Урок мужества «Великий подвиг Ленинграда»

Цель: воспитание патриотов своей страны, показать силу духа русского человека, героизм людей во время Великой отечественной войны. Задачи: Познакомить ребят с понятием блокада; Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы Оборудование: компьют...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: воспитание патриотов своей страны, показать силу духа русского человека, героизм людей во время Великой отечественной войны.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;

  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы

Оборудование: компьютер, м.проектор, слайды презентации, видеоролики, портреты защитниц Ленинграда (уроженок села), плакат ко Дню Победы.


Ход мероприятия

Стоит три века Петербург
На берегах Невы державной.
Сюда пролег ее маршрут
От самой Ладоги от славной.
Она источником всегда была,
И Петербург водой поила,
И миллионам жизнь спасла,
Когда не просто людям было.
В войну по Ладожскому льду
Дорога жизни проходила
И, не взирая на беду,
Своим защитникам служила.
По ней шли к ним боеприпасы,
Хлеб посылала им страна,
И город жил на те запасы,
Нет, не сожгла его война!

Видеоролик

Ведущий. Еще не кончилась короткая белая ночь. По набережным Невы гуляли вчерашние десятиклассники, когда над городом раздался гул самолетных моторов. Для тех, кто по традиции, прямо с выпускного школьного вечера ушел встречать новый день на Неву, это могло показаться добрым предзнаменованием: крылья над головой в начале счастливого дня!... Они еще не знали, эти переполненные счастьем юноши и девушки, что появившиеся так рано над городом истребители взлетели по тревоге.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала страна

В зал заходят парами дети. Звучит вальс

Танцуют пары. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Ведущий:

Вдруг разнеслись по эфиру

Горестные слова.


Раздаётся голос Ю. Левитана о начале войны.

Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу,
На мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.

Другой снаряд ударил в особняк -
Атланты грохнулись у тротуара;
Над грудой пламя вздыбилось, как флаг,
Труба печная подняла кулак,
Грозя врагам неотвратимой карой.

Еще один - в сугробы, на бульвар,
И снег, как магний, вспыхнул за оградой.
Откуда-то свалился самовар.
Над темной башней занялся пожар.
Опять пожар!
И снова вой снаряда.


22 июня 1941 года--------------------------------------------------------------9 мая 1945 года.

Два листочка календаря. А между ними…….

20 миллионов погибших людей!

Голод, бомбежки, артобстрелы - все это ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Четыре года жизни - год за годом,
Четыре года смерти - день за днем,
Во имя мира всем земным народам
Бежали, опоясаны огнем.

Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в 21 веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда.

Вед: 70 лет - юбилейная дата!

Дата памяти, скорби людской

Мужество и стойкость Ленинграда

Мы сегодня вспомним вновь с тобой.

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и сомкнуть его в кольцо блокады.

На защиту родного города поднялись все ее жители.

Город готовился к уличным боям. В короткий срок город был превращён в крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противоздушной обороны

.

Враги ломились в город наш свободный,

Крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный

Вооружённый трудовой народ.

Он шёл с бессмертным возгласом в груди:

- Умрём, но Красный Питер не сдадим!..

Не сумев взять Ленинград штурмом, фашисты решили уничтожать его с воздуха, подвергая бомбардировкам и артобстрелам. Хотели задушить голодом.

Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась.

Прорвались все-таки.
Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он -
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга -
И все отрезаны дороги.
В кольце

Ведущий-

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Город и вся страна впервые услышали по радио голос Ольги Берггольц. Передача началась её стихами.

МР3

Я говорю под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена…

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Товарищ, нам горькие выпали дни,

Грозят небывалые беды,

Но мы не забыты с тобой, не одни,-

И это уже победа!

Особенно тяжёлой была осень-зима 1941-1942 гг.

У ленинградцев кончились запасы продовольствия и топлива, остановился транспорт, не работали водопровод и канализация.

Как хотелось есть !сутками думалось только об этом. Мы держались, а если плакали, то где нибудь по-тихоньку, чтобы мама не видела, -ей стало бы ещё хуже. А потом и плакать перестали-сил не было.

Самым невероятным сокровищем тогда был хлеб. Тем, кто работал, кому особенно нужны были силы, чтобы делать снаряды, пули, гранаты, им давали по 250 граммов хлеба в сутки, а остальным -по 125 граммов в сутки.

СЦЕНКА.

Сценку показывают мальчик и девочка.
Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра:Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат ремонтирует табуретку.

Брат:А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра:А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат:Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны.

Брат:Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

1-й ученик. В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси

57% - обойная мука,

20 - 30% - овсяная мука,

10% - подсолнечный жмых,

3% - соль,

2 - 3% - солод. Добавляли в тесто различные ингредиенты органического происхождения, например опилки из древесин

Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется :
А за Невою Клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.

Только в ноябре 1941 года от голода умерли 11 тысяч человек. Слайд №17, 18.В первую половину 1942 года от голода. холода, бомбёжек, дистрофии умерли более шестисот тысяч ленинградцев. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира - свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!

Видеоролик «Санкт-Петербург»

На сцене заклеенное окно, стол с керосиновой лампой. На столе железная кружка, чайник, ложка, кусочек хлеба, несколько кусочков сахара.

За столом сидят две женщины.

1 соседка:

Дарья Власьевна, соседка по квартире,
Сядем, побеседуем вдвоём.
Знаешь, будем говорить о мире,
О желанном мире, о своём.

Вот мы прожили почти полгода,
Полтораста суток длиться бой!
Тяжелы страдания народа -
Наши, Дарья Власьевна, с тобой.

О, ночное, воющее небо,
Дрожь земли, обвал не вдалеке,
Бедный, Ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…

Для того, чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слышать свист, -
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви …

2 соседка:

Столько, что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаёшь:
Вынесу ли? Хвати ли терпенья?

1 соседка:

Вынесешь! Дотерпишь! Доживёшь!

2 соседка: (Подходит к радио, включает. По радио звучат удары метронома.)

Метроном …Его стук не смолкает ни на минуту… Но пока он звучит - город живёт, его сердце бьётся. Я всем сердцем своим, умом, душой и существом, осознаю, что нам сдавать Ленинград нельзя. Умереть но не сдаваться.

1 соседка:

Голод. Подумать только, в одном слове - столько драм, страданий, безвестных смертей. (Идёт показ видеохроники.)

Раздаётся стук, входит мальчик.

2 соседка:

А, Алёша, заходи. Ну, как вы там? (к соседке) - В январе они схоронили отца, а через несколько дней умерла и мать. Вот теперь вдвоём мыкаются.

1 соседка: (Наливает кипяток. Заворачивает в платок несколько кусочков сахара и маленький кусочек хлеба) - Это Павлику. Как он там?

Алёша:

Совсем ослаб, теперь в магазин я хожу один… Вчера решил продать морской отцовский бушлат… На рынке ко мне подошёл мужчина. Продал я … Иду в магазин, возле кассы спохватился, даже в грудь ударило от мысли: Карточки та остались в бушлате. Я бегом на рынок, а мужика и след простыл… Рассказал всё Павлику, оба долго и горько плакали. Утром проснулись от стука. Я сперва подумал, что от голода мерещиться …

Бушлат на рынке ты, сынок, продал? - Тут я понял, что это не сон, и разрыдался. От радости мы и спасибо не сказали. Не знаю, где сейчас этот человек, но в моей душе он останется на всегда.

1 соседка:

А может Павлика на большую землю!? По "дороге жизни", по Ладожскому озеру, которое связывает город с большой землёй.

Алеша:

"Дорогой жизни" шёл к нам хлеб.
"Дорогой жизни" многих к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.

Входит человек в телогрейке, шапке - ушанке, дышит на раскрасневшиеся руки.

1 соседка:

Степаныч, ты? Как доехали? Не замело ли трассу? Она для нас - вера в настоящее и надежда на будущее.

Степаныч:

Канун Нового года. 193-й день войны. И все-таки в городе ощущается приближение праздника.

Несмотря на нехватку горючего, привезли из леса 1000 елок. Из глубокого тыла для детских учреждений Ленинграда прибыли мандарины.

