Семинар для классных руководителей Профилактика детской агрессивности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Профилактика агрессивности учащихся

Прежде чем дать рекомендации, назвать приемы снижения детской агрессивности я остановлюсь на мотивах

Мотивы и цели проявления детской агрессивности (слайд)

1. Достижение своей цели (сорвать урок, получить какую-то вещь, уйти с урока, отомстить, вывести из себя учителя).

2. Способ психологической разрядки, выплеск напряжения (взрослый - на ребенка - на младшего брата, на слабого одноклассника, на учителя - после скандала дома).

3. Защита своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы (агрессию проявляют тревожные, неуверенные в себе люди, с внутренними проблемами, движимые потребностью самоутвердиться и самореализоваться - протест против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе).

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков я предлагаю памятку для учителей и классных руководителей.

(слайд) Снижение напряжения ситуации (что не следует делать)

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

  • демонстрация власти (Учитель здесь пока еще я, "Будет так, как я скажу");

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт посторонних людей;

  • непреклонное настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди, "чтение морали",

  • наказания или угрозы наказания;

  • обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

  • сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

  • команды, жесткие требования давление;

  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Итак, модель неагрессивного поведения (Слайд)

1) проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

6) дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7) избегать физических контактов во время возбуждения ребенка (касание руки, плеча, одежды может спровоцировать физическую агрессию);

8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием;

10) избегать сарказма, давления, оскорбления, передразнивания;

11) использование юмора, т.е оригинальная шутливая или неожиданная, нестандартная, шокирующая реакция учителя.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Тогда у учителя возникает новая задача - погасить возникший конфликт.

Модель поведения во время конфликта (Слайд)

1) не расширять предмет ссоры, причину недовольства

Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к занятиям». При такой формулировке претензии ученику остается только гадать, в чем проявляется это плохое отношение.

2) справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта

Всякий межличностный конфликт начинается с того, что появляется человек, чем-то недовольный. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями, значит, он ждет, что другая сторона прислушается к нему и изменит свое поведение. Учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (если, конечно, он не склочник), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, -мучиться. Поэтому учителю не следует сразу же отмахиваться от высказываемых учащимися претензий и тем более упрекать и ругать жалобщиков, их нужно спокойно и внимательно выслушать и попытаться понять.

3) проявлять эмоциональную выдержку

Нередко к конфликту приводит слишком эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений создают у учащихся напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что бестактность, а порой и грубость учителя вызовут ответную реакцию у учащихся: как говорится, посеешь ветер, пожнешь бурю. Но при этом цель учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.

4) необходимо ученика временно изолировать «не в коридор!»

Место в классе (за шкафом, за пианино, лаборантская, за ширмой, в другие классы (кабинеты) - лучше в специальное помещение (кабинет психолога, социального педагога), т.е лишить зрителей, дать успокоиться.

5) если ученик не подчиняется и не хочет уходить: выбирай: или прекращаешь, или уходишь

6) срок, вернешься, когда будешь готов

7) обсудите поступок позже, когда все успокоятся.

Модель поведения на стадии разрешения конфликта (Слайд)

1)формулировать позитивное решение конфликтной ситуации

В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть сделано -в форме частичной уступки, смягчения требований.

2)устанавливаются санкции

Ученики должны знать последствия, можно устанавливать самим, можно обсуждать с учениками, например, порча имущества - временно лишаешься им пользоваться, возмещение убытков; оскорбление - приглашение к администрации, выговор по школе; драка - сообщение родителям и т.д.

3) Санкция должна быть своевременна, справедлива, адекватна и неотвратима («не пугать»)

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, демонстрирует модель взаимодействия с агрессивным человеком.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Не забывайте о том, что вашей отрицательной энергии тоже нужен выход - ищите способы разрядки, релаксации.

С целью изучения агрессивных и враждебных реакций подростков был использован опросник «Басса - Дарки», разработанный А. Басом пи А.Дарки в 1975.

