Разработка классного часа Легко ли быть милосердным?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка классного часа

по теме: «Легко ли быть милосердным?»

Выполнила и провела:

классный руководитель,

учитель физики

МКОУ Аннинская СОШ № 3

Ряховская Н.В.

Цель:
Воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Задачи:
1. Помочь обучающимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств детей (доброты, отзывчивости, сострадания, милосердия).
3. Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.

Ход классного часа:

«Хоть немодным прослыть рискую,

К МИЛОСЕРДИЮ всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою…»

Д. Быковицкий

Актуальность.Среди людей бытует представление о милосердном человеке как об истинном альтруисте, не заботящемся о себе и с радостью прокладывающем рельсы для бронепоезда грядущих поколений. Такие люди заслуживают истинного уважения и преклонения, но их время уходит.

Просмотр видеосюжета: youtube.com/watch?v=WNc88b2_x8s (Звезды о милосердии: пианист Денис Мацуев)

В одном из словарей дается такое определение: «Милосердие - готовность помочь кому-либо, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» (С. И. Ожегов.) Милосердный человек в любой ситуации готов прийти на помощь, но при этом прекрасно понимает, что ответный акт милосердия и ему доставит удовольствие, истинную радость.

Просмотр видеосюжета: youtube.com/watch?v=TFkZDto221o

Сегодня милосердный человек уже немного другой. А какой он?

Притча о милосердии

youtube.com/watch?v=K84PVTFIppg

P.S. Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

Сэмюэль Джонсон, английский писатель и мыслитель.

Давайте создадим портрет милосердного человека и выясним, какими качествами он должен обладать.

Групповая работа учащихся.

Творческие группы создаются по желанию детей. Каждая команда получает текс и с его помощью готовит выступление, распределяя роли по принципу: теоретики, практики, лирики. Из полученного текста выделить информацию для каждого члена команды. Выводы сделать группой и озвучить в конце выступления.

Текс для первой группы.

Для нашего современника слова «сделайте милость, голубчик» сложатся в некий штамп, красивость языка эпохи царизма. Но в свое время они имели широкое значение и не зря использовались именно для обращения к другому человеку. Конечно, большую роль здесь играло и полученное воспитание в рамках чести и благородства (иногда создавалась лишь видимость подобных отношений). И все же слова «сделайте милость» звучат ласково, обращаются к лучшим качествам человека, о которых он может и не догадываться.

Сделать милость для другого - позволить себе быть милым, разрешить себе (или другому человеку) проявить свои лучшие, благородные свойства души, совершить светлые поступки, за которые не стыдно, показать себя во всей красе. И действительно, человек, который умеет быть милым, управляет своим миром легко, даже не задумываясь и не замечая трудностей. Для него открыты любые дороги. Да и отказать в просьбе такому человеку очень сложно. Милому человеку всегда приятно услужить и совсем не из-за его красоты или особенного его положения в обществе. Он или она могут быть очень молчаливыми, скромными, вроде и не заметными на первый взгляд людьми, но ощущение мягкости, теплоты, душевности возникает практически с первого мгновения знакомства. И люди тянутся к милому человеку, даже не рассчитывая на ответную благодарность.

Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла,
Творите доброту без сожаленья.

От жизненной уставши суеты,
Заблудшие сердца полны сомненья.
Но в каждом есть частичка доброты -
И свет рассеет тьму. Наступит время.

Кто помыслы, направив на добро,
Не требует признания - свободен,
В гармонии живет с самим собой,
В гармонии живет с самой природой.

Текс для второй группы.

У человека множество добродетелей: доброта, щедрость, отзывчивость, умение сострадать и любить и многие другие. И все они основаны на любви человека к человеку. И есть еще такое душевное качество, как милосердие. И оно тоже направлено на то, чтобы доказать, что несправедливо латинское крылатое выражение «Человек человеку волк».

Для того чтобы быть милосердным, нужно обладать умением прощать. Нужно быть истинным гуманистом. Потому что изначально милосердие было проявлением великодушия к поверженному врагу. Милосердие - это проявление великодушия к тому, к кому не хочется его проявлять.

Делайте людям добро!
Право, ведь это несложно -
Счастье дарить, коль возможно,
Чуть улыбаясь хитро.
Делайте людям добро!
Будьте улыбкам их рады,
Не ожидая в награду
Золото и серебро.
Дайте немного тепла
Миру в морозную стужу
Чтобы к стоящим снаружи
Оттепель сердца пришла!
Тех, кто слабее себя
Мимо пройти не спешите:
Лучших собой защитите,
Худших - оплачьте, скорбя.
Скажете - это старо?..
Но почему же несчастных
Столько среди безучастных?..
Делайте людям добро!

Текс для третьей группы.

Легко посочувствовать старушке у церкви, сунув ей в протянутую ладонь несколько монет. Легко казаться щедрым, купив младшей сестренке не обычные леденцы, а шоколадные конфеты. Легко быть добрым, помогая молодой маме нести коляску на пятый этаж. И как же тяжело удержаться от того, чтобы не «добить», не уничтожить, не деморализовать полностью побежденного врага.

И еще: старушка пожелает здоровья в благодарность за милостыню, сестренка поцелует в щечку липкими от шоколада губами, молодая мама горячо поблагодарит за помощь. Ведь ответом на добро чаще всего бывает добро. Только враг за милосердие вряд ли поблагодарит. А может, возненавидит, кто знает.

