Конспект классного часа «Птицы Приморского края»

"Описание материала: "Данная разработка классного часа была проведена в краевом образовательном специальном учреждении 8 вида. " Внеклассное мероприятие проводилось для учащихся третьего класса. "Материал был подобран с целью формирования у учащихся положительного бережного отношения к птицам Приморского края и родной природе, так как вообще внешность всех птиц, их нрав и повадки воспеты во множестве легенд и сказок. "А как известно любой ребёнок очень любит сказки. Надеюсь, что эта разработка...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час


«Птицы Приморского края»

Цель: средствами краеведения формировать в детях положительное и активное отношение к природе.

Задачи:

Образовательная: расширять знания детей о птицах Приморского края.

Развивающая: развивать логическое, творческое и вербальное мышление.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, к птицам Приморского края.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Птицы Приморского края», магнитофон, аудиокассета «Голоса птиц», песок в тарелочках (по количеству детей), бумага для оригами.

Ход занятия

Ведущий: На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится,

Если птицы

На земле вдруг пропадут?

1 чтец: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки -

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!

2 чтец: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирики воробья…

Знают дети, скучно будет

Жить без птиц на белом свете!

СЛАЙД № 1.

Ведущий: - Сегодня у нас особый разговор - о птицах Приморского края, о наших пернатых друзьях, о том, какую большую пользу они приносят человеку и природе. А помогут мне в этом наши вожатые (Ира и Андрей).

СЛАЙД № 2.

1ученик:

- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов.

СЛАЙД № 3.

2 ученик:

- Птицы - основные истребители вредных для человека насекомых.

СЛАЙДЫ № 4 и № 5.

3 ученик:

- Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов.

- Назовите хищных птиц Приморского края.

СЛАЙД № 6.

4 ученик:

- Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.

5 ученик:

- Наш Приморский край на редкость богат птицами. Их здесь более 440 видов. Ни на одной территории великой России не встретишь такого разнообразия птиц.

Ведущий:

- Ребята! Назовите птиц, которые живут в нашем крае.

СЛАЙДЫ № 7 и № 8.

- На озере Ханка живёт красивая птица утка - мандаринка. Это редкий вид, численность которого сокращается. Охота на мандаринок запрещена.

- Какие цвета вы видите в её оперении?

СЛАЙДЫ № 9 и № 10.

1 вожатый:

- Особенно у мандаринок красивы селезни. Они устраивают брачные танцы вокруг самочек, носятся по реке, изредка ныряют, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг. От этого зрелища просто невозможно оторвать глаз.


СЛАЙД № 11.

В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая, которых называли мандарины. С тех пор утку так и стали называть - мандаринка.

Ведущий:

- Как обычно ведут себя утки в случае опасности?

(Взлетают, ныряют)

1 вожатый:

- Только мандаринки в случае опасности убегают. Бегают они проворно и ловко, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах. Хотя летают они прекрасно.

СЛАЙД № 12.

Свои гнёзда они устраивают в дуплах деревьев.

Мандаринка - одна из очень редких птиц Приморского края. Она занесена в Красную книгу.

Ведущий:

- Ребята! А у какой птицы длинная шея?

СЛАЙД № 13.

2 вожатый:

- На озере Ханка встречаются два вида журавлей: даурский и японский. Оба вида занесены в Красную книгу. Самый крупный из всех журавлей России - японский журавль. Посмотрите, как красива эта снежно - белая птица с ярко - красной шапочкой на величественно поднятой голове. Японский журавль - жемчужина Азии. Сегодня их на планете осталось всего около 500 особей. Очень интересно наблюдать за журавлями.

СЛАЙД № 14.

Показ видеофильма «Танец японских журавлей»

Ведущий:

- Нам посчастливилось увидеть журавлиный танец. Танцуют птицы не только парами, но и всей стаей.

- Ребята! А как кричат журавли?

- Они курлыкают. Это очень грустные, мелодичные звуки, которые надолго остаются в памяти людей.

2 вожатый:

- В природе встречаются серые, чёрные, белые, венценосные, американские журавли, стерх и журавль - красавка. Когда брачный период заканчивается, пары устраивают на земле уютные гнёзда, и самки приступают к высиживанию пятнистых яичек, одного - двух. Кормятся журавли в основном растительной пищей, а также жуками, саранчой, лягушками.

СЛАЙД № 15.

Весной и осенью мы встречаем и провожаем их косяки (словарная работа).

Практическая часть.

Ведущий:

- Сегодня на занятии мы с вами сделаем журавликов из бумаги способом оригами.

Работа с бумагой. Дети делают журавликов из заготовок «Птица».

- В Японии журавля считают птицей дружбы, символом долголетия. Давайте, ребята, мы этих журавликов подарим нашим гостям. В знак уважения и любви к ним, с пожеланиями долгих лет жизни.

СЛАЙД № 16.

- Наблюдая за птицами, люди отметили много примет, связанных с ними. Давайте вспомним их и прочитаем.

1. Кукушка кукнула в левое ухо - хорошая примета.

