- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработки уроков ОРКСЭ Модуль Основы православной культуры
Разработки уроков ОРКСЭ Модуль Основы православной культуры
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Друзенко Л.Н. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок 7. Что говорит о человеке православная культура
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебной дискуссии.
^ Основные термины и понятия: Православная культура.Тело .Душа .Внутренний мир человека .
Средства наглядности: репродукции икон с изображением Христа - Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного».
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Проверка результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре. Объяснить, как поняли эти предложения. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура».
Урок 8. Христианское учение о спасении
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
Средства наглядности: фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины В. Катарбинского «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб» из монастыря св. Екатерины на горе Синай.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Проверка результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение. -
Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках (^ Родина, отечество, патриотизм, христианство, христианин, православие, религия, культура, Священное Писание, Священное Предание, Бог, вера). -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Работа с понятием спасение. Сопоставление толкования значения слова спасение в светском и православном словарях. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту. -
Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. -
Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
О чем вам хотелось бы рассказать дома?
На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о христианском понимании спасения, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.
^ Урок 9. Добро и зло в православной традиции
Формы и виды виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи., участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Добро. Зло. Традиция. Заповедь.
Средства наглядности: фотографии пасхальных яиц Фаберже, пасхального крестного хода, кувуклии Воскресения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, репродукция картины Кустодиева «Христосование».
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. -
Работа с понятие спасение. Сопоставление толкования значения слов добро и зло в светском и православном словарях. -
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами добро и зло. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о спасении в православной культуре. Объясните значение понятий добро и зло в этих предложения. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Беседа: изменилось ли твое понимание слов добро и зло в ходе урока? Как? -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:
Что вы расскажете членам семьи о сегодняшнем уроке?
На что обратите особое внимание?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Подготовьте рассказ «Добро и зло в православной традиции».
Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
Средства наглядности: Евангелие, Библия.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь определения слов этика, заповеди, блаженство. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Какие заповеди вам были известны?
О каких вы узнали на этом уроке?
Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»».
Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.
Средства наглядности: Репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»)
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания -
Словарный диктант по содержанию 9 - 10 уроков. -
Работа с понятиями этика и нравственность. Сопоставление толкования значения слов этика и нравственность в светском и православном словарях. -
Беседа: что общего в понятиях этика и нравственность, чем они отличаются? -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами этика и нравственность. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту. -
Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. -
Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы:
Как вы понимаете суть золотого правило нравственности?
В чем может проявиться любовь к ближнему? Приведи примеры.
-
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Подготовка к написанию мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки». -
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки». -
Задание на дом: отредактировать эссе вместе с членами семьи и друзьями.
^ Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.
Средства наглядности: Репродукции картин по теме урока (по усмотрению учителя).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Чтение мини-эссе (по желанию учащихся) -
Работа с понятие добродетели, страсти, труд. Сопоставление толкования значения слов в светском и православном словарях. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Вспомните пословицы и поговорки о труде.
Как народ относится к труду, людям труда?
В каких сказках и литературных произведениях описываются люди труда, отношение к труду?
-
Работа с иллюстративным материалом. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится об отношении труду. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Беседа: совпадает ли отношение к труду в народном творчестве и христианской этике? -
Подготовка учащихся к интервью с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы для интервью:
Что такое христианская этика, добродетели и страсти?
Какое отношение к труду в вашей семье?
Кто из членов семьи может служить образцом отношения к труду? Расскажите о них.
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: проведение интервью с членами семьи.
Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.
Средства наглядности: репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.
^ Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: на какие вопросы члены семьи затруднились ответить? Что нового вы узнали о своей семье? -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Разбор по составу слов милосердие и сострадание. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Как вы понимаете слова долг, ответственность, милосердие, сострадание?
В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?
О каких героях вы могли бы сказать, что они верны своему долгу, милосердны?
-
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании, ответственности. Ответьте на вопрос, почему вы выбрали эти предложения. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом (на выбор): 1) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать. 2) Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.
^ Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест.
Средства наглядности: иконы, репродукция картины К. Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление Злых Сердец», фотографии (например, «Великая княгиня Елизавета Федоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители»).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: какие книги посоветовали родители. -
Словарный диктант по материалам 11 - 13 уроков. -
Работа с понятиями Спаситель, любовь. Сопоставление толкования значения слов в светском и православном словарях. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о Спасителе и жертвенной любви. Объясните, как вы их поняли. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: вместе с членами семьи подбери иллюстративный материала к теме «Спаситель. Победа над смертью».
