Статья

В данной статье автор - руководитель краеведческого кружка в сельской национальной школе описывает опыт работы по патриотическому воспитанию большое внимание уделяется применению местного регионального компонента. Проводится иссследовательская работа по изучению природы, культуры и обычаев традиции родного края. Учащиеся с готовят проекты по своей семье, родственникам- участникам ВОВ.. Республика Татарстан - многонациональная, поэтому на занятиях кружка изучается быт и обычаи народа в сравнитель...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы «Роль краеведческого кружка в патриотическом воспитании школьников»


Юзыкаева Л.З., педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦВР» на базе Бимской СОШ

Агрызского муниципального района РТ

Между Родиной и родным краем существует непрерывная связь. Любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его ещё более глубоко».

А.С. Барков

Республика Татарстан - многоязычная, полиэтническая республика и поэтому образование и воспитание учащейся молодежи тесно связаны с национальным образованием. Это ставит перед национальной школой особый комплекс образовательных и воспитательных задач. Их решение должно обеспечить молодому человеку возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, создать условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением, вовлечь развивающую личность в цивилизованные процессы, основывающиеся на национальных общероссийских и общечеловеческих ценностях.

На территории Агрызского муниципального района, с численностью населения 36,4 тыс. человек, расположено 8 марийских деревень, с общей численностью населения 3006 человек, что составляет 8,2 % от общего количества населения района. И в нашем районе во всех марийских деревнях все население говорит на родном марийском языке. И, проживая далеко от исторической родины, марийскому народу удалось сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции.

От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Основой, на которой может произрастать духовная культура и патриотизм у юношества, служит любовь к родному краю, знание его истории во всем ее многообразии. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей - любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.

Как интегративный курс с 2012-2013 году в школе ведется занятие дополнительного образования детей «марийское краеведение», руководителем которого являюсь я, Юзыкаева Лариса Зиновьевна, учитель географии. На занятиях кружка познаем особенности жизни, быта, традиции марийского народа, проводим сравнительный анализ обычаев и традиции народов, проживающих на территории района. Учащиеся с большим желанием проводят небольшие исследовательские работы, собирают материал для школьного краеведческого музея, где проводится некоторые занятия. Школьный историко-краеведческий музей работает над приобщением детей к культурному наследию народов мари с помощью музейных экспонатов, формированием гражданско-патриотических чувств. Посетив историко-краеведческим музей татарского села Исенбаево, познакомились с культурой татарского народа, и группа учащиеся провела исследовательскую работу по сравнению традиции и быта двух народов, проживающих в течение нескольких столетий рядом, помогая друг другу.

Краеведческая работа - одна из эффективных форм воспитания любви к Родине, связи обучения с жизнью, формирования интересов и склонностей.

Ещё одна немаловажная деталь: краеведение доступно школьникам всех возрастов. Краеведение привлекает не только учителей к сотрудничеству со школьниками, но и родителей, взрослых знатоков родного края, участников исторических событий. Родители учащихся активно помогают при подготовке выступлений. Особую помощь оказывают наиболее пожилые родственники, наши бабушки и дедушки, которые служат кладезем национальных обычаев и традиции. При подготовке и проведении многих занятий, особенно по теме Великой Отечественной войны, обращаемся именно к старожилам нашего края.

В работе с учащимися используются следующие формы: лекции, беседы, просмотры видеофильмов, экскурсии, встречи, практические занятия с использованием компьютерных презентаций, практические занятия по изучению природы, фенологические наблюдения, работа с архивными документами, сбор материалов для музея.

Система педагогических мероприятий строится на основе личностно-ориентированного обучения и развивающего общения.

Одним из наиболее эффективных способов формирования личности школьника на лучших традициях национальной культуры, я считаю, организацию научно-исследовательской работы членов объединения «марийское краеведение»

Главная цель исследовательской деятельности школьников по краеведению - повышение интереса учащихся к изучению своего родного края, повышение их творческого потенциала через исследовательскую работу по краеведению, умение на практике реализовать свои теоретические знания (экскурсия, лекция, беседа).

Использование краеведческого материала - отличное средство вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. История родного села, школы, семьи не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых, и это верный путь к уму и сердцу ребенка. Встречи с интересными людьми, экскурсии в музеи, производят на учащихся сильное впечатление и могут стать толчком к написанию исследовательской работы.

На одном из занятий в помещении школьного историко-краеведческого музея знакомились с оборудованием для обработки льна и конопли. И одна из учениц, Баширова Алина, занялась изучением истории марийского костюма, и ее работа была представлена на Республиканский конкурс «эхо веков2, где стала призером в номинации Историческое краеведение.

История большой и малой родины начинается с истории каждой отдельной семьи. Участвуя в конкурсах «Моя родословная», « Как возникла моя фамилия»», каждый учащийся группы и наглядно представлил своё генеалогическое древо.

УСтатьяникальными историческими источниками могут стать документы и экспонаты школьных и местных музеев, материалы семейных архивов. Все эти факторы можно использовать для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

А сколько вокруг нас живет людей с интересными судьбами, свидетелей разных исторических событий. Изучая свою сродственников, проработавших или работающих в настоящее время в выращивая зерновых культур, подготовили проектную работу «Хлеб всему голова» А с какой гордость они рассказывали о своих дедушках- комбайнерах, передовиках производства.

Ученица Митрофанова Юлия подготовила исследовательскую работу «Педагог с большой буквы», по биографии «Отличника народного просвещения» Дмитриева Разин Петровича, с которой успешно выступила в республиканском конкурсе «Моя семья в истории страны».

Таким образом, исследовательская работа по краеведению опирается на личные наблюдения за жизнью, трудом, бытом населения и выходит за рамки школьной программы, в мир окружающей деятельности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, учащиеся раскрывают взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.

В процессе краеведческой работы школьники охотно участвуют в поисковых экспедициях и походах, ведут систематические наблюдения за природными явлениями, исследуют местные водоёмы и геологические обнажения, собирают и обрабатывают различный по содержанию краеведческий материал; им приходится много работать с краеведческой литературой, источниками, справочниками, периодической печатью. Всё это содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний и привитию им умений и навыков поисково-исследовательского характера.

После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные (возделываемые поля, огороды, сенокосы, пастбища, пруды).

Антропогенные ландшафты характеризуются высокой и стабильной продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения села Бима. Но, к сожалению, на них же больше всего следов разрушений (овраги, карьеры, обмелевшие реки). Говоря о них, указываю не необходимость проведения природоохранных мероприятий. Учащиеся после проведения практических занятий на местности выполняют и творческие задания природоохранного характера. В конце 2013 года подготовили экологическую игру для учащихся начальных классов, были подготовлены сообщения о бережном отношении к природе своего края.

Если мы через всю жизнь пронесем любовь к родному селу, к родному краю, народу и передадим ее своим детям, будет вечно цвести наше село, будет вечно существовать наш марийский народ.
Нельзя забывать, что сделали для нас прошлые поколения. Сохраним резьбу старых домов, возродим красоту берегов реки. Сохраним поэтическое и литературное наследие. Тогда мы будем духовно богатыми.



© 2010-2022