- Преподавателю
- Классному руководителю
- Урок по краеведению: Мой город
Урок по краеведению: Мой город
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трегубова О.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Мой город»
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Трегубова Оксана Алексеевна
Цели:
-
Формировать образные представления учащихся о прошлом и настоящем родного края
-
Познакомить с историей основания города Воронежа
-
Воспитывать чувства любви и уважения к родной стране, её истории и культуре
-
Развивать творческое воображение, речь, интерес к родной истории
Оборудование:
-
Компьютер
-
Мультимедиа проектор
-
Индивидуальные карточки с ребусом
-
Рабочие тетради по краеведению, карандаши, клей, ножницы
Х О Д У Р О К А
-
Организационный момент.
- Проверьте, всё ли приготовлено к уроку?
- Сядьте правильно, мы начинаем наше путешествие в прошлое нашей истории. И чтобы узнать куда мы отправимся сегодня, я предлагаю вам решить ребус.
- Да, мы будем говорить о городе, нашем городе. (слайд 1)
-
Определение целей урока.
Учитель читает отрывок из стихотворения А. Жигулина (слайд 2)
Милей соловья - вороний -
По древнему русскому - грай.
Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Город - река - край.
В природе его, в народе,
В песне, в шуме лесном
Большая и малая Родина -
Вся для меня в нем!
- Рассмотрите страницы 48- 51 в рабочей тетради.
- Давайте определим цели нашей работы на уроке.
Примерные ответы детей:
-
Узнать, как выглядел город в древние времена.
-
Когда был основан город?
-
С какой целью его построили?
-
Что связывает Воронеж с кораблями?
-
Работа по теме урока.
-
Вступительное слово учителя.
Территория современной Воронежской области была заселена человеком ещё в эпоху древнекаменного века. Жители Придонья в ту пору не были бродячими охотниками, а вели домашнехозяйственную жизнь. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, которые обнаружили археологи на территории нашего края.
Но впервые слово «Воронож» упоминается в Никоновской летописи в 1177 году, и связано оно с походом князей на город Владимир ( в те времена центр Руси). (слайд 3)
Следующее упоминание о г. Воронеже в Никановской летописи связано с нашествием монголо-татарских войск на Русь. В 13 веке поселение на месте города Воронежа было разгромлено и уничтожено войсками хана Батыя.
Нашествие войск Золотой Орды заставило объединяться русские княжества, но по землям лежащим вдоль рек Дона и Воронежа в ХIV - ХVI в.в. было трудно передвигаться. Войска хана Батыя постоянно наносили атаки по южным границам Руси.
И тогда по приказу государя Федора Ивановича был построен на высоких кручах, поросших дремучим лесом Воронеж-город, а воеводой назначен Семён Фёдорович Сабуров. (слайд 4)
В 1585 году на пересечении и вблизи татарских дорог началось строение города-крепости.
-
Работа с тетрадью.
Воронеж в допетровскую эпоху.
Задание 1.
- Из какого материала строилась крепость- город? (Из дерева, потому что вокруг был лес, а это хороший материал для постройки домов)
- Расскажите, как по-вашему мнению была устроена крепость? (Высокий деревянный забор, внутри которого располагались жилые постройки.)
- Город-крепость Воронеж был построен на правом крутом берегу реки Воронеж. Его окружали стены высотой 6м. Среди стен возвышались башни, высота которых достигала 20м. Первыми жителями города были русские служилые люди: стрельцы, казаки, пушкари. Они строили крепость, несли пограничную службу, и если надо было вступали в открытый бой с врагами земли русской.
Задание 2.
- Для чего среди стен крепости надо было возводить такие высокие башни? (На стенах располагались дозорные и стрельцы. А чем выше находится человек, тем дальше он может видеть вокруг. Поэтому стрельцы, находящиеся на башнях хорошо видели приближение врага и сообщали об этом в крепость.)
- Рассмотрите, как выглядела одна из сторожевых башен на стр. 49 (задание 4)
- В каком году был построен город Воронеж? (В 1586 году)
- С какой целью возведена крепость? (С целью защиты южных рубежей)
Задание 3. (работа с текстом стихотворения)
На доске выписаны слова для проведения словарной работы: ратные подвиги; крепостной вал; башенный; ковыли; бранный набат; щит.
Учитель проводит работу по выяснению смысла слов или перед чтением текста, или после первичного чтения.
- Закройте глаза и послушайте стихотворение К. Гусева и попробуйте представить каким в те времена был город- крепость Воронеж.
- Скажите, какие картины вы увидели? (Слушаются 3-4 человека)
- Прочитайте самостоятельно стихотворение ещё раз.
- Найдите и прочитайте в 1 строфе как выглядел наш город раньше:
… Глядятся в спеть кресты церквей
И стены вала крепостного…
- Для чего был основан город Воронеж?
…Он русской Родиной твоей
Для ратных подвигов основан…
- Во второй строфе стихотворения найдите и прочитайте выполнил ли наш город своё предназначение?
… Твой город встал Руси щитом
Пред кочевой ордой Востока…
- не только монголо-татары нападали на наш город. Так 1590 году Воронеж был сожжен украинскими казаками-черкасами. Но в 1594 году восстановлен заново.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Концы пальцев направит вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать. Как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив большие пальцы рук и помахав пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
(Ю. Мориц)
Эпоха Петра I.
Задание 5.
- В конце XVII века в связи с подготовкой Петра I (слайд 5) к военным действиям возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота. По указу Петра I в городе было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. 20 октября 1696 года на его верфях был впервые в истории России создан регулярный Российский военный флот. C 1696 года по 1711 год было построено около 215 кораблей.
Задание 6.
- Посмотрите какие корабли были построены на Воронежских верфях. (слайд 6)
- Из приложения вам надо вырезать корабли и наклеить их в тетрадь.
Задание 7.
- Какие же города вошли в Воронежскую губернию? Расшифруйте их названия. (Слайд 7)
Задание 8.
У каждого из нас есть свои любимые места в городе. Какое любимое место в городе у вашей семьи, дома нарисуйте его.
-
Итог урока:
- Что нового вы узнали о своем городе?
- Почему Воронеж называют колыбелью русского флота?
- Достигли вы цели, которые ставили перед собой в начале урока?
- Подойдите к нашему «Экрану успеха» и оцените свою работу на уроке.