- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минасуева В.П. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю
Директор МКОУ ДОД ДЮСШ
____________________Николаева Н.Т.
«______»____________2014год
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«АЛИ-БАБКА и 156 разбойников»
г. Тавда 2014 год
Паспорт программы
Полное название программы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ ДОД ДЮСШ
«АЛИ-БАБКА и 156 разбойников»
Авторы - составители программы
Минасуева Валентина Павловна
Королик Елена Александровна
Руководитель программы
Минасуева Валентина Павловна
Название организации представившей программу
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа
Адрес организации
Свердловская область, город Тавда, улица Ломоносова 6
Телефон
(34-360) 3-33-72
Форма проведения
Работа лагеря с дневным пребыванием детей
Сроки реализации программы
май-июнь 2014 года
Место реализации программы
Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ломоносова 6, ул. 9 Января 23а
Цель программы
Создание условий для полноценного отдыха обучающихся ДЮСШ и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Основные задачи программы
-
Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков.
-
Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.
-
Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.
-
Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.
Ожидаемые результаты
-
Организация полноценного отдыха детей.
-
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
-
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
-
Личностный рост участников программы.
-
Улучшение социально-психологического климата в школе.
-
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
-
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
Система организации контроля исполнения программы
Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и администрацией школы
Пояснительная записка.
Деятельность летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием регламентируется Уставом ДЮСШ, Положением о спортивно-оздоровительном лагере при ДЮСШ, а так же необходимостью укрепления здоровья учащихся ДЮСШ. Летний сезон дает возможность не только продолжить учебно-тренировочный цикл занятий, но и включить в содержание работы с детьми значимую для них информацию по истории Свердловской области, медицине, технике безопасности, правилам дорожного движения, культуре, искусству и другую. Такая работа способствует не только совершенствованию физического, но и духовно-нравственного потенциала детей и подростков.
Лагерь с дневным пребыванием при ДЮСШ функционирует в местах дислокации школы (ул. Ломоносова, 1,6; ул. 9 Января, 23а), а также ее филиалов - МАОУ СОШ №9, Кошукской СОШ.
Программа деятельности лагеря рассчитана на использование бюджетных средств, финансовых возможностей родителей, спонсоров и материальной базы ДЮСШ.
Концепция программы
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены.
Основной состав лагеря - это обучающиеся школы в возрасте 6,5-17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 9 разновозрастных отрядах общей численностью 150 человек.
Главная идея деятельности летнего лагеря - предоставить возможность каждому ребенку проявить свои творческие организаторские способности, расширить круг общения через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своими педагогами, сверстниками.
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний
период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи программы:
1. Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков.
2. Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.
3. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.
4. Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.
Сроки и этапы реализации программы
№ п/п
Наименование
Сроки
I этап
организационно-методический:
- подготовительный;
- организационный
Май
2014
II этап
реализация программы:
- основной;
- заключительный
Июнь
2014
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре по подготовке к летнему сезону;
- издание приказа о проведении летней кампании;
- подготовка материальной базы школы к летней оздоровительной компании
Организационный этап.
- разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Основной этап.
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы летнего отдыха
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- реализация основной идеи программы;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
Заключительный этап.
- подведение итогов реализации программы;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Организационное обеспечение.
Моделирование и структурирование деятельности лагеря. Наличие программ деятельности, необходимой документации, плана работы на смену, проведение инструктажа, методических планёрок и совещаний до начала и во время смены.
Мотивационное обеспечение.
Добровольность участия в жизни лагеря. Предоставление права выбора деятельности, стимулирование и применение системы поощрений.
Кадровое обеспечение.
Педагогический отряд формируется из числа тренеров-преподавателей школы.
Педагогическое обеспечение.
Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы детей. Создание условий развития личности детей и их способностей. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Работа в отрядах летнего оздоровительного лагеря строится на основе следующих принципов:
-
Принцип многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности учащихся и тренеров-преподавателей ДЮСШ;
-
Принцип сочетания спортивных и досуговых мероприятий в рамках единого режима дня лагеря;
-
Принцип уважительного отношения к личности учащегося и тренера-преподавателя .
Механизм реализации программы
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра в сказку «АЛИ-БАБКА и 156 разбойников».
Сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Сказка, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражает глубокие моральные идеи. Она учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию. Игра-сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся сказочным традициям и законам, и действуют согласно своим ролям.
