Разработка классного часа + Презентация Они пошли путём Сусанина

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Разработка классного часа - исследования

для учащихся 5 класса

«Они пошли путём Сусанина»


(Конкурсная работа на «Фестиваль Победы»

в номинации «По страницам

Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»)













Автор:

Светлакова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ пгт Верхошижемье









Цели:

познавательные:

-осветить страницы русской истории, посвящённые героическому противостоянию нашего народа захватчикам;

-напомнить легендарное имя и подвиг патриота и защитника русской земли Ивана Сусанина;

воспитательные:

-прививать чувство гордости за подвиги наших предков, направленные на защиту свободы родной земли,

-показать преемственность поколений в вопросах защиты Отечества;

развивающие:

- развитие навыков монологической речи учащихся;

- развитие навыков публичного выступления;

- развитие умения работать с источником информации - книгой;

- развитие исследовательских навыков учащихся.

Формы работы:

- групповая,

- индивидуальная.

Предварительная работа:

- Выборочное чтение учащимися глав книги Н.В.Борисова «Они повторили подвиг Сусанина» (раздел «Иван Сусанин - патриот земли русской», раздел «В годы Великой Отечественной войны»), выбор «своего» героя для представления, адаптация материала для пересказа (под руководством учителя).

- Беседа - напоминание об особенностях публичного выступления.

Ход классного часа

  1. Мотивационный момент.

  2. Представление группового исследования о подвиге И. Сусанина (в сопровождении презентационного материала).

  3. Представление индивидуальных и групповых докладов - исследований учащихся о героических поступках наших соотечественников, которые в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов повторили подвиг И.Сусанина (в сопровождении презентационного материала)

  4. Рефлексия


1. Мотивационный момент.

Слово учителя: Нет сегодня на русской земле человека, который не знал бы имени прославленного героя Ивана Осиповича Сусанина. На века он обессмертил своё имя великим подвигом, потребовавшим от него собственной жизни, отданной им во славу родной земли без раздумий и промедления. Но одинок ли этот герой в своём подвиге? Есть ли те, кто повторил его героический поступок?

- Как вы считаете, ребята?

Сегодня мы узнаем об этом в ходе нашего разговора и проверим ваши догадки.


2. Представление группового исследования о подвиге И. Сусанина (в сопровождении презентационного материала с 1 по 10 слайд)

Учитель: О легендарном подвиге нашего знаменитого соотечественника Ивана Сусанина нам напомнит исследовательская группа, в которую вошли…

1 ученик: Начиналось всё в ту пору, когда в начале XVII века на русскую землю пожаловали непрошеные гости - польские и шведские феодалы, хотевшие подчинить себе Московское государство. Враги не жалели русичей: грабили, убивали, устанавливали жестокие порядки на завоёванных землях, сжигали целые сёла и города.

2 ученик: Русский народ восстал против врага: создавались партизанские отряды, народное ополчение. Все русские люди услышали призыв Кузьмы Минина: «Лучше смерть, чем иноземное иго!» Врагов встречали везде с вилами, топорами, кольями. Гибли сами, но во множестве губили и иноземных захватчиков.

3 ученик: 26 октября 1612 года русские ополченцы освободили Москву, интервенты были изгнаны из России. Героев, отличившихся в борьбе за свободу родины, было много, но не все их имена сохранила история. Тем более интересны нам те, чьи имена дошли до наших дней и стали символами бесстрашия и смелости русских людей.

В начале марта 1613 года совершил свой подвиг крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин.

1 ученик: Изгнанные из Москвы иностранные захватчики разрозненными отрядами рассеялись по стране. Они продолжали грабить, разорять целые уезды.

В то время избранный Земским собором на престол молодой русский царь Михаил Романов находился в своей вотчине, в селе Домнино Костромского уезда.

Интервенты старались разыскать царя, чтобы убить его. Однажды отряд численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрёл на деревню Деревеньки, что была в 3 километрах от Домнина.

2 ученик: Непрошеные гости ворвались в избу Ивана Сусанина, жившего в доме со своей немногочисленной семьёй. Вражеские конники потребовали, чтобы Сусанин повёл их в Домнино, предлагали за то большие деньги, грозили смертью, если откажет им.

