- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа Технология организации учебной деятельности обучающихся
Программа Технология организации учебной деятельности обучающихся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Журавлева М.А. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Приложение
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Технология организации учебной деятельности обучающегося»
название учебной дисциплины
2015 г.
Программа разработана для обучающихся первокурсников, в целях освоения совокупности приемов и способов, используемых для организации успешной учебной деятельности, способствующих преодолению трудностей, возникающих на начальном этапе обучения. В программе заложены основы конспектирования, подготовки докладов, рефератов, основные способы работы с текстами, а также поиска необходимой информации. Рассматриваются вопросы организации справочно-информационной деятельности обучающихся и особенности организации учебной деятельности в училище.
Программа состоит из теоретических и практических занятий.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
М.А.Журавлева, зам.директора по УПР ГБОУ РС(Я) «Профессиональное училище № 9»
Ф.И.О., должность
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Профессиональное училище № 9»
Протокол № 2 от «__»____________2015 г.
Председатель: ___________________С.Ю.Бойко
подпись
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………….………………4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………….…………13
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__Технология организации учебной деятельности обучающегося_
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, реализуемых на базе основного общего образования. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании при организации тематических занятий и курсов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
___ общепрофессиональный цикл __________________________________
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу
1.3. Требования к результатам обучения:
В результате изучения учебной дисциплины «Технология организации учебной деятельности обучающегося» обучающийся должен
знать/понимать:
-
основные формы ведения записей прочитанного: конспект, выписки, аннотацию, резюме, тезисы, составление библиографии;
-
основные виды научных работ обучающихся: аннотация, реферат, доклад, научные тезисы, выпускная квалификационная работа (курсовая работа);
-
этапы и правила свертывания (сжатия) текста;
-
основные виды учебной литературы: учебник, курс лекций, учебное пособие, методическое пособие, хрестоматия;
-
основные виды справочно-информационной литературы: энциклопедию, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь (глоссарий), толковый словарь;
-
основы публичного выступления;
-
организацию и поиск литературы и иных информационных источников;
-
основные способы и приемы чтения: сплошное, выборочное, активное, углубленное, поверхностное чтение.
уметь:
-
осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;
-
представлять результаты работы с различными источниками в формах конспекта, реферата, доклада, аннотации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
-
аргументированного отстаивания собственной точки зрения;
-
ведения конструктивного диалога.
1.4. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
создание ориентировочной основы учебно-профессиональной деятельности у обучающихся первого курса;
-
формирование представления о необходимости развития познавательной деятельности и саморазвития личности в процессе обучения;
Основные задачи изучения дисциплины:
-
познакомить обучающихся с особенностями организации учебной работы в училище;
-
обобщить и углубить знания обучающихся о приемах работы с литературой и иными информационными источниками;
-
сформировать навыки оформления письменных работ;
-
оказать практическую помощь обучающимся - первокурсникам в организации и осуществлении учебной деятельности.
Содержание учебного материала включает теоретическое рассмотрение темы занятия с последующим выполнением практических упражнений и заданий по данной теме.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Технология организации учебной деятельности обучающихся
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
20 (14 +6 СРС)
Тема 1.1. Система образования и образовательная среда училища.
Содержание учебного материала
1
История становления системы начального профессионального (среднего) образования в России. Структура и основные задачи современной системы образования. Роль СПО в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Становление и современное состояние ГБОУ РС (Я) «ПУ№9. Структурная организация ПУ№9, система управления. Образовательная среда училища. Обучающая, воспитательная и методическая деятельность преподавателей, мастеров и классных руководителей групп.
2
1
Тема 1.2. Особенности учебной деятельности обучающихся училища.
1
Возрастные особенности развития человека в юношеском возрасте. Изменение «позиции ученика» в студенческий период. Специфика учебной деятельности в училище. Профессиональная деятельность обучающихся: учебная и производственная практика. Роль самообразования и самостоятельной работы. Основные проблемы и затруднения в период адаптации к образовательной среде. Самоорганизация в студенческий период - текущая учебная работа, подготовка к сдаче контрольных работ, аттестаций, зачетов и экзаменов.
2
1
2
Практическая работа.
Самоанализ с использованием психодиагностических методик: «Память на числа» (оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности); «Корректурная проба» (объем и концентрация внимания); Теппинг - тест (определение свойств нервной системы по психомоторным показателям). Экспресс-диагностика «Активность мышления». Учет результатов при планировании учебной деятельности.
2
2,3
Тема 1.3. Общая характеристика форм учебных занятий.
1
Лекция и семинар - основные формы учебного процесса. Специфика лекционных занятий. Специфика семинарских занятий. Особенности подготовки к семинарским, практическим и лабораторным занятиям. Речемыслительная и познавательная активность на семинарских занятиях. Технологии групповых обсуждений. Конференция.
2
2
Практическая работа.
2
Самоанализ «Умеете ли вы слушать?». Ролевая игра «Учебный семинар». Подготовка выступлений. Анализ типичных ошибок. Активное слушание. Формулирование вопросов. Приемы видения дискуссии. Аргументация своей точки зрения, мнения.
