- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы 1-4 классы
Программа воспитательной работы 1-4 классы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подорожная В.М. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Разработанная программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Современный ребенок живет в мире компьютерных технологий: виртуального обучения, игр и общения. Это влечет за собой снижение двигательной активности и, естественно, негативно отражается на здоровье. Воспитать духовно-нравственное и физически здоровое поколение - важная задача современного образования.
Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не известна. Моя основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Семья и школа - самое ближайшее окружение ребенка. Именно здесь, в первую очередь, происходит процесс становления и самоопределения его личности.
Нас объединяет общая цель - вырастить человека, способного взаимодействовать с окружающим миром и усвоить социальный опыт предшествующих поколений. Вне общества, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. Каждый ученик является членом классного коллектива. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Современный ребенок живет в мире компьютерных технологий: виртуального обучения, игр и общения
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, живя в информационном и социальном пространстве ,понимать, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека), - субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
воспитание - это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация - это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны
Программа «Мы вместе» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Цель программы:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи:
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
-
Формировать у обучающихся высокого патриотического сознания.
Срок реализации программы - 4 года. (1-4 класс)
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы улучшение состояния здоровья детей; осознание норм социального поведения, повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления; снижение уровня конфликтности; участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Конкретные ожидаемые результаты развития и воспитания учащихся будут исходить из задач по каждому направлению воспитательной деятельности.
Ожидаемые результаты:
-
- активная жизненная позиция;
-
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-
- патриотическое и гражданское самосознание;
-
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-
- эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах. При организации воспитательной и учебной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Мы, педагоги, должны поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.
Методы и формы
-
беседы и наблюдения
-
классные часы
-
занятия - практикумы
-
экскурсии
-
тематические праздники и вечера
-
устные журналы
-
дискуссии
-
конкурсы
-
игры, соревнования
-
родительские собрания в различных формах
-
КВНы
-
Тренинги
-
Дни здоровья
Содержание программы.
Программа реализуется в четыре этапа:
1 класс - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности - забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Приоритетные направления развития и воспитания школьников
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
-
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
Планирование воспитательной работы с младшими школьниками
1 класс.
Направления работы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Беседа «Я - гражданин»
Классный час
«Россия - Родина моя»
Час общения «Самые дорогие слова»
Кл. час «След войны в моей семье»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Кл.час
«Начало пути»
Час общения
«Познай себя»
Классный час
«Я - ученик!»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Санитарный день
Час общения
«О лени и лентяях»
Акция «Книжкина больница»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Общешкольное мероприятие
День здоровья
Классный час
«В гостях у светофора»
Богатырские забавы.
Зимний праздник к 23 февраля
Общешк. День здоровья
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ролевая игра
«Учимся дружить»
Игра-путешествие
«Всё обо всём»
Ролевая игра
«Учимся дружить»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Экскурсия «Вот и осень пришла»
Конкурс рисунков «Здравствуй, зима!»
Устный журнал
«Перелётные птицы»
Час
Общения
«Здравствуй, лето красное!»
2 класс.
Направления работы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Конкурс рисунков
«Люблю тебя,
моя Россия!»
Классный час
«Патриотизм начинается
с малого с любви к тому
месту, где ты живешь»
Классный час «Чем богат наш край»
Классный час
«Человек в
космосе»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Занятие - тренинг
«Что такое дружба или
учимся дружить»
Занятие - тренинг
«Волшебная поляна»
Кл. час
«Почему
люди ссорятся?»
Час общения
«Какой Я? Какой Ты?»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Час общения
«Книга-твой друг,
береги её»
Классный
час
«Профессии наших родителей»
Экскурсия на страусиную ферму с.Сырейка
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Праздник в Академии
дорожных наук.
Час общения
«Профилактика ОРЗ и гриппа»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .
Ролевая игра «Паутина»
«Да и нет»
Час общения
«Просто я работаю
волшебником»
Школьный День здоровья
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Викторина
«Путешествие в
мир животных»
Путешествие-викторина
«В мире природы»
час общения
«Животные Самарской области»
3 класс.
Направления
работы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Кл. час «Русь,
Россия, Родина моя»
Час общения «Рассказы о Русском флоте»
Кл. час, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне «С песней по жизни
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Час общения
«Пылайте
сердцем, творите
любовью»
Конкурс рисунков
к дню матери
Кл. час «Хорошо ли мы знаем
друг друга»
Час-игра
«Планеты-это мы»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Акция «Книжкина больница»
Акция
«Чистое село»
Социальный проект «Сохраним первоцветы»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
День здоровья
Малые олимпийские игры
День здоровья
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Поисковая операция
«Как образовалась
моя семья»
Занятие-тренинг
«Объединяемся играя»
Час общения
«Что такое дружба, или
учимся дружить»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Час общения
«Осенний калейдоскоп»
Экскурсия в музей Лягушки г.Самара.