3 ученик: Старик для виду медлил, сам же послал зятя предупредить царя об опасности. Царь укрылся в Ипатьевском монастыре, Сусанин, рассчитав время, к радости врагов, дал согласие быть их проводником.

Когда рассвело, Иван Осипович повёл неприятельский отряд по глухой лесной дороге. Чем дальше продвигался отряд, тем чаще ему стали встречаться ямы, наполненные водой, полянки, заманчивые на вид, на самом деле бывшие страшной трясиной. Только такой опытный охотник как Сусанин знал, как можно пройти через смертельную топь.

1 ученик: Сначала начали тонуть в трясине лошади, затем Сусанин решил, что настал момент, когда можно сбежать от врагов, заведённых в такие места, откуда им невозможно было выбраться самостоятельно. Он вырвал верёвку из рук шляхтича, которой был привязан, и прыгнул в кусты. В него начали стрелять, но промахнулись. Тогда за ним бросились собаки, а уж затем нагнали и враги.

2 ученик: Выбившиеся из сил из-за трудного и долгого пути, они угрожали ему, они обещали ему хорошо заплатить, отдать всё награбленное ими золото, они умоляли его вывести их на безопасный путь, но Сусанин сказал им: «Из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете!» Шляхтичи в остервенении набросились на старика и изрубили его

3 ученик: Долго искали родные и соседи Ивана Осиповича в лесу, а когда нашли, увидели его изрубленное тело и замерзших врагов.


  1. Представление индивидуальных и групповых докладов - исследований учащихся о героических поступках наших соотечественников, которые в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов повторили подвиг И.Сусанина (в сопровождении презентационного материала)

Слово учителя:

Много раз на русскую землю посягали те, кто хотел её себе подчинить, кто хотел стать на ней хозяином. Но каждый раз захватчики терпели поражение, так как в противостоянии им находились люди, которые готовы были биться за родную землю до конца, не «жалея живота своего», которые шли на верную смерть ради свободы Родины и соотечественников.

Многочисленные подвиги были совершены нашими защитниками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Беспримерны мужество и храбрость русских героев, которые не позволили врагам глумиться над русской землёй и нашими святынями.

Были среди героев и те, кто повторил знаменитый в русском мире подвиг Ивана Сусанина. Мы узнаем сегодня только несколько случаев, но они исчисляются сотнями ((презентационный материал - слайд 11). Свои доклады - исследования нам представят…

4 ученик: (презентационный материал - с 12 по 15 слайды)

Моя история посвящена подвигу Кузьмина Матвея Кузьмича.

Матвей Кузьмич жил возле города Великие Луки, в деревне Куракино. На втором месяце войны к городу остервенело рвались немецкие захватчики. Матвей Кузьмич видел, как каждый день по улицам деревни проходили беженцы, но вот наступил момент, когда немцы вошли и в родную для Кузьмина деревню. Оккупанты стали отбирать у людей скот, хлеб, выгонять семьи с детьми на улицу. В школе разместилась немецкая комендатура. Выгнали из дома и Матвея Кузьмича. На вопрос, где ему теперь жить, ответили: «В свинарнике!» Матвею Кузьмичу «новая власть» предлагала должность старосты, но старик отказался, сославшись на плохое здоровье.

Наступила зима 1942 года. Советские войска всё ближе подходили к Великим Лукам. Фашисты, отступая под их натиском на запад, зверствовали и превращали всё вокруг себя в пустыню.

В ночь на 14 февраля 1942 года Матвей Кузьмич решил помочь своей дочери Екатерине и её семье уйти в более безопасное место. В темноте он случайно натолкнулся на большой немецкий отряд. Гитлеровцы задержали семью. Они сказали, что оставят им жизнь, если Матвей Кузьмич отведёт их в тыл советских войск. Старик понимал, что в тот момент надо было действовать хитростью. Пока офицер отдавал солдатам приказания, Матвей Кузьмич внуку дал задание - пробраться к своим и предупредить их, что утром на их позиции он выведет отряд немцев.

И вот начался путь. Матвей Кузьмич водил немцев по склонам и впадинам, взгорьям и оврагам, чтобы вымотать их и затянуть время. Когда совсем рассвело, старик остановился у поросшего кустарником оврага, здесь их должны были встречать. А в овраге уже сидели притаившиеся советские воины. Они видели, как к оврагу подходил отряд немцев, впереди которого шёл старик в распахнