Рабочая тетрадь Так много мы должны сказать. .. (конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности, 5-9 классы)

Конспект-справочник – это рабочая тетрадь, которая адресована ученикам и является составной частью УМК «Так много мы должны сказать…».Тетрадь содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет школьнику подготовиться к интеллектуальной викторине и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники информации есть в каждой теме.Тетрадь рассчитана на 5–9 классы, то есть на несколько лет работы. Классный руководитель самостояте...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М. Ю. Титкова

Так много мы должны сказать…

Конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности

Аннотация

Конспект-справочник - это рабочая тетрадь, которая адресована ученикам и является составной частью УМК «Так много мы должны сказать…».

Тетрадь содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет школьнику подготовиться к интеллектуальной викторине и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники информации есть в каждой теме.

Тетрадь рассчитана на 5-9 классы, то есть на несколько лет работы. Классный руководитель самостоятельно выбирает темы, соответствующие интересам и возрасту его учеников.


Содержание


Тема 1. Для чего нужно образование школьнику? 1

Тема 2. Внешний вид школьника, в том числе форменная одежда 1

Тема 3. Как начиналась русская школа. Основные достижения отечественной педагогики конца X - начала XIX веков 1

Тема 4. День учителя. Константин Дмитриевич Ушинский - «учитель русских учителей» 1

Тема 5. Правильное питание - что это такое? 2

Тема 6. Что такое диета? 2

Тема 7. Что такое «фаст-фуд»? 2

Тема 8. Что такое иммунитет? Народные средства поддержания иммунитета 2

Тема 9. Спорт в жизни человека 2

Тема 10. Ох, уж эта любовь… 2

Тема 11. Новый год 3

Тема 12. День защитника Отечества 3

Тема 13. Международный женский день 3

Тема 14. День Победы 3


Дорогие ребята!

Учебно-методического комплект (УМК) «Так много мы должны сказать…» автора М. Ю. Титковой состоит из книги для учителя - вашего классного руководителя и конспекта-справочника - рабочей тетради - для вас. Из 14 предложенных тем, ваш классный руководитель выберет темы, интересные и полезные для вашего возраста. А рабочая тетрадь, которая содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет вам не только подготовиться к интеллектуальной викторине, но и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники информации есть в каждой теме рабочей тетради.

Обратите внимание, что тетрадь рассчитана на 5-9 классы, то есть на несколько лет добросовестной работы, поэтому относиться к ней нужно бережно. А результатом вашего бережного отношения и добросовестной работы станет созданный вами справочник полезной информации. Такой справочник не будет лишним в вашей библиотеке, ведь, как известно, интеллекта много не бывает.

Желаем творческих успехов!

Тема 1

Для чего нужно образование человеку?


Вопросы и задания

1. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: vedu.ru/ExpDic/ ).

Образование - ________________________________________________

__________________________________________________________________

Знания - _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Интеллект - __________________________________________________

__________________________________________________________________

Призвание - __________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.

1) Кто хочет много знать, тому _______________________________

2) Идти в науку - ___________________________________________

3) Без муки нет и ___________________________________________

3. Вспомните, как назывались первые школы в государстве Шумер? Что означало это название? Ответы подскажет иллюстрация.

______________________________________________________________

Рабочая тетрадь Так много мы должны сказать... (конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности, 5-9 классы)

Рис. 1.1. Глиняная клинописная табличка. Шумер. 2400 г. до н. э.

4. Вспомните слова известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Напишите, как вы понимаете смысл этих слов.

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________


Справочный материал

Схема 1.1

Из чего складывается образование


Проект

А знаете ли вы, каким был идеал человека для древних греков? С этим идеалом соотносилась древнегреческая система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Найдите необходимую информацию и подготовьте интересное сообщение для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете: ru.wikipedia.org/wiki/Древняя_Греция).

Тема 10

Ох, уж эта любовь…


Вопросы и задания

1. Объясните значение данных слов. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: vedu.ru/ExpDic/ ).

Любовь - _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Ревность - ___________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.

