Статья Работа с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями, и, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. В ежедневной суете важно не потерять ни одного Моцарта.Найти или вырастить одаренного ребенка - одна из важнейших задач педагога. На современном этапе конструктивной будет методика формирования индивидуального опыта творческой де...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шуплецова АЛ.

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями, и, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. В ежедневной суете важно не потерять ни одного Моцарта.

Найти или вырастить одаренного ребенка - одна из важнейших задач педагога. На современном этапе конструктивной будет методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности, способствующей развитию интересов и особенностей каждого si чса. Одним из подходов к организации учебно-творческой деятельности в

соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и требованиями окружающей действительности является применение в обучении новых личностно-ориентированных педагогических технологий и материала, носящего для учащегося личностный смысл, способствующий развитию мотивов обучения.

Использую результативные современные методы обучения, формирующие опыт самостоятельной деятельности учащихся на уроке, а также кооперативное обучение. Для успешного навыка кооперации практикую индивидуальные, парные и групповые виды работы. Работа учащихся в группах от 2-х до 5-ти человек над одним заданием приводит к организации активной деятельности учащихся на уроках.

Работу с одаренными детьми веду планомерно в течение всего учебного года. Она продолжается и во время летних каникул: ребята получают индивидуальные творческие задания практического и наблюдательного характера.

Работа по развитию интеллектуальных способностей учащихся через творческую форму организации учебного процесса включает разнообразные формы: научное исследование, лабораторная диагностика, информационный поиск, работа в микрогруппах, подготовка проектов, практикумы и тренинги, игры и конкурсы.

Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ей исследовательский, творческий характер. Для этого в своей деятельности я использую различные методы работы: «метод проектов», ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, деятельностный метод.

Через систему творческих заданий на уроках, у учащихся формируется дивергентное мышление, для которого характерно отсутствие жесткой связи между явлениями, причинами и следствиями. Обучение учащихся умениям дивергентного способа мышления осуществляется постепенно. По мере овладения приемами выполнения учебной работы задания усложняются, а в конечном итоге ученики приобретают умения самостоятельного выполнения заданий разных уровней познавательной самостоятельности.

По достижению определенных результатов в мыслительной деятельности учащиеся привлекаются к участию в научной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. Вовлечение в ситуации исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, повышает самооценку и самосознание.

В своей работе с одаренными детьми наиболее часто использую технологии проектного обучения. Основная цель данной технологии сочетание практической и познавательной мотивации, получение наглядных результатов, возможность их продемонстрировать, обсудить, защитить.

Проектное обучение используется мною как тип развивающего обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов.

Информационно-поисковые проекты - доклады и рефераты. При написании реферата подразумевается, что ученик проработал достаточное количество публикаций, содержащих материал по интересующей теме. С развитием новых информационных технологий появилась возможность с помощью интернета пользоваться электронными библиотеками и сайтами, что облегчает начинающему исследователю поиск необходимой литературы при подготовке реферата.

Исследовательский вид проектной деятельности - это и лабораторные работы, каждая из которых носит исследовательский характер. Например, в 11-м классе при изучении основ экологии провожу практические работы, используя пособие «Практикум по экологии» под редакцией С. В. Алексеева, рекомендованное МОРФ. Темы практических работ: «Определение антропогенных загрязнений окружающей среды», «Изучение влияния реакреационных нагрузок на лесные экосистемы». Такие работы помогают воспитывать экологическое мировоззрение, формируют умения и навыки, необходимые учащимся в дальнейшей жизни.

Одной из форм проектной деятельности являются биоэкологические экскурсии с 6-го по 11-й класс. В 2008 году мною разработана авторская методика подготовки и проведения экскурсий, с последующей подготовкой экологического проекта. В 2009 году был разработан экологический проект на тему: «Мониторинг экологического состояния водоема Красный ручей в пос. Лотошино».

Разработанные экологические проекты мы отправляем на областные и всероссийские конкурсы. В 2010 году учащиеся нашей школы стали призерами областного конкурса ученических исследовательских и проектных работ «Экология и жизнь».

В настоящее время при быстром развитии науки и техники школьники получают возможность все больше использовать не только аудиовизуальные средства обучения, но и новые компьютерные технологии. На уроках биологии и химии с помощью интерактивных средств обучения учащиеся самостоятельно производят поиск и анализ материала. Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности одаренного ребенка - естественный интерес и любознательность. Чаще всего из всех типов компьютерных средств использую презентации, а также использую компьютерный класс для работы в индивидуальном режиме при проведении лабораторных работ и экспериментов.

Дистанционная система обучения позволяет формировать активную интеллектуально-практическую деятельность одаренных школьников, направленную на развитие способностей обучаемых к самостоятельному решению нестандартных творческих задач. В качестве домашней работы я часто предлагаю учащимся заглянуть на сайт электронных образовательных ресурсов и самостоятельно подготовить отчеты по некоторым демонстрациям, с обязательным представлением на уроке своей творческой работы. Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды.

Стараюсь расширять интеллектуальное пространство и окружение одаренных детей. В этой сфере мы сотрудничаем с Московской школой «Интеллектуал», где создана своя система работы с одаренными детьми по биологохимическому профилю. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в олимпиадах на базе этой школы. А победители этих олимпиад проходят обучение во Всероссийской биологической школе в г. Пущино. По итогам этой школы учащиеся сдают экзамены и зачисляются в летнюю экологическую школу.

Наиболее способных детей привлекаю к участию в олимпиадах. Формирую олимпиадные группы по своим предметам и провожу внутришкольный этап олимпиады. Даю учащимся возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал. Победители отстаивают честь школы на районной олимпиаде. Такой системный подход дает определенные результаты: в этом учебном году 12-ть победителей школьных олимпиад, 6-ть победителей на районном уровне и 1-н призер на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных детей через факультатив «Основы общей химии» и элективный курс «Химия для любознательных». На этих занятиях ребята выполняют задания повышенной трудности и творческого характера.

Работу факультатива строю на основе организации групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение химического эксперимента, решение расчетных задач различного уровня сложности. Особое внимание уделяю выбору самими учащимися различных творческих задач из предлагаемых мною. Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.

Система разработки творческих заданий для одаренных детей следующая:

  • задания должны вызвать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;

  • результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;

  • задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;

  • задания должны предусматривать многовариантность решений.

На индивидуальных занятиях с ребятами мы решаем олимпиадные задания разного уровня сложности. В кабинете химии около 60-ти книг для подготовки к олимпиадам, собраны задачи, требующие нестандартного подхода в их решении.

Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется через внеклассные мероприятия. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы как игры: «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», предметные викторины, КВНы, интеллектуальные марафоны.

Многолетняя практика работы с одаренными детьми показывает:

  • творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;

  • развитию познавательной деятельности одаренных учащихся необходимы современные безопасные и комфортные условия обучения;

  • обеспечивает развитие способностей только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, ситуации успеха и сотрудничества, расположенность и открытость педагога, стимулирование и достойная внешняя оценка (описание успехов и результатов в школьной газете «Переменка», в районной печати, радиопередачах);

  • условия кабинета и ресурсы, используемые в работе с одаренными детьми: интерактивная доска, компьютерный класс, копировально- множительная техника, лабораторное оборудование, энциклопедии и учебно-методическая литература;

  • овладение учащимися навыками информационно-поисковой, научно-исследовательской и диагностико-аналитической деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе и индивидуально.

30

© 2010-2022