^ Урок 15. Спаситель. Победа над смертью
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий пост.
Средства наглядности: материал, подобранный учащимися, репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы: -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Работа с подобранным учащимися иллюстративным материалом. Ответ на вопрос: почему ты выбрал эту иллюстрацию? Кто помогал в подборе иллюстраций? -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над смертью. Как вы поняли их смысл? -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Беседа: как вы поняли суть выражения «победа над смертью»? -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом (на выбор):
1. Подготовиться к сочинению на одну из тем:
«Россия - наша Родина», «Моя малая Родина», «Мой любимый герой России», «Вклад членов моей семьи в благополучие и процветание России», «Как я понимаю православие», «Что мне запомнилось из священного Писания», «Как я понимаю, во что верят православные христиане», «Как я понимаю, что говорит о человеке православная культура», «Как я понимаю христианское учение о спасении», «Как я понимаю добро и зло в православной традиции», «Как я понимаю христианскую этику», «Как я понимаю заповеди блаженства», «Как я понимаю золотое правило нравственности в православной культуре», «Как я понимаю любовь к ближнему в православной культуре», «как я понимаю добродетели и страсти в православной культуре», «Как я понимаю долг и ответственность» «Как я понимаю милосердие и сострадание», «Как я понимаю жертвенную любовь»;
2. Подготовиться к выполнению одного из заданий:
Составь план экскурсии по православному храму
Вместе с родителями подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему, которые не рассматривались на уроках. Расскажи одноклассникам, как они связаны с Евангелием.
Спроси у друзей, что их интересует в культуре Православия. Запиши их вопросы. Подумай, кто может ответить на вопросы твоих друзей. Результаты своего опроса расскажи одноклассникам.
Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?
Выбери для творческой работы несколько важных для тебя заповедей из Священного Писания Ветхого Завета. Оформи красочно текст этих заповедей, напиши свой краткий комментарий, подбери к ним или создай самостоятельно иллюстрации.
Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о православной культуре.
^ Урок 16. Творческие работы учащихся
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему под руководством учителя. Организация и содержание деятельности определяются:
-
выбранными учащимися темами, -
выбранными организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.), -
форматом итогового мероприятия.
Задание на дом: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
Урок 17. Презентация творческих работ.
Урок 18. Православие в России
^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге .
^ Основные термины и понятия: Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.
Средства наглядности: Фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин (например, И. Крамской «Христос в пустыне»).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классе. Характеристика пособия. -
Беседа. Актуализация знаний, полученных на уроках в 4 классе, уроках литературного чтения, истории, при самостоятельном чтении и др. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Что вам известно о православии?
Какие православные ценности вы знаете?
Во что верят православные христиане?
Что говорит о боге православная культура?
Что говорит о человеке православная культура?
Как вы понимаете христианское учение о спасении?
Как трактуется добро и зло в православной традиции?
Каковы основные божьи заповеди?
В чем проявляется любовь к ближнему?
Как вы понимаете добродетели и страсти?
Как в христианской этике трактуется отношение к труду?
Что такое милосердие, сострадание, долг и ответственность?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа с текстом статьи пособия. Задание: составить план, выписать слова и понятия, которые неизвестны. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:
Что ты расскажешь об особенностях православия в России?
Как ты объяснишь смысл выражения «Святая Русь»?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: ответить на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся; рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России (по желанию учащихся).
^ Урок 19. Православный храм
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.
Средства наглядности: Фотографии храмов. Храм в разрезе. Священник с кадилом и др. Репродукции картин (например, П. Корин «Спас ярое око»).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Как вы понимаете слово храм?
Какие храмы вы знаете? Какие есть на территории вашего города (села)? В каких бывали?
Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве храма?
Каковы архитектурные особенности православного храма?
-
Работа с иллюстративным материалом. -
Запись словарных статей храм, церковь. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Обсуждение прочитанного по вопросам из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать предложения со словом храм. Объяснить. Придумать свои. -
Фрагмент заочной экскурсии в храм. -
Беседа: в каких художественных произведениях ты встречал описание храма? -
Подготовка к посещению храма: одежда, поведение. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:
Как ты объяснишь понятие храм?
Какие особенности внутреннего убранства и архитектуры храма ты отметишь?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.
^ Внеурочная деятельность. Посещение храма.
