Значение массового участия детей разного возраста в формировании гражданской идентичности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Значение массового участия детей разного возраста в формировании гражданской идентичности





АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103

ул. Верхнепечерская, д. 10, г. Н.Новгород, 603163

Тел. 460-88-10, 460-88-01







Городские педагогические чтения

Значение массового участия детей разного возраста в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 70-летию Победы в формировании российской гражданской идентичности, нравственной культуры и готовности учащихся к защите Отечества.





Работу подготовила:

Кудрявцева Наталья Александровна

учитель истории и обществознания,

классный руководитель







Г. Нижний Новгород

2015 год



«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский.



Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания и экологии детства, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава.

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе усвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.

Задачи:

  • осознание своей уникальности и одновременно общности с другими;

  • осознание своей принадлежности к различным социальным группам.

  • осознание своей гражданской идентичности.

Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Критерий гражданственности - целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.

Гражданственность выражает не этнические или этнокультурные, а общенародные интересы человечества в конкретной национально-специфической форме.

Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданину принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин Гражданин, если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо. Гражданин - это тот, кто готов разделить ответственность за страну

Гражданская позиция - это действия человека, созданного государством, которые либо помогают, либо мешают этому государству.

Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.

Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Формирование гражданской идентичности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. Миссия общего образования как ведущей социальной деятельности общества - формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.

Важнейшей задачей гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание. Патриотизм является компонентом гражданской идентичности, выступает как проявление «гражданственности» и находит выражение в деятельности, направленной на благо Отечества.

Патриотическое воспитание молодежи составляет важнейшее направление государственной молодежной политики России и направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

Задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и воспитания чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны реализуются как при изучении предметов социально-гуманитарной направленности, так и во внеклассной работе (музеи, организация деятельности детских объединений, поисковые мероприятия, походы, военно-спортивные игры и т.д.).

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.

Я как учитель должна:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством - вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Формирование российской гражданской идентичности через работу детского объединения "ЧИЖ" (из опыта работы)

Перед нами, педагогами, стоит наиважнейшая задача - подготовка новых поколений российских граждан к служению Отечеству. Это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека, и мы - руководители детского объединения, часто испытываем затруднения в определении специфики патриотического воспитания школьников разных возрастов. В этой связи я хочу показать вам, как я в своём объединении учитываю особенности и задачи формирования опыта служения Отечеству у учащихся разного возраста, т.е. о необходимости раскрытия психологических основ патриотического воспитания личности, закономерностей её развития на разных возрастных этапах.

В исследованиях советских психологов и педагогов (П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.) показано, что ни состав, ни специфические качества новообразований человека как личности не определяются «прирождёнными механизмами», а возникают только в определённой общественной среде и только путём деятельного воспроизведения её опыта.

В своей работе с детьми в детском объединении я преследую следующую цель: - развивать у учащихся социально значимые качества патриота и гражданина.

Задачи:

-развивать гражданские убеждения и собственные характерные особенности;

-формировать гражданские чувства;

-воспитывать патриота и гражданина.

В жизни современного ребёнка имеется 6 генетически преемственных типов ведущей деятельности:

  • Непосредственно-эмоциональное общение - у младенцев;

  • Манипулятивная деятельность - у ребёнка в раннем детстве;

  • Игровая - у дошкольников;

  • Учебная - у младшего школьника;

  • Общественно - полезная - у подростков;

  • Учебно - профессиональная - у старшеклассников. (Д.И.Фельдштейн)

Возрастной подход к построению процесса патриотического воспитания - это активное целенаправленное формирование развития личности защитника Родины, основывающееся на учёте её возрастной предрасположенности к усвоению соответствующих элементов социального опыта и механизмов деятельности.

А теперь я покажу вам, как я учитываю эти возрастные особенности в работе детского объединения «ЧИЖ».

  1. Тренинг «Снежинка»

Для начала мы с вами проведём небольшой тренинг, который называется «Снежинка». У каждого из вас есть лист бумаги, все они одинаковой формы, размера, качества, цвета. Итак, главные условия: закрыть глаза, внимательно слушать мою инструкцию и выполнять следующее:

1. сложите лист пополам. 2. оторвите правый верхний уголок.

3. опять сложите лист пополам ( можно лист поворачивать).

4. снова оторвите правый верхний уголок.

5. продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна.

  • У каждого из вас получилась красивая снежинка.

  • Теперь раскройте снежинки. Посмотрите каждый на свою, сравните со снежинками своих соседей.

  • Я попрошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас.

  • Ну что, нашли?

  • Не получается?

  • Они все разные?!

Вот такие и наши дети - все разные, каждый по-своему: различны их внешность, характеры, способности, возможности и личные качества.

  1. Деятельность разных возрастных групп школьников.

Младшие школьники (1-4 классы)

Среди учащихся этой группы только начинается важная и нелёгкая работа по закреплению, развитию и коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех зависит от умения руководителя детского объединения определить уровень развития этих чувств и строить работу по этому принципу. Эта возрастная группа участвует в таких мероприятиях как: встречи с ветеранами и интересными людьми, конкурсы рисунков, тематические лекции в музее, возложение цветов к памятным местам и т.д.

Развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний ребят о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по её защите. Наша задача в этих условиях заключается в том, чтобы познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, её защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.

Младшие подростки (5-7 классы)

5-7 классы являются наиболее сложными для патриотического воспитания. Они занимают промежуточное положение между школьным и старшим подростковым возрастом. Эти дети сохраняют в себе многие черты детства, но в то же время тянутся к старшим подросткам. Взгляды и убеждения, отношения, сложившиеся в этом возрасте, существенно влияют на дальнейшее развитие идейно-нравственного облика личности.

Дети этой возрастной группы с удовольствием участвуют в акции «Полевая почта на дому», поздравляют ветеранов с праздниками, дарят подарки, оказывают посильную помощь. С большой ответственностью подходят к участию в традиционном месячнике военно-патриотического воспитания в школе: рисуют газеты, выпускают боевые листки и т.д. Особенности психического развития, присущие школьнику 5-7 классов, создают благоприятные предпосылки для патриотического воспитания.