2. Если птицы прилетают вовремя, будет хороший урожай хлеба.

3. Грач на горе - весна во дворе.

1 вожатый:

- Грач раньше всех, в середине марта, прилетает в наши края. В народе говорят: «Грач - птица весенняя». Конечно, он не обладает приятным голосом, зато очень полезен.

Ведущий:

- Полезен? Но ведь грачи повреждают посевы кукурузы и подсолнечника, портят арбузы, дыни и клубни картофеля!

1 вожатый:

- Да, это так. Однако польза от грачей превышает наносимый ими вред, так как в их кормовом рационе преобладает животная пища. Грачи поедают таких вредных насекомых, как майский жук, клоп - черепашка, жук - кузька и других. Поэтому грача надо считать, безусловно, полезной птицей и охранять от браконьеров.


Стихотворение «Грач». Антон Пришелец.

Чтец.

От синего моря,
Из тёплого края,
Под солнцем, под звёздами, в темноте
Он, сил не жалея и миль не считая,
На север,
На север
Упрямо летел!
У нашего тополя -
Дым от веток,
И каждая жилка их всё видней.
И мы понимаем по всем приметам,
Что это
Начало весенних дней.
Хрустальным воздухом,
Гомоном галок
Во все перекрёстки влилась весна.
Но всё чего-то недоставало,
Какого-то звука,
Мазка, пятна.

А утром -
От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! -
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе!

Ведущий:

- Грач живёт и в деревне, и в городе. Эта вольная птица селится возле человека, оставаясь при этом не в клетке, а на свободе. Общение человека любого возраста с вольной птицей - огромное счастье, воспетое в поэзии, музыке, живописи.

СЛАЙД № 17.

- Ребята! Давайте посмотрим на картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картине? (Весна)

- Какой период весны? (Ранняя)

- Назовите признаки ранней весны. (Рыхлый снег, проталины, тучи низкие)

- Какие птицы прилетели? (Грачи)

- Что они делают? (Вьют гнёзда)

- Из чего они строят гнёзда? (Из веток)

- Обратите внимание, что грачи строят гнёзда высоко на верхушках деревьев.

- Есть ещё одна птица, обладающая своеобразным, ни на кого непохожим голосом. Отгадайте загадку: «Мать и отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду, чужим сбуду». Да, речь идёт о кукушке.

СЛАЙД № 18.

- Люди называют её вещуньей (словарная работа). Иногда спрашивают у неё, сколько лет им суждено прожить.

2 вожатый:

- В лесах Приморского края живёт кукушка обыкновенная, одна из представительниц большого семейства. В природе есть хохлатая, фазановая, глухая, земляная, длиннохвостая кукушка. Она живёт везде, кроме Арктики и Антарктиды. Обыкновенная кукушка - птица перелётная. Возвращаясь весной на родину, находит именно те места, где появилась на свет. Поют только самцы, привлекая самку (аудиозапись голоса кукушки).

СЛАЙДЫ № 19 и № 20.

- Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца птицам 150 видов. Птицам трудно распознать среди своих яиц кукушкино, потому что природа выработала у кукушки удивительное свойство: её яйца и размером, и цветом (голубые, бурые, зелёные, серые и др.) похожи на яйца птиц, в гнёзда которых она их подбрасывает.

Ведущий:

- Определите, где кукушкино яйцо?

2 вожатый:

СЛАЙД № 21. Кукушонок в гнезде садовой камышовки.

- Да, бросает кукушка - мать своих детей, и птицы - мачехи вскармливают сирот. За это люди относятся к кукушке неодобрительно. На самом деле она полезная птица. Основная пища кукушек - насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причём из всех пернатых, только кукушки любят клевать мохнатых гусениц - шелкопрядов, покрытых ядовитой «шерстью».

Ведущий:

- Сто гусениц в час - норма кукушкиной еды. Как не уважать эту птицу?

Ведущий:

- Все птицы Приморского края, о которых мы сегодня говорили и полезны, и красивы. У птиц есть свой язык, на котором они «разговаривают», общаются и понимают друг друга. И питаются они разной пищей.

- Ребята! Давайте сделаем подарок нашим друзьям птицам.

Песочная терапия «Подарок пернатому другу»

Ведущий:

- Чем питаются птицы?

- Нарисуйте жучков, паучков, бабочек, гусениц, червяков на песке пальчиками (разовые тарелочки, песок).

- Чтобы мы делали без птиц? Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых - вредителей и грызунов. И я думаю, будет справедливо, если мы, хотя бы немного позаботимся о птицах родного края: накормим их в суровую голодную зиму, предоставим скворечники весною.

- Ребята! Давайте оберегать природу!

Стихотворение «Птичьи песни». Зоя Александрова.

Чтецы:

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю всё, о чём поют

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

СЛАЙД № 22.

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд!

Ты в наши гнёзда не смотри,

Не становись на пни.

Яичек тёплых не бери -

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад -

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят -

Они и там и тут,

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет -

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнёзда разорять не смей,

Не трогай птичьих гнёзд!»

И мы не будем разорять! -

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.


© 2010-2022