Урок 20. Православный храм и другие святыни
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.
Средства наглядности: иллюстративный материал, выставка работ детей. Репродукции картин (например, В.М.Васнецов «Радость праведных о Господе», «Преддверие Рая», И. Репин «Монахиня», Нестеров «Труды преп.Сергия»), роспись барабана главного купола Владимирского Собора в Киеве. Портрет патриарха Кирилла в белом куколе.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Презентация иллюстративного материала -
Обсуждение экскурсии. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Почему в православии храм называют «Храм Божий»?
Какие еще православные святыни тебе известны?
Какие монастыри ты знаешь, в каких бывал?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ фрагмента текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту. -
Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов. -
Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание. -
Подготовка к экскурсии в храм, правила поведения. Освоение лексики, связанной с архитектурой православного храма. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о посещении православного храма.
Внеурочная деятельность. Экскурсия в православный храм
Урок 21. Православные таинства. Символический язык православной культуры
^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Православные таинства. Крещение. Миропомазание. исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия).
Средства наглядности: Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение экскурсии -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Какие православные таинства вам известны?
Что вам известно о крещении, наречении и т.д.?
-
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь названия и толкование основных православных таинств. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:
О каких таинствах ты узнал впервые?
О чем бы ты хотел подумать, рассказать своим близким?
-
Задание на дом (на выбор): 1) расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах; 2) выучи наизусть стихотворение О.Э. Мандельштама (см. пособие для учащихся) и подготовь его выразительное чтение; 3) с помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме «Иконы и фрески».
^ Урок 22. Христианское искусство. Иконы и фрески
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники божьи .Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.
Средства наглядности: репродукции картин (например, М. Нестеров «Христос» из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве; Н. Ломтев «Нагорная проповедь», Г. Гагарин «Исцеление расслабленного» и др.). Фотографии образцов христианского искусства (например, «Троица» Андрея Рублёва из иконостаса Троицкого собора).
^ Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Ответ на вопрос: Чем пополнились твои знания о православных таинствах после беседы с членами семьи? -
Словарный диктант по материалам урока 18-21. -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Какие иконы вам запомнились при посещении храма?
Какие иконы вы знаете?
Какие иконы есть в вашей семье?
Что такое фреска?
Видели ли вы фрески и где?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Работа с иллюстративным материалом. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Запись в тетради понятий чудотворная икона, икона святые угодники божии. -
Подготовка к посещению церковной службы и знакомства с церковным пением и образцами прикладного искусства. -
Задание на дом: рассмотри вместе с членами семьи иллюстративный материал из пособия. Объясни значение слов икона и фреска. Спроси их о том, что такое православное прикладное искусство или найди определение этого понятия в словаре. Индивидуальное задание: с помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме «Православное прикладное искусство».
^ Внеурочная деятельность: посещение церкви или музея, в котором представлены образцы православного прикладного искусства (с учетом возможностей).
Урок 23. Христианское искусство. Церковное пение и прикладное искусство
^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Церковный хор. Регент. Прикладное искусство.
Средства наглядности: образцы прикладного искусства, фотографии (например, пасхальное яйцо Фаберже, Пасхальный Крестный ход и др.)
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение посещения церкви или музея. -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Что такое прикладное искусства?
Какие образцы прикладного искусства вы видели в храме или музее?
Какие чувства вы испытывали, слушая церковное пение?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Слово учителя об особенностях церковного пения. -
Прослушивание записей церковного пения. -
Знакомство с образцами православного прикладного искусства по материалам пособия для учащихся. -
Работа с текстом пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом (индивидуальные): изготовить совместно с членами семьи поделку - образец православного прикладного искусства.
^ Урок 24. Православный календарь, его символическое значение
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег.
Средства наглядности: православные календари. Отрывные православные календари (1 на 2-3 человека).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Презентация поделок (по желанию учащихся). -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Какие календари вам известны?
Какую информацию можно получить из календаря?
Чем православный календарь отличается от светского?
Какая информация должна содержаться в православном календаре?
-
Самостоятельная работа в группах. Задание: запишите названия 3-4 статей из православного календаря, расскажите, о чем они.
1 группа: январь, февраль, март
2 группа: апрель, май, июнь
3 группа: июль, август, сентябрь
4 группа: октябрь, ноябрь, декабрь
-
Презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:
Что вы расскажете о православном календаре?
О чем спросите членов семьи и друзей?
