Программа внеурочной деятельности Краеведение ( 6 кл.) Тематическое планирование

Предлагаю авторскую программу внеурочной деятельности для 6 класса "Краеведение",по которой я работаю 3 года. Программа интересна для преподавателей разных предметов и классных руководителей, так как темы внеурочных занятий связаны с изучением истории Самарского края и школы № 101, в которой есть музей "История школы в истории микрорайона". Я являюсь методистом школьного музея. В данную программу я включила также разделы по истории школы и семьи.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 101

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича

городского округа Самара

__________________________________________________________________________




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по ВР МБОУ СОШ № 101

г.о. Самара

_________М.И.Ровинская

27 августа 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 101

____________ К.В. Макаров

28 августа 2014 г.

Приказ № ____ от 28.08. 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Краеведение»

на 2014 - 2015 уч. г.

направление: духовно- нравственное

Занятия проводятся 1 раз в неделю, за год-34 часа



Автор - составитель: Языкова Ирина Николаевна, учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №101 г.о. Самара

Класс: 6

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» является авторской программой и составлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» с учётом нормативных документов:

1. Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

4. Информационное письмо Департамента образования г.о.Самара от 2011г.

Для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Краеведение» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за Самарский край, родной город, школу №101. Она способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы, записывая рассказы родственников о военных годах, пионерском детстве, рассказывая о семейных реликвиях, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Основу содержания программы составляют разделы по истории Самарского края, города Самара, истории Кировского района, 13-ого микрорайона, истории школы №101.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основное направление внеурочной деятельности - духовно- нравственное.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, историей школы,

• сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков, родственников,
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, городу, школе, семье;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков;

  • понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;
    воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Описание места внеурочных занятий в учебно-воспитательном плане школы: В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебно-воспитательным планом МБОУ СОШ №101 г.о.Самара на внеурочную деятельность «Краеведение» отводится в 5классе -34 часа (1час в неделю), в 6 классе-34 часа (1 час в неделю).

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, музеях Самары.

Проектная деятельность - важная составляющая часть внеурочной деятельности , которая включает проведение экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, участие в олимпиадах, реализацию проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в ЭОР, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в конференциях, фестивалях;

  • проводить экскурсии для начальной школы.

В процессе работы над проектами разрабатываются экскурсии в школьном музее, вспомогательный фонд обогащается краеведческим материалом, пополняются электронная библиотека и медиатека музея.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставлять у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Межпредметные связи на занятиях по краеведению:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками литературы: изучение творчества поэтов и писателей Самарского края;

  • с уроками изобразительного искусства: изучение творчества художников Самарского края, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и ЭОР

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия


Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников среднего звена по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах; отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм;

- о нормах отношения к людям других поколений;

- о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации;

- об истории и культуре родного края;

- об основах организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу;

- к труду, знаниям, другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

- опыт публичного выступления при защите проекта;

- опыт охраны памятников истории и культуры;

- опыт общения с участниками и очевидцами ВОв;

- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

- опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них;

- опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Возможные результаты проектной деятельности школьников:

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;

  • презентация;

  • проведение экскурсии в школьном музее;

  • виртуальные экскурсии для 1-3 классов.

Содержание программы

1 раздел. Самарский край -12час.

Повторение изученного в 5 классе.

Заповедные места Самарского края. Сокольи горы.

Курганы Самарского края.

Экскурсия на Царев курган

Водоемы Самарского края.

Святые источники.

Легенды и были Самарского края

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Писатели, связанные с Самарским

краем (Л.Н.Толстой, С.Т.Григорьев, К.А.Федин).

Поэзия А.В.Ширяевца.

Художники Самарского края.

Интерактивная экскурсия в музей И. Репина в Ширяево.

2раздел. Самара- город родной -13час.

Что мы знаем из истории образования Самары?

Исторические места и достопримечательности Самары

Герои гражданской войны: С.Киров, М.Фрунзе, В.Куйбышев

Памятники и скульптурные композиции Самары.

Экскурсия по городу «Памятники героям войны»

Самарских улиц имена

Куйбышев- запасная столица

Подвиги женщин-землячек в годы войны

Поэты-фронтовики

Экскурсия в музей ПРИВО.

Игра- путешествие «Куйбышев в годы войны»

3 раздел. История школы в истории микрорайона -4 час.

Экскурсии в музей школы:

«Ветераны войны 13-ого микрорайона»

«История Кировского района»

«Участники локальных войн»

« История одного экспоната»

4 раздел. История моей семьи -5 час.

Судьба семьи в судьбе страны

Комсомольская юность моих родителей

Моя семья

Викторина «Моя школа, моя семья».

Список литературы для обучающихся



  1. И. Кондратьева. Города России. Энциклопедия. - М.: Большая Российская

Энциклопедия, 1994. - 148 с.

  1. Е.В. Пчелов. Государственные символы России - герб, флаг, гимн. -

Москва: «Русское слово», 2002. - 94 с.

  1. Э. Я. Дмитриева, П. С. Кабытов. Самарская область. Учебное пособие. -

Самара, 2001.

4. Л. В. Храмков. Введение в Самарское краеведение. - Самара, 2007

5. Голос земли Самарской. Литературно-публицистический очерк. - Самара, 1990,1998.

Электронные образовательные ресурсы:

- Электронная библиотека по истории, археологии, этнографии Среднего Поволжья.

// ysa-human. narod. ru/bibl. html

-Самарская область. // samaraobl. ru/samara-history/

-Самарская область: забытые истории. // samara-history. ru/

Список литературы для учителя



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования.

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в

образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные

программы начального общего образования.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского.

- М.: Просвещение, 2011.

  1. А.Н. Вырщиков. Настольная книга по патриотическому воспитанию

школьников. - М.: Глобус, 2007. - 78 с.

  1. М.А. Горбова. Патриотическое воспитание средствами краеведения.

- М.: Глобус, 2007. - 140 с.

  1. А.В. Даринский. Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. - 245 с.

  2. Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. Патриотическое воспитание школьников.

- М.: Айрис - пресс, 2005. - 95 с.

8. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.










© 2010-2022