Воспитательное мероприятие. Самая большая ошибка – СУИЦИД!

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательное мероприятие.

Самая большая ошибка - СУИЦИД!

Цели:

раскрыть проблему суицидов и повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Задачи:

Привитие представления того, что суицид - не выход из затруднительной ситуации.

Развитие гражданской сознательности.

Методические материалы: презентация «Мы выбираем жизнь!», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль.

На доске плакаты с высказываниями:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).

«Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Вячеслав Брудзиньский).

«Убийца убивает человека, самоубийца - человечество» (Г. Честертон).

«Самоубийство - мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Ход мероприятия:

Сегодня мы с Вами поговорим о самой большой ошибке в молодежной среде. О суициде.

Для начала прослушайте небольшую прозу о самоубийстве:

Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они - предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
..............................у них - нет будущего.
Кажется, что мы и они - из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
..............................читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку,
..............................чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами,
..............................но умерли с этим клеймом.



НА ДОСКЕ!!!

Суицид - самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой, с намерением лишить себя жизни.



Педагог-психолог:

Меня всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? В наше время число таких случаев растет и растет. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 тысяч несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить на себя и свои проблемы внимание родителей, педагогов и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки. Делают это чаще от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни.

1-й ВЕДУЩИЙ:.

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Кроме этого подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Они не думают о необратимости факта смерти. А ведь психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

Педагог-психолог:

Что же думаете вы, старшеклассники о проблеме суицида?

Приходилось ли вам встречаться с людьми, которые задумывались о самоубийстве, либо пытались его совершить?

Как вы относитесь к таким людям? (Диалог со старшеклассниками)

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию статистику совершения самоубийств:

1-й ВЕДУЩИЙ:

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством

1 000 000 человек

среди них:

350 тысяч китайцев,

110 тысяч индийцев,

55 тысяч русских

31 тысяча американцев

30 тысяч японцев

12 тысяч украинцев

10 тысяч французов.

19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

2-й ВЕДУЩИЙ:

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.

1-й ВЕДУЩИЙ:

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Суицидент хочет, чтобы его желание умереть было принято и понято, НО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Физическая смерть не всегда цель суицида.

Суицидальное поведение у подростков делится на 3 вида:

1-й вид: демонстративный, когда подросток хочет таким образом обратить на себя внимание.

2-й вид: аффективный («короткое замыкание»)

3-й вид: истинный. Когда человек решается на этот шаг осознанно, спланированно.

Педагог-психолог:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1-й ВЕДУЩИЙ:

Словесные признаки: Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: 1.Прямо и явно говорить о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить". 2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться". 3. Много шутить на тему самоубийства. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: - в еде - есть слишком мало или слишком много; - во сне - спать слишком мало или слишком много; - во внешнем виде - стать неряшливым; - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; - замкнуться от семьи и друзей; - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

1-й ВЕДУЩИЙ:

Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.

1-й ВЕДУЩИЙ:

Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.

2-й ВЕДУЩИЙ:

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

1-й ВЕДУЩИЙ:

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

Можно указать такие причины самоубийств:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания

  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство или ревность;

  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

  • боязнь позора или унижения;

  • страх наказания, нежелание извиниться, самонаказание;

  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов



Педагог-психолог:

Как вы считаете, ребята, у человека, решившегося на самоубийство, всегда есть выбор? Правильно ли уходить из жизни?

(ответы учеников: взять волю в кулак и начать решать проблемы как и должен поступать мужественный человек.

А не поступать, как бесхарактерному трусу, не уходить одним махом от всех насущных проблем.

Некоторые, уходя из жизни, оставляют свой след в записках к любимым людям, некоторые пишут стихи. Сейчас я зачитаю вам стихотворение. Внимательно вслушайтесь в эти строки.

Бездна
Обрыв... И бездна там... И я стою одна на свете. Душа болит от ярых ран И нет мне места в мире этом... Устала я искать ответы, Мечту беречь, любовь искать! Вся жизнь - одни людей запреты И нечего судьбу терзать. А так хотелось полюбить!.. А можно ли? Способна я? Но чашу грусти подавить Так трудно: ведь глубокая. Все люди - мёртвой души воплощение - Видят в жизнь только одно: Весёлое, озорное влеченье, А в сердце пусто и темно... Так страшно видеть всё это, Сомненьем себя изводить. И слепо жертвуя светом, Цену разврата вершить. А любовь... Она, как ветер, Так близка, так непонятна... И она за жизнь в ответе, Лишь она спасительна! Но душа слепою стала... Как вновь смысл обрести? Из кармана нож достала... Нет его... Жизнь позади... Обрыв... И бездна там... И я стою в объятьях крови. Душа болит от ярых ран, Но мне не страшно уже боли...


