Классный час Поговорим об этикете

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум».



Классный руководитель группы 57 П Ачмиз Сульет Бачмизовна



Классный час «Поговорим об этикете».

Цели: 1) расширить кругозор студентов о роли этикета в разные исторические эпохи и у разных народов;

2) вызвать у студентов чувство необходимости быть милосердными добросердечными, толерантными к окружающим их людям.

«Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит».

(Китайская пословица)

«Вежливость - это сумма маленьких жертв, приносимых нами окружающим».

(Эмерсон, американский философ)

«Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

(Сервантес).

Ход классного часа:

Вступительное слово: Этикет - это совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях.

У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения. Но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Роль этикета в человеческом общении необычайно велика; в него входят такие понятия как вежливость, такт, мораль, порядочность, добро, совесть.

У разных народов разные обычаи, обусловленные местными условиями, характером народа и другими факторами. Традиционные этикетные правила часто символизируют принадлежность человека к окружающей среде, к определенной нации.

Первые печатные своды о правилах этикета появились в XV веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам. В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале XVIII в. В середине XVI в. был издан «Домострой» - своеобразный кодекс правил, которым должен был руководствоваться горожанин в своем поведении и отношении к светской власти, церкви, семье, слугам.

Первый ведущий: Илья Эренбург в своей книге «Люди, годы, жизнь» так описывает в разных странах: «Житель Вены говорит 'целую руку', не задумываясь над смыслом слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему 'Дорогой сэр, Вы - мошенник'. Без 'дорогого сэра' он не может начать свое письмо. Христиане, входя в церковь, костел, кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой». В Европе цвет траура - черный, а в Китае - белый. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восхищаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. У нас не принято в гостях оставлять на тарелке еду. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем. Если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы.

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зеркало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». при составлении этого сборника была проявлена известная забота о сохранении тех норм сложившегося русского национального этикета, которые диктовались бытовой целесообразностью и специфическими условиями России или являлись национальной гордостью русского народа.

Широкие народные массы по-прежнему были далеки от всех изменений, воспринимая лишь те крупицы нового, которые непосредственно касались их и медленно входили в менявшийся быт масс. Они продолжали руководствоваться своими неписанными, но очень крепкими устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах. Эти правила не сложны, но глубоки, мудры, как основные нравственные правила всех народов.

Уважение к «отцу-батюшке», к «родной матушке», к старшим по возрасту вообще, бережное любовное отношение к «красным девицам» и взаимное чувство уважения девиц к «добрым молодцам», гостеприимство, честность, трудолюбие, скромность, мужество, любовь к родине - вот какие чувства и качества не предписывались сверху, а вкладывались, входили в душу русского человека через песню, сказку, пословицу. Лучшие традиции русского национального этикета развивались в среде интеллигенции, которая усваивала передовые идеи мировой культуры, развивала их на национальной почве и создали величайшие произведения в области литературы, всех видов искусств, в области литературы, всех видов искусств, в области философии.

Второй ведущий: Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура», понятием очень многозначным и емким. Неотъемлемой частью культуры являются мораль и нравственность.

Нравственная культура предполагает доброжелательность в отношениях с окружающими, умение считаться с интересами и вкусами других людей. Суть нравственности в том, что принимая решения, затрагивающие чьи-либо интересы, нельзя не прислушиваться к голосу своей совести. Совесть, благодарность, долг, вина - элементарные нравственные понятия.

В настоящее время остро чувствуется дефицит сострадания и милосердия.

Милосердие - это сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, мягкосердечность. Добро - все то, что честно и полезно, это то, что дарит радость другому человеку; доброе дело оказывает также удивительное воздействие на того, кто его совершает.

Делать добро другим - не обязанность. Это - радость, ибо это улучшает здоровье и увеличивает счастье.

Китайская роза гласит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая дарит».

Великий американский писатель Теодор Драйзер высмеивал все религии, однако он восхищался одной великой заповедью Христа - заповедью служения другим. Он говорит: «Для того, чтобы человек мог получить хоть какую-нибудь радость на отведенном ему коротком отрезке пути, он должен думать и составлять планы, как улучшить положение не только для себя, но и для других, поскольку радость, испытываемая им самим, зависит от того, насколько другие радуются за него. Если мы собираемся делать добро для других, то надо спешить. Время уходит. По этому пути я пройду лишь один раз. Так пусть же я уже сейчас совершу достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отложу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду».

Третий ведущий: Вежливость, тактичность, скромность - это также основные понятия этики.

«Вежливость - это сумма маленьких жертв, приносимых нами окружающим людям», - писал американский философ Эмерсон. Широко известна фраза знаменитого испанского писателя Сервантеса «Ничто не стоит такт дешево и не ценится так дорого как вежливость».

Вежливость воспитанного человека всегда доброжелательна, так как она лишь одно из проявлений искренней, совершенно бескорыстной благожелательности по отношению к людям, с которыми приходится общаться на работе, дома, в общественных местах.

Вежливость напрямую связана с тактичностью, чуткостью. Их содержание - внимание и глубокое уважение к внутреннему миру людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать. что может доставить им радость, удовольствие, или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Тактичность и чуткость - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, умение не переходить границу, за которой возникают обиды, огорчения, сердечные боли. тактичный человек в общении с другими всегда учитывает разницу возраста. пола. общественного положения, присутствия посторонних лиц.

Тактичность, чуткость подразумевают способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наши высказывания, поступки и в нужных случаях самокритично, без ложного стыда извиниться за допущенную ошибку или оплошность.

Скромный человек никогда не стремиться показать лучше, способнее, умнее других, не подчеркивают свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует для себя никаких привилегий, особых услуг, удобств.

Лучшие традиции этикета основаны на здравом смысле, чувстве красоты, порядка, остаются в своем освященном веками виде, поэтому чувство меры, вежливость, тактичность, скромность, а главное - искренняя благожелательность по отношению ко всем людям - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях.



© 2010-2022