Классный час Природа наш дом

Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна. Но, чтобы жизнь на ней сохранялась всегда, мы должны ее охранять, а чтобы охранять – надо любить, а чтобы любить – надо знать. Чтобы многое знать о природе – надо учиться.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Земля - наш дом, мы - хозяева в нем!

- Закройте глаза, опустите головы, вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается.

- Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна. Но, чтобы жизнь на ней сохранялась всегда, мы должны ее охранять, а чтобы охранять - надо любить, а чтобы любить - надо знать. Чтобы многое знать о природе - надо учиться.

Задача нашего урока: определить, что надо знать, чтобы понять и сохранять Землю.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь -

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- Человек много берет от природы. А чем он платит ей?

- Послушайте рассказ И. Скильского: «Трудно представить себе землю без леса. Без деревьев. Но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы, надписи на них, разные рисунки. Те «любители» природы, которые делают это, даже, наверное, не представляют, какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как…»

- Что же может произойти? Обсудите в группах. Дайте предполагаемый ответ.

- «Ведь стоит сделать в коре дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть».

- А теперь приступим к практическому заданию. В конвертах у вас иллюстрации. Рассмотрите их внимательно, сформулируйте правила поведения в природе, запишите их в нижней части листа.

1) Не шуми в природе!

- Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку на природе?

- Когда дети в лесу шумят или слушают громкую музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей! Надо учиться слушать голоса природы.

2) В лесу ты не один!

- Какой вред природе нанесли туристы, разведя костер?

- Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Знаете ли вы, что под костром выгорает и верхний плодородный слой почвы! Для

День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что никакой дождик не страшен: вода скатывается с такой крыши.

Но если кто разворошит муравейник - беда: вода проникает внутрь. Какое жилье с худой крышей?! Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.

Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамидку и поправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.

- Сейчас мы представим себя частью природы. №1.

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделайте глубокий вздох и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы - дерево, и ваши корни врастают глубоко в землю. Представьте, что у вас вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые поглощают солнечный свет. Сквозь ваши ветви дует легенький ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда… Если хотите, представьте, что начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает… Почувствуйте свои корни, ствол и ветви, почувствуйте, какие вы крепкие и гибкие. Пусть дует ветер - ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются.

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием, окружающим вас… вы снова становитесь самими собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза… Вернитесь на место и нарисуйте свое дерево. Нарисуйте его корни, ствол, ветви.

Вот вам следующее задание: решите экологическую проблему и ответьте на телеграммы.

  1. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Она так долго уговаривала маму купить щенка или котенка. И вот теперь у нее появился новый друг - щенок по кличке «Верный». Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла, а потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

  1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил по головкам цветов.

- Что ты делаешь? - спросила старушка.

- Пчел гоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика к себе, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

-А я и не знал об этом.

Вопрос: Что рассказала старушка Олегу?

3. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать ее и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята много спорили, но так и не решили, кто прав.

Вопрос: Кто же из ребят был прав?

Ответ: Никто, сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану, пересаживать тоже нельзя, осенью надо собрать семена и посадить их в не слишком затемненное место.

4. Телеграмма.

«Мы - первая зелень и за это нас ломают. Ломают все кому не дорог лес. Мы даже боимся первыми распуститься в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

Вопрос: Какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь вы можете оказать?

- К каждой ситуации придумайте и нарисуйте значок «Как правильно вести себя в природе». Работайте в группе все вместе.

- Объясните свои рисунки.

- А сейчас попробуйте собрать из слов пословицы и объяснить из значение:

  1. Лес без птицы и птица без леса не живут.

  2. Нет милей чудес, чем наш русский лес.

- А вы закончите скороговорку в рифму и тему:

  1. Ять-ять-ять - природу….(нужно охранять)

  2. ЛЯ-ля-ля - мы спасем … (тебя Земля)

-Подведем итог нашей беседы. Что же надо знать, чтобы понять и сохранять Землю?

  1. Принцип единства - мы - часть природы

  2. Принцип единства - мы ценный вид в природе, однако не более важный, чем другие

  3. Принцип уважения в природе - каждое живое существо имеет право на жизнь

  4. Принцип сотрудничества - сотрудничество с природой, а не ее завоевание

  5. Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной гибели природы

  6. «Чти свои корни!» - Земля без нас может существовать. А мы без нее - нет!

  7. «Непосредственный опыт - лучший учитель» - не только теория познания, но и труд

  8. «Люби свой край!» - изучай и люби природу своего края, живи в согласии с ней


© 2010-2022