Час-игра «На острове
Чунга-Чанга»
Экскурсия в краеведческий музей им. П.В. Алабина
4 класс.
Направление
работы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Единый кл.час
«День народного
единства»
Кл.час «С чего начинается Родина»
Конкурс рисунков
«Я рисую космос»
Акция «Письмо победы»
Конкурс рисунков «Я рисую песни о войне»
Кл.час
«Давно закончилась война»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Всероссийский урок
«Моя малая родина»
Кл. час
«Наш класс-единая команда»
Классный час
«Взаимоуважение»
Занятие тренинг
«Какие качества мы ценим в себе»
Экскурсия «Люблю тебя, мой край родной»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Предметная неделя по биологии
Предметная неделя по русскому языку
Единый урок
русского языка
Озеленяем класс и школу.
Предметная неделя по математике
Кл.час
«Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
День здоровья
Пдд «Дорожная мозаика»
Игра «Богатырская сила наша»
Поездка в бассейн
Кл.час «Мы помним»,
посв.жертвам
теракта в г. Беслан
Час общения
«Письма о добром»
Час общения«Что такое толерантность»
День Знаний
Экскурсия в ВЦ Радуга
Новогодний карнавал
А ну-ка, девочки!
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Час общения «Мир моих увлечений»
Час общения
«Моральный долг и совесть»
Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Занятие-тренинг
«Комплименты»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Викторина
«В мире
природы»
Эко-проект «зелёный класс-зелёная школа»
Экскурсия в природу.
Акция «Моё чистое село»
Экскурсия «Весна, весна! И всё ей радо!»
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
-
психолого-педагогическое просвещение родителей;
-
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления
Формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей
родительские университеты
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе попечительского совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета
участие в работе общественного совета содействия семье и школе
Родительские собрания
1 класс
1.Младший школьник: особенности развития.
2. Трудности адаптации первоклассников.
3.Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
4. Перелистывая страницы учебного года.
2 класс
-
Родительское собрание «Воспитание в семье»
-
Родительское собрание «Тепло семейного очага»
-
Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье
-
Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»
3 класс
1.Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить»
2.Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании
3.Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»
4.Семейный праздник «Род, родные, Родина»
4 класс
-
Родительское собрание - доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым»
-
Родительское собрание «О детской дружбе»
-
Родительское собрание «Домашнее задание»
-
Родительское собрание «Капризы и неврозы детей» (ситуационная норма)
Индивидуальные консультации и беседы с родителями -
одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.
Индивидуальные консультации:
- особенности здоровья ребенка
- его увлечения, интересы
- предпочтения в общении в семье
- поведенческие реакции
- особенности характера
- мотивация учения
- моральные ценности семьи
Тематические консультации
1. Ребенок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребенка.
3. Единственный ребенок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребенок в семье.
Список литературы
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва «Просвещение» 2010г.
-
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. Пособие для учителей .-М. :Просвещение, 2010
-
Журнал классного руководителя. В помощь классному руководителю. Л. В Голубева. Волгоград «Учитель» 2006г.
-
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
-
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5, 2005.
-
Уроки Лихачёва. Санкт-Петербург, издательский дом «Бизнес -пресса», 2006 г.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
-
Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
Приложение 1.
Методика для определения школьной мотивации.
За каждый ответ
а) - 3балла
б) - 1 балл
в) - 0 баллов
1. Тебе нравится в школе?
а) да, б) не очень, в) нет
2. Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью, б) бывает по разному, в) чаще хочется остаться дома.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить в школу всем ученикам. Ты бы пошёл в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу, б) не знаю, в) остался бы дома.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится, б) бывает по- разному, в) нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы, б) не знаю, в) хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет, б) не знаю, в) хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто, б) редко, в) не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель, б) точно не знаю, в) хотел.
9. У тебя в классе много друзей?
а) много, б) мало, в) нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся, б) не очень, в) не нравятся.
От 25 до 30 баллов - высокая школьная мотивация (высокая активность).
От 20 до 24 баллов - хорошая школьная мотивация .
От 15 до 19 баллов - положительное отношение к школе, но в школе привлекает внеучебная сторона.
От 10 до 14 баллов - низкая школьная мотивация.
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.
Приложение 2.
