Священное место - Субурган

Ступы - прекрасные культовые сооружения, обладающие магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле. Ступы можно найти в любой стране, где присутствует Буддийская культура – от Индии до Индонезии, а также в любой Буддийской традиции. Сейчас и в России в традиционных буддийских регионах все больше ступ украшают городские пейзажи и святые места, где их и находят паломники ищущие благословления....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прежде чем начать подготовку, я задалась вопросом «А что такое субурган, ступа? Что она означает? С какой целью строят их буддисты?». Поискав в литературах нашла такой ответ.

ССвященное место - Субурганлово "ступа" (чортен, субурган) в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы.

Ступы - прекрасные культовые сооружения, обладающие магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле.

Ступы можно найти в любой стране, где присутствует Буддийская культура - от Индии до Индонезии, а также в любой Буддийской традиции. Сейчас и в России в традиционных буддийских регионах все больше ступ украшают городские пейзажи и святые места, где их и находят паломники ищущие благословления. В Европе и северной Америке в последнее время было возведено множество прекрасных ступ.

На буддийских алтарях можно увидеть маленькие ступы, или их изображения. Ступа на алтаре символизирует Сангху - сообщество практикующих уже достигших серьезных духовных реализаций (одна из трех Драгоценностей).

Ступы представляют собой символ просветленного ума Будды и являются не только формой подношения, но являются объектом излучающим и передающим благословение всем живым существам, вступившим с ними в контакт. Построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа, является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существам и приведение в равновесие сил природы.

История возникновения буддийских ступ.

С того момента как Будда Шакьямуни ушел в паринирвану, ступы возводились в память о восьми великих деяниях Будды и как олицетворение его самого сидящего в медитативном погружении на троне. После того как Будда сделал свой последний выдох, и его тело было кремировано, множество последователей его собрались недалеко от места кремации. И тогда брахман по имени Дона предложил разделить останки Будды на 8 частей:

«…Да разделим тело на восемь частей!
И пусть в каждой стороне воздвигнутся ступы,
И видя их, да уверуют многие люди!"».

Таким образом, воздвигли 8 ступ останкам, одну сосуду и одну золе костра.

По мере того, как буддизм перемещался из одной культуры в другую, менялись и традиции возведения ступ, изменялись - форма, строительные материалы и размеры ступ. В каждой стране (культуре) делались акценты на различные аспекты форм ступы.

В традиции тибетского и индийского буддизма выделяются 8 основных видов ступ. Эти 8 ступ соответствуют восьми событиям в жизни Будды Шакьямуни.

  1. 1.Бадбун Чодон - Буда бурханай бисалга (медитации) хэхэдэнь, бадма сэсэг hалбарhан байна. Ступа похожа на цветок лотоса. Лотос символизирует, что он является самым чистым цветком.

  2. Боди субарга - боди сэдьхэл номгоруулха (просветление, сострадание)

  3. Омон Чодон - олон уудэтэй субарга (поворота колеса учения, это ступа мудрости или 16 ворот)

  4. Чомпрул Чодон - рит хубилгаанай субарга, шэди харуулhанай (мираж и чудесные деяния)

  5. hабаб Чодон - тэнгэри, сахюусанай бууха ( сошествие на землю с небес Тушита для встречи с матерью Будды)

  6. Юндэн субарга - 8 лама байhан, тэдэнэр нэгэ уе бэе бэеэ ойлгосохоео болиhон байна, тэдэнэрэй эбтэй номтой болохын тула, т. е. восстановление согласия в Сангхе

  7. Намжил Субарга - бэе наhа адислаhан, ухэлэй эзэниие диилэhэн, т. е. совершенная победа

  8. Няндай Чодон - зоболонhоо гараhан (уход в паринивану)

Помимо этих 8 ступ у монголов и бурятов имеются еще 23 ступы. Каждая из них имеет свой символ и название.

Символизм ступ очень объемная тема и является скорее темой отдельного исследования, чем предметом этой ознакомительной статьи.

Ступу можно образно разделить на 5 основных частей: верхушка - 1, зонт - 2 , шпиль - 3 , сфера - 4 и основание - 5.

Своей внешней формой ступа символизирует 5 первоэлементов и 5 основных геометрических форм и цветов:

Пространство

Отсутствие формы

1


Ветер

Полукруг

2


Огонь

Треугольник

3


Вода

Круг

4


Земля

Квадрат

5


Верхушка ступы (1) состоит из Лунного диска, Солнца и Драгоценности (Бинду, Jewel).

Луна - символизирует Бодхичиту (сердце просветления)

Солнце - Праджню (трансцендентную мудрость)

Драгоценность - Просветление

Зонт (2) символизирует сострадание. Также зонт это один из восьми сулящих счастье символов и означает преодоление страданий.

Шпиль (3) установлен на "Тре", небольшой подставке, которая представляет глаза Будды, символизируя вСвященное место - Субурганосьмеричный благородный путь, следуя которому достигают освобождения от страданий. На "Тре" с четырех сторон иногда рисуют глаза Будды, означающие Всеведение или Знание Основы.Правильный взгляд.

