Курсовой проект: Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности куратора

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»




Курсовая работа на тему:

Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельности куратора.


Выполнила преподаватель:

Николаева Л.Н.

Проверил:


Чебоксары, 2014

Оглавление

Введение 3

1.Что такое ответственность? 4

2.Деятельность и формирование опыта ответственного поведения у подростков 6

3. Цели и задачи куратора по руководству студенческой группой 9

4. Функции куратора 16

5. Деятельность куратора 18

6. Заключение 28

7. Библиографический список 31


ВВЕДЕНИЕ

Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной жизни, затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентноспособности всех участвующих в них субъектов, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях.

Среднее образование - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей среднего образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости. Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка труда и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить и наш техникум.

Роль куратора группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности

студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с другими преподавателями, администрацией и всеми подразделениями в техникуме , занимающимися воспитательной и учебной работой со студентами.

Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует куратор. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии и жизни.

Одной из задач гуманизации педагогического процесса является воспитание высокообразованного и хорошо воспитанного поколения, воспринявшего все достижения созданной человечеством культуры.


1. Что такое ответственность?

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими. По сути, имеется два вида ответственности: это вынужденная ответственность, навязанная человеку установленными в обществе нормами морали или законом, и добровольная ответственность, принятая на себя человеком добровольно, например, решение о создании семьи, выбор профессии, участие в каком-нибудь движении или в деятельности клуба.

1.1. Необходимо научиться осознавать свою ответственность.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь другого.

1.2. Как человек берет на себя ответственность?

На принятие решения взять на себя ответственность влияют многие факторы. Чем больше усилий требует задача, тем больше вероятность, что человек не возьмет на себя ответственность за ее выполнение. Также хорошо известен эффект «диффузии ответственности» (распределения), например, чем больше людей видит преступление, тем меньше вероятность, что кто-нибудь осмелится помочь жертве. Чувство ответственности начинают человеке с раннего детства.

1.3. Следует следить за выполнением обязанностей.

Родители должны постоянно следить, как малыши выполняют свои обязанности и при необходимости о них напоминать. Тяжелую ношу ответственности ребенок впервые начинает ощущать при поступлении в школу. Дети начинают учиться, они должны выполнять домашние задания, внимательно слушать учителя, не опаздывать на уроки и т.п.

1.4. Ответственность подростков.

Очень важно в семье воспитывать чувство ответственности у подростка в период полового созревания. Иногда именно в этот период возникают большие проблемы. Подросток пытается понять самого себя и свой путь в жизни, поэтому часто возникают конфликты с окружающими. В это время особенно важно научить подростка принимать осознанные решения и отвечать за свои поступки. Развитию чувства ответственности способствует предоставление подростку права в выборе будущей профессии и места и формы обучения. Будущие студенты должны осознанно делать выбор своей будущей профессии и ответственно подходить к теоретическим и практическим занятиям в техникуме.

2. Деятельность и формирование опыта ответственного поведения у подростков

Ответственность как феномен проявляется в поведении и совместной деятельности, поэтому при формировании ответственности все чаще применяют деятельностный подход.

Характерной особенностью подростков является их активность, склонность к действию. Подростки стремятся к ситуациям, требующих активных действий или отказа от них. Так как личность проявляется в конкретных поступках, то для демонстрации самостоятельности подросткам надо совершать самостоятельные поступки. Однако, чтобы поступать самостоятельно, надо быть относительно независимым.

Считается, что социально ответственная деятельность подростков максимально отвечает их потребностям, способствуя социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Стремление к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей у подростка выражается в определенном отношении к различным областям самореализации, в попытке занять активную жизненную позицию и показать свое отношение к социуму

С точки зрения педагогического воздействия подростковый возраст наиболее акцептабелен, т.к. именно в этом возрасте происходит зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля. Применяя адекватные педагогические технологии, можно стимулировать корректировать становление и развитие ответственности.

