Опыт работы учителя начальных классов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы Хакуриновой Сусанны Махаметовны

учителя начальных классов МБОУ «Мамхегская средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Разрешите представить свой опыт работы. В 2001 году окончила педагогический колледж имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева по специальности педагогика и методика начального обучения квалификация «учитель начальных классов», в 2008 году окончила АГУ филологический факультет по специальности учитель русского языка и литературы; общий педагогический стаж 12 лет, стаж работы в должности учителя начальных классов - 2,6 года. За это время работы моя педагогическая деятельность отмечена грамотами, дипломами, благодарностями различного уровня.

У каждого человека есть свой Путь - путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь - мой сознательный выбор - быть учителем.

Моё педагогическое кредо заключено в следующей фразе: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)

Следуя этой формуле, я постоянно учусь. Считаю, что педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать - становится неинтересным для учащихся и коллег. Для повышения своей квалификации использовала различные формы: онлайн - тренинги, дистанционные семинары, мастер-классы, очно - дистанционные курсы. В течение двух последних лет я приняла участие в мероприятиях различной тематики.

У меня есть цель - обучать на основе современных педагогических технологий. За годы практики применялись различные технологии. Но время не стоит на месте, и я шагаю в ногу со временем. На курсах повышения квалификации по теме: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях модернизации системы образования» я изучила новейшие педагогические технологии, которые апробирую и внедряю в свою работу:

 Проблемное обучение.

 Технология критического мышления.

 Информационно-коммуникативные технологии.

 Игровые технологии.

 Проектно-исследовательская деятельность.

 Здоровье сберегающие технологии.

В декабре 2015 года прошла кратковременные курсы повышения квалификации в рамках республиканского конкурса «Новой школе - новые учителя».

В сентябре 2015 года на базе СКФУ по программе повышения квалификации специалистов, координирующих вопросы организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов по теме «Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общеобразовательных организациях»

Повышение результативности работы можно проследить по различным критериям и показателям. Работая учителем в классе, где наряду со всеми детьми обучаются дети(7 вида), радуюсь малейшим успехам моих учеников. В этом учебном году успеваемость и качество знаний повысились на 10% . Для меня и моих учеников - это большое достижение.

В настоящее время являюсь классным руководителем 2 «Б» класса. Работаю по УМК «Школа России», который представляет собой целостную модель начальной школы и охватывает все образовательные области. Ведущей целевой установкой программы является:

- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

Встречая на страницах Интернета много персональных сайтов учителей, я для себя приняла решение - я хочу, я могу, и я пытаюсь это сделать - создать собственный сайт. Мой сайт в стадии наполнения. Я считаю, что это стиль современного учителя.

Цели создания сайта:

 Систематизация и обобщение собственного педагогического опыта.

 Дополнительные возможности для общения с учениками и родителями.

 Общение с педагогическим сообществом.

С 2013 года являюсь членом рабочей группы учителей начальных классов по реализации ФГОС НОО. Считаю очень важным осветить образовательные результаты и эффекты процесса механизма введения ФГОС начального образования. На своём сайте отражаю работу по введению ФГОС учительский.сайт/Хакуринова-Сусанна-Махаметовна

Участвуя в сетевых всероссийский конкурсах, семинарах, не только делюсь своим опытом, но и многому учусь у коллег со всей России.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.

«Новая школа», построенная на новых ФГОС, учит детей применять полученные знания в практических ситуациях: ставит цель, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации.

практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования - воспитание социально - активной личности.

Именно поэтому с 2013 года я работаю над проблемой «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности. Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский "Педагогическая психология" М. 1991г.)

В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству - важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться - высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Ведущая педагогическая идея.

Для меня главное - всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Используя приём ИНСЁРТ, ученики самостоятельно выявляют знания и незнания. Применение приёма «Инсерт» способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в поиске, запоминании и усвоении материала. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость - взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.

Метапредметные технологии.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль:

- критическое мышление;

-педмастерские;

-проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков;

-интегрированные уроки.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

· Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

· Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

· Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

· Формированию личностных качеств ученика,

· Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

· Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

· Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мы реализуем проекты, участвуем в конкурсах и викторинах, посещаем мечеть, занимаемся исследовательской работой, отмечаем праздники. Все это активизирует учащихся, они добиваются высоких результатов, участвуя в конкурсах различных уровней.

Мои ученики участвуют во Всероссийском детском творческом конкурсе «Звездное сияние», Всероссийских олимпиадах и конкурсах «Мир олимпиад». Управлением образования администрации МО «Шавгеновский район» коллективу 4 «Б» класса был присужден диплом призера в районом фестивале детского творчества «Салют, Победа!» в номинации «Инсценировка песни». За активное участие в конкурсе «Осенний рисунок на асфальте» был награждён коллектив 2б класса МБУ СОШ №4, почётной грамотой за победу в номинации «Осень на блюде» награждены учащиеся 1 «Б» класса, первое место в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья» занял 2 «Б» класс, руководителем которого являюсь я. Будучи в первом классе мои учащиеся заняли второе место в конкурсе рисунка на асфальте «Этот прекрасный, прекрасный мир». Грамотой за второе место в соревнованиях по подвижным играм, среди учащихся начальных классов, проведенных в рамках месячника « В здоровом теле, здоровый дух» были отмечены учащиеся моего класса.

2015-2016 учебный год мною был начат с увлекательного классного часа «Я - Талантлив», на котором присутствовали гости - одаренные и замечательные люди, посвятившие себя искусству. Материал классного часа опубликован в газете «Заря».

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

В чем же секрет успеха?

Когда я только начинала работать в Мамхегской школе, дети задали мне вопрос, а не жалею ли я о том, что стала учителем. Тогда я затруднялась ответить на этот вопрос . И вот после трех лет работы в школе, я могу сказать - нет я не жалею о том, что стала учителем. Хотелось бы закончить свое выступление словами Роберта Рождественского

Вы знаете, мне по - прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда - нибудь учителя».


© 2010-2022