Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах

Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах.  Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.  Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач Задачи: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или на изменение отношения к ним.          Благодаря этой программе дети прежде всего должны усвоить такие понятия как жизнестойкость, самообладание, жизнелюбие, толерантность, саморегуляция, а также на...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах.


Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.

Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, по­ ведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

4. Организация и включение подростков в ценностно - значимую для них деятель­ность.

Программа состоит из 3 модулей:

1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занято­сти, на классных часах);

2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной си­туации 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей .

Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизне­стойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:

1. Высокая адаптивность.

2. Уверенность в себе.

3. Независимость, самостоятельность суждений.

4. Стремление к достижениям.

5. Ограниченность контактов, самодостаточность.

Прогнозируемые риски

1. Многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся, и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни).

2. Недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований про­граммы.

3. Недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) ро­дителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни (при наличии семейного небла­гополучия).


  1. Подготовительный этап

Администрация

1. Издает локальные нормативные акты, регламентирующие дея­тельность педагогических работников по формированию жизне­стойкости обучающихся;

2. Включает в план воспитательной работы образовательной орга­низации раздел: «Формирование жизнестойкости обучающихся»;

3. Организует проведение методических семинаров, (педагогиче­ских советов) по организационно-содержательным вопросам фор­мирования жизнестойкости обучающихся в образовательной орга­низации педагогическими работниками

Классный руководитель

1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе;

2. Определяет направления воспитательной работы в классном кол­лективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойко­сти в классе;

3. Планирует содержание классных часов, родительских собраний;

4. Взаимодействует с психологом

Психолог

1. Определяет группу подростков, оказавшихся в трудной жизнен­ной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода ро­дителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обраще­ние, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направлен­ности

2. Проводит консультирование родителей (законных представите­лей) данной группы подростков, получает письменное разрешение (или письменный отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы;

3. Проводит диагностику личностного развития детей подростково­го возраста (Прихожан А. М.) с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к методическим рекомендациям) (при наличии письменного разрешения родителей (за­конных представителей);

4. Составляет учебно-тематический план индивидуальных (группо­вых) занятий с подростками группы риска и утверждает его руко­водителем образовательной организации

  1. Формирующий этап

Администрация

1. Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов;

2. Координирует работу всех педагогических работников и органи­зует контроль за исполнением плана по формированию жизнестой­кости обучающихся

Классный руководитель

1. Организует просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся;

2. Проводит классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы;

3. Организует включение подростков в ценностно значимую для них деятельность;

4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низ­ким коэффициентом социальной компетентности

Психолог

1. Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведе­ние 1-3 групповых психологических занятий в пятых, девятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах (по мере необ­ходимости);

2. Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно­ развивающие занятия по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

3.Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей);

5. Осуществляет методическое сопровождение классных руководи­телей по организации ими работы в классах, направленной на фор­мирование жизнестойкости

  1. Мониторинг

Администрация

1. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности;

2. Осуществляет планирование работы на 2015-2016 учебный год;

3. Организует обсуждение результатов работы с родителями (за­конными представителями) и педагогическим коллективом;

4. Проектирует воспитательную работу по формированию жизне­стойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом дос­тигнутых результатов

Классный руководитель

1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы;

2. Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы;

3. Планирует работу с классным коллективом на следующий учеб­ный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестой­кости в классном коллективе)

Психолог

1. Организует проведение мониторинга социальной компетентно­сти обучающихся (на основании профиля сформированности ка­честв жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»);

2. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией школы);

3. Планирует мероприятия по повышению психолого­ - педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), собственную работу на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обу­чающихся





Профилактическая работа в классных коллективах

в рамках внеурочной занятости, на классных часах



Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:

- формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

- формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.

Структура занятий:

1. Упражнение для создания эмоционального настроя на занятие;

2. Работа в микрогруппах;

3. Мини-дискуссия;

4. Подведение итогов по схеме:

• Как менялось мое эмоционально состояние в течение занятия?

• Какой опыт приобретен в процессе занятия?

• Какой эпизод занятия запомнился (понравился, удивил) больше всего? Почему?

5. Притча

Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 9-11 классов учитывается потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмоциональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Тематическое планирование

11класс


Месяц

Тема мероприятия

Сентябрь

Ценность жизни

Октябрь

Факторы риска и опасности

Ноябрь

Жизнь по собственному выбору

Декабрь

Личностные стратегии успеха

Январь

Практикум конструктивного общения

Февраль

Защита от агрессии и стресса

Март

Любовь! Что это такое?

Апрель

Как пережить разрыв отношений

Май

Проблемы смысла жизни







Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации



Задачи: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или на изменение отношения к ним.

Методы работы:

  1. Беседа

Этапы беседы

Главные задачи этапа

Используемые приемы

Начальный этап

Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства

«Сопереживание»,

«Эмпатийное слушание»

Второй этап

Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безысходности ситуации

«Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование беседы», «Постоянное внимание к содержанию», «Определение конфликта»

Третий этап

Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации

«Интерпретация», «Планирование», «Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации»

Заключительный этап

Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка

«Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности»




Тематика родительских собраний

  1. «Родители - главные воспитатели»

  2. «Жизнь ребенка и его успехи в школе»

  3. «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

  4. «Нравственные законы семьи - законы жизни»

  5. «Как развивать самостоятельность детей, родительский контроль»

  6. «Права и обязанности ребенка в семье»

  7. «Что могут сделать родители для безопасности ребенка?»

  8. «Круг общения детей и его влияние на формирование нравственного воспитания»

  9. «Поощрение и наказание»

  10. «Как стать хорошими родителями»

  11. Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

  12. О родительском авторитете.

  13. «Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков»

  14. «Предотвращение отчужденности между людьми и родителями»

  15. «Роль самооценки в формировании личности».

  16. Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.

Планируемые результаты

Благодаря этой программе дети прежде всего должны усвоить такие понятия как жизнестойкость, самообладание, жизнелюбие, толерантность, саморегуляция, а также научиться при помощи этих понятий самостоятельно справляться с проблемами проявляя активность в их решении. Уметь сделать правильный, осознанный, позитивный выбор в сложной жизненной ситуации.













Список литературы


  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002

  2. Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшекласс­ ников.- СПб, 2009.-111 с. Книжникова С.В.

  3. Педагогическая профилактика суицидального поведения поведе­ния на основе формирования жизнестойкости (Монография).- Краснодар: «АВС- полиграфия», 2009

  4. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненны­ ми и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое посо­ бие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.- Барнаул, 2014.- 184 с. Прихожан А. М.

  5. Диагностика личностного развития детей подросткового возрас- та.- М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с. Прутченков А.С.

  6. Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001 Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адапта- ции/Под ред. А.Ф. Шадуры.- СПб.: «Речь», 2005.- 176с.

  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-6 классы). - М.: Генезис, 2005,- 207с.


7


© 2010-2022