Ответственная личность характеризуется ответственным действием. Структура ответственного действия характеризуется следующими элементами):

Замысел (идея действия) - принятие решения о выборе линии поведения относительно замысла

- прогноз возможных последствий выбранной линии поведения - выполнение или невыполнение замысла (поручения, задания, следование - не следование норме)

- ответ о выполнении-невыполнении замысла (отчет о последствиях выбранной линии поведения) - оценка выбранной линии поведения как внешняя (например, общественная), так и внутренняя (самооценка).

Логика становления ответственного действия прослеживается по следующим направлениям: от объективной ответственности к субъективной; от внешней к внутренней; от коллективной к индивидуальной.

Одним из способов стимулирования ответственности является способ предоставления подросткам возможности проявить себя в деятельности.

Приобрести опыт ответственного поведения можно путем так называемого делегирования полномочий - этого можно достичь, предоставляя подросткам, например, возможность проявить себя в организаторской деятельности. Отвечая за определен­ный участок, раздел работы в группе, подросток несет ответственность не только за себя, свою деятель­ность, но и за результаты работы других членов коллек­тива.

Выполнение функций организатора требует от студента новых навыков и умений: спланировать работу, распределить обязанности, поручения, проконтролировать ход их выполнения, вовремя помочь товарищу, учесть вклад каждого в общее дело и т. д. Опыт организатора позволяет развивать и углублять такие нравственные и волевые качества, непосредственно связанные с ответственностью, как общественная активность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, принципиальность, настойчивость, организован­ность, самообладание.

Опыт ответственного поведения подростка обо­гащается за счет приобретения новых умений, навыков: умения дать оценку поступкам и действиям товарищей, занять принципиальную позицию в конфликтной ситуации, проявить непримиримое отношение к безответственности отдельных членов коллектива, умения «прика­зать» товарищу, то есть поручить ему и потребовать от него определенных функций и ответственности.

Более сложный вид ответственно­сти в студенческой группе - позиция руководителя. Она связана с ответствен­ностью и за деятельность отдельных людей, и за целые участки, направления работы, а также группу в целом. Выполняя функции руководства коллективом, студент овладевает новыми умениями: намечать перспективы деятельности коллектива, направлять, объединять работу отдельных органов в единое целое, организовывать кон­троль, оценивать деятельность коллектива, его органов и отдельных уполномоченных. Выполняя функции руководителя, студент объектив­но становится организатором опыта ответственного по­ведения всех членов коллектива. Позиция воспитателя активизирует процесс самовоспитания.

Важно субъективное положительное отношение студента к совершаемым им действиям, личная заинте­ресованность, потребность в ответственных действиях.

В условиях командной игры студенты постоянно должны ощущать воздействие системы взаимной ответственности: успех команды зависит как от твоих личных действий, так и от действий других членов команды, от слаженности действий всех игроков. Осознание важ­ности установившихся отношений побуждало членов команды активно содействовать их укреплению, бороться с тем, что мешает общему успеху. Факты недо­бросовестности, безответственности (не пришел один игрок - страдает вся команды) встречали резкое осуждение в коллективе. Система взаимоза­висимости между ними побуждала к требовательности, принципиальности, необходимость выполнения поруче­ния - к проявлению исполнительности, инициативы, са­мостоятельности, активности, дисциплинированности. Все это в совокупности содействует формированию такой нравственной атмосферы в коллективе, без которой про­цесс воспитания ответственности у студентов был бы практически невозможен.

Важно, чтобы подростки четко знали свои непосредственные обязанности, их содержание, уяснить, что от них требуется и каковы сроки выполне­ния всего объема работы и отдельных ее частей. Студенты будут стараться, не будут пропускать занятия, равняться друг на друга

Однако наряду с обязанностями у студентов должны быть и права и полномочия. Например, действенным фактором является право команды принять (или отчислить) нового человека в физкультурную секцию. Так, наиболее ответственным ребятам предоставлялась возможность самим проводить занятия (под контролем педагога).

