Разработки уроков ОРКСЭ Модуль Основы православной культуры

Темы уроков:Что говорит о человеке православная культура.Христианское учение о спасении.Добро и зло  в христианской культуре.Христианская этика Заповеди блаженства.Золотое правило нравственности, любовь к ближнему.Добродетели и страсти, отношение к труду.Долг и ответственность, милосердие и сострадание.Спаситель, жертвенная любовь.Спаситель, победа над смертью.Православие в России.Православный храм.Православный храм и другие святыни.Православные таинства, символический язык православной культуры...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 7. Что говорит о человеке православная культура

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебной дискуссии.

^ Основные термины и понятия: Православная культура.Тело .Душа .Внутренний мир человека .

Средства наглядности: репродукции икон с изображением Христа - Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного».

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Проверка результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  5. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  6. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать 2-3 предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре. Объяснить, как поняли эти предложения.


  8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  9. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:


Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Что говорит о человеке православная культура».



Урок 8. Христианское учение о спасении

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.

Средства наглядности: фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины В. Катарбинского «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб» из монастыря св. Екатерины на горе Синай.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Проверка результатов выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.


  3. Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках (^ Родина, отечество, патриотизм, христианство, христианин, православие, религия, культура, Священное Писание, Священное Предание, Бог, вера).


  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  5. Работа с понятием спасение. Сопоставление толкования значения слова спасение в светском и православном словарях.


  6. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  7. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  8. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  9. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.


  10. Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов.


  11. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание.


  12. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:


Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чем вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о христианском понимании спасения, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.



^ Урок 9. Добро и зло в православной традиции

Формы и виды виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи., участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

Средства наглядности: фотографии пасхальных яиц Фаберже, пасхального крестного хода, кувуклии Воскресения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, репродукция картины Кустодиева «Христосование».

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


  3. Работа с понятие спасение. Сопоставление толкования значения слов добро и зло в светском и православном словарях.


  4. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами добро и зло.


  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  6. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  8. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  9. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  10. Самостоятельная работа учащихся. Выписать 2-3 предложения, в которых говорится о спасении в православной культуре. Объясните значение понятий добро и зло в этих предложения.


  11. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  12. Беседа: изменилось ли твое понимание слов добро и зло в ходе урока? Как?


  13. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:


Что вы расскажете членам семьи о сегодняшнем уроке?

На что обратите особое внимание?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: Подготовьте рассказ «Добро и зло в православной традиции».



Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Средства наглядности: Евангелие, Библия.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  5. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  6. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  7. Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь определения слов этика, заповеди, блаженство.


  8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  9. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Какие заповеди вам были известны?

О каких вы узнали на этом уроке?

Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе»».



Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

Средства наглядности: Репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»)

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания


  3. Словарный диктант по содержанию 9 - 10 уроков.


  4. Работа с понятиями этика и нравственность. Сопоставление толкования значения слов этика и нравственность в светском и православном словарях.


  5. Беседа: что общего в понятиях этика и нравственность, чем они отличаются?


  6. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  7. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами этика и нравственность.


  8. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  9. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  10. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  11. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.


  12. Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов.


  13. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание.


  14. Беседа. Примерные вопросы для беседы:


Как вы понимаете суть золотого правило нравственности?

В чем может проявиться любовь к ближнему? Приведи примеры.


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  2. Подготовка к написанию мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».


  3. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: написать мини-эссе на тему «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки».


  4. Задание на дом: отредактировать эссе вместе с членами семьи и друзьями.



^ Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.

Средства наглядности: Репродукции картин по теме урока (по усмотрению учителя).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Чтение мини-эссе (по желанию учащихся)


  3. Работа с понятие добродетели, страсти, труд. Сопоставление толкования значения слов в светском и православном словарях.


  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  5. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Вспомните пословицы и поговорки о труде.

Как народ относится к труду, людям труда?

В каких сказках и литературных произведениях описываются люди труда, отношение к труду?


  1. Работа с иллюстративным материалом.


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  5. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится об отношении труду.