  1. Правильные мысли.

  2. Правильная речь.

  3. Правильные действия.

  4. Правильный образ жизни.

  5. Правильные усилия.

  6. Правильное внимание.

  7. Правильная медитация.

Священное место - Субурган

Сам шпиль символ ушнишы Будды (возвышение на голове), он состоит из тринадцати дисков, которые означают 10 сил Будды и 3 совершенных Собрания.

10 сил Будды

  1. Сила размышления

  2. Сила сосредоточения

  3. Сила обретения

  4. Сила мудрости

  5. Сила пожелания

  6. Сила колесницы

  7. Сила совершения

  8. Сила преображения

  9. Сила пробуждения

  10. Сила запуска колеса Учения

Или же, согласно другому списку:

  1. Сила знания того, что истинно и что неистинно

  2. Сила знания кармических следствий

  3. Сила знания различных предрасположенностей существ

  4. Сила знания различных элементов мироздания

  5. Сила знания высоких и низких способностей существ

  6. Сила знания путей ко всему

  7. Сила знания всех медитаций, освобождений, самадхи, уравновешиваний, возникновения
    и иссякания всех клеш

  8. Сила знания прошлых жизней

  9. Сила знания смерти и рождения существ

  10. Сила знания пресечения притоков загрязнений

Шест расположенный внутри ступы называется "Дерево жизни", его выполняют из цельного ствола сандала и расписывают позолоченными словами множества мантр. "Дерево жизни" перевязано нитями пяти цветов (красного, желтого, зеленого, синего и белого) - тантрическими символами пяти божеств, - в виде артерий опоясавших ствол. "Древо жизни" символизирует тело, речь и ум Будды.

КСвященное место - Субурганупол супы или ваза (4) представляет туловище Будды и 7 элементов (ветвей) просветления:

  1. Глубокую внимательность

  2. Глубокое распознавание явлений

  3. Глубокое усердие

  4. Глубокую радость

  5. Глубокий навык

  6. Глубокую медитацию

  7. Глубокую уравновешенность.

Основание ступы (5) это пятиступенчатая основа поддерживающая купол и львиный трон. Пятиступенчатая основа символизирует 5 путей, которые необходимо пройти до полного просветления:

  1. Путь накопления

  2. Путь соединения

  3. Путь видения

  4. Путь Медитации

  5. Путь уже не учения

Высокий квадратный блок, представляет собой трон. На нём часто изображены снежные львы. Этот так называемый львиный трон символизирует непобедимость Дхармы, четыре вида бесстрашия Будды и "четыре безмерных":

  1. Безмерную любовь

  2. Безмерное сострадание

  3. Безмерное сорадование

  4. Безмерную равностность.

Чуть ниже львиного трона расположены еще 3 ступени символизирующие 3 драгоценности, Будду, Дхарму и Сангху, в которых каждый буддист находит прибежище от страданий сансары.

Что внутри ступы?

Ступа наполняется символами тела, речи и ума всех Будд, то есть статуэтками, формами из глины (цаца), текстами и реликвиями. Раньше в больших ступах были Канджур, поучения самого Будды, и Тенджур, комментарии индийских учителей, а в небольших - тексты Праджняпарамиты. Уже в основании должно быть много ценных материалов.

В нашем селе в настоящее время имеется 4 субургана (ступ), которые с четырех сторон защищают наше село и его жителей от различных напастей, сохраняют мир и спокойствие.

Первый Улекчинский субурган был построен в 1850-х годах, т. е. лет через 10-15 после основания Цэжэ-Бургалтайского дацана. Это был маленький каменный памятник на перепутье дорог из Барун-Гол и Зүн-Гол. На двух священных горах имелись по одному обоо, которым поклонялись представители разных родов. Сами священные горы своими острыми скалистыми ребрами оказались друг против друга на одной линии.Стараясь взять вверх один над другим, эти два обоо постоянно соперничали. Это плохо отражалось на жизни улекчинцев, оказавшихся на середине этого противостояния. Чтобы помирить хозяев гор, размежевать, построили между ними субурган. Он называется Боди субарга, что означает сэдьхэл номгоруулха (успокоение души). Закладку фундамента Боди ступы начали в год Мыши в 1924 году. Под бандак (фундамент) был зарыт Алтан Бумба (священный сосуд), замуровано оружие. Над ним водрузили отесанный с

четырех сторон кедровый брус высотой 9 метров, весь исписанный специальными молитвенными текстами (сурагшанда бэшэгши тарни). Для рубки и траспортировки из тайги этого кедрового бруса назначались мужчины, родившиеся в наиболее благоприятные годы по восточному календарю и соответствующие по книге астрологов. Выбирал кедр духовное лицо, и плотники сразу на корню метили все части света - восток, юг, запад, север, чтобы не ошибиться при водружении.