Из сказанного следует, что для формирования ответ­ственности как качества личности подростков необходимо организовать специальную работу по овла­дению студентами способами ответственного поведения, а также создать условия для выработки у ребят устойчивых форм ответственного поведения.

Формирование ответственности - процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения. Эти задачи, вытекая одна из другой, обеспечивают успешную её реализацию: формирование мотивации ответственности; организация усвоения нравственного образца; обучение действиям самоконтроля; стимулирование ответственной активности на основе развития ответственных умений и ответственных отношений; организация субъективного подхода к личности подростка. Необходимость формирования исследуемого качества личности в подростковом возрасте обусловлена тем, что качества, проявляемые в воспитательном процессе и формируемые в нём, детерминируют дальнейшее развитие и поведение личности, тем самым способствуя его становлению как целостной структуры. Результатом формирования ответственности является понятие ответственность подростка. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. В связи с этим полагается, что ответственность, сформированная в условиях воспитательного процесса, проявляясь в деятельности (основном средстве и механизме педагогического процесса), позволит студенту включиться в работу по развитию и других качеств личности.

3. Цели и задачи куратора по руководству студенческой группой

Цели и задачи куратора по руководству студенческой группой могут быть общими и частными. Общие - конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается студент.

Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе образовательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

  • ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях общества, определение своего места и цели жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;

  • формирование менталитета российского гражданина и интеллигента: гражданственности, национального самосознания, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, потребности в благотворительной деятельности, милосердии;

  • воспитание потребности студентов в саморазвитии, освоении художественных и научных достижений общечеловеческой и национальной культуры, формировании чувства меры, вкуса, стиля самореализации, позволяющего творчески участвовать в культурной жизни российского общества;

  • приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, развитие навыков адекватной самооценки, оценки результатов своей деятельности;

  • выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;

  • воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

3.2. Принципы воспитания

3.2.1. Принцип гуманистической ориентации воспитания

Этот принцип требует рассмотрения студента как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье студента.

Условиями реализации данного принципа являются:

  1. добровольность включения студента в ту или иную деятельность;

  2. вера каждого студента в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;

  3. оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

  4. предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  5. готовность студентов к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;

  6. учет интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

  • опора на активную позицию студента, его самостоятельность и инициативность;

  • в общении со студентом должно доминировать уважительное отношение к нему;

  • куратор должен не только призывать студента к добру, но и быть добрым;

  • куратор должен защищать интересы студента и помогать ему в решении его актуальных проблем;

  • поэтапно решая воспитательные задачи, куратор должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому студенту;

  • защита студента должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности куратора;

  • в группе и других объединениях студентов куратор должен формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства студентов.

3.2.2. Принцип социальной адекватности воспитания

Этот принцип требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у студентов прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации принципа являются:

  • взаимосвязь воспитательных задач техникума и задач социального развития демократического общества;

  • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи студентам;

  • ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;

  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, особенности учебного заведения и т.п.);

  • коррекция воспринимаемой студентами разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

  • куратор должен корректировать негативное влияние на студента окружающей среды;

  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.

3.2.3. Принцип индивидуализации воспитания студентов

Принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение студентов в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому студенту для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • мониторинг изменений индивидуальных черт студента;

  • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность студента;

  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого студента;

  • учет индивидуальных черт студента, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

  • предоставление возможности студентам в самостоятельном выборе способов участия во внеаудиторной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа, проводимая с группой студентов, должна ориентироваться на развитие каждого из них;

  • успех воспитательного воздействия при работе с одним студентом не должен негативно влиять на воспитание других;

  • осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах каждого студента.

3.2.4. Принцип социального закаливания студентов

Принцип предполагает включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений студентов надо решать со студентами, а не за них;

  • студент не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.




3.2.5. Принцип создания воспитывающей среды

Этот принцип требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы способствовали социализации студента.

Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива группы педагогов и студентов, сплочении этого коллектива. В каждой группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в вузе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается студентами и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Реализация принципа возможна при следующих условиях:

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов;

  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

  • развитие студенческого самоуправления, инициативы и самостоятельности студентов;

  • формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

  • неповторимость учебного заведения (каждый техникум должен иметь свое лицо);

  • наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов.

Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:

  • техникум для студента должен быть вторым родным домом, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива института;

  • педагоги и студенты - члены одного коллектива - помогают друг другу;

  • общая цель техникума - цель каждого педагога и студента;

  • необходимо реально доверять студентам, а не играть с ними в доверие;

  • каждый член коллектива техникума должен быть творцом отношений и новых дел;

  • равнодушный педагог рождает равнодушных студентов.

4. Функции куратора

Преподаватель, выступающий в качестве куратора студенческой группы, реализует свои функции относительно как к студенческой группе в целом, так и к отдельным студентам. Он решает задачи в соответствии со спецификой сложившихся взаимоотношений между студентами, строя отношения с каждым студентом с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности куратора - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты студента, создание необходимых и достаточных условий для активизации ответственности студентов за решение учебных вопросов.

Содержание деятельности куратора определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в студенческой группе. Существует несколько групп функций.

К первой группе относятся педагогические и социально-гуманитарные функции. Эти функции направлены на создание условий для социального развития студентов, ориентированы на помощь студенту как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить такие, которые определяют основное содержание деятельности куратора:

  • воспитание ответственности у студентов;

  • социальная защита студентов.

Перед куратором стоит задача интегрировать усилия всех преподавателей, направленные на реализацию этих функций.

Главное назначение организаторской функции - поддержка инициативы, связанной с совершенствованием микросреды вуза и самих студентов. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию студентов куратором, сколько на помощь им в самоорганизации.

Куратор организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность студентов, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающей не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед студенческой группой задач.

Целью кураторов студенческих групп младших курсов является активизация процесса профессиональной адаптации студентов, под которой необходимо понимать сложный, многокомпонентный процесс целеустремленного и активного вхождения студентов в учебную деятельность, включающий в себя овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, приобщение к требованиям, нормам и ценностям посредством учебно-воспитательного процесса, в результате чего у студентов вырабатываются профессиональное сознание и активное положительное отношение к жизни.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности куратора - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы куратора как со студенческой группой в целом, так и с конкретной группой студентов или отдельным студентом. Контроль работы куратора - это не столько контроль со стороны администрации, сколько самоконтроль.

Коррекция - это всегда совместная деятельность куратора и коллектива студенческой группы в целом, группы или отдельных студентов.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности куратора студенческой группы.

5. Деятельность куратора.

Деятельность куратора - это управление ресурсами образовательного учреждения и окружающей среды по реализации задач формирования ответственности у студентов вверенной ему группы.
целом.
Основной формой взаимодействия куратора с учебной группой является воспитательный час (час куратора).
Воспитательный час позволяет педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, побудить студентов к формированию ответственности и выражению собственной позиции, делает воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания - не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.


5.1.Функции воспитательного часа.

В сегодняшней практике проведения воспитательных часов можно выделить три присущие им воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в расширении кругозора студентов, пополнении их знаний информацией, не нашедшей отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире.
Ориентирующая функция заключается в формировании у подростков ответственного отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает информацию о мире, то ориентирующая помогает оценивать его, формирует у подростков потребность анализировать и совершенствовать свою жизнь и самих себя.
Направляющая функция означает содействие подросткам в применении полученной информации и установок в реальной жизни. Обсуждаемые проблемы должны носить практическую направленность, а познание и оценивание мира завершаться «взаимодействием» с ним. Отсутствие практической направленности воспитательного часа, его связи с проблемами современности существенно снижает эффективность воспитательного воздействия на учащихся, создает благоприятную обстановку для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы воспитательный час давал подросткам жизненно важную информацию, способствовал принятию гуманистических ценностей и направлял обучаемых на реальные практические дела.