Младшие подростки совершают экскурсии по родному краю, памятным местам нашего города, России. Встречаются с ветеранами войны и труда, известными выпускниками школы, воинами-интернационалистами. С интересом знакомятся с историей и формой одежды различных родов войск, знаками отличия, орденами и медалями СССР и РФ, военной техникой, участвуют в занятиях юнармейцев, военно-спортивных играх, днях здоровья, в поисковой работе (например, участие в операции «Орден в твоём доме»), праздниках песен военных лет и т.д.

В работе детского объединения важно не пройти мимо одного обстоятельства. Чувство Родины своими корнями уходит не просто в историю школы, страны, города. Это история народа, людей и прежде всего - история родных и близких. Между тем дети сплошь и рядом плохо знают, где и кем работают их родители, какую пользу своим трудом приносят людям, ещё хуже знают жизнь своих дедушек и бабушек, совсем не знают своих прадедов. Получается, что они растут. «Иванами, не помнящими родства». Здесь есть над чем подумать не только родителям, но и нам. В связи с этим мы проводили акцию «Мы правнуки победы», где дети рассказывали о своих прадедах в годы Великой Отечественной войны.

Старшие подростки (8-9 классы)

Мероприятия патриотической направленности в 8-9 классах в основном те же, что и в 5-7, однако роль старшеклассников в них, сам подход к их участию в этих мероприятиях существенно изменяется. В этот период они особенно нуждаются в тактичном контроле и помощи со стороны взрослых. Такая помощь способствует возникновению у школьников ответственности за достижение результатов, заинтересованности в работе, убеждения в её социальной необходимости, что ведёт к формированию положительного отношения к патриотической деятельности.

Старшие подростки (10-11 классы)

Для учащихся старших классов юношеский возраст - это период формирования научного мировоззрения, активизации физического развития, интеллектуального развития, профессионального самоопределения, социального воспитания личности. Мышление молодых людей этого возраста становится более зрелым, оно приобретает системность стройность, способность к глубокому обобщению нашей действительности. Юноши и девушки стремятся активно участвовать в жизни не только своего коллектива, но и общества. В воспитательной работе с ними необходимо акцентировать внимание на положении: «главное - не кем быть, а каким быть». Основным стержнем этой работы остаётся система поручений и ответственности, но в 10-11 классах это система должна максимально базироваться на доверии и сотрудничестве.

Большую роль, как и в предыдущих классах, в содержании работы по патриотическому воспитанию в 10-11 классах играют традиционные мероприятия, но в проведении их ещё в большей мере возрастает организаторская роль старшеклассников, а вместе с нею - ответственность за качество и результаты проведенных мероприятий.

Большое место в воспитательной работе с учащимися этого возраста занимают поисковая работа, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны почётными гражданами города, экскурсии и походы по местам славы нашего народа, встречи с выпускниками школы - воинами Российской Армии и Флота, воинами-интернационалистами и т.д.

  1. Патриотическое воспитание средствами краеведения.

Краеведческая деятельность - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она способствует познанию социальной и природной среды и самопознанию школьников в окружающем их мире.

Распределяя формы краеведческой внеклассной работы по возрастам, можно определить:

Для 5-7 классов - пешеходные экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с ветеранами, краеведческие викторины, занятия в объединениях («Родословие», «История края», «Этнография»), встречи с земляками, сумевшими своими делами прославить край Родину, выставки рисунков «Мой край родной» и т.д.;

Для 8-9 классов - выпуск краеведческих стенгазет, классные часы «Земляки», «Мой город» и др., экскурсии, путешествия и т.д.;

Для 10-11 классов - дискуссионные клубы, «круглые столы», пресс-конференции «Как живёшь, ветеран?», интеллектуальные краеведческие игры, научно-исследовательская краеведческая работа, анкетирование детей.

В 2008 году на базе школы был образован военно-патриотический клуб «Патриот» с целью совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности, гражданской ответственности учащихся. Работа клуба идет в трех направлениях: историческое, спортивное, военно-патриотическое. Каждое направление имеет своего руководителя: историческое - учитель истории , спортивное - учитель физкультуры, военно-патриотическое - учитель ОБЖ, имеющий воинское звание. Члены клуба принимают участие в соревнованиях «Нижегородская школа безопасности - Зарница», в смотрах-конкурсах военно-патриотических клубов Нижегородской области, в фестивале «Мальчишник».

В юбилейный год Великой Победы участники клуба «Патриот», несли почетную вахту на Посту №1 у вечного огня в Нижегородском кремле. По итогам командного зачета участники клуба заняли второе место в городе.

По инициативе совета детского объединения «ЧИЖ» и родителей на территории школы был установлен мемориальный памятник воинам, жизнь свою положившим за наше Отечество (заложен в честь 70 - летия Победы в Великой Отечественной войны). Все учащиеся школы были вовлечены в работу по сбору средств на открытие мемориального памятника, родители поддержали своих детей и помогали установить и оформить мемориал. Для этой цели был организован сбор макулатуры, на полученные средства и был установлен мемориал. На открытии мемориала присутствовали учащиеся школы, родители, заместитель главы администрации Нижегородского района Кутовая Екатерина Александровна.

Учащиеся начальной школы ухаживали в летний период за цветами, посаженными старшеклассниками. Этот мемориал для каждого ученика и жителей микрорайона является святым, он связывает невидимой нитью историю прошлого и настоящего.

Особым событием в жизни учащихся школы стала поездка на остров Валаам, где участники экспедиции познакомились с историей Валаамского монастыря в годы Великой Отечественной войны, дорогой жизни, блокаде города Ленинграда. Находясь на борте теплохода «Константин Симонов» учащиеся школы участвовали в церемонии «Минута молчания» 9 мая 2015 года в 19.00 часов. Почтили память тех, кто мужественно сражался за освобождение города - героя Ленинграда. Ребята с трепетом в сердце опустили алые гвоздики в воды Ладоги. Каждый из ребят в последствии сказали, что вспоминали своих близких и родных, которые не дожили до этого светлого праздника - 70 -летия Победы!

Также в эти майские дни учащиеся школы стали участниками акции «Памяти павших, будем достойны!», в парке Победы на Нижневолжской набережной. Ребята с интересом познакомились с экспонатами военной техники, участвовали в смотре строя и песни, возложили цветы к памятнику Победы.


Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья - это малый мир, малое общество. Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и солидарности, любви. В тесном контакте педагогический коллектив работает с родительской общественностью. Родители принимают активное участие в творческих, спортивных, познавательных конкурсах и мероприятиях. Только вместе с родителями педагоги школы могут получить от ребенка столько же, сколько отдают ему сами. Именно в этом мудрость воспитания.

