Статья Патриотическое воспитание младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ю.Н. Гусева, воспитатель группы продленного дня, МБОУ СШ №85 г. Ульяновска.

Ключевые слова:

потеря духовных ценностей, патриотизм, младший школьный возраст, развитие младшего школьника наблюдательности к событиям, система работы по патриотическому воспитанию, воспитание патриота.

Трансформации, которые произошли за последнее время в России, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и к значительной потере духовных ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступила утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Данные деформации в социуме негативно отражаются на подрастающем поколении, что выражается в его отчуждении от отечественной культуры, общественно-исторического опыта и исторических свершений российского народа. В связи с этим идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение.

Патриотизм (греч. patris - отечество ) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям [2, с. 365]. Чувство патриотизма, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, т. е. малой родине, зарождается и проходит становление еще в детские, школьные годы в семье и других воспитательно-образовательных средах. Ведущее место в процессе становления патриотического сознания учащихся занимает содержание образования [1, с. 236].

Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству [3].

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

Для маленького ребёнка в патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежит чувство Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинкта Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественно войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне» [5, c.71]

В педагогической деятельности я исхожу из понимания патриотического воспитания детей младшего школьного возраста как целенаправленного процесса педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, развития потребности в принадлежности к Малой Родине, ее народу, взращивания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения и деятельности на общую пользу.

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей - это главная особенность патриотического воспитания младших школьников.

Система моей работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента.

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:

Патриотическое воспитание направленное на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном ульяновском крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем.

В качестве форм патриотического воспитания нами используются:

- классные часы: «Государственные символы России», «Моя семья в военные годы» и др.;

- встречи с ветеранами войны и труда,

- беседы по темам: «Мир - наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Обычаи и традиции русского народа», «Чем дорога природа ульяновского края», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», которыми «Не место красит человека, а человек место»;

- викторины: «Знаешь ли ты свой город»,

- коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»,

- экскурсии

Экскурсия - специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А. Е. Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.» [4]

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).

- Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников

Каждый из представленных выше компонентов деятельности взрослого по патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие направления: «Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;

«Мой край ульяновский», целью которого является изучение истории ульяновского края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.

«Моя Родина - Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.

Описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников не является исчерпывающим содержание проделанной мной работы. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достигать положительных результатов.

Воспитание патриотов своей Родины - ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. С.365.

2. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. Г. Панова. В 2 т. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. - Т.2. С.236.

3. ФГОС основного общего образования URL: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 15.01.2013).

4. Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- с.609).

5.. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.



© 2010-2022