Вокруг этого бруса заливали бандак - фундамент. По поверью, бандак вбирал в себя мощь земли. На бандак-фундаменте располагается хранилище субургана - сэнтээ. Это обложенный кирпичной стеной деревянный ящик, где аккуратно уложены матрасы, одеяла, подушки, сшитые из шелка и других дорогих тканей. Их шили самые искусные мастерицы улекчинской долины. Шили бесплатно. Само участие в добродетели было почетно. Клали в хранилище предметы, сделанные из 9 драгоценностей: золота, серебра, стали, бронзы, меди, перламутра, лазурита, латуни, коралла. Все это со всех сторон было утрамбовано, накрыто сушеными благовонными растениями - санзай. Над хранилищем - сэнтээ возвышался купол - бумба, внутри которого в пяти шелковых мешочках хранились пять видов слегка поджаренных злаковых зерен. Все эти предметы и злаки были вложены неспроста. Согласно преданию, которое бытует среди местных жителей, иногда ночью на субурган слетаются духи гор Закамны, Джиды, Тунки и даже далекой Оки. Они умываются, очищаются из четырех аршанов святых гор Сайхан, Хонгор, Хатан, Ундэр-Баабай. Потом раскуривают благовонный санзай и, удобно расположившись на одеялах, подушках, отведывают поджаренные зерна и ведут неспешный свой разговор. Перед рассветом, пожелав всяческих благ жителям этой долины, расходятся по своим владениям.

В годы советской власти субурган был разрушен, но проезжавшие мимо продолжали поклоняться этому месту. Лишь только в 1990-ые годы был он восстановлен по инициативе жителей села и буддийской общины прихода Бургалтайского дацана.

Второй субурган был построен по инициативе молодых лам из нашего села. Он называется hабаб Чодон, что означает сошествие на землю Тушита. Субурган построен на месте сожжения тела гэбшэ ламы Сандан-Жамса (в миру Галсанов Бальжин Гармаевич, 1915-2004годы) летом 2005 года у подножия горы Зурхэн уула. В буддийских погребальных обычаях смерть особо важных лиц отмечались воздвижением субурганов, где впоследствии проводятся молебны. В обряде освящения нового субургана приняли участие ламы Цеже-Бургалтайского, Атаганского, Верхне-Березовского дацанов под руководством главы Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито Хамба лама Дамбы Аюшеева.

Третья ступа Намжил субурган (Победитель) поставили напротив второго на вершине священной горы Сагаан-Таабай (Белый Старец). Сагаан-Таабай - божество общемонгольского пантеона, покровитель долголетия, богатства, плодородия «встретил» на прогулке Будду с учениками. Будда, увидев белобородого, благообразного старика в окружении животных, беседовал с ним, убедился в его мудрости и зачислил его в святые. Так и ежегодно в летнее время жители села поклоняются священной горе. На ней, высота которой 1300 м, гордо возвышается Намжил Субурган. Инициатором строительства ступы был наш уроженец священнослужитель при дацане на Верхней Березовке Цыбан Намсараев. Его инициативу поддержали земляки - ламы дацана на Верхней Березовке Бато-Цырен Далаев, Буда Дамбинов и Гарма Цыденов, лама Бургалтайского дацана.

Четвертый - Юндэн субурган (восстановление согласия) построен на правом берегу реки Джиды. Он имеет очень интересную предысторию. Его построили на том месте, где на камне было изображение ступы. По легенде, в давние -давние времена на улекчинских лам наслала проклятие шаманка из Монголии. Проклятие проявлялось в летнее время в виде гроз с градом. Чтобы отвести проклятие, ламы поставили на одной стороне субурган (это самый первый субурган - Боди, построенный в 1850-х годах), на другой - на большом камне вырезали изображение ступы. Получилось, что два субургана встали друг против друга, по обе стороны села и образовали защитную стену.

Субурганы имеют 9 значений. Чтобы в селе были мир и согласие, чтобы семьи не распадались, не разрушались, чтобы мысли были светлые - таково значение Юндэн субургана. Мы должны ценить, что нас окружают 4 ступы. Если будут плохие мысли, желания, для просветления нужно посмотреть на Боди субурган и помолиться, если болеешь, если хочешь долгой жизни, помолитесь Белому Старцу; если с кем-то поссорились, в семье нелады, обратитесь за помощью к Юндэн Субургану; чтобы исполнились желания, вам поможет Намжил субурган. Такие события произошли благодаря нашим ламам. Это их материальный вековечный след в духовной жизни нашего села. Но надо нам помнить, что за ступами надо ухаживать, они требуют постоянного ухода и внимания. Ведь после освящения они оживают и обретают мощную и благотворную духовную силу.

Литература

  1. Герасимова Г. Ц. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989.

  2. Сто божеств Тушеты. Улан-Удэ, 2004

  3. Буддизм. Словарь. Москва, 1992

  4. Районная газета «Вести Закамны», №61 от 29 июля 2011 года

  5. Материалы краеведа села Улекчин Очирова П. Т.

  6. Материалы уроженца села Улекчин, ламы Верхне-Березовского дацана Цыбена Намсараева.


© 2010-2022