Таким образом, общеобразовательная школа через различные образовательные модели обучения и воспитания призвана формировать положительные представления о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях и образах-символах, без которых немыслима ни одна национальная история. Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.











Приложение.

Рис. 1. Распределение опрошенных подростков по уровню сформированности гражданских чувств и обладанию соответствующими знаниями

Значение массового участия детей разного возраста в формировании гражданской идентичности

По результатам обработки анкеты, можно сделать следующие выводы: опрашиваемые дети обладают слабыми знаниями по многим вопросам, связанным с гражданской идентичностью. Их представления в этой сфере порой весьма наивны. Например, на вопрос, кто такой гражданин, 7 человек (45%) не смогли дать адекватного ответа, 5 человек (22%) считают, что гражданином можно назвать человека, работающего в РФ, или человека, соблюдающего законы, или просто имеющего документы, подтверждающие прописку в РФ. Только 6 человек (33%) смогли дать определение термина гражданин.

На вопросы, связанные с Конституцией РФ, дети отвечают очень противоречиво: 3 человека (17%) совершенно не дали никакого ответа, 6 человек (33%) путают права и обязанности. Некоторые из них считают, что образование и труд - это обязанности, но тут же указывают, что это и права. Только 9 человек (50%) смогли правильно ответить на вопросы.

На вопрос о качествах, которые присущи гражданину, дети отвечают очень красноречиво и правильно - все 18 человек.

Вызвал затруднение вопрос, какими способами можно выразить свою гражданскую позицию. 12 человек (67 %) не смогли ответить на этот вопрос, среди ответов есть такие как: жалоба, преданность президенту, работа над увеличением уровня развития страны. Лишь 6 человек (33%) из 18 опрошенных дали адекватные ответы.

На вопрос о государственных праздниках 12 человек (66%) ответили очень полно, но 6 человек (34%) сумели назвать только «День победы 9 мая» или «День рождения РФ 12 июня».

Что касается государственных символов России, то на этот вопрос все 18 человек ответили правильно. Это, видимо, связано с тем, что уже с младших классов дети проходят это по предмету «Окружающий мир».

Как ни странно, вопрос, что такое достопримечательности, вызвал у детей затруднение. Только 3 человека (11%) полно ответили на него. Достопримечательности нашей страны отражены очень скудно. 10 человек указали по одной достопримечательности (либо озеро «Байкал», либо город Санкт-Петербург). 5 человек указали на несколько достопримечательностей, но и то с ошибками. Так, например, Исакиевский собор в Санкт-Петербурге называют Исаковским, т.е. средний уровень знаний у 89%.

На вопрос, что вызывает чувство гордости за Москву, основная масса детей (90%) называют Красную площадь и Большой театр.

% опрошенных не могут указать вообще никаких интересных мест в России, где хотели бы побывать.

Таким образом, среди опрошенных подростков можно выделить три группы по уровню сформированности гражданских чувств и обладанию соответствующими знаниями: низкий (41 %), средний (30 %) и высокий (29 %).

Анкетирование также показало сформированность чувства принадлежности к своей стране у подростков. Данные по классу сведены в таблицу 3.1.

Сформированность чувства принадлежности к своей стране в среднем по классу

Таблица 3.1

Номера вопросов

Да (%)

Нет (%)

1

50

50

2

44

56

3

39

61

4

61

39

5

44

56

Итого в среднем

48

52

В графическом виде результаты анализа выглядят следующим образом:

Рис. 2. Распределение опрошенных подростков по их пониманию гражданской идентичности

Значение массового участия детей разного возраста в формировании гражданской идентичности

Ответы на вопросы анкеты, позволяющей выявить сформированность чувства принадлежности к своей стране, показали, что дети очень плохо разбираются в том, кого же можно называть Россиянином. Так, например, на вопрос, обязательно ли быть русским, чтобы считаться россиянином, 9 человек (50%) ответили «да» и 9 человек (50%) ответили «нет».

А на вопрос, обязательно ли жить в России, чтобы тебя считали Россиянином, 6 человек (44%) ответили «да», 12 человек (56%) не знают, как ответить.

Вопрос, может ли человек гордиться тем, что он Россиянин и почему, вызвал большое затруднение у опрашиваемых, т. к. 11 человек (61%) из 18 не смогли на него ответить и лишь 7 человек (39%) пояснили свой ответ.

При ответе на вопрос, хотел ли бы ты в будущем жить в РФ, мнения разделились следующим образом: 11 человек (61%) ответили положительно, 4 человека не дали ответа, а 3 человека ответили отрицательно.

Среди ответов на вопрос об отрицательных характеристиках россиян, наиболее часто встречаются: любовь к горячительным напиткам и взятки (10 человек из 18), плохое отношение к старикам (3 человека), лень (5 человек).

Наибольшее количество детей (7 человек) хотят брать пример с матерей. Лишь один человек - с отца, 1 человек с представителя шоу-бизнеса, 3 человека с литературных героев, 1человек - с учителя. Остальные затруднились с ответом.

При ответе на вопрос, все ли равно, кем себя считать, лишь бы жилось хорошо, 8 человек (44%) не согласны с такой постановкой вопроса, 2 человека согласны, остальные затруднились с ответом (56%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в среднем только у 48% детей сформировано чувство принадлежности к своей стране, 52% детей либо затрудняются с ответом, либо дают неправильный ответ.

Тестирование по методике: «Незаконченный тезис» проведено с целью определения уровня развития у подростков эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности. В таблице 3.2. ответы детей на вопросы тезиса «Отношение к семье»

Отношение к семье в среднем по школе

Таблица 3.2

Итого в % в среднем по классу.

Номера вопросов по тезису

1

2

3

4

5

Положительные ответы

100

100

50

65

100

Отрицательные ответы

-

-

50

35

-

По результатам тезиса «Отношение к семье», можно сделать вывод, что 100% детей имеют положительное отношение к семье. 50% детей не имеют представления о семейных традициях, оставшиеся 50% считают, что традиции - это в основном проведение праздников за столом. На 4 вопрос тезиса, что дети могут сделать для своей семьи, 65% детей отвечают, что хотят помочь семье материально, скорей выйти на работу. 35% затрудняются с ответом.

