Тематическое планирование по внеурочной деятельности. Предмет Я-гражданин России

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №3



Программа курса

Я - гражданин


(3 класс)


























Пермь, 2013 год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Я - гражданин» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности (В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и стандартов нового поколения.

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

Цель и задачи программы курса

Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе - в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,

- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

- формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МАОУ «Лицей №3». Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 8-9 лет

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Этапы реализации:

1. Подготовительно-организационный (май-август)

- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;

- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;

- сбор материалов для внеурочной деятельности,

- разработка рабочей программы.

2. Основной (сентябрь - апрель)

- проведение занятий по данной программе;

- участие в различных проектах, социальных акций

- коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный (май)

- мониторинг работы школы по данной программе;

- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности.

Формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы курса

Участие в школьных олимпиадах по краеведению.

Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.

Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.

Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.

Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе, в крае.




Тематическое планирование занятий в 3 классе

Тема занятий

Количество часов

Я ЖИВУ В РОССИИ

1

От Москвы до самых до окраин.

1

2

Москва - столица России.

1

3

Россия - многонациональное государство.

1

4

Народы России.

1

5

Общее и особенное России. О расах, языках и религиях.

1

6

Обычаи русского народа.

1

7

Праздники России.

1

8

Гражданин России.

1

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

9

Самое необыкновенное на Земле.

1

10

Как настоящее связано с прошлым.

2

11

Наука о происхождении и становлении человека.

2

12

Религиозно-мифологические представления о мире и человеке.

1

13

Библейские представления о происхождении мира и человека.

2

14

Убранство православного храма.

1

КАК ДАЛЁКАЯ РОССИЯ СТАНОВИТСЯ БЛИЗКОЙ

15

Как воскресить прошлое.

1

16

Исторические науки.

1

17

Имена и фамилии.

2

18

Родословная.

2

19

Письменность.

1

20

Время и пространство.

1

РОССИЯ И МИР

21

Мы все разные.

1

22

Чудеса света.

1

23

Сохранить прекрасное, вечное.

2

24

Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.

1

25

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей и природа.

1

26

Международное сотрудничество.

1

27

Россия - моя Родина. Обобщение по курсу

2

Итого

34 часа


ЛИТЕРАТУРА

Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями.- М.: Волгоград.2007- 125с.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1 - 4 классы. - М.: ВАКОЛ, 2006.

Князева Н.А. Учебное пособие «Маленький пермяк» (Азбука краеведа). Пермь, «Книжный мир», 2000 год.

Концепция целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае»

Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий, 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008.


© 2010-2022