Доклад Воспитание валеологической культуры и развитие физических способностей

Валеология - наука о здоровье, содержащая рекомендации о правильном питании, оптимальном режиме трудовых, спортивных и иных нагрузках, об отношениях человека с окружающей средой и т.д. Сегодня всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать это? Чтобы ребенок рос в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми.... Секрет этой гармонии прост: вести здоровый образ жизни. Здесь и физическое развитие и умение оказать помощь тем, кто в ней нуждается, отсутствие вредных привычек. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Воспитание валеологической культуры и развитие физических способностей

Валеология - наука о здоровье, содержащая рекомендации о правильном питании, оптимальном режиме трудовых, спортивных и иных нагрузках, об отношениях человека с окружающей средой и т.д.

Сегодня всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать это? Чтобы ребенок рос в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми.... Секрет этой гармонии прост: вести здоровый образ жизни.

Здесь и физическое развитие и умение оказать помощь тем, кто в ней нуждается, отсутствие вредных привычек. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Здоровье ребенка имеет 4 составляющие:

Физическое - основа осанки, статики, координации, движения, роста, веса, подвижности.

Соматическое - обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов.

Психическое - обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на её предметы и явления.

Духовное - включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностью составляющую его жизни.

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».

Все мы разрабатываем разные программы, основу которых должны составлять:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Закон об образовании РФ

  • городские и окружные образовательные и профилактические программы

  • Устав детского дома

И другие нормативные документы.

Основные принципы:

  • дифференцированность - последовательность

  • аксиологичность - преемственность

  • многоаспектность

Методы работы:

  • групповые развивающие занятия

  • психологические тренинги

  • дискуссии

  • «мозговые штурмы»

  • беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика

  • педагогические совещания, тестирование, анкетирование

  • беседы профилактической направленности.

Профилактическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья включает 3 основных направления:

Физкультурно - оздоровительная работа

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в группе

  • коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей

  • проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, соблюдение режима труда и отдыха, консультативная помощь

  • чередование умственного труда с двигательной активностью для устранения фактора риска

При продолжительном умственном труде в течение дня тонус работающих мышц повышается, поэтому самым естественным может быть для ребенка двигательная активность. Двигательный режим организуется так, что во время обучения предотвращается гиподинамия, и ребята не переутомляются. Можно проводить гимнастику для глаз, физминутки, для снятия напряжения центральной нервной системы.

Двигательная активность должна составлять 1/5 суточного времени (4,8 часа).

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция неблагоприятных состояний обучающихся.

Основное направление - содействие оптимальному психологическому развитию гармоничной личности в условиях нашего времени. В течение длительного времени я проводила работу по подготовке к экзаменам (ЕГЭ). Здесь тоже учитывается фактор здоровья. Проводились беседы о том, как правильно готовиться к экзаменам. Эта работа содержит несколько этапов:

  • диагностический

  • обучение собственно психотехническим навыкам и способам предотвращения возникновения неблагоприятных психических состояний.

Здесь использовались групповые психологические занятия, индивидуальные консультации, беседы, тестирование...

Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательном учреждении.

«О наркомании, курении, пьянстве...»

«Опасный секс»

«Здоровье - привилегия мудрых»

«Разговор по душам»

«Путь к доброму здоровью»

«Курить - здоровью вредить»

Обязательно включаю беседы, мероприятия нравственно- экологической направленности.

Что мешает выбору здорового образа жизни?

Выделяется три основных мифа (О.Н.Троицкая)


  1. миф: другой, «биологический вид». Этакие «суперлюди», которые лучше адаптированы к жизни, более социальны, меркантильны, на «ты» с компьютером. Более свободны, независимы. Они могут раньше понимать самые сложные вещи, справляться с любой нагрузкой. Этот миф оправдывает сверхраннее обучение детей, которое приводит к инфантильности, иждивенчеству, неуверенности в себе и неумению принимать ответственные решения.


  1. миф: современные дети самостоятельны. Да, они на столько самостоятельные, что ни на грош ни ценят взрослых. Поэтому они щеголяют в ярких одеждах, красят волосы, ведут себя раскованно и дерзко. Дети - люди будущего. Независимые, свободные, другие. Эти проявления характеризуют не самостоятельность, а психологический дискомфорт. В природе наиболее ранимые зверьки, типа ёжика дикобраза, защищают себя колючками, а необычные прически, одежду выбирают, как правило, самые беззащитные и внутренне слабые подростки, пытающиеся таким образом компенсировать свою неуверенность. Именно для таких ребят сверхзначима фигура взрослого, что они идут на многое, чтобы показать свою независимость от неё. Главная опасность для подобных ребят заключается в том, что они порой приходят к наркотикам, курению, алкоголю, разных сект.

  2. миф: они искушены и сведущи. Современные дети необыкновенно искушены и сведущи в вопросах секса. Они гораздо раньше начинают половую жизнь. Для них не существует нравственных запретов. Следовательно они более свободны. Но и здесь подростки оказались в сложной ситуации. Они гораздо менее искушены в вопросах отношения полов. Что делать? Все спутано. Все неясно. Выбор его сексуального поведения обуславливается не собственным решением, а некими навязанными из вне, стандартами. Которые, на деле, мешают его внутренней свободе в одной из самых главных сфер человеческих взаимоотношений.

Учитывая все это, мы должны в своей воспитательной работе ставить цель не формирование здорового образа жизни, а формирование готовности к

осознанному выбору такого образа жизни. У ребенка необходимо развивать готовность ответственно и осознанно подходить ко всему этому.

Мы можем достичь долголетия, быть активными, жизнерадостными, укрепить своё здоровье с помощью регулярной, энергетической физической деятельности. Длительное бездействие органов и тканей, приводит к ослаблению их функций и уменьшению размеров, (все в движении)

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни. Слагаемые здоровья:

  • образ жизни - 50%

  • наследственность - 20%

  • окружающая среда- 20%

  • здравоохранение - 10%

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных привычек -оптимальный двигательный режим

  • рациональное питание

  • закаливание

  • личная гигиена

  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

Доклад Воспитание валеологической культуры и развитие физических способностей





© 2010-2022