для его свободного выбора («Ты можешь сесть за компьютер, но только после того, как сделаешь уроки, так как учеба важнее»)

3

Действия, которые Вами в принципе не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются

Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 11 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления

Не бойтесь подобных исключений, если они действительно редки и оправданны

4

Вы не разрешаете делать ребенку ни при каких обстоятельствах

Категорические «нельзя»: «Нельзя играть с огнем», «Нельзя обижать маму» и т.п.

Вам самим никогда не следует делать исключений из этих правил и быть примером для ребенка

«Подсказка» 3

Ваши требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, нам следует быть более терпимыми, и подходить философски, когда маленькие дети рисуют на стенах, когда девочка-подросток одевает слишком короткую юбку или «дырявые» джинсы...

«Подсказка» 4

Требования к ребенку должны быть согласованы между всеми членами семьи. Когда мама требует одно, а папа это разрешает, ребенку будет трудно привыкнуть к дисциплине.

«Подсказка» 5

Тон, в котором Вы сообщаете требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. На вопрос ребенка «Почему нельзя?» не следует отвечать «Потому что я так сказал!», «Нельзя и все!», нужно коротко объяснить «Уже поздно», «Это опасно» и т.п. Вместо «Не смей играть спичками!» скажите «Спичками не играют!»; вместо «Сейчас же положи конфету назад!» скажите «Конфеты едят после обеда» и т.п. Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз!Воспитание ребенка - призвание или обязанность?

Взрослые почему-то забывают, что когда-то сами были детьми, ошибались, вели себя не так, как хотелось бы их родителям, в результате чего дружеские отношения прекращаются. Родителям необходимо помнить, что дети восстают не против самих правил, а против способов «внедрения» этих правил в жизнь ребенка.

Зорина Т.А.

социальный педагог

отделения для несовершеннолетних

«Социальный приют для детей»

© 2010-2022