Я вез эти мандарины по льду Ладожского озера - Дороге жизни. Мою машину атаковали два немецких истребителя. Пулеметные очереди вдребезги разбили ветровое стекло, откололи кусок баранки - руля.

Ухватившись окровавленными руками за то, что осталось от рулевого колеса, продолжал вести машину.

Как такой машиной мог управлять? в ней было 49 пробоин!.. Дети, которым достались поврежденные мандарины, конечно, не догадались, что это следы вражеских пуль.

Обстановка на Ладоге сложная.. Немецкие самолёты постоянно бомбят машины, которые хорошо видны на фоне снега. Морозы. Поломки.

Вот послушайте, что сегодня произошло…

Видеоролик


И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - нее угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках мотора.

Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари.

Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Звучит сирена. Мигает свет прожектора.

2 соседка:

Всё никак не могу привыкнуть к вою серены.

Все встают и уходят со сцены.

Ведущий №1:

Так жил и работал Ленинград в те далёкие страшные годы, подавая тем самым пример мужества и героизма. Хочется вспомнить и тех, кто сражался за город, не щадя своей жизни. Это партизаны, солдаты и весь народ Великой, огромной России.(Идёт показ видеохроники.)

Воспоминания Аникеевой Е.А. Целина З.И.

Ведущий ; Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.

Чтец.

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одни полозья жалобы слышны.


Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных

.
Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет

.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев

А город жил и работал.

В Ленинграде продолжали издаваться газеты, работали театры, институты.

Не прерывало своей работы Ленинградское радио.

В осажденном городе работали какое - то время 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. . Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола.

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла..

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

(Ю.Воронов.)

Пауза. Стук метронома.

Ведущий: Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки - сыновья полков и юнги.

Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству.

Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич".

Видеоролик «мальчишки у стен Ленинграда»

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли - ДЕТИ ВОЙНЫ.

«Слова «дети» и «блокада» трудно поставить рядом. Но война соединила их вместе. Более четырехсот тысяч детей оказалось в блокадном Ленинграде. И далеко не всех удалось вывезти по Дороге Жизни. Малышей блокадного Ленинграда можно назвать ангелами осаждённого города»,

Стихотворение «Таня Савичева» (Звучит фонограмма фрагмента 7-й симфонии Д. Шостаковича)

Инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник». Звук метронома. Комната, на стене черная тарелка репродуктора, окно с полосками бумаги крест-накрест. За столом, на котором горит свечка, сделанная из патронной гильзы, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.

Ученик.

А петля блокады туже, туже,

Беспощадней будничность ее.

С моря нагнетаемая стужа

Так и ломится в твое жилье.

Ученица.

Холод, мрак, согбенные фигуры,

А за толстой линией окна

Минус 35 температура

И все та же самая война.

Ученик.

Ничего от прежней Тани нету,

Изменились все черты лица,

Вот она - одиннадцатилетний

Человек с глазами мудреца.

1-й ведущий. 28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.

Ученица.

Раньше всех встает на кухне Женя

И спешит из дома поутру.

Таня с тайным чувством уважения

Провожает старшую сестру.

На завод за восемь километров

Ходит Женя каждый божий день

И уже пугающе заметно

Тает, словно собственная тень.

Ученик.

Женя, Женя! Ранняя сутулость,

Изможденность ясного чела.

... На завод ушла и не вернулась -

Прямо на работе умерла…

Ученица.

А метель в горелом переулке

Клок афиши трогает и гнет.

Таня вынимает из шкатулки

Маленькую книжечку - блокнот.

Ищет букву «Ж» по алфавиту,

Карандаш достала из стола,

А затем не детски, деловито,

Вписывает: «Женя умерла».

Девочка (Таня Савичева). Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Ученик.

Умерла наставница и няня,

Вечный холод в грудь ее проник.

Со священной бережностью Таня

Держит свой теперешний дневник.

Таня Савичева.

Где они теперь, мои салазки,

Где мои «снегурочки»-коньки?

Все трясет от орудийной встряски,

Даже воду в прорубях реки.

Все остатки радости сгорели.

Все в разрывах - суша и гранит.

