- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Го Ю.В. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14 Рассмотрена Методическим объединением учителей начальных классов протокол от 30.08.2014г. № 1 Руководитель МО_________
| Утверждена приказом от 30.08.2014 г. № -ОД Директор МБОУ ООШ № 14 ___________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления
на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО
«Моя малая Родина»
2014 - 2015 учебный год
Го Ю.В., учитель начальных классов
г. Южно-Сахалинск
2014 год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
-
ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования науки России от 6 октября 2009 года №373.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
-
Приказ Министерства образования Сахалинской области «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области» от 03.09.2010 г. № 985
Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 14, утвержденное приказом от 02.09.2013 г. № 234-ОД.
В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Беседы
-
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
-
Классный час
-
Сообщения
-
Встречи с интересными людьми
-
Литературно - музыкальные композиции
-
Просмотр и обсуждение видеоматериала
-
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
-
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
-
Творческие конкурсы
-
Выставки декоративно-прикладного искусства
-
Коллективные творческие дела
-
Соревнования
-
Показательные выступления
-
Праздники
-
Викторины
-
Интеллектуально-познавательные игры
-
Трудовые дела
-
Тренинги
-
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
-
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
-
Заочные путешествия
-
Акции благотворительности, милосердия
-
Творческие проекты, презентации
-
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
-
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Направление программы: духовно-нравственное.
Возраст детей, на которых ориентирована программа: дети младшего школьного возраста 8-10 лет.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
-
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Технологии, методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
моделирующая деятельность;
-
поисковая деятельность;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
Формы и средства контроля
-
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
-
Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Тематическое планирование. 2 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Кол. час
всего
Аудитор.
Внеаудитор.
1-4
"Я и я"
4
2
2
5-9
"Я и семья"
5
2
3
10-13
"Я и культура"
4
2
2
14-19
"Я и школа"
6
3
3
20-28
"Я и мое Отечество"
9
4
5
29-34
"Я и планета"
6
3
3
34
16
18
Содержание программы
1."Я и я"(4ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я - ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
2."Я и семья"(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3."Я и культура"(4ч) - формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
4."Я и школа"(6ч) - формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
5."Я и мое Отечество"(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6."Я и планета"(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Литература:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим доступа: konf // ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников
[Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Календарно - тематическое планирование «Моя малая Родина».
Тема по программе.
Количество часов
Дата проведения
Корректировка
Тема и номер урока.
Аудит.
Внеаудит.
I группа
II группа
1. Урок Мира.
1
6.09
2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
1
13.09
3. Обязанности ученика в школе. Беседа.
1
20.09
4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.
1
27.09
5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.
1
4.10
6. Я - ученик. Беседа с творческим заданием.
1
11.10
7. Родной край в древности.
1
18.10
8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
1
25.10
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
1
1.11
10. Мой портфель. Игра - экспромт.
1
15.11
11. Моя любимая мамочка.
1
22.11
12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)
1
29.11
13. Мой любимый город. Беседа.
1
6.12
14. Наш город. Конкурс визиток.
1
13.12
15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.
1
20.12
16. Самый уютный класс. Конкурс.
1
27.12
17. Экология нашего города. Беседа.
1
17.01
18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
1
24.01
19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.
1
31.01
20. Мы и наши права. Урок - игра.
1
7.02
21. Игры на развитие мышления.
1
14.02
22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
1
21.02
23. Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс - соревнование.
1
28.02
24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.
1
7.03
25. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
1
14.03
26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
1
21.03
27. Здесь живет моя семья. Рисунки.
1
4.04
28. Уж тает снег, бегут ручьи.
1
11.04
29. День птиц. Выставка рисунков.
1
18.04
30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.
1
25.04
31. Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества.
1
2.05
32. Открытка ветерану. Акция.
1
16.05
33. Десант чистоты и порядка.
1
23.05
34. Знай и люби свой край. Викторина.
1
30.05
Всего
24
10