Тестирование проводилось в коллективной форме, в спокойной, непринужденной обстановке, где подросткам предлагалось 75 утверждений, на которые они должны были ответить либо «да», либо «нет». По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются общий индекс агнрессивности и индекс враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакции испытуемого: (Слайд)

  • Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

  • Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  • Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  • Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  • Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  • Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  • Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  • Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

(Слайд) Индекс враждебности включает в себя «Обиду и подозрительность», а индекс агрессивности включает в себя «Физическую агрессию, косвенную агрессию, вербальную агрессию»

После проведения тестирования с помощью описанной выше методики, был проведен анализ и интерпретация полученных данных в каждом классе.

(Слайд)

Результаты изучения форм агрессивных реакций у учащихся 7-Аи 7-Б класса

Показатели агрессивности

ФА

КА

Р

Н

О

П

ВА

ЧВ

Высокий уровень

7-А класс (21 чел.)

53%

11чел.

33%

7 чел.

38%

8 чел.

43%

9 чел.

38%

8 чел.

28%

6 чел.

71%

15чел.

47%

10чел.

7-Б класс (15 чел.)

40%

6 чел.

40%

6 чел.

33%

5 чел.

33%

5 чел.

27%

4 чел.

14%

2 чел.

73%

11чел.

27%

4 чел.

Сравнительный анализ индексов агрессивности и враждебности

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

7-А класс

13 чел.- 62%

33%-7 чел.

7-Б класс

10 чел.- 66%

26%-4 чел.

В 7А классе в тестировании принимали участие 21 человек, а в 7Б -15 человек. Из результатов по физической агрессии видно, что в 7А классе 53% 11 человек, а 7Б 40% 6 человек. В 7А показатель выше.

Обратим внимание на косвенную агрессию в 7А классе 33% 7 человек, а в 7Б классе 40% 6 человек - показатель в 7Б классе выше.

Негативизм в 7А классе 43% 9 человек, а в 7Б классе 33% 5 человек, в 7а показатель выше.

Вербальная агрессия в 7А классе 71% 15 человек, а в 7Б классе73% 11 человек, вербальная агрессия в 7Б классе выше.

Обратите внимание на чувство вины - в 7А классе чувство вины испытывают 47% 10 человек, а в 7Б классе 27% 4 человека. В 7А классе показатель выше. Это говорит о том, что дети способны осознавать свои поступки, с ними можно проводить профилактическую работу.

При сравнительном анализе индексов мы видим, что индекс агрессивности в 7Б классе выше, чем в 7А. В 7Б 66% 10 человек, а в 7А 62% 13 человек. Высокий индекс агрессивности получился за счет высокого уровня косвенной и вербальной агрессии.

Индекс враждебности в 7А классе выше, чем в 7Б. В 7А 33% 7 человек, а в 7Б 27% 4 человека. Высокий индекс враждебности получился за счет высокого уровня обиды и подозрительности. Это говорит о том, что скрытая, затаённая враждебность хуже, чем открытая агрессивность, так как не знаешь, чего можно ждать от детей.

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на количество человек с высоким уровнем в двух классах в 7А от 8 до 11, а в 7Б 4-6 человек, что составляет половину испытуемых. В результате получается, что у одного и того же человека проявляется несколько типов агрессивности. Фамилии у меня есть, обращайтесь за помощью.

Хочу напомнить особенности детей по всем типам агрессии.

Дети, склонных к проявлению физической агрессии. (Слайд)

Активные, деятельные, целеустремленные, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими и проявляют садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Это связано с неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится.

Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.

Этих детей отличают психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения. Даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют или не считают нужным скрывать свои чувства и отношения к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии.

Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой : мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм ( стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

Дети, склонные к проявлению негативизма.

Детей этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все что задевает их личность, вызывает чувство протеста. И критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, не умея владеть эмоциями, сразу же активно выражают свое негативное отношение.

Я предлагаю провести тест А.Ассингера, который позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.


© 2010-2022