Данные анкетирования по тезису «Отношение к людям» отражены в таблице 3.3

Отношение к людям в среднем по школе:

Таблица 3.3

Итого в % в среднем по классу

Номера вопросов по тезису

1

2

3

4

5

6

Положительные ответы

66

100

100

94

100

66

Отрицательные ответы

34

-

-

6

-

34

Анализируя тезис «Отношение к людям», (данные таблицы 3.3), можно сделать вывод, что 66% детей стремятся помочь людям, 34 % учащихся не ответили на этот вопрос. Основная масса детей считает, что человек любой национальности заслуживает уважения. 100% детей отрицательно относятся к людям, говорящим неправду. Лишь один ученик из 18 не вступится за человека, которого обижают в его присутствии. 100% детей положительно относятся к верующим людям. 66% подростков в случае просьбы о помощи выберут помощь, а не отдых, 34% ответили отрицательно на этот вопрос.

Таким образом, 100% детей положительно относятся к людям, но только 66% окажут помощь в случае необходимости.

Результаты опроса подростков по тезису «Отношение к труду» сведены в таблицу 3.4

Отношение к труду в среднем по школе

Таблица 3.4

Итого в % в среднем по классу

Номера вопросов по тезису

1

2

3

4

5

6

Положительные ответы

94

72

39

22

66

100

Отрицательные ответы

6

28

61

78

34

-

Из данных таблицы 3.4. по результатам теста можно сделать вывод, что основная масса детей хорошо понимает, что такое труд. Лишь один человек из 18 затруднился ответить на этот вопрос. На вопрос, надо ли просить дважды выполнить какое-то дело, 11 человек ответили, что не очень-то хочется это делать, поэтому можно просить и трижды, и более. Только 39% детей согласны сразу приняться за дело. До конца выполнять дело могут только 72% детей, остальные 28% считают, что не могут довести дело до конца. Только 22 % подростков чувствуют в себе силы организовать трудовое дело, 78% ответили отрицательно на этот вопрос. 66% детей выбирают помощь кому-то в работе вместо отдыха. Все 100% детей чувствуют удовлетворение, когда работа закончена.

Таким образом, можно сказать, что отношение к труду положительное в среднем у 40% детей. Остальные 60% вынуждены трудиться по разным причинам, но с удовольствием предпочли бы отдых. Деятельностный компонент гражданской идентичности сформирован только у 22% подростков.

Данные тестирования по тезису «Отношение к Родине» сведены в таблицу 3.5

Отношение к Родине в среднем по классу

Таблица 3.5

Итого в % в среднем по классу.

Номера вопросов по тезису

1

2

3

4

5

6

Положительные ответы

100

83

83

90

83

50

Отрицательные ответы

-

17

17

10

17

50

Анализируя ответы детей по тезису «Отношение к Родине» (данные таблицы 3.5), можно констатировать, что 100% детей правильно понимают, что такое Родина. 83% детей гордятся своей страной, 17% детей не могут ответить на этот вопрос. 83% подростков не хотят уезжать из своей страны, 17% уехали бы в другие страны, где лучше живут. 17% детей затрудняются с ответом на вопрос, что значит быть достойным гражданином. Наибольшее затруднение у подростков вызвал вопрос, что я могу сделать для своей страны. 50% детей вообще не ответили на этот вопрос, оставшиеся 50% ответили очень незамысловато (сделать что-нибудь хорошее). Таким образом, основная масса детей (83%) относятся положительно к своей Родине, лишь17% подростков хотят покинуть свою страну.

Подводя итоги тестирования по методике «Незаконченный тезис», можно сделать вывод, что у подростков в основном положительное отношение к семье, однако дети плохо разбираются в вопросе, что такое традиции семьи. Все 100% детей положительно относятся к людям, к разным национальностям, к религии, но только 66% придут на помощь в случае необходимости. Положительное отношение к труду у 40% подростков, хотя они понимают роль труда в жизни человека. У 83% детей сформировано положительное отношение к Родине, хотя только 50% учащихся понимают, что они могут сделать для своей страны. По результатам тестирования можно сказать, что эмоционально-нравственный компонент гражданской идентичности сформирован в среднем у 60% учащихся.

В заключении констатирующего эксперимента было проведено тестирование подростков по модификации теста Дж. Винни (автор Шакурова) с целью определения общего показателя гражданской идентичности учащихся, а также с целью определения уровня когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов.


Анкета «Патриот»

Рекомендована к использованию в работе со школьниками 8-11-х классов для определения уровня сформированности личностных качеств и гражданской идентичности.

Обработка и интерпретация результатов проводятся по частоте встречаемости ответов. Количественный показатель позволяет вычислить % соотношение. Рекомендуемое время на проведение - 20 минут.

Цель анкетирования:

  • Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения подростка к окружающему социуму;

  • Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций подростков;

  • Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Образец опросного листа

Ф.И…………… Возраст ..………. Пол ………….

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да 2. Нет 3. Частично 4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа 2. Родители 3. Окружающие люди, друзья 4. СМИ

5. Органы власти 6. Другое ………………….

III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие "патриотизм»?

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.

  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.

  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - России.

  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради её блага или спасения.

  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни.

  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живёшь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.

  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодёжи.

  8. Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка.

  9. Другое …………………………………………………………

IV. Если вы не смогли определить для себя понятие "патриотизм», в чём причина вашего непонимания?

  1. Нет желания

  2. Нет возможности

  3. Считаю это неактуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное выписать, оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества сформированы у вас:)

  • Активная деятельная жизнь …………

  • Жизненная мудрость …………

  • Здоровье (физическое и психическое) ……………….

  • Интересная работа ……………

  • Красота природы и искусства ……………

  • Любовь (духовная и физическая) …………….

  • Материальное обеспечение жизни ……………..

  • Наличие хороших и верных друзей …………….

  • Общественное признание …………

  • Познание (образование, кругозор) …………..

  • Продуктивная жизнь ……………

  • Развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)………..

  • Развлечения ………….

  • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ………..

  • Счастливая семейная жизнь ……………

  • Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) …………

  • Творчество (возможность творческой деятельности) ………..

  • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ………….

  • Аккуратность (чистоплотность) ………….

  • Воспитанность (хорошие манеры) …………

  • Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) …………..

  • Жизнерадостность ……….

  • Исполнительность ……………

  • Независимость …………

  • Непримиримость к недостаткам в себе и других ………..

  • Образованность ………….

  • Ответственность (чувство долга, умение держать слово) ……..

  • Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) ………

  • Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) …………

  • Смелость в отстаивании своих взглядов ………….

  • Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями) ………..

  • Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) ………..

  • Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) ………..

  • Честность (правдивость, искренность) ………….

  • Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

  • Чуткость (заботливость) ……….

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

  1. умение ценить настоящую дружбу

  2. готовность помочь другу в трудную минуту

  3. взаимопонимание

  4. честность, порядочность, принципиальность

  5. приятная внешность

  6. хорошие манеры

  7. умение модно одеваться

  8. смелость

  9. решительность

  10. интерес, знание литературы, искусства, музыки

  11. интерес к политике

  12. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.

  13. наличие денег на карманные расходы

  14. способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения:

  1. Каждый из нас верит ………………………………………………………..

  2. Каждый из нас готов ………………………………………………………..

  3. Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но и ………………………………………………………………………………..

  4. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то ………………………

  5. Быть достойным гражданином своей страны - значит быть ……………

Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Эти качества наука называет социально значимыми. Благополучие общества зависит во многом от того, какими качествами обладают его члены. Причины трудностей страны - в самих гражданах. В особенностях их характера, воли, чувств, способностей, мотивов. Человек способный направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо Родины, становится Гражданином:

  • готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

  • ориентированным в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе;

  • разделяющим установки безопасного, здорового образа жизни;

Формирование социально-значимых качеств и есть формирование гражданской идентичности.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абозина Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 88-92.

Антонова,И.В. Проблема личностной идентичности: Хрестоматия. -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 656 с.

Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. - 320 с.

Баклушипский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»: Хрестоматия. - М.: МПСИ, 2003. - 456 с.

Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя // Культура и образование. - Самара: СГПУ, 2002. - С. 67-173.

Бездухов В.П. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения: Сборник научных трудов. - Самара: СГПУ, -2006. -281 с.

Белозерова Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома, 2005.

Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дисс. … доктора пед. паук. - Ставрополь, 1997.-351 с.

Бельчиков Я.М., Бирштейп, М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.

Братусь Б.С. Нравственное сознание личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - 1985. - № 3. - С. 50-64.

Бударагин М. В.: Молодежь как она есть. Идентичность // Взгляд. Деловая газета. - 2007. - 20 сентября.

Вербитский А.Л., Борисова, Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр. - М, 1990. - 48 с.

Воскресенская Н. В. Гражданское образование. - М.: АПК и ПРО, 2000. - 254 с.

Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2001. - №4. - С. 359-370.

Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. - 2010. - № 3. - С. 23-35.

Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. - 2010. - № 3. С. 38-50.

Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. - М.: «Веди-принт», 2001. - С. 7.

Гражданское образование: Учебно-методическое пособие . - Саранск, 2004. - С. 9-24.

Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподав, школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -160 с.

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . - М.: Просвещение, 2009. - 32 с.

Закон об образовании в РФ. - введ. 2013 - 01 - 09.

Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: Дисс. … канд. пед. наук. - Самара, 2007.- 183 с.

Ильенков Э.В. С чего начинается личность? // Вопросы философии. - 1997. - № 4. - С. 25-32.

Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании. - Тольятти.: Развитие через образование, 1999. - С. 14-17.

Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 9. - С. 19-25.

Калиш И.В. Гражданское воспитание молодежи - приоритет современной российской стратегии образования // Гражданское образование в российской школе: сборник научных статей. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 348-361.

Калинев П.В. Культурная память, идентичность и гражданское общество // Политическая наука, 2002. - № 1. - С. 169-172.

Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности // Психология самосознания, 2007. - № 2. - С. 37-48.

Ковылева М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 54 с.

Кожокарь В.И. Педагогическая основа воспитания гражданственности у старшеклассников: Дисс. …канд. пед. наук. - М., 1995. -199 с.

Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. - 1992. - № 3. - С. 37-39.

Концепция ФГОС. Раздел I [ Электронный ресурс]: hllp://fgos.isiorao.ru/fgos/razdell/razdell 1 php

Крайг. Психология развития. - СПБ. : Питер, 2002. - 992 с.

Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006. - № 9. - C. 38-42.

Кулюткин IO. П., Бездухов В.Г. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - 400 с.

Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - № 1. - С. 26-31.

Лутовинов В.И. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика, 2007. - № 4. - С. 47-51.







ПРИЛОЖЕНИЕ









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классный час на тему: «Я-гражданин России»

Организационный момент

Сообщение темы урока и конкретных задач урока

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать государственную символику России: это герб, флаг и гимн, познакомимся с некоторыми новыми статистическими данными по нашей стране. Будем рассматривать карты РФ.

Мозговой штурм (установление мотивации для изучения новой темы)

Весь класс отвечает на вопрос:

Ребята, зачем нужно знать символы государства?

Нужно ли гражданину государства знать общие данные о своей Родине?

Кто такой гражданин? Что такое патриотизм?

Интерактивная лекция (диалог с классом)

План:

. Понятие «гражданин», «патриотизм».

. Данные о России: перепись населения, федеральные округа.

. История российской символики.

Основные понятия (термины): гражданин, патриотизм, символ, герб, флаг, гимн.

Оборудование урока: Политическая карта мира, карта федеральных округов РФ, раздаточный материал: тексты, картинки, доска, тетради.

Итак, гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. Мы с вами являемся постоянными жителями РФ, находимся под защитой этого государства, обладаем определенными правами, и выполняем некие обязанности. Мы можем назвать себя гражданами России?

Так давайте, познакомимся с нашей великой державой и ее символами.

Задание. Дать ученику прочитать текст о Родине.

Российская Федерация - это государство в Восточной Европе и в Северной Азии. Она граничит с Северной Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией. Россия занимает первое место в мире по территории. Площадь её 17 075,4 тыс. км2. В ней находится 1092 города, но самый главный из них Москва- столица РФ.

Задание. Дать прочитать ученику текст о Москве.

Задание. Прочитать текст о РФ и ответить на вопросы:

Когда последний раз проводилась всероссийская перепись населения?

Сколько жителей в России на данный момент? (145,5 миллионов человек).

Какое место в мире по количеству населения занимает Россия? (7 место).

В каких странах жителей больше, чем в России? (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан).

Кого больше мужчин или женщин? Почему?

Перечислите города России, где сейчас проживает больше 1 миллиона человек? (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь.)