-
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: напиши мини-эссе на тему «Как я понимаю выражение «Книга природы»».
^ Уроки 25 Православный календарь. Почитание святых
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.
Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные православные календари.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Каких святых русской православной церкви вы знаете?
О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?
-
Самостоятельная работа в группах. Задание: найдите в календаре святых, которых почитает православные церковь.
1 группа: январь, февраль, март, апрель
2 группа: май, июнь, июль, август,
3 группа: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
-
Чтение и обсуждение статей из календаря. -
Результаты работы 1 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких святых хотели бы рассказать? -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом (по желанию учащихся): спроси у членов своей семьи, каких святых они знают, и расскажи о тех, о которых узнал на уроке.
^ Уроки 26. Православный календарь. Почитание святых
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва.
Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные правосланые календари.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Каких святых русской православной церкви вы знаете?
О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?
-
Чтение и обсуждение статей из календаря. -
Результаты работы 2 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких святых хотели бы рассказать? -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом (по желанию учащихся): спроси у членов своей семьи, каких святых они знают, и расскажи о тех, о которых узнал на уроке.
^ Уроки 27. Православный календарь. Почитание святых
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Самоотверженность. Духовная радость.
Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные православные календари
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Каких святых русской православной церкви вы знаете?
О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?
-
Чтение и обсуждение статей из календаря. -
Результаты работы 3 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: узнай и подготовь рассказ о православном святом, в честь которого назван ты или твои родственники.
^ Урок 28. Православный календарь. Праздники
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Рождество христово. Крещение Господне. Сретенье Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День Святой Троицы. Праздник защитника Отечества. Справедливая война.
^ Средства наглядности: репродукции картин (например, Кустодиев «Христосование», Г. Лебедев «Крещение киевлян в 988 году», Васнецов «Крещение князя Владимира»). Иконы, православные календари.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Какие православные праздники вам известны?
Что вы знаете об истории этих праздников?
Какие праздники отмечают в вашей семье?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Работа в группах. Задание: выписать из православного календаря названия праздников, дат по старому и новому стилю.
1 группа: январь, февраль, март
2 группа: апрель, май, июнь
3 группа: июль, август, сентябрь
4 группа: октябрь, ноябрь, декабрь
-
Презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каком празднике хочется рассказать? -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: Подготовить рассказ о о традициях празднования православных праздников в своей семье. Индивидуальные задания: подготовить по материалам урока и другим источникам информации рассказ об одном православном празднике.
^ Урок 29. Православная семья и ее ценности
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
Средства наглядности: Фотографии «Домостроя», различные издания «Домостроя». Репродукции картин русских художников (например, Лебедев «Боярская свадьба», Кулиев И.С. «Обряд благословение невесты» и др.).
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания -
Беседа с учащимися. Примерный план беседы:
Как вы понимаете выражение семейные ценности?
Какие семейные ценности вы считаете главными? Почему?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Чтение и обсуждение фрагментов из « Домостроя», например, из глав «Поучение отца сыну», «Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём», «О неправедном житье», «О праведном житии» и др. (по усмотрению учителя). -
Беседа: о каких ценностях семьи вы узнали? -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких семейных ценностях вы расскажете членам своей семьи? -
Задание на дом (на выбор): 1) Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. 2) Подготовь рассуждение на одну из тем «Семья - это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто», «Сироту пристроить что храм построить».
^ Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
^ Основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ
^ Средства наглядности: символика России, карта России.
Ход урока:
-
Организация деятельности учащихся. -
Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:
Как вы понимаете любовь и уважение к отечеству?
Как вы понимаете патриотизм?
Почему Россия многонациональное государство?
Какие народы и народности, населяющие Россию, вы можете назвать?
Могли бы вы показать место их проживания на карте?
Почему Россия многоконфессиональное государство?
Какие основные конфессии в России вы знаете?
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? -
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся. -
Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). -
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. -
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ. -
Обсуждение результатов самостоятельной работы. -
Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий. -
Задание на дом: обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).
Урок 31. Подготовка творческих проектов
Виды деятельности: самостоятельная деятельность учащихся
Ход урока:
-
Обсуждение темы, организация творческих групп, планирование деятельности. -
Индивидуальная работа групп.
Примерные темы творческих работ:
-
Темы сочинений
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к миру»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Герои России»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка - защитник Родины»
«Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»
-
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
Уроки 32 - 34. Презентация творческих проектов