Классный час: Учусь сопротивляться давлению

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Учусь сопротивляться давлению»

Задачи:

1. Продолжить знакомить воспитанников с теоретическими знаниями о вреде табакокурение, алкоголя, наркомании.

2. Продолжить работу по отработке практических навыков стратегии принятия решений и содействовать применению этой методики в реальной жизни.

3. Воспитывать потребность здорового образа жизни.

4. Развивать такие качества личности, как самообладание, ответственность за свое поведение и здоровье.

Оборудование: Листы бумаги, ручки (на каждого). «Шаги принятия решений». Сюжетные картинки.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Упражнение «Энергизатор»

- Ребята, мы с вами знакомы вот уже несколько лет. Но сегодня мне хотелось бы узнать вас поближе.

- Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах.

- Поднимите руки те ребята, которым снятся приятные сны.

- Хлопните в ладоши те, кто любить мечтать.

- А кто пришел на занятия с хорошим настроением.

- Вот и прошло наше близкое знакомство. Из которого можно сделать вывод о том, что все вы любите мечтать.

- Ребята, а о чем может мечтать человек?

- Это какие блага полезные или вредные?

II. Введение в тему.

Классный час :Учусь сопротивляться давлению- Мечтать может каждый человек и это его право. Но сегодня мы с вами будем рассуждать не о мечтании, а о чем, вы мне скажите сами, но чуть позже.

- Для начала прошу вас послушать разные ситуации.

Классный час :Учусь сопротивляться давлению

Алеша упрашивает Катю дать списать задание по русскому языку: « Ты самая умная в нашем классе , самая добрая, Дай, пожалуйста, списать домашнее задание…»

Катя считает, что списывать - нехорошо

Классный час :Учусь сопротивляться давлениюАлена лучшая подруга Саши, просит ее: « Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Она мне очень-очень нужна». Но Саша обещала дать книгу почитать Марине.

В школьном дворе мальчишка из соседнего класса отнимает у твоего одноклассника велосипед. «Если не дашь покататься, то я тебя так изобью…»

- Ребята, что объединяет эти ситуации?

- Что делает Алеша в первой ситуации? (Упрашивает Катю дать ему списать домашнее задание)

- Как вы думаете, хочет ли этого Катя? (Если Катя считает, что списывать нехорошо, то навряд ли она этого хочет).

- О чем просит Алена подругу? (Дать ей почитать книгу).

- Как выдумаете, может ли Саша выполнить просьбу Алены?

-Как вы оцените третью ситуацию? Что в ней происходит? (Соседский мальчишка угрожает однокласснику).

- Ребята как вы думаете, герои вышеназванных ситуаций, оказались в каком положении?

- Каждый человек может оказаться в таких же ситуациях. Это принято называть давлением, давлением окружающей среды.

- А как вы понимаете, что такое давление среды?

- Давление среды - это давление, влияние, подталкивающее человека делать то, чего он не хочет, чтобы не выглядеть хуже, «не уронить себя» среди одноклассников, приятелей, знакомых.

- Каким образом мнение других влияет на вас и на принимаемые вами важные решения? Ну, например, скажем, с кем дружить?

- Ребята, а в вашей жизни были такие ситуации, когда вы попадали в трудное положение и не знали, как поступить?

- Давайте рассмотрим формы воздействия, и как вас могут заставить оказаться от вашего намерения или принять чье-то предложение.

Форма воздействия

Пример

Подавлять вас

- Ты просто боишься

Убеждать

- Почему нет? Все это делают

Угрожать

- Соглашайся или расстанемся. Я могу тебя ударить, если ты не согласишься

Говорить, что нет никакой проблемы

- Ничего плохого не случится. Не волнуйся

Приводить доводы

- Ты мне обязан. Ты уже достаточно взрослый

Уводить от темы

- У тебя прекрасные глаза. Мне нравится, когда ты сердишься

- Когда вы попадаете в трудное положение, есть ли способы не поддаться отрицательному влиянию среды, не высказывая осуждения или не уважения?

- А сейчас немного отдохнем и проведем несложную игру. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте одним словом.

 Вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?

 Вы сможете съесть горькое мороженое?

 Вы хотите сейчас услышать обидное слово?

 А хотелось бы вам сказать своему другу обидное слово?

 Вам нравиться быть в одиночестве?