Диалог с учениками: Теперь ответьте пожалуйста на вопросы: Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства у вас возникли после его прочтения? Предположите, что тревожит этого человека? Как бы вы ему помогли? Как вы думаете, он покончил жизнь самоубийством? Если «да», то что вам дало понять это?

Можно ли заметить, что человек, с которым вы общаетесь каждый день, хочет покончть жизнь самоубийством?

Можно ли помочь человеку, который решил покончить жизнь самоубийством?

Можно ли полагаться на помощь психолога или телефона доверия подростку, решившему покончить жизнь самоубийством? (Диалог с подростками, после чего

Сейчас я раздам вам номер телефона доверия просто для того чтобы он у вас был, и вы знали, что вам всегда есть к кому обратиться за поддержкой. И помните, что вам в любое время могут оказать помощь анонимно, что иногда не маловажно!!!

раздать всем номер телефона доверия!!!)

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство человека. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Как писал Ди Снайдер в своей книге "Курс выживания для подростков" :
Если ты думаешь, что твой друг хочет это сделать… ПОМНИ! Некоторые из самоубийц умирают, молясь,
чтобы их кто-то нашел, спас до того,
как наступит конец".
Ди Снайдер писал: "Я считаю, что твоя первая обязанность - сохранить чужую жизнь, даже если это будет стоить тебе дружбы. В конце концов, если твой друг убьет себя, ты все равно потеряешь друга. Важно, чтобы в данном случае ты доверял своим инстинктам и если тебя беспокоит поведение друга, действовал так, как подсказывают тебе твои чувства. Лучше ошибиться, чем опоздать. Обрати внимание на следующие признаки :
- разговоры о самоубийстве типа "Я лучше себя убью".
- желание пофантазировать вслух на эту тему
- скулеж на тему "Я никому не нужен", "никто все равно тосковать обо мне не будет".
- чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе
- раздача наиболее ценных для твоего друга вещей.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…" Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня".

1-й ВЕДУЩИЙ:

Давайте подумаем, как это происходит на самом деле:

Близкие (после самоубийства):
- испытывают чувство вины (считают что не замечали, не любили…),
- переживают горе, боль утраты,
- замешательство и шок. Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце..!!!!!!

2-й ВЕДУЩИЙ:

Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".
Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.

1-й ВЕДУЩИЙ:

Свобода без ответственности - это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует, если только в полном вакууме. Свободный человек отличается тем, что готов нести личную ответственность за свой выбор.

2-й ВЕДУЩИЙ:

Каждый человек делает свой выбор.

1-й ВЕДУЩИЙ:

И только от него зависит его судьба.

Педагог-психолог:

Сегодня мы попытались вам, дорогие подростки, показать, причины суицидов, мотивы суицида и его последствия. Думаем, вы задумались над тем, как прекрасен мир, как любят вас окружающие и почему не стоит уходить из жизни.

Напоследок я предлагаем вам взять листик и написать на нём 5 или больше причин, почему вы бы остались в этой жизни,..

РАЗДАЮ ЛИСТКИ!!!

а теперь, дома, спросите у своих близких людей, почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик.

Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет вам жизнь.


В заключении к вышесказанному, хочу подвести итог, и напомнить вам: Какие бы ни были причины суицидов, следует помнить, что результат от их наступления один - гибель человека и невыносимая боль для его близких и родных людей.

А теперь ответьте мне на несколько вопросов: Узнали ли вы сегодня что-то новое для себя?

Какие выводы вы по сегодняшнему занятию вы можете сделать?

Не будете ли бояться пользоваться методиками, с которыми мы сегодня ознакомились?

На этом мероприятие закончено, и я хочу поблагодарить вас за внимание и участие небольшими подарками. Это ромашка, сделанная руками наших учеников. Может быть она станет талисманом вашей счастливой жизни. Спасибо за внимание! Будте счастливы и любимы!!!!!!!!!!

До свидания!!!



© 2010-2022