Участники смены, играя роль сказочных героев, преодолевают различные испытания. Главная цель игры - найти «смерть Кощея», победить армию АЛИ-БАБКИ, и освободить Данилу-Мастера.
Главная цель Темных сил- проверить и испытать участников 156 разбойников для передачи ценных оберегов достойным. Именно поэтому клан АЛИ-БАБКИ каждый день пробует силы участников в различных ситуациях.
Номинации, по которым оцениваются участники, следующие:
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.
Пользуясь подсказками, которые соберут участники, они начнут бороться за выживание, попытаются найти разумные выходы из «интеллектуальных лабиринтов», побывают в гостях у Хозяйки медной горы, в борьбе с нечистой силой из русских сказок потренируют здоровое тело для здорового духа и т.д. Когда все преграды будут позади, 156 разбойников соберутся в «Пещере сокровищ» для подведения итогов игры и награждения. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем останутся: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерские и организаторские способности и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.
Первый шаг: диагностика способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.
Второй шаг: предоставление информационного пространства, обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности.
Третий шаг: научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения:
Четвёртый шаг: развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях.
Пятый шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
Шестой шаг: способствовать тому, чтобы подросток осознавал себя лидером, определение сильнейшего по видам состязаний.
Показатели успешности программы
- Количество подростков, принявших активное участие в программе.
- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
- Положительные отзывы участников программы и их родителей.
- Создание летописи ЛОЛ.
- Коллективные творческие дела.
Направления программы
1.Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-
ежедневный осмотр детей медицинским работником;
-
утренняя гимнастика;
-
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
-
организация пешеходных экскурсий;
-
организация здорового питания детей;
-
организация спортивно-массовых мероприятий:
2.Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей проводятся интеллектуальные конкурсы: интеллектуальный марафон «Звёздный час», «Своя сказка»; игры и мероприятия на сплочение коллектива: «В гостях у Хозяйки медной горы».
3.Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность учащихся при проведении спортивных мероприятий» , инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми».
- Беседы, проводимые медицинским работником: «Личная и общественная гигиена», «Как снять усталость», «Курить - здоровью вредить», «Если хочешь быть здоров», «Меры доврачебной помощи».
- Игра-беседа «У светофора нет каникул» с приглашением работников ГИБДД.
- Профилактическая беседа о вреде наркотиков, с приглашением врача-нарколога
- Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь»
4.Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет: «Реальная сказка»
- Конкурс рисунков на асфальте: «Вини-Пух и все-все-все»
- Выставка: «Сказочные обереги», поделки из природных материалов.
- Коллективные творческие дела.
- Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсы.
- Развлекательные мероприятия: спортивные состязания, игровые программы, конкурсы, выставки.
5.Работа по патриотическому развитию детей
- конкурс «От Бажова до Свердлова» (культура, история Свердловской области)
- военно-патриотическая игра «Данила-Мастер»
6.Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей.
- Распределение обязанностей в отрядах.
- Закрепление ответственных по различным видам поручений.
- Дежурство по столовой, игровым площадкам.
Предполагаемый анализ реализации
образовательной программы
1. Через средства массовой информации
2. Отчет о работе смены с приложением отзывов отдыхающих и анализом работы
3.Индикатор уровня позитивности
Ожидаемые результаты выполнения программы
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
4. Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
5. Личностный рост участников программы.
6. Улучшение социально-психологического климата в школе.
7. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
8.Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Распорядок дня
Время
Мероприятия
8:30
С добрым утром, детвора
В лагерь нам спешить пора.
Утренняя линейка
8:30 - 9:00
Сразу дружно по порядку
Все выходим на зарядку.
Зарядка
9:00 - 10:30
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.
Завтрак
10:30 - 11:00
Интересное занятие -
Подготовка к мероприятию.
Свободное время
11:00 - 13:00
Вот пришёл весёлый час,
Здесь играют все у нас.
Ждёт Вас много забав интересных,
Конкурсов, игр и песен чудесных.
Развлекательные мероприятия, спортивные состязания
13:00 - 13:30
Мы готовимся к обеду,
За столом серьёзный вид.
Виден сразу за обедом
Богатырский аппетит.
Обед
13:30 - 14:00
Снова все собираются,
лучшие награждаются.
подведение итогов дня
14:00 - 14:30
Надо в порядок всё привести,
Мусор убрать, и пол подмести.
подготовка к уходу домой