 А если я буду настаивать, оказывать на вас давление, просто ли вам будет отказать?

- Да, вы правы, отказывать действительно трудно.

III. Сообщения темы.

- Итак, мы плавно подошли к теме нашего занятия.

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему занятия.

- Сегодня на занятии мы с вами будем отрабатывать практические навыки стратегии принятия решений в случае, если на вас оказывают отрицательное давление.

IV. Работа по теме.

  1. Обсуждение ситуаций.

- Из предыдущих занятий мы с вами уже знаем о том, что каждому человеку свойственно попадать под влияние в группе. В вашем возрасте не последнее слово имеет та группа, к которой вы принадлежите.

- Но всегда ли вы хотите делать что-либо, о чем вас просят друзья, одноклассники?

- Приобщение подростков к вредным привычкам в большинстве случаев происходит в группе. Как вы думаете, все ли подростки начинали курить по доброй воле, или же в большинстве своем это происходило под давлением, потому что неудобно было отказать друзьям, или не хотелось быть «белой вороной».

- Очень часто именно так происходит, и вы уже сами знаете примеры, подтверждающие это.

- Оказывается, нужно не только правильно давать отказ, но и попытаться не попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.

- Важно уметь правильно принимать решение, не под влиянием сиюминутного влечения, настроения, а основательно, обдуманно, чтобы не было потом обидно и горько за совершенные ошибки.

2. Практическая отработка стратегии принятия решений

- Есть специально разработанная методика, которая поможет принимать решения не только в вашем возрасте, но и на протяжении всей дальнейшей жизни.

(Здесь важно, чтобы педагог привел собственный пример, когда он обращался к данной стратегии принятия решений, чтобы расположить воспитанников ближе).

- В чем ее суть?

- Как вы думаете, что может быть самым главным при принятии решения?

- Самое главное, прежде чем принять решение - ХОРОШО ПОДУМАТЬ.

- Предположим такую ситуацию.

Одноклассница предложила вам пойти с ней вечером в одну компанию. Вы не знаете ни одного из тех ребят, которые там будут. И это вас, в первую очередь, сильно беспокоит. Кроме того, вы слышали, что ваша одноклассница курит и пользуется не очень хорошей репутацией в школе-интернате.

- Следует ли вам идти в данную компанию?

(Скорее всего, мнение воспитанников разделится. Одни будут считать, что следует идти, другие - нет).

- Итак, какое же решение принять?

- Специалисты выделяют следующие шаги принятия решения.

Шаги принятия решения:

  1. Определить суть проблемы.

  2. Собрать информацию.

  3. Определить возможные варианты решения.

  4. Спрогнозировать последствия каждого из вариантов.

  5. Установит, как ваши действия отразятся на других людях, какое косвенное воздействие на других могут оказать ваши поступки и намерения.

  6. принятие решения.

- Итак, давайте подробно разберем данные шаги принятия решения.

- Как вы думаете, в чем в данной ситуации суть проблемы?

- Самое главное здесь даже не в том: идти - не идти. Главное в том, как не поддаться искушению попробовать покурить или еще что-то в этом роде.

- Второй шаг - собрать информацию - необходимо попытаться получить информацию из всевозможных надежных источников. Как вы думаете, кто может быть таким источником? (Люди, книги, фильмы, собственный опыт).

- Если же сведений недостаточно, то как вы уже знаете, необходимо поговорить с человеком, которому вы доверяете, которого вы уважаете. Возможно, данный человек поможет вам увидеть проблему с неожиданной точки зрения. Так же нужно учесть тот факт, что вы, кроме своей одноклассницы, больше никого в данной компании не знаете.

- Ребята, а какие возможные варианты решения мы с вами определили?

- У нас получилось два варианта решения: идти и не идти, отклонить предложение.

- Предположим, вы все-таки решились пойти, Чьи интересы будут выполнены? Кому это выгодно? Кому повредит? Могут ли быть непредвиденные последствия? Может ли общение в данной компании принести вред моему здоровью?

- А если не идти? Что может возникнуть в данной ситуации?

- Здесь также два варианта: могут возникнуть трения в отношениях с одноклассницей, а может быть, наоборот, вас друзья начнут уважать за твердость характера.