По характеру выдвигаемых задач выделяют тематические, ситуационные и информационные воспитательные часы. Задачи у них разные: первый отвечает, в большей мере, потребностям духовного роста подростка, его интересам, природному самовыражению; второй служит социально-нравственной адаптации личности; третий способствует повышению гражданской ответственности подростка.
Воспитательный час не рекомендуется регламентировать временем (он может продолжаться от 5 минут до нескольких часов). Его можно проводить не только в аудитории, но и в учреждениях культуры, молодежных центрах, социально-просветительских институтах и т.д.
Субъектом проведения воспитательного часа может быть не только куратор, но и представитель администрации учебного заведения, компетентный собеседник, учащийся-лидер, группа людей (родители, авторский коллектив, творческая группа и т.д.).
Чем ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигаются цели и решаются поставленные задачи. В работе куратору рекомендуется использовать:

1. Лекционные формы: «Публичная лекция», «Уроки замечательной личности», «Устный журнал»и др.
2. Дискуссионные формы: «Беседа за круглым столом», «Круглый стол с острыми углами», «Открытая кафедра», «Открытый микрофон», «Сократовская беседа», «Философский стол», «Дискуссионные качели», ролевая игра «Суд над…», «Ток-шоу», дебаты, конференция, литературная (музыкальная) гостиная и др.
3. Конкурсно-игровые формы: «Интеллектуальный аукцион», тематическая викторина, конкурсы (юмористические, музыкальные, творческие), КВН, «Театр-экспромт», «Турнир ораторов», «Поле чудес» и др.

Эти формы отличаются тематической проблемой, способом подачи информации и организации обмена мнениями, количеством студентов, объемом подготовительной работы.
Многообразие форм проведения воспитательных часов не позволяет выделить жесткий алгоритм их проведения: каждая форма имеет присущую только ей технологию. Целесообразно обозначить лишь наиболее важные моменты при проведении любого воспитательного часа, допуская вариативность организации каждого из этапов в зависимости от выбранной формы работы:
I. Вступление (обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели, задач)
II. Информация по проблеме (видеосюжет, выступление компетентного собеседника, сообщения учащихся или куратора по обсуждаемой проблеме из средств массовой информации, энциклопедических изданий, реальной жизни).
III. Самостоятельное исследование проблемы (проведение тренингов, анкетирования, конкурсов, выполнение соответствующих упражнений и заданий).
IV. Обмен мнениями по проблеме (сопоставление собственных представлений с общественно-значимой нормой).
V. Рефлексия (обсуждение успешности мероприятия, принятие решений на будущее).
VI. Ближайшее последействие (выполнение принятых решений, при необходимости возвращение к проблеме).


5.1.1 Воспитательный час: «Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность».

Человек не весь в человеке, мы идем к себе издалека,
и пока идем, многое может с нами случиться.
Человек есть усилие быть человеком. Если нет этого усилия -
неизбежна деградация. (М. Мамардашвили)

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Наркотики стали настолько доступными для детей и подростков, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому я считаю, не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят значительно времени.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной сфере, активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего на методологию формирования у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у подростков умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.

Основными формами реализации профилактики приема ПАВ в работе куратора является:

  • психолого-педагогическая диагностика.

  • индивидуальные консультации для студентов и их родителей;

  • психолого-педагогический контроль;

  • организация информационных занятий с элементами психологического тренинга

О последней форме работы мне бы хотелось рассказать подробнее.

Одним из таких является "Занятие по формированию ответственности у подростка за свои действия"

Целью занятия является формирование ответственности за себя, свои действия.

Задачи занятия:

  • формирование навыков принятия решения, умения сказать "нет";

  • формирование умений противостоять давлению группы.

Занятие рассчитано на подростков.

Оборудование: аудитория, стулья расставленные по кругу по количеству студентов

Ход воспитательного часа

1. Организационный момент.

Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг. Занятие начинается со вступительного слова ведущего:

"Самостоятельно принимать решение - значит, принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия. Люди, живущие в ситуации манипулирования, становятся совершенно не способными к принятию самостоятельных решений и не могут справиться с ситуацией выбора. Человек теряет свою индивидуальность".

Упражнение №1.

"Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу".

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Нужно заострить внимание студентов, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.

Упражнение № 2 "Слепой и поводырь"

Это упражнение позволяет учащемуся почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.

"Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести "слепого" по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения студенты меняются местами."

После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

- Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"?

- Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

- Знал ли ты все время, где ты?

- Как ты себя ощущал в роли поводыря?

-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?

- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?"

2. Работа по теме

"Нам всем в жизни приходится кому-то говорить "нет". Но если Вам предлагают попробовать наркотик лучше сразу ответить твердым отказом. Для того, чтобы к вам по реже обращались с неприятными просьбами и предложениями, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как "я подумаю", " может попробую разочек". Эти обороты очень похожи на обещания. Но даже если мы научились твердо, четко, ясно и спокойно объяснять свою позицию, этого бывает не достаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа. Сегодня мы познакомимся с двумя из них.

Первая называется "наступление". На любую просьбу, которая противоречит Вашим интересам или здравому смыслу, Вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают родители, закон, правила и т.д.

Вторая техника называется "Да, но". Вы соглашаетесь с тем, что то, что Вам предлагают реально, но… (но у вас есть объективные причины этого не делать).

Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать".

Упражнение № 3 "Умей сказать "Нет"!

Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.

После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:

- Легко ли подбирать достойные отказы?

- Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?

Варианты отказа от ПАВ:

"Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня"

"Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось".

"Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями"

"Спасибо, нет. Это не в моем стиле"

"Спасибо, нет. Мне надо на тренировку"

"Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой".

Умей сказать "Нет"!

Упражнение № 4 "Марионетка"

"А сейчас я Вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие"

Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести "куклу" с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль "куклы", не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте "Куклы" побывал каждый участник.

Обсуждение:

- Что чувствовали участники игры, когда были в роли "куклы"?

- Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?

- Хотелось ли что-то сделать самому?

Ведущий рассказывает притчу.

Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".

Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит учащихся к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.

3. Обобщение полученных знаний.

Ведущий задает вопросы:

- Каким образом можно противостоять негативному давлению со стороны окружающих?

- Как сказать "нет", если предлагают наркотик?

Домашнее задание

Ведущий просит участников придумать вариант плаката, пропагандирующего здоровый образ жизни.









Заключение.

Как развивать ответственность у подростка.

Советы педагогам: пусть то, что вы говорите, будет сформулировано ПОЗИТИВНО.

Замечайте случаи, когда вы отрицательно сформулировали то, что можно было сформулировать положительно. Давая обещание, формулируйте его в позитивной форме, говоря о возможностях, нежели чем о последствиях, которые обычно воспринимаются как наказания. Отметьте разницу между тем, как воспринимаются на слух следующие две фразы: «Как только

окончишь свою работу, можешь идти» (возможность, положительное по форме высказывание) и «Если не сделаешь работу, никуда не пойдешь» (то же самое сообщение, сформулированное отрицательно).

Предлагайте ВЫБОР.

Выбор помогает расти. Выбор может быть ограничен, но чем скорее молодой человек начнет делать выбор, тем более ответственной личностью он станет. Если подросток не помогает по хозяйству или не выполняет свои обязанности, увеличьте число возможностей, чтобы у подростка было больше выбора. Выбор дает чувство обладания, которое является залогом изменения в поведении.

Во взаимоотношениях более важно не потерять, нежели выиграть. Когда у человека есть выбор, он ничего не теряет. У любого подростка есть желание обладать властью, иметь контроль.

Предлагайте разумный ВЫБОР.

Выбор бывает сознательным и бессознательным (привычным). У человека всегда есть возможность выбора - будь это ситуация, стимул или побуждение. Учите мышлению «сначала выбор - потом ответ». Не принимайте оправданий, характерных для позиции жертвы, которые препятствуют развитию ответственности, например: «Он меня заставил это сделать». «Я не смог

себя проконтролировать». «У меня не было другого выбор». Исследуйте возможности.

Поощряйте РАЗМЫШЛЕНИЯ.

Размышления способствуют росту и развитию ответственности. Задавайте оценочные вопросы - те, которые заставляют размышлять. Вот несколько примеров таких вопросов, которые приводят к изменениям в поведении:

(1) «Чего ты хочешь?»

(2) «Что ты сделаешь (какие конкретные шаги предпримешь), чтобы воплотить свой план?»

Избегайте вопросов, начинающихся со слова «Почему?»; они заставляют подростка оправдываться, становиться на позицию жертвы, избегать ответственности. Кроме того, молодые люди часто не знают или им трудно обосновать, почему они делают то, что делают.

Ограничивайте свое «говорение». Это требует постоянного внимания. Хотя ваши слова могут помочь, они воспринимаются как критика. «Говорение» посылает негативные сообщения - особенно подросткам - что они недостаточно хороши.

Обратите внимание: Когда вы говорите с подростком, кто из вас думает? Когда вы спрашиваете, кто из вас думает?

Стремитесь понять. Слушайте своего студента - без своих комментариев. Будьте любопытными - вместо того, чтобы быть осуждающими. Развитие привычки слушать с целью понимания может трансформировать взаимоотношения.

Избегайте слушать в предвкушении того, что ваш ребенок скажет то, что вы сами думаете. Это плохая привычка будет заставлять Вас его прерывать. Слушайте и учитесь. Вашему студенту хочется признания. Педагог, умеющий слушать, выражает свое признание. Кроме того, Ваше слушание может стать моделью для подростков, которые не умеют внимательно слушать.

Выражайте свои требования конкретно. Дайте своему студенту возможность помочь вам на уроке или вне . Когда дети учатся отдавать, они растут. «Мне нужна твоя помощь в этом деле».

Выражайте признательность, а не хвалите. Просто утверждайте свою признательность. Фраза: «Вижу, ты выполнил задание правильно» склоняет к размышлениям и воспитывает чувство компетентности, что приводит к росту. И наоборот, фраза «Я так горжусь Вами, когда Вы выполняете задание» способствует тому, что решения будут приниматься из тех соображений, чтобы вам угодить. Развитие ответственности, а не угодливости лучше для подростков.

Вознаграждения не мотивируют молодых людей на ответственность. Они просто меняют мотивацию- от мышления деятеля - к мышлению взяточника. Сообщите своему подростку, что вы ждете от него ответственного поведения. Общество не вознаграждает за ожидаемые стандарты поведения. Кроме того, система наград не проходит важнейшего испытания: «Что я получу, если никто не видит, что я это делаю?»

Вы можете, не наказывая, использовать свою власть и быть строгими, предлагая выбор. Помогите подростку осознать, что ваша цель - не наказать его, а воспитать его ответственным. Однако, если наказание необходимо - извлекайте это решение из подростка, а не налагайте его сами. Таким образом, подросток будет учиться отвечать за последствия своих действий.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Сысоева О.С., Домницкий А.А. Из опыта организации внеучебной работы в техническом вузе // Воспитательная работа в вузах: традиции и современность: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. О.Ф. Ковалева; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. - С. 177-179.

  2. Хазанович Г.Ш., Вяльцева И.Г., Сысоева О.С. Формирование системы воспитания в техническом вузе (опыт, проблемы, перспективы) // Воспитательная работа в вузах: традиции и современность: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. / Под ред. О.Ф. Ковалева; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. - С. 50-54.

3. Андреев И.С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания: Дис. ... канд.пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 170 с.

4. Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дис. ... канд. психол. Наук. -М., 2000. - 158 с.

5. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование, 2001. - №4.


© 2010-2022