Как вы думаете, почему городского населения в РФ больше, чем сельского? Почему существуют пустые поселки и деревни, где живет не больше 10 человек?

Задание. Найти на карте РФ: 7 федеральных округов, какие крупные города входят в тот или иной округ.

Любое государство мира имеет свои символы - это условные, отличительные знаки. Государственные символы РФ - это герб, флаг и гимн.

Герб - это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам.

Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы. Флаги являются символами объединения и власти.

Вопрос. Как называется наука, которая изучает гербы?(Геральдика).

Задание. Дать прочитать ученику текст о гербе России.

Задание. Дать прочитать ученику текст о гербе Москвы.

Государственные гербы возникли очень давно. Уже три тысячи лет до нашей эры существовал герб древнего государства Шумер. Он представлял собой орла с львиной головой. Известны также гербы Египта - змея, Персии - орел, Армении - лев с короной на голове.

Единого и постоянного герба, передаваемого по наследству, в древней Руси не существовало. Чаще всего на княжеских печатях изображались святые. В определенном смысле первым гербом на Руси можно назвать изображение льва, пожирающего змею, на печати великого князя Московского Василия II Темного, которую он передал своему сыну Ивану III Васильевичу.

С именем великого князя Московского Ивана III и связывают возникновение государственного герба России. Изображение двуглавого орла впервые появляется в 1497.

Двуглавый орел - древнейший символ, возникший на древнем Востоке. Известны его изображения на барельефах четвертого века до нашей эры. Крестовые походы способствовали его распространению в Европе. Двуглавый орел символизирует и русского царя, и русское государство в целом. Есть мнение, что как одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток, так и Россия ориентированна и расположена на Востоке и в Европе. Это символ двойственного положения России.

А теперь поговорим о флаге. ( Дать ученику прочитать текст о флаге). Существует предположение, что прародителем первого флага мог быть посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо. Посох - символ власти фараонов древнего Египта.

Славянские знамена первоначально имели вид шеста, возможно с пучком травы, веток, конской гривой или хвостом вверху. Со временем траву и гривы заменили матерчатым клином яркого цвета.

В 1696-1701 годах Петр Великий создает множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу - физический, плотский (красный); выше - небесный (синий); еще выше - божественный (белый). 20 января 1705 года можно считать днем рождения будущего государственного флага. Бело-сине-красный флаг становился флагом торговых судов.

Окончательно вопрос о бело-сине-красном флаге России решился при Николае II 9 апреля 1896 года. Российским флагом должен окончательно считаться бело-сине-красный и никакой другой.

После Октябрьской революции в государственной символике России преобладает красный цвет - цвет революции. В 1922 году на нем появился серп и молот.

В дни августовского путча 1991 года над зданием Верховного Совета в Москве вновь было поднято бело-сине-красное полотнище русского национального флага. В честь этого события установлен праздник день Государственного флага РФ, который в нашей стране отмечают теперь 22 августа.

Вы уже граждане РФ, от вас зависит, будет ли Россия гордиться вами. Будете ли вы настоящими патриотами своей страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классный час на тему «Я горжусь тобой, Россия»

Цель:

Знакомство школьников с уникальными историческими, культурными и природными объектами на территории нашей Родины.

Задачи:

Познакомить учащихся с семью чудесами России;

Воспитывать патриотические чувства к своей Родине;

Развивать познавательную активность;

Ход урока:

Мы живем в самом большом государстве в мире по площади - более 17 млн. кв. км. Россия является одновременно и европейской и азиатской державой. Берега страны омывают 12 морей трех океанов. Россия страна, богатая природными ресурсами. 1 - е место в мире по природному газу и торфу. 2 - е по запасам золота. Наша страна самая многонациональная страна в мире. В России 13 городов миллионеров и 2 мультимиллионера. Русский язык - один из крупнейших языков мира.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов.

А кто обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и порядок? Ответы учащихся.

Конечно, это президент. Как зовут нашего президента?

Президента выбирают все граждане России тайным голосованием. Согласно Конституции, президента избирают сроком на 6 лет. После этого он может быть выбран на пост еще один раз. Президентом России может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Принимать участие в выборах можно только с 18 лет.

Посчитайте в каком году вы сможете стать избирателем?

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

 право на жизнь

 право на свободу и личную неприкосновенность

 право на жилище

 право на образование

 право на отдых

 право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силах ли вы изменить мир, который находится вокруг нас? Наша страна прошла долгий и интересный исторический путь. В трудные времена Россия всегда находила выход из самой, даже казалось, нерешаемой ситуации и проблемы. Она по праву может гордиться прежде всего людьми, которые проживают в нашей стране - великими полководцами, поэтами, художника-ми, космонавтами, спортсменами. Достопримечательностями природы, архитектуры, памятниками.

Что же такое достопримечательность?

Достопримечательность - это место или предмет, достойные внимания, примечания. Нельзя пройти мимо них, не остановив взгляда. Невозможно, рассказывая о месте, где ты родился и живешь, не сказать о них.

Семерку лучших достопримечательностей страны огласили во время празднования Дня России на Красной площади 12 июня 2008 года. За победителей успели проголосовать почти 26 миллионов человек. Одну из общепризнанных российских достопримечательностей собравшиеся на концерт в центре города могли лицезреть прямо на Красной площади.

В итоге победителями общероссийского голосования стали гора Эльбрус, озеро Байкал, Долина гейзеров, Столбы выветривания, Петергоф, Мамаев курган и статуя Родина-Мать и собор Василия Блаженного.

Озеро Байкал является самым древним и глубоким озером в мире. Его глубина достигает 1637 метров. Озеро занимает более 23 тыс. кв. км, что составляет около 22% запасов всей пресной воды земного шара.

В Долине гейзеров на Камчатке действует более 200 термальных источников, в том числе около 90 гейзеров, которые выбрасывают струи кипящей воды и пара на десятки метров в высоту. Температура почвы на глубине 1 метр вблизи гейзеров достигает 70 градусов по Цельсию.

Природный памятник «Столбы выветривания» расположен на территории Троицко-Печорского района Коми, в междуречье Ичотляги и Печоры. Высота столбов достигает 42 метров.

Петергоф в Санкт-Петербурге известен своим красивым парком, тремя каскадами и 150 фонтанами.

Мамаев курган и статуя Родины-Матери в Волгограде созданы в память о решающем сражении в ходе Великой Отечественной войны - Сталинградской битве.