Спеши людям делать добро,
Пусть в мелочи, но очень нужной,
И станет на сердце тепло,
Трудом укрепляется дружба.
Не жди ты подарков судьбы,
А сам создавай его в буднях,
Реальностью станут мечты
И в час, когда кажется трудно.
За правое дело борись,
Пусть друга плечо в том поможет,
И пусть нелегка твоя жизнь,
Но ты в ней не только прохожий.
Твори, созидай, помогай
Тому, кто в нужде пребывает,
И сердцем люби милый край,
В котором в душе ты - хозяин! (А.Яшин)

Текс для четвертой группы.

Нелегкое время в стране… Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Ежедневно мы слышим и читаем о немилосердных поступках наших сограждан. Например, молодые матери, тайком родив нежеланного ребенка, выбрасывают в мусорный контейнер; взрослые дети не забирают из больниц или хоронить своих родителей; заложниками бандитов становятся пассажиры самолетов и автобусов; подонки воруют детей и продают их в рабство или за границу… Ветераны Великой Отечественной войны живут в ужасных условиях. А это те, что за нас рисковал жизнью! Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным.

Что с нами происходит? Где выход из безнравственности? Что делать?

Надо каждому начать с себя. Бороться с равнодушием в себе и в других. Тяжелые времена приходят и уходят, а человек должен оставаться человеком. Ни у кого благополучие не может быть постоянным, поэтому надо уметь протянуть руку помощи тем, кто в нем нуждается.

Равнодушие равно удушью,

Не обвал оно и не цунами,

Закоулками оно крадется, глушью,

Нависает темными крылами.

Тихо, не спеша ведет осаду,

Цепкие объятия сплетает.

Нету с равнодушьем просто сладу:

Милосердия совсем не знает.

Равнодушье вроде бы нейтрально,

Не суй свой нос куда не надо,

Хвори не сочувствует повальной

И здоровью не бывает радо.

Человек в беде. Не докричится!

Ослабевшего не ждет подмога.

В дверь глухую робко постучится-

Тут же остановят у порога.

Равнодушие отгородилось

От людей стеной непроходимой.

Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-

Равнодушие проходит мимо.

Ни на чем свой взгляд не остановит,

Никого от боли не спасет.

Если жизнь тебя однажды сломит-

Равнодушье обязательно добьет!

Текс для пятой группы.

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает. А человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Достается недешево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому. (И.Кучин)

Милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость. В общении каждый человек использует слова, от которых становится тепло и хорошо.

Ах, как добрые слова нужны

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова- дела важны?

Дела- делами, а слова-словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Текс для шестой группы.

Наша страна большая и сильная, но многие люди и особенно дети нуждаются в помощи. Создаются фонды милосердия, на чей счёт каждый желающий может перевести деньги. Люди помогают детским домам, домам престарелых, детям-инвалидам и с различными онкологическими заболеваниями. Известные артисты и музыканты проводят благотворительные концерты, средства от которых идут нуждающимся.

И человек поистине красив,
Добро даря, он знает, что есть счастье.
Лишь добротой себя, обогатив,
Становится мудрее и прекрасней.

И кажется, что жизнь еще длинна,
Но время ускоряется так быстро...
Спешите делать добрые дела -
Не поздно жизнь наполнить новым смыслом!

Из далекой-далекой древности, из VI в. до н. э.. греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же. Как вы обходитесь со своими родителями».
Нам особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками.
В сочувствии, добросердечии, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

Родных и близких не бывает много,
И счастье друга близкого найти.
У каждого из нас своя дорога,
Но всё-таки кому-то по пути.
И радостно бывает для кого-то
Родным и близким чувствовать себя.
И проявлять о нём свою заботу,
Его всем сердцем искренне любя.
Но и в любви такой предохраняться
Не следует бездумно забывать:
Не слишком, обижаясь, отстраняться,
Не слишком же, заботясь, напирать...
Родным и близким многого не скажешь,
Порой боясь обиду нанести.
Но и родным и самым близким даже
Нельзя всегда велеречиво льстить.
И нужно говорить открыто правду,
И нужно предлагать простой совет,
Пусть даже и приходится по факту
Неадекватный получать ответ.
И нужно всё прощать великодушно
Родным и близким - самым дорогим.
И все порывы бескорыстной дружбы
Не объяснять ошибочно другим.

Текс для седьмой группы.

Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию, прежде тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово- неживое.

Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими же, чтобы за них не приходилось краснеть ни нашим родителям, ни преподавателям, ни друзьям.

Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами. Может вы когда-нибудь проявляли милосердие, оказывали всевозможную помощь, совершали добрые поступки?

Но как бы жизнь ни летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело,

Ради счастья людей.

Подведение итогов работы.

Давайте напишем качества милосердного человека. Первоначально индивидуально по четыре качества, затем группой обсудите, и выберите три самых главных на ваш взгляд, предварительно прослушайте каждого и возьмите по одному качеству от каждого члена команды. Затем один представитель команды выходит и пишет самое главное качество из выбранных трех на доску. Последний этап из написанных семи качеств весь класс выбирает три самых важных.

Подведение итогов

Наше занятие хотелось бы закончить словами великого философа Астрогора:

«Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть из этих капель собирается река и море вашего духовного благополучия»

Спешите делать добро! Давайте с этого момента будем делать друг другу только добро! И чаще будем милосердными!!!

В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть ,вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.

Спасибо за работу и понимание!


youtube.com/watch?v=HlwKgTw8v3k






© 2010-2022