  6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  7. Беседа: совпадает ли отношение к труду в народном творчестве и христианской этике?


  8. Подготовка учащихся к интервью с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы для интервью:


Что такое христианская этика, добродетели и страсти?

Какое отношение к труду в вашей семье?

Кто из членов семьи может служить образцом отношения к труду? Расскажите о них.


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: проведение интервью с членами семьи.



Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Средства наглядности: репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.

^ Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: на какие вопросы члены семьи затруднились ответить? Что нового вы узнали о своей семье?


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Разбор по составу слов милосердие и сострадание.


  5. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Как вы понимаете слова долг, ответственность, милосердие, сострадание?

В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания?

О каких героях вы могли бы сказать, что они верны своему долгу, милосердны?


  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании, ответственности. Ответьте на вопрос, почему вы выбрали эти предложения.


  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  6. Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.


  7. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  8. Задание на дом (на выбор): 1) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендуют вам прочитать. 2) Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и сострадания.



^ Урок 14. Спаситель. Жертвенная любовь

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест.

Средства наглядности: иконы, репродукция картины К. Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление Злых Сердец», фотографии (например, «Великая княгиня Елизавета Федоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители»).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: какие книги посоветовали родители.


  3. Словарный диктант по материалам 11 - 13 уроков.


  4. Работа с понятиями Спаситель, любовь. Сопоставление толкования значения слов в светском и православном словарях.


  5. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  6. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  7. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  8. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  9. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о Спасителе и жертвенной любви. Объясните, как вы их поняли.


  10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  11. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  12. Задание на дом: вместе с членами семьи подбери иллюстративный материала к теме «Спаситель. Победа над смертью».



^ Урок 15. Спаситель. Победа над смертью

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий пост.

Средства наглядности: материал, подобранный учащимися, репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  3. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


  4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  5. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  6. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  7. Работа с подобранным учащимися иллюстративным материалом. Ответ на вопрос: почему ты выбрал эту иллюстрацию? Кто помогал в подборе иллюстраций?


  8. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите тетрадь предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над смертью. Как вы поняли их смысл?


  9. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  10. Беседа: как вы поняли суть выражения «победа над смертью»?


  11. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  12. Задание на дом (на выбор):


1. Подготовиться к сочинению на одну из тем:

«Россия - наша Родина», «Моя малая Родина», «Мой любимый герой России», «Вклад членов моей семьи в благополучие и процветание России», «Как я понимаю православие», «Что мне запомнилось из священного Писания», «Как я понимаю, во что верят православные христиане», «Как я понимаю, что говорит о человеке православная культура», «Как я понимаю христианское учение о спасении», «Как я понимаю добро и зло в православной традиции», «Как я понимаю христианскую этику», «Как я понимаю заповеди блаженства», «Как я понимаю золотое правило нравственности в православной культуре», «Как я понимаю любовь к ближнему в православной культуре», «как я понимаю добродетели и страсти в православной культуре», «Как я понимаю долг и ответственность» «Как я понимаю милосердие и сострадание», «Как я понимаю жертвенную любовь»;

2. Подготовиться к выполнению одного из заданий:

Составь план экскурсии по православному храму

Вместе с родителями подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему, которые не рассматривались на уроках. Расскажи одноклассникам, как они связаны с Евангелием.

Спроси у друзей, что их интересует в культуре Православия. Запиши их вопросы. Подумай, кто может ответить на вопросы твоих друзей. Результаты своего опроса расскажи одноклассникам.

Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. Чем они схожи и чем отличаются?

Выбери для творческой работы несколько важных для тебя заповедей из Священного Писания Ветхого Завета. Оформи красочно текст этих заповедей, напиши свой краткий комментарий, подбери к ним или создай самостоятельно иллюстрации.

Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о православной культуре.


^ Урок 16. Творческие работы учащихся

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему под руководством учителя. Организация и содержание деятельности определяются:


  • выбранными учащимися темами,


  • выбранными организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.),


  • форматом итогового мероприятия.


Задание на дом: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.


Урок 17. Презентация творческих работ.