2
2,3
Тема 1.4. Организация справочно- информационной деятельности студента
1
Информационно-предметное обеспечение изучения дисциплин. Основные виды учебной и информационно-справочной литературы. Учебно - организационные, учебно - информационные, учебно - коммуникативные умения обучающегося. Деятельность библиотеки: абонемент, читальный зал. Электронная библиотека. Виды каталогов, картотек. Работа по каталогам. Работа с книгой (понятие аннотация). Поиск информации в интернете.
2
2
Практическая работа.
Поиск информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, оглавление, содержание. Поиск информации в Интернете с различными браузерами. Составление аннотаций, определение ключевых слов.
2
2,3
Самостоятельная работа студентов:
-
Составить описание структурных элементов учебной книги.
-
Оформите реквизиты книг в виде библиографического списка по своей профессии.
-
Оформить реквизиты журнальных статей.
6
Раздел 2.
Технология переработки информации.
28 (18 +10 СРС)
Тема 2.1. Технология работы с текстами.
Содержание учебного материала
1
Чтение. Типы чтения: сосредоточенное, неспешное, предварительное, беглое, скоростное. Техника скоростного чтения. Составление плана по прочитанному. Виды плана: вопросный, тезисный, назывной, план - схема опорный. Работа с учебниками.
2
2
2
Практическая работа.
Угол зрения и качество чтения. Таблицы Шульте. Проверка техники чтения. Разбор основных упражнений на расширение угла зрения.
2
2
3
Практическая работа.
Составление планов по тексту. Отработка навыков предварительного и беглого чтения.
4
2,3
Тема 2.2. Технология подготовки сообщений, докладов, рефератов.
1
Виды работ, отличительные особенности. Структура работ. Виды докладов: продуктивный, репродуктивный. Оформление работ. Подготовительные этапы. Оформление библиографического списка.
2
1,2
Тема 2.3. Технология написания конспектов.
1
Приемы конспектирования - сокращение слов, словосочетаний, терминов, переработка фразы. использование цвета. Оформление конспекта.
2
2,3
2
Практическая работа.
Способы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Аббревиатура.
4
2
Тема 2.4. Технология публичного выступления.
1
Практическая работа.
Публичное выступление. Подготовка. Особенности: фразы, паузы, время, темпоритм, внешний вид, психологический настрой.
2
2
Самостоятельная работа студентов:
-
Подготовить вопросный план содержания заданного материала.
-
Составить вопросы к семинару на заданную тему
-
Оформить список интернет-ресурсов на предложенную тему.
-
Составить план - схему отражающий структуру доклада.
-
Составить план - схему отражающий структуру реферата.
-
Составить аннотации к параграфу учебника.
.10
Всего:
48 (32+16 СРС )
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
гуманитарных дисциплин, читального зала.
указывается наименование
Оборудование рабочих мест кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный материал в виде текстов, шаблонов оформления рефератов, докладов; библиографических карточек;
- справочная литература;
Технические средства обучения:
- компьютеры с выходом в интернет;
- мультимедиа проектор.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
-
Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. М., 1999, 62 с.
-
Галагузова Ю. Н., Штинова Г.Н. Азбука студента, М., 2000, 80 с.
-
Кузнецов О.А.,Хромов Л.Н.. Техника Быстрого чтения. Москва «КНИГА», 1983. 186 с.
-
Штенберг Л.Ф. Простое о сложном. Скоростное конспектирование, «Высшая школа», 1988 г.
-
edu2.tsu.ru
-
e-reading.link/bookreader.php/
-
советстуденту.рф/sekrety-uchyoby/kak-pravilno-pisat-konspekt/
-
napishem.com/info/referaty/oformlenie-referata.html
-
tavika.ru/2014/03/doklad.html
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания:
основные формы ведения записей прочитанного: конспект, выписки, аннотацию, резюме, тезисы, составление библиографии;
Методы: практический контроль;
Формы: оценка выполненного конспекта, рациональное оформление конспекта;
Оценка составленных библиографических списков.
основные виды научных работ обучающихся: аннотация, реферат, доклад, научные тезисы, выпускная квалификационная работа (курсовая работа);
Методы: письменный (тестовый);
Формы: оценка результатов выполнения теста.
основные виды учебной литературы: учебник, курс лекций, учебное пособие, методическое пособие, хрестоматия;
Методы: письменный (тестовый);
Формы: оценка результатов выполнения теста.
основные виды справочно-информационной литературы: энциклопедию, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь (глоссарий), толковый словарь;
Методы: практический контроль;
Формы: оценка выполнения практической работы.
организацию и поиск литературы и иных информационных источников;
Методы: практический контроль;
Формы: оценка выполнения составления тематического перечня Интернет-ресурсов на заданное время.
основные способы и приемы чтения: сплошное, выборочное, активное, углубленное, поверхностное чтение.
Методы: письменный (тестовый) ;
Формы: оценка результатов выполнения теста.
основы публичного выступления;
Методы: практический контроль;
Формы: оценка демонстрации подготовленного выступления по заданным параметрам.
умения:
осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках
Методы: практический контроль;
Формы: оценка выполнения практических заданий.
представлять результаты работы с различными источниками в формах конспекта, реферата, доклада, аннотации;
Методы: практический контроль;
Формы: оценка выполнения практических заданий.
Разработчик:
_Зам.директора по УПР ГБОУ РС(Я)
«Профессиональное училище № 9»______ _____________ _М.А.Журавлева_
(должность, место работы) (подпись) (инициалы, фамилия)
5