Собор Василия Блаженного расположен в самом центре Москвы и является не только главным храмом Красной площади, но и символом всей России. Он построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную «шатром».

А кто из вас может назвать свои любимые достопримечательности на территории РФ и рассказать о них?

Ответы детей.

А теперь мы проверим, как вы усвоили новые знания и проведем викторину.

Шифровка

С помощью ключа школьникам необходимо расшифровать названия семи чудес России.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

А Б В Г Д Е Е Ж З И Й

13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

К Л М Н О П Р С Т У Ф

24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

,9,6,18,16 - 2,1,11,12,1,13 (озеро Байкал);

,16,18,1 - 31,13,30,2,18,21,19 (гора Эльбрус);

,6,20,6,18,4,16,22 (Петергоф);

,16,13,10,15,1 - 4,6,11,9,6,18,16,3 (Долина гейзеров);

,20,16,13,2,29 - 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 (столбы выветривания);

,18,1,14 - 3,1,19,10,13,10,33 - 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 (храм Василия Блаженного);

,1,14,1,6,3 - 12,21,18,4,1,15 - 10 - 18,16,5,10,15,1 - 14,1,20,30 (Мамаев курган и Родина-мать).

Учащиеся выполняют задание, затем ответы называются вслух.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Классный час для учащихся «Жизнь - это труд»

Цели: доказать исключительную значимость труда в жизни человека; способствовать профессиональной ориентации подростков.

Задачи:

расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;

воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;

формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;

развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию

Ход классного часа.

Воспитатель. «Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем». Эти слова принадлежат русскому учёному, академику Д.С. Лихачёву

Но что есть жизнь? Определений много. И среди множества определений сегодня хочется выделить одно.

«Жизнь есть труд. Она требует серьёзного отношения к себе, и всякое легкомыслие терпимо ею только до времени, но время принесёт с собой жестокое наказание тем, которые относились к жизни невнимательно или легко, холодно или недостаточно активно… Она поставит в счёт каждый ваш ложный и неосмотрительный шаг». Именно такое определение жизни дал писатель А.М. Горький.

Воспитатель: Что труд даёт человеку?

Труд - средство достижения жизненных целей. «Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание». - Так утверждал Д.С. Лихачёв в письме «В чём смысл жизни».

Цели бывают разные. Лев Николаевич Толстой своим близким людям давал такой совет: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, жертвуя низшие цели высшим».

Цели сами по себе не осуществляются. А что для этого нужно? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте послушаем сказку.

Орёл и пустыня.

В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:

Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.

И решил орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:

Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.

И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

Воспитатель:

Какую цель поставил орёл?

Что, по-вашему, нужно орлу для достижения своей цели?

(Примерные ответы детей: план действий, силу воли, желание много трудиться…)

Воспитатель:

Для достижения цели, как видите, нужно немало, и одно из средств достижения поставленной цели - это труд.

Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

(Примерные ответы детей: да цель орла можно назвать высокой, так как он думал не только о себе…).

Воспитатель:

Каждый человек должен иметь высокие цели и много трудиться для их достижения. Академик Д.С.Лихачёв считал, что «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…. Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку - лучше, чем юлить и врать».

«Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».

Воспитатель:

Так как же стать обладателем счастья?

(Примерные ответы детей: для того, чтобы быть счастливым, нужно много трудиться, счастье - это тоже труд, над счастьем нужно трудиться).

Воспитатель:

Да, ребята, над счастьем нужно трудиться. Это ещё одно доказательство утверждения, что жизнь - это труд.

Познать и испытывать радость труда могут только люди трудолюбивые, выработавшие в себе привычку трудиться с детства. Это счастливые люди.

Игра «Закончи пословицу».

Воспитатель:

Ребята, я надеюсь, что вы убедились в исключительной значимости труда в жизни человека. И эта значимость позволяет утверждать: жизнь - это труд. О труде народ сложил много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них. Сейчас я буду говорить начало пословиц. Ваша задача - их закончить.

Деревья смотри в плодах, …. (а человека в делах).

Терпенье и труд ….. (всё перетрут).

Под лежачий камень… (и вода не течёт).

Маленькое дело лучше большого…. (безделья).

Горька работа, да сладок … (хлеб).

Не сиди, сложа руки…. (не будет и скуки).

Любишь кататься…. (люби и саночки возить).

Делу - время, … (потехе - час).

Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде).

Судя по вашим ответам, вы поняли основную мысль нашего урока.

Так, во все времена, труд - необходимая основа жизни и развития человека и общества.

Теперь давайте проведем с вами небольшое исследование, исходя из 15 приоритетов, чего ждет молодой человек от работы. Ваша задача расставить позиции по важности для себя, используя числа от 1 до 15, определяя предпочтения.

. Видеть результаты своего труда.

. Возможность в дальнейшем зарабатывать больше денег.

. Возможность не слишком утруждать себя.

. Возможность проявить умственные способности.

. Интересная работа.

. От меня не ждут, что я буду делать то, за что мне не платят.

. Участие в перспективном деле.

. Хорошая оплата.

. Не требует тяжелой физической работы.

. Возможность обучаться ремеслу, развивать свои способности.

. Признание хорошо исполненного дела.

. Общественно-полезная работа.

. Участие в решениях, касающихся производства.

. Хорошее пенсионное обеспечение.

. Не стать винтиком в огромном безличном механизме.

Когда все учащиеся выполнят задание, проводится обсуждение, приводящее к соглашению относительно того, как надо расставлять приоритеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Классный час на тему «Семья и семейные ценности».

Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Ход классного часа.

Классный руководитель:

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья - это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры - наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».

. Семья - это...

. Мои родители - это...

. Свет в окнах моего дома - это...

. Радость в моей семье - это...

. Горе моей семьи - это...

. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

В современной литературе семья определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» .

А сейчас мы посмотрим на слайдах правила жизни семьи.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию:

. Ставь интересы других людей выше собственных.

. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

. Будь верен и надежен.

. Уважая других людей, уважай себя.

. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

. Воспринимай людей как равных себе.

. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

. Умей прощать и не будь обидчив.

. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

. Проявляй чуткость.

. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

. Будь свободен ото лжи и обмана.

. Умей контролировать свои желания и поступки.

. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Дом - это очаг. Это - начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.

А какие бывают традиции в семье?

(Ответы учащихся)

Традиции:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А в вашей семье есть у кого-нибудь династии?