Урок 18. Православие в России

^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге .

^ Основные термины и понятия: Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Средства наглядности: Фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин (например, И. Крамской «Христос в пустыне»).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 5 классе. Характеристика пособия.


  3. Беседа. Актуализация знаний, полученных на уроках в 4 классе, уроках литературного чтения, истории, при самостоятельном чтении и др. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Что вам известно о православии?

Какие православные ценности вы знаете?

Во что верят православные христиане?

Что говорит о боге православная культура?

Что говорит о человеке православная культура?

Как вы понимаете христианское учение о спасении?

Как трактуется добро и зло в православной традиции?

Каковы основные божьи заповеди?

В чем проявляется любовь к ближнему?

Как вы понимаете добродетели и страсти?

Как в христианской этике трактуется отношение к труду?

Что такое милосердие, сострадание, долг и ответственность?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Самостоятельная работа с текстом статьи пособия. Задание: составить план, выписать слова и понятия, которые неизвестны.


  4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:


Что ты расскажешь об особенностях православия в России?

Как ты объяснишь смысл выражения «Святая Русь»?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: ответить на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся; рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России (по желанию учащихся).



^ Урок 19. Православный храм

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

Средства наглядности: Фотографии храмов. Храм в разрезе. Священник с кадилом и др. Репродукции картин (например, П. Корин «Спас ярое око»).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Как вы понимаете слово храм?

Какие храмы вы знаете? Какие есть на территории вашего города (села)? В каких бывали?

Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве храма?

Каковы архитектурные особенности православного храма?


  1. Работа с иллюстративным материалом.


  2. Запись словарных статей храм, церковь.


  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  5. Обсуждение прочитанного по вопросам из пособия для учащихся.


  6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать предложения со словом храм. Объяснить. Придумать свои.


  7. Фрагмент заочной экскурсии в храм.


  8. Беседа: в каких художественных произведениях ты встречал описание храма?


  9. Подготовка к посещению храма: одежда, поведение.


  10. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся:


Как ты объяснишь понятие храм?

Какие особенности внутреннего убранства и архитектуры храма ты отметишь?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.



^ Внеурочная деятельность. Посещение храма.


Урок 20. Православный храм и другие святыни

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.

Средства наглядности: иллюстративный материал, выставка работ детей. Репродукции картин (например, В.М.Васнецов «Радость праведных о Господе», «Преддверие Рая», И. Репин «Монахиня», Нестеров «Труды преп.Сергия»), роспись барабана главного купола Владимирского Собора в Киеве. Портрет патриарха Кирилла в белом куколе.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Презентация иллюстративного материала


  3. Обсуждение экскурсии.


  4. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Почему в православии храм называют «Храм Божий»?

Какие еще православные святыни тебе известны?

Какие монастыри ты знаешь, в каких бывал?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Выборочный пересказ фрагмента текста (по заданию учителя).


  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  5. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту.


  6. Работа в группах. Обмен вопросами и подготовка ответов.


  7. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами. Взаимооценивание.


  8. Подготовка к экскурсии в храм, правила поведения. Освоение лексики, связанной с архитектурой православного храма.


  9. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  10. Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о посещении православного храма.



Внеурочная деятельность. Экскурсия в православный храм


Урок 21. Православные таинства. Символический язык православной культуры

^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Православные таинства. Крещение. Миропомазание. исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия).

Средства наглядности: Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение экскурсии


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Какие православные таинства вам известны?

Что вам известно о крещении, наречении и т.д.?


  1. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  2. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  3. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  4. Самостоятельная работа учащихся. Выписать в тетрадь названия и толкование основных православных таинств.


  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:


О каких таинствах ты узнал впервые?

О чем бы ты хотел подумать, рассказать своим близким?


  1. Задание на дом (на выбор): 1) расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах; 2) выучи наизусть стихотворение О.Э. Мандельштама (см. пособие для учащихся) и подготовь его выразительное чтение; 3) с помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме «Иконы и фрески».



