- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах
Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова А.В. |
Дата | 21.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по формированию жизнестойкости обучающихся в 11 классах.
Цель программы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, по ведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
4. Организация и включение подростков в ценностно - значимую для них деятельность.
Программа состоит из 3 модулей:
1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах);
2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей .
Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:
1. Высокая адаптивность.
2. Уверенность в себе.
3. Независимость, самостоятельность суждений.
4. Стремление к достижениям.
5. Ограниченность контактов, самодостаточность.
Прогнозируемые риски
1. Многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся, и не зависящих от школьного образования (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни).
2. Недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований программы.
3. Недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни (при наличии семейного неблагополучия).
-
Подготовительный этап
Администрация
1. Издает локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся;
2. Включает в план воспитательной работы образовательной организации раздел: «Формирование жизнестойкости обучающихся»;
3. Организует проведение методических семинаров, (педагогических советов) по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками
Классный руководитель
1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе;
2. Определяет направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе;
3. Планирует содержание классных часов, родительских собраний;
4. Взаимодействует с психологом
Психолог
1. Определяет группу подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: обучающиеся, находящиеся в состоянии развода родителей, в состоянии острого горя (смерть родственников, развод родителей, суицид в семье и др.), обучающиеся (воспитанники) без попечения родителей, пережившие насилие или жестокое обращение, попытку суицида, с проявлениями антивитальной направленности
2. Проводит консультирование родителей (законных представителей) данной группы подростков, получает письменное разрешение (или письменный отказ) о проведении индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы;
3. Проводит диагностику личностного развития детей подросткового возраста (Прихожан А. М.) с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к методическим рекомендациям) (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей);
4. Составляет учебно-тематический план индивидуальных (групповых) занятий с подростками группы риска и утверждает его руководителем образовательной организации
-
Формирующий этап
Администрация
1. Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов;
2. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль за исполнением плана по формированию жизнестойкости обучающихся
Классный руководитель
1. Организует просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
2. Проводит классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы;
3. Организует включение подростков в ценностно значимую для них деятельность;
4. Осуществляет индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности
Психолог
1. Организует в адаптационный период (октябрь-ноябрь) проведение 1-3 групповых психологических занятий в пятых, девятых классах, в «сборных» вновь созданных классах, а также в классах, где появился новый ученик, в конфликтных классах (по мере необходимости);
2. Проводит индивидуальные (групповые) коррекционно развивающие занятия по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
3.Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей);
5. Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей по организации ими работы в классах, направленной на формирование жизнестойкости
-
Мониторинг
Администрация
1. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности;
2. Осуществляет планирование работы на 2015-2016 учебный год;
3. Организует обсуждение результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом;
4. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов
Классный руководитель
1. Заполняет бланк методики «Шкала социальной компетентности обучающегося» (приложение 2 к методическим рекомендациям), составляет профиль сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе по итогам работы;
2. Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы;
3. Планирует работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе)
Психолог
1. Организует проведение мониторинга социальной компетентности обучающихся (на основании профиля сформированности качеств жизнестойкости в классных коллективах по методике «Шкала социальной компетентности обучающегося»);
2. Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в 2014-2015 учебном году в соответствии с показателями эффективности (совместно с администрацией школы);
3. Планирует мероприятия по повышению психолого - педагогической компетентности педагогов, родителей (законных представителей), собственную работу на следующий учебный год с учетом результатов мониторинга социальной компетентности обучающихся
Профилактическая работа в классных коллективах
в рамках внеурочной занятости, на классных часах
Мероприятия направлены на решение следующих задач программы:
- формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
- формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.
Структура занятий:
1. Упражнение для создания эмоционального настроя на занятие;
2. Работа в микрогруппах;
3. Мини-дискуссия;
4. Подведение итогов по схеме:
• Как менялось мое эмоционально состояние в течение занятия?
• Какой опыт приобретен в процессе занятия?
• Какой эпизод занятия запомнился (понравился, удивил) больше всего? Почему?
5. Притча
Содержание работы с обучающимися 5-6 классов преимущественно направлено на познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, самовоспитание. При проектировании занятий с обучающимися 9-11 классов учитывается потребность взрослеющих подростков в избирательности общения, их эмоциональную ранимость, потребность в признании и стремление к самоутверждению.
Тематическое планирование
11класс
Месяц
Тема мероприятия
Сентябрь
Ценность жизни
Октябрь
Факторы риска и опасности
Ноябрь
Жизнь по собственному выбору
Декабрь
Личностные стратегии успеха
Январь
Практикум конструктивного общения
Февраль
Защита от агрессии и стресса
Март
Любовь! Что это такое?
Апрель
Как пережить разрыв отношений
Май
Проблемы смысла жизни
Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Задачи: сориентировать на поиски выхода из критических ситуаций или на изменение отношения к ним.
Методы работы:
-
Беседа
Этапы беседы
Главные задачи этапа
Используемые приемы
Начальный этап
Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений сопереживающего партнерства
«Сопереживание»,
«Эмпатийное слушание»
Второй этап
Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безысходности ситуации
«Преодоление исключительности ситуации», «Поддержка успехами и достижениями», «Структурирование беседы», «Постоянное внимание к содержанию», «Определение конфликта»
Третий этап
Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации
«Интерпретация», «Планирование», «Удержание паузы», «Фокусирование на ситуации»
Заключительный этап
Окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка
«Логическая аргументация», «Рациональное внушение уверенности»
Тематика родительских собраний
-
«Родители - главные воспитатели»
-
«Жизнь ребенка и его успехи в школе»
-
«Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»
-
«Нравственные законы семьи - законы жизни»
-
«Как развивать самостоятельность детей, родительский контроль»
-
«Права и обязанности ребенка в семье»
-
«Что могут сделать родители для безопасности ребенка?»
-
«Круг общения детей и его влияние на формирование нравственного воспитания»
-
«Поощрение и наказание»
-
«Как стать хорошими родителями»
-
Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.
-
О родительском авторитете.
-
«Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков»
-
«Предотвращение отчужденности между людьми и родителями»
-
«Роль самооценки в формировании личности».
-
Стили поведения родителей, формирующие черты личности ребенка.
Планируемые результаты
Благодаря этой программе дети прежде всего должны усвоить такие понятия как жизнестойкость, самообладание, жизнелюбие, толерантность, саморегуляция, а также научиться при помощи этих понятий самостоятельно справляться с проблемами проявляя активность в их решении. Уметь сделать правильный, осознанный, позитивный выбор в сложной жизненной ситуации.
Список литературы
-
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002
-
Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшекласс ников.- СПб, 2009.-111 с. Книжникова С.В.
-
Педагогическая профилактика суицидального поведения поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).- Краснодар: «АВС- полиграфия», 2009
-
Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненны ми и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое посо бие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.- Барнаул, 2014.- 184 с. Прихожан А. М.
-
Диагностика личностного развития детей подросткового возрас- та.- М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с. Прутченков А.С.
-
Социально-психологический тренинг в школе.- М.,2001 Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адапта- ции/Под ред. А.Ф. Шадуры.- СПб.: «Речь», 2005.- 176с.
-
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Средняя школа (5-6 классы). - М.: Генезис, 2005,- 207с.
7