Тест незаконченных предложений
«Мой класс и мой учитель»
-
Я учусь наилучшим образом …
-
Я больше всего счастлив, когда мой учитель …
-
В нашем классе совместная работа с одноклассниками является …
-
Мой учитель думает, что я …
-
Когда я задаю вопросы, мой учитель …
-
Когда я теряюсь, мой учитель …
-
Наш класс является …
-
Больше всего в своём учителе мне нравится …
-
Когда я хорошо справляюсь с заданием, мой учитель …
-
Меньше всего в моём классе мне нравится …
-
Только мои учителя …
-
Больше всего в моём классе мне нравится …
Приложение 3.
Анкета
Выявление межличностных отношений и направленности личности
-
Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?
-
Какие три вещи вы взяли бы с собой?
-
Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?
-
Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришёл на помощь?
-
Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?
-
Хотели бы вы вернуться домой?
-
Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы её представляете?
-
Ваши любимые предметы в школе и почему?
-
Ваши нелюбимые предметы и почему?
-
Что вы прочитали за последние два месяца?
-
Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?
-
На кого хотели бы быть похожим?
-
Какие качества характера вы цените: а) в себе; б) в людях?
-
Что вы презираете: а) в себе; б) в людях?
-
В чём вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?
-
Чем вы занимаетесь в свободное время?
-
Чем бы вы хотели заниматься?
Приложение 4.
Методика «Страна Вообразилия»
Игра - беседа.
-
Представь себе, что здесь вдруг появился настоящий волшебник. Он говорит, что может исполнить любые твои 5 желаний. Что бы ты у него попросил? ( дети пишут на листочках, время - не более 6 минут).
-
А теперь в стране Вообразилии мы с тобой встретили седобородого старца. Это мудрец. Он может ответить на любые твои вопросы, потому что он знает всё на свете. О чём бы ты у него спросил? (писать на листочках - 5 вопросов. Время - не более 6 минут).
-
Знаешь, на чём ездят в стране Вообразилии? На ковре - самолёте. В мгновение ока он доставит тебя туда, куда тебе надо. А теперь вообрази. Куда тебе надо слетать? Напиши коротко. (Время - не более 6 минут).
-
В стране Вообразилия есть чудо - машина. Она умеет всё на всете- шить, стирать, делать мороженое и т.д. ей только надо сказать: «Хочу чтобы машина сделала …» и она выполнит любое твоё желание. Что должна сделать чудо - машина по твоему приказанию? (пишут не более 5 минут).
-
Главная книга в стране Вообразилии - книга чудес. В ней собраны любые истории обо всём на свете. О чём бы ты хотел узнать из этой книги? (5 ответов, не более 5 минут).
-
Представь себе, что ты просыпаешься утром, к тебе подходит радостная мама и говорит, что сегодня вы на целый день оба очутились в стране Вообразилии. И ты можешь сделать всё, что твоей душе угодно. Придумай, чтобы ты в таком случае делал? (5 ответов - не более 5 минут).
Уровень познавательной деятельности
На все вопросы - 30 ответов.
Из всех вопросов выделить вопросы познавательного характера:
9 вопросов и выше - высокий уровень познавательной деятельности.
От 3 до 8 вопросов - средний уровень
2 и меньше - низкий уровень
Приложение 5.
Социометрия.
Бланк социометрического опроса.
Ф.И.О. _________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учётом отсутствующих.
-
Если вашу группу (класс) будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
2. Кого бы ты из группы (класса) пригласил на свой день рождения?
3. С кем из своего класса ты пошёл бы в многодневный туристический поход?
Обработка данных и интерпретация результатов.
Составление социоматрицы.
-
№
Ф.И.О.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого
1
А
2
Б
3
В
4
Г
5
Д
6
Е
7
Ё
8
Ж
9
З
10
И
11
Й
Колич.выборов
Колич.взаимных
выборов
Приложение 6
Анкета.
Ответственный ли я человек?
1. Мой режим дня (указать).
2. Время подготовки уроков.
3. Какие предметы я готовлю в первую очередь
4. По каким предметам я испытываю трудности? Указать причину:
- пропустил занятия
- не понимаю
- нужна консультация
- не учу
- не посещаю
- не доучиваю
- другая причина (указать)
5. Есть ли у меня свободное время и как я его провожу.
6. Мир моих увлечений.
7. Мое отношение к классному коллективу.
8. Как ты думаешь, уважают ли тебя в классе и за что?
9. Чтобы я хотел изменить в отношениях между одноклассниками.
10. Что мне нравится в школе.
11. Что мне нравится делать в семье, хороший ли я сын (дочь)?
12. Мои представления о будущем. Моя профессия.
13. Культурный ли я человек, умею ли я вести себя по- взрослому?
14. Есть ли люди, которых я уважаю, люблю, проявляю о них заботу?