И под говор мартовской капели

Занемог брат Лека, Леонид.

2-й ведущий.

И опять же вынула украдкой

Свой блокнотик младшая сестра

И вписала строго, крупно, кратко:

«Лека умер в 5 часов утра».

Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

3-й ведущий.

А зима все бедственней. И вскоре

Смерть пошла косить из дома в дом.

Умерла учительница в школе,

Замертво свалился управдом.

Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,

Кто во тьме, а кто средь бела дня.

И приметой скорбного обряда

Стал служить не гроб, а простыня.

4-й ведущий.

Стужа жгла, сугробы наметала,

Даже хоронила задарма.

И служила вроде санитара

Долгая блокадная зима

1-й ведущий.

Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок.

Все семейство Савичевых встало

Перед нею вновь наперечет.

И она буквально по два слова

Пишет, как на крайней полосе.

Таня Савичева. ... «Савичевы умерли».

1-й ведущий. И снова.

Таня Савичева. ... «умерли».

1-й ведущий. И добавляет.

Таня Савичева. «Все».

1-й ведущий.

За окном весеннее блистанье.

А она сиротски занесла

В свой дневник:

Таня Савичева. «Осталась одна Таня».

1-й ведущий. Даже не поставила числа.

2-й ведущий. Вот так погибла большая ленинградская семья Савичевых, жившая на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13.. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала девочку сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

Всех унесла блокада. Не выжила и сама Таня. Ее, правда, вывезли из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Там, в Горьковской области, в поселке

Шатры, стоит памятник маленькой ленинградской школьнице.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

Видеоролик « ДЕТИ ВОЙНЫ».

В дань памяти жертв блокады, на Васильевском острове детям блокадного Ленинграда на Васильевском острове сооружён Памятник "Цветок жизни" .

На холме возвышается огромный цветок.

На памятнике надпись "Пусть всегда будет солнце".

Уже 70 лет не гремит канонада
И из камня цветок будет вечно цвести
Символ жизни для юных совсем ленинградцев
Чьи Ладога жизни сумела спасти.

Мы идём к нему с цветами,
С благодарностью в сердцах
И стоит цветок, как память
О блокадных, тяжких днях.

Здесь всегда тихо.
Здесь говорит история.
Здесь говорит подвиг.
Здесь говорит нетленная память народа
О героях великой битвы. (Слайд 15)

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду

Ведущий: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней не только ленинградцы и советские воины отстояли свой город, который был награждён Орденом Ленина.

Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

Родина высоко оценила заслуги уроженок нашего села: Грачёвой Анны Ивановны, Целиной Зинаиды Ивановны, Аникеевой Екатерины Андреевны, Рассказовой Анны Ефремовны, Царакаевой Татьяны Фёдоровны…., которым волею судьбы сполна хлебнули из горькой чаши всенародной беды.

Стихотворение П. Гулыпяева «Медаль За, оборону Ленинграда»:
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, -
Тому, как высший орден, дорога
Медаль
«За сборному Ленинграда»,


Не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Ученик:

Мы знаем, вы не зря страдали,
Вы гордо всё стерпеть смогли.
Спасибо, что людей спасали
И нас ценою жертв спасли.

Вам не забыть всех тех мучений,
Через которые прошли.
Но спустя много поколений
Вас знают даже малыши.

И сквозь столетья ваша слава
Мы знаем точно, пролетит.
С людьми такими, как тогда вы
Всегда Россия победит.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Чтоб в будущем спокойно жить,

О прошлом помнить нужно свято.

Нам о войне нельзя забыть, -

Послушаем же старого солдата.

Есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь - символ памяти и скорби. Ив заключение нашего классного часа мы отдадим дань памяти нашим отцам и дедам, посетив памятники Великой Отечественной войны и возложив цветы.

Почтим память павших!



Пусть будет мир
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда!

Мир! Это слово как набат, планету нашу будит.

Пусть пламенем войны объят, мир никогда не будет!





МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа»










Урок мужества


«Великий подвиг Ленинграда»



















Подготовила и провела:

Сетяева М.Г. классный

руководитель 7 класса










2015 год










16

© 2010-2022