^ Урок 22. Христианское искусство. Иконы и фрески

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники божьи .Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.

Средства наглядности: репродукции картин (например, М. Нестеров «Христос» из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве; Н. Ломтев «Нагорная проповедь», Г. Гагарин «Исцеление расслабленного» и др.). Фотографии образцов христианского искусства (например, «Троица» Андрея Рублёва из иконостаса Троицкого собора).

^ Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Ответ на вопрос: Чем пополнились твои знания о православных таинствах после беседы с членами семьи?


  3. Словарный диктант по материалам урока 18-21.


  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Какие иконы вам запомнились при посещении храма?

Какие иконы вы знаете?

Какие иконы есть в вашей семье?

Что такое фреска?

Видели ли вы фрески и где?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Работа с иллюстративным материалом.


  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  6. Запись в тетради понятий чудотворная икона, икона святые угодники божии.


  7. Подготовка к посещению церковной службы и знакомства с церковным пением и образцами прикладного искусства.


  8. Задание на дом: рассмотри вместе с членами семьи иллюстративный материал из пособия. Объясни значение слов икона и фреска. Спроси их о том, что такое православное прикладное искусство или найди определение этого понятия в словаре. Индивидуальное задание: с помощью членов семьи подбери иллюстративный материал по теме «Православное прикладное искусство».



^ Внеурочная деятельность: посещение церкви или музея, в котором представлены образцы православного прикладного искусства (с учетом возможностей).


Урок 23. Христианское искусство. Церковное пение и прикладное искусство

^ Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Церковный хор. Регент. Прикладное искусство.

Средства наглядности: образцы прикладного искусства, фотографии (например, пасхальное яйцо Фаберже, Пасхальный Крестный ход и др.)

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение посещения церкви или музея.


  3. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Что такое прикладное искусства?

Какие образцы прикладного искусства вы видели в храме или музее?

Какие чувства вы испытывали, слушая церковное пение?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Слово учителя об особенностях церковного пения.


  3. Прослушивание записей церковного пения.


  4. Знакомство с образцами православного прикладного искусства по материалам пособия для учащихся.


  5. Работа с текстом пособия для учащихся.


  6. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  8. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  9. Задание на дом (индивидуальные): изготовить совместно с членами семьи поделку - образец православного прикладного искусства.



^ Урок 24. Православный календарь, его символическое значение

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Средства наглядности: православные календари. Отрывные православные календари (1 на 2-3 человека).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Презентация поделок (по желанию учащихся).


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Какие календари вам известны?

Какую информацию можно получить из календаря?

Чем православный календарь отличается от светского?

Какая информация должна содержаться в православном календаре?


  1. Самостоятельная работа в группах. Задание: запишите названия 3-4 статей из православного календаря, расскажите, о чем они.


1 группа: январь, февраль, март

2 группа: апрель, май, июнь

3 группа: июль, август, сентябрь

4 группа: октябрь, ноябрь, декабрь


  1. Презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы.


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся:


Что вы расскажете о православном календаре?

О чем спросите членов семьи и друзей?


  1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  2. Задание на дом: напиши мини-эссе на тему «Как я понимаю выражение «Книга природы»».



^ Уроки 25 Православный календарь. Почитание святых

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.

Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные православные календари.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Каких святых русской православной церкви вы знаете?

О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?


  1. Самостоятельная работа в группах. Задание: найдите в календаре святых, которых почитает православные церковь.


1 группа: январь, февраль, март, апрель

2 группа: май, июнь, июль, август,

3 группа: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь


  1. Чтение и обсуждение статей из календаря.


  2. Результаты работы 1 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь


  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких святых хотели бы рассказать?


  7. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  8. Задание на дом (по желанию учащихся): спроси у членов своей семьи, каких святых они знают, и расскажи о тех, о которых узнал на уроке.



^ Уроки 26. Православный календарь. Почитание святых

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва.

Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные правосланые календари.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Каких святых русской православной церкви вы знаете?

О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?


  1. Чтение и обсуждение статей из календаря.


  2. Результаты работы 2 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь


  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких святых хотели бы рассказать?