(Ответы детей).

Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Классный руководитель:

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(Ответы детей).

А можно ли нашу страну назвать семьей и почему?

Наверное многим приходилось слышать о том, что семья - это "первичная ячейка общества". Но этому выражению обычно не придают особого значения, в него попросту не вдумываются. Между тем - это очень верно и очень важно. Семьи - это те кирпичики, из которых складывается всё здание государства. Какие семьи - такое государство. Из гнилых кирпичей крепкого здания не построишь. И французское королевство (накануне их "Великой" революции), и Римская империя (накануне её падения), и древняя Греция (накануне своего бесславного заката и исчезновения), прошли через моральное разложение своих граждан, через развал "института семьи", через торжественный расцвет всевозможных извращений. Государство может чувствовать себя сколь угодно сильным, может иметь на вооружении сколько угодно ракет с ядерными боеголовками, может пользоваться в мире каким угодно авторитетом; но если "на семейном уровне", в кругу своих, граждане этого государства смеются над своей страной, не уважают её и с презрением критикуют своё руководство - значит жить этому государство (или - этому руководству) осталось недолго. Правительство, которое упустило контроль над умами граждан и утратило авторитет на самом "низовом", "семейном" уровне - практически обречено. И никакие ракеты, никакое количество танков - его не спасут. Для государства жизненно важно знать, чего хочет каждая семья (в целом) - и ориентироваться на желания семей, а не на свои мечтания. Неплохо если и каждая семья, в целом, понимает, принимает и одобряет политику государственного руководства.

В заключении мне хочется сказать, что

самое дорогое в жизни человека - семья. Наша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое - это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Классный час: «Не забыть нам эту дату, что покончила с войной».

Цели:

углубить представление детей о Великой Отечественной войне;

способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения;

побуждать детей к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам;

развивать интерес к истории своей Родины.

Ход урока:

Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, так же как и много лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.

Помните!

Через века, через года

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой , бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертельный бой "не ради славы, ради жизни на земле".

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину:

Кто и когда начал войну?

Кто командовал немецкой армией?

Кто командовал советской армией?

Как называли бойцов, которые вели сражение с фашистами из леса?

В каком городе во время Вов был голод, а это время называлось блокадой?

Где в Москве находится могила неизвестного солдата?

Как называли людей, которые сами записывались на фронт?

Каким женским именем называли гвардейские минометы?

Где воздвигнут памятник Советскому солдату с девочкой на руках?

И он пришел, этот день - 9 мая 1945 года - День Победы! С каким нетерпением ждали его угнетенные народы Европы. Во имя его были про Майский день 1945 года. Знакомые и незнакомые люди обнимают друг друга. Дарят цветы, поют и танцуют прямо на улицах.

дней отделяли 9 мая 1945 года от 22 июня 1941 года.

дней борьбы за Победу, ожидания Победы, неугасаемой веры в то, что она настанет.

апреля 1945 года в 22 часа 50 минут над рейхстагом взвивалось Красное знамя Победы.

Интерактивная беседа «Свои и чужие»

Я хочу вам рассказать об одном трагическом случае, который произошел в наше время. Об этой истории писали многие российские газеты.

…9 мая по центральной улице Москвы шел фронтовик. Он шел с достоинством, неспешно, как и подобает победителю. На его груди отливали золотом и серебром ордена и медали.

Навстречу ему шла группа подростков. Посмеиваясь и толкаясь, они окружили ветерана, атаковали его ехидными вопросами: «Что, дед, иконостас развесил?! Какой ты победитель? Завалили Европу трупами - разве это победа? Да если б не вы, жили бы мы сейчас в богатой Германии!»

Вдоволь натешившись, подростки исчезли так же быстро, как и появились. А фронтовик спустился в метро и бросился под колеса поезда… (пауза)

. Как вам кажется, почему вдруг подростки придрались к ветерану?

(Может быть, он им сделал замечание. Может, они были пьяными.

Они не уважали людей старшего поколения.

Наверное, они не уважали своих родителей, предков.)

. Мог ли кто-нибудь из вас оказаться среди них? И если нет, почему?

. Согласны ли вы, что нужно было сдаться Германии?

(Нужно было бороться за свою страну.

Они бы жили в богатой Германии, но были бы рабами немцев.

Фашисты уничтожали народ в концлагерях, а самых покорных хотели сделать рабами.

Сдаться - значить предать свой народ, свою землю).

. Как вы думаете, почему эти подростки так рассуждали?

( Они не уважали свою страну, свой народ, не были патриотами.

Они не знали своей истории.

Для них самое главное - это богатство и развлечения).

. Если бы вы были судьями, как бы вы назвали то, что сделали эти подростки?

(Это убийство. Это преступление).

. Как вы относитесь к выбору ветерана? Что вообще он мог сделать?

(Ему было очень обидно. Многие его друзья погибли ради этих подонков. Ему, наверное, показалось, что жизнь прожита зря. Этот человек понимал, что так рассуждали родители этих подростков.)

. Почему рассказ называется «Свои и чужие»?

Ребята, издавна у нас на Руси была традиция в особые дни поминать воинов, погибших за Отечество. Начало этой традиции положил еще Дмитрий Донской, установивший Димитровскую поминальную субботу в память о погибших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов, «за Веру, Царя и Отечество на брани свой живот положивших». В этот день уже 700 лет люди приходят в храмы, пишут записки с именами воинов, погибших на полях сражений.

мая, День Победы, - тоже такой же поминальный день. В этот день поминают тех, кто погиб в Великой Отечественной Войне. Во всех православных храмах пройдут поминальные службы.

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы,

Они кричат, когда покой, когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат как живые.

Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками,

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

История, о которой мы сегодня говорили, закончилась трагически. Ее участники оказались по разные стороны фронта. Ветеран - на стороне «своих», подростки - на стороне «чужих». Именно и это сломило фронтовика. Ведь его поколение проливало кровь, терпело лишения, теряло близких ради одного - чтобы дети и внуки жили на земле, чтобы они чувствовали себя людьми, чтобы не стыдились своей истории, своих предков.

Один философ научился абсолютно точно предсказывать войны.

Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую.

Ветераны уходят из жизни. Самым молодым фронтовикам сейчас уже за 80. Когда-то они защищали весь мир от фашизма. Теперь они сами нуждаются в нашей поддержке и защите.



© 2010-2022