- При пятом шаге могут возникнуть самые неожиданные воздействия, например, на вашу одноклассницу, которая собирается в компанию, на ваших родителей и учителей, как лиц ответственных за ваше воспитание, на кого-то другого. Здесь важно взвесить все имеющие факты.

- И только после получения всей информации и взвешивания всех возможных последствий можно принимать решение. При этом важно обязательно удостоверится, что любые будущие действия безопастны, не противоречат нравственным принципам и законам общества и вполне подходят самому человеку, который принимает решение.

- Конечно, вы можете сказать, что необходимо длительное время, чтобы пройти все эти шаги. Да, это так. Но если эта методика будет вами отработана, то времени понадобиться не так уж и много. В кризисных ситуациях люди могут намного быстрее проходить эти шаги, за минуты.

- А сейчас, прошу вас разбиться на две группы по вашему желанию.

- Каждой группе будет предложена ситуация. Вам необходимо разобраться в данной ситуации и проработать все шесть шагов принятии решения, записать их.

Ситуация 1.

Вы с компанией друзей находитесь на школьном дворе. К вам подходит парень старшего возраста и предлагает выпить пива вместе с ним. Один или двое из группы соглашаются. Вы понимаете, что употребление алкоголя, даже в незначительных дозах, вредит здоровью. Вы также понимаете, что вашим друзьям не хотелось бы, чтобы вы были доносчиком. Что вы будете делать?

Ситуация 2.

В компании, часто собирающейся на школьном дворе(у вашего подъезда), некоторые ребята курят. Однажды один из лидеров компании предлагает вам покурить. Вам трудно принять решение. Но все же вы пытаетесь отказаться от предложения. Что вы будете делать?

(После выполнения задания, каждая группа рассказывает о принятых шагах решений. При обсуждении ситуаций воспитанникам можно дополнительно предложить в качестве помощника таблицу-опору).

Варианты поведения

Последовательность диалога (варианты ответного поведения)

Пример

Объяснить, что вы чувствуете, и проблему.

- Я чувствую неудовлетворенность, когда…

- Меня огорчает, когда…

- Я чувствую…,когда…

- Мне больно, когда…

- Мне не нравиться, когда…

Попытка увести от темы.

- А что ты понимаешь в…?

- Ребята, давайте…

Изложите ваши требования.

- Меня бы больше устроило, если бы…

- Я не хочу, чтобы… и думаю, что…

Выяснения мнения партнера о вашем требовании.

- Мне бы хотелось, чтобы вы…

- Пожалуйста, не надо…

- Мне бы хотелось, чтобы вы не…

- Что вы думаете об этом?

- Вас это мнение устраивает?

- Каково ваше мнение?

- Какова ваша точка зрения?

Попытка переубедить.

- Хорошо, но послушай сначала, что я хочу сказать…

- Знаю, что вы думаете, но позвольте мне договорить…

Откажитесь.

- Нет, и еще раз нет!

- Нет, нет, и я ухожу!

- Нет, не собираюсь этого делать.

Отложите решение вопроса.

- Я еще не готов. Может быть позже.

- Может быть, мы можем поговорить позже?

- Мне бы хотелось отложить данный разговор, пока я…

Найдите компромиссное решение.

- Давай сделаем…, вместо…

- Как насчет того, чтобы попытаться…

- Почему бы тебе не…, и мы вместе…

- Считаете ли вы, что результаты оказались бы теми самыми, если бы решение принимались в реальной жизни? Почему вы так думаете?

V. Итог.

- Подходит к концу наше занятие. Настало время подвести итоги.

- Чему было посвящено занятие?

- Что такое давление группы?

- Какие отрицательные и положительные последствия для личности может иметь это давление?

- Как меняется поведение человека в группе?

- Где, как правило, происходит приобщение подростка к вредным привычкам?

- Что необходимо предпринять прежде, чем принимать какое-либо решение?

- Какими правилами необходимо руководствоваться при отказе, чтобы человек не обиделся?

- Какие основные выводы можем сделать?

Выводы


  1. Давление на человека могут оказывать по-разному.

  2. Необходимо сопротивляться давлению.

  3. Чтобы успешно сопротивляться давлению, надо пройти шаги принятия решений и самостоятельно решить, как поступить в каждом случае.






Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»











КЛАССНЫЙ ЧАС


Классный час :Учусь сопротивляться давлению













Классный руководитель:

Ватутина В.И.










2006г.


© 2010-2022