1) Насильно мил не ____________________________________________

2) Хорошо то, что __________________________________________

3) Много хороших, да __________________________________________

4) Нельзя не любить, да нельзя и не ______________________________

5) Любовь - кольцо, а у кольца _______________________________

6) Где любовь, там и ________________________________________

3. Что означает поговорка «Скромность украшает человека»?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

А что означает поговорка «Равные обычаи - крепкая любовь»?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

4. Вспомните слова известного русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Забота объединяет людей. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого». Напишите, как вы понимаете смысл этих слов.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________


Проект

Слова русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева (см. задание 4) и народная мудрость (см. задания 2, 3) говорят о том, что настоящая любовь - это не какой-то временный праздник, а постоянная верность друг другу в самых разных жизненных ситуациях. Примером такой верности могут служить судьбы жен декабристов - участников восстания, которое произошло в Петербурге 14 декабря 1825 года. Основными целями декабристов были упразднение (уничтожение) монархии и отмена крепостного права, поэтому после суда многие из декабристов были осуждены на различные сроки каторжных работ и поселение в Сибирь. Следуя за своим мужем, женщина подписывала «Условия» - документ, согласно которому она отказывалась от своего «прежнего звания» и становилась «женой ссыльно-каторжного», а ее дети, рожденные в Сибири, - казенными (государственными) крестьянами. Предполагалось, что такие «Условия» заставят женщин остаться в столице. Княгиню Екатерину Ивановну Трубецкую и княгиню Марию Николаевну Волконскую эти «Условия» не остановили… Познакомьтесь с поэмой русского писателя Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины». Используя поиск дополнительную информацию и поиск соответствующих изображений в программах Интернета, создайте в программе Microsoft PowerPoint интересную презентацию для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете:

ru.wikipedia.org/wiki/Трубецкая,_Екатерина_Ивановна, ru.wikipedia.org/wiki/Волконская,_Мария_Николаевна).


Тема 11

Новый год


Вопросы и задания

1. Объясните значение данного слова. В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю (см. в Интернете: vedu.ru/ExpDic/ ).

Равноденствие - _______________________________________________

__________________________________________________________________

2. Напишите продолжение следующих пословиц, объясните их значение.

1) Март сухой да мокрый май: будет __________________________

2) В июле на дворе пусто, да в поле ______________________________

3) Мороз невелик, да _______________________________________

3. Вспомните, какое дерево было особо почитаемым у восточных славян (а потом - у русских) до середины XIX века? Почему? ______________________________________________________________

______________________________________________________________

4.Почему образ Мороза, который можно встретить в русских сказках, пословицах и поговорках, не похож на знакомого новогоднего персонажа?

________________________________________________________________

______________________________________________________________

Справочный материал

Таблица 11.1

Латинские названия месяцев

Месяц

История названия

Пословицы

Январь

в честь римского бога всех начал Януса

Году начало, зиме середка.

Февраль

в честь римского бога подземного царства Фебрууса

Вьюги, метели под февраль полетели.

Март

в честь римского бога войны и охраны Марса

Март сухой да мокрый май: будет каша и каравай.

Апрель

в честь римской богини любви Венеры (Афродиты - Aphros)

В апреле земля преет (то есть сильно потеет).

Март

в честь римской богини плодородия Майесты (Майи)

Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден!

Июнь

в честь римской богини брака и рождения Юноны (Геры), супруги бога неба Юпитера (Зевса)

Конец пролетья, начало лета.

Июль

в честь римского правителя Юлия Цезаря, который родился в этот месяц

В июле на дворе пусто, да в поле густо.

Август

в честь римского императора Октавиана Августа как месяц, особенно счастливый в его жизни

Август - собериха или припасиха.

Сентябрь

от латинского слова septem - «семь», был седьмым месяцем римского календаря, который до Юлия Цезаря начинался с марта

Холоден сентябрь, да сыт.

Октябрь

от латинского слова octo - «восемь», был восьмым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Ноябрь

от латинского слова novem - «девять», был девятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Ноябрьские ночи, до снегу, темны.

Декабрь

от латинского слова decem - «десять», был десятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Год кончается, а зима начинается.

Таблица 11.2

Когда начинался Новый год на Руси и почему

Дата

Имя правителя

Когда начинался

Новый год

Почему

до XV века

20 или 21 марта

день весеннего равноденствия,

ожидание нового урожая

c 1492 (до1698)

Иван III

1 сентября

Семенов день, приближение осени

1700

Петр I

1 января

Россия начинала устанавливать связи с Европой, и расхождение в календарях было неудобно


Проект

Знаете ли вы, что до XI века в русском языке были не латинские (см. табл. 11.1), а славянские названия месяцев? Эти - славянские - названия сохранились во многих славянских языках (например, украинском и белорусском). С чем связана история славянских названий? Найдите необходимую информацию и подготовьте интересное сообщение для своих одноклассников. В случае затруднения обратитесь к Википедии (см. в Интернете: ru.wikipedia.org/wiki/Древнеславянский_календарь). С помощью программы Microsoft Word (Вставка → Таблица) постройте таблицу, которая дополнит ваше сообщение (см. табл. 11.3).

Таблица 11.3

Славянские названия месяцев

Название месяца

История названия

латинское

славянское

Январь

Просинец

(от слова «синий»)

в это время становилось светлее



© 2010-2022