Урок русского языка Роль глагола в предложение

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект

урока по русскому языку в 3 классе

«Неопределенная форма глагола»

Цели:

Ознакомление с особенностями глаголов в неопределенной форме;

Развитие умения правильно ставить к глаголу вопрос что делать? что сделать?

Воспитание стремления преодолевать трудности. Желание познавать новое, умение работать в паре, в группе.

I Оргмомент

II Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие в страну Речь. В гости к одному из её жителей, но сначала чисто и аккуратно выполним упражнение по чистописанию. Давайте вспомним как пишется буква Дд

Дд Дд

Добыча ловца не ждёт.

III. А живут в этой стране разные части речи. А вот к какой из них мы пойдём в гости, нам поможет стихотворение.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

О какой части речи говорится здесь? Докажите Вот мы попали с вами в город Глагола Глаголыча. Рассмотрите его.

А вот и дом где живет Глагол. Но что-то странное у него на доме? Посмотрите, белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест черной краской. Чтобы это значило?

Это значит, что хозяин этого жилища не хочет знать который час, вообще не имеет общего со временем. Поэтому, чтобы войти в дом надо выполнить задание. (сл. 5)

Жыл-был Глагол он очень нелюбил линивых сам трудился целый день там што-то выкавыкапаит дастроет пришёт. (сл. 6)

Дети работают в парах. Взаимопроверка.

Вот мы и в квартире. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги? Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется «неопределённой формы» глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные называют её инфинитивом.(сл.7)

- Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.

- Запишите тему урока:

Неопределённая форма глагола

- Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Образуйте.бед - , б.седа -, св.бода-, п.беда-.(сл.8)

Прочитайте слова, которые записаны у вас на карточках.

Учить. выучить, крикнуть, кричать, бежать, везти, засверкать, расцвести.

- Какая это часть речи.

- Что это за глаголы?

- Девочки списывают глаголы несовершенного вида, мальчики совершенного.

- Чем они отличаются?

- При помощи какой части слова можно из глаголов совершенного вида получить глаголы совершенного вида. (сл.9)

Докажите это на примере тех слов, которые запишите.

IY. Наблюдение над глаголами в начальной форме.

- Ребята, как вы думаете, почему на стенах квартиры разбросаны карточки на которых написано -ти, -ть? (сл.10)

- Правильно! Это окончания глаголов начальной формы. Инфинитив дарит эти окончания всем глаголам начальной формы.

- Выделите окончания в словах которые написали.

- В конце некоторых глаголов начальной формы стоит -чь. Хором прочитайте слова, которые отражаются в зеркале квартиры.

-чь - это не окончание, а часть корня, которая появляется в результате чередования гласных. Окончание в этих словах нулевое. Допишите свои слова глаголами в неопределённой форме, которые оканчиваются на -чь.

- Ещё раз перечитайте глаголы неопределенной формы и подумайте, почему же на домике глагола часы, которые перечёркнуты крест-накрест

- Почему у Инфинитива вместо лица маска? О чём это говорит?

Инфинитив хочет поделиться с вами секретом, тайной, которую всё время носит с собой.

У меня не только нет лица, но и нет числа.(сл. 12)

Я совсем не умею считать не только что до 10 или до 5, но даже до 1.

Я не могу отличить где 1, 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания.

- Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? Y Физкультминутка.

Я прочитаю вам стихотворение «Сладка мечта». Если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.(сл. 14)

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать.

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть,

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться,

И на месте умереть.

YI Работа с учебником с.88, упр.565

YII Словообразовательная работа.

Образуйте глаголы с приставками и запишите. Тащить, хранить, делать, строить, копать, варить, летать, катать, сверкать.

YIII Работа с карточками.

На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо собрать глаголы неопределенной формы.

Приставки: по-, вс-, при-, за-, под-, на-.

Корни: -порх-, -чёрн-, -смотр-, -бел-, -сып-, -морг-.

Суффиксы: -е-, -ну-, - ива-, -ну-, -а-.

Окончания: -ть, -ть, -ть, -ть, -ть, -ть. (сл.16)

IX Закрепление изученного материала

Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением, которое сам сочинил. В этом стихотворении много загадок. Постарайтесь быть очень внимательными, чтобы их разгадать. (сл.17)

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец.

Инфинитив - звучит приятно,

Я вам назвался, наконец.

- Так как же называются глаголы с которыми мы сегодня познакомились?

-Слушайте дальше. (сл.18)

Ко мне летят лишь два вопроса.

В них смысл всей жизни для меня.

- Какие это два вопроса?

Вид у меня бывает разный. - Какой разный ?

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его, по-видимому, нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени!

Так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять. Кто внимательно слушал, сможет за три минуты ответить на три вопроса:

Почему начальная форма глагола, которую разные ученые называют инфинитивом, не хотела знать, который час?

Почему Инфинитив носит маску?

Почему у него есть еще одно название - неопределенная форма? X. Итог урока

Чему учились сегодня на уроке?

Мне сегодня было очень интересно совершать путешествие вместе с вами

© 2010-2022