  7. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  8. Задание на дом (по желанию учащихся): спроси у членов своей семьи, каких святых они знают, и расскажи о тех, о которых узнал на уроке.



^ Уроки 27. Православный календарь. Почитание святых

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Святые Угодники. Самоотверженность. Духовная радость.

Средства наглядности: репродукции икон с изображением святых, отрывные православные календари

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания


  3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  5. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Каких святых русской православной церкви вы знаете?

О каких святых вы узнали на предыдущем уроке?


  1. Чтение и обсуждение статей из календаря.


  2. Результаты работы 3 группы Записи имен святых и рассказ о том, за что их почитает православная церковь.


  3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  4. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  5. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  6. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  7. Задание на дом: узнай и подготовь рассказ о православном святом, в честь которого назван ты или твои родственники.



^ Урок 28. Православный календарь. Праздники

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Рождество христово. Крещение Господне. Сретенье Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День Святой Троицы. Праздник защитника Отечества. Справедливая война.

^ Средства наглядности: репродукции картин (например, Кустодиев «Христосование», Г. Лебедев «Крещение киевлян в 988 году», Васнецов «Крещение князя Владимира»). Иконы, православные календари.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


  3. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Какие православные праздники вам известны?

Что вы знаете об истории этих праздников?

Какие праздники отмечают в вашей семье?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Работа в группах. Задание: выписать из православного календаря названия праздников, дат по старому и новому стилю.


1 группа: январь, февраль, март

2 группа: апрель, май, июнь

3 группа: июль, август, сентябрь

4 группа: октябрь, ноябрь, декабрь


  1. Презентация и обсуждение результатов самостоятельной работы.


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  5. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каком празднике хочется рассказать?


  6. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  7. Задание на дом: Подготовить рассказ о о традициях празднования православных праздников в своей семье. Индивидуальные задания: подготовить по материалам урока и другим источникам информации рассказ об одном православном празднике.



^ Урок 29. Православная семья и ее ценности

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

Средства наглядности: Фотографии «Домостроя», различные издания «Домостроя». Репродукции картин русских художников (например, Лебедев «Боярская свадьба», Кулиев И.С. «Обряд благословение невесты» и др.).

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания


  3. Беседа с учащимися. Примерный план беседы:


Как вы понимаете выражение семейные ценности?

Какие семейные ценности вы считаете главными? Почему?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Чтение и обсуждение фрагментов из « Домостроя», например, из глав «Поучение отца сыну», «Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём», «О неправедном житье», «О праведном житии» и др. (по усмотрению учителя).


  4. Беседа: о каких ценностях семьи вы узнали?


  5. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: о каких семейных ценностях вы расскажете членам своей семьи?


  7. Задание на дом (на выбор): 1) Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни. 2) Подготовь рассуждение на одну из тем «Семья - это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто», «Сироту пристроить что храм построить».



^ Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

^ Основные термины и понятия: Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ

^ Средства наглядности: символика России, карта России.

Ход урока:


  1. Организация деятельности учащихся.


  2. Беседа. Примерные вопросы для беседы с учащимися:


Как вы понимаете любовь и уважение к отечеству?

Как вы понимаете патриотизм?

Почему Россия многонациональное государство?

Какие народы и народности, населяющие Россию, вы можете назвать?

Могли бы вы показать место их проживания на карте?

Почему Россия многоконфессиональное государство?

Какие основные конфессии в России вы знаете?


  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


  2. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.


  3. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.


  5. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, патриотизм, народ.


  6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  7. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.


  8. Задание на дом: обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).



Урок 31. Подготовка творческих проектов

Виды деятельности: самостоятельная деятельность учащихся

Ход урока:


  1. Обсуждение темы, организация творческих групп, планирование деятельности.


  2. Индивидуальная работа групп.



Примерные темы творческих работ:


  1. Темы сочинений


«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к миру»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Герои России»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка - защитник Родины»

«Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»


  1. Темы исследовательских работ:


Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)

Уроки 32 - 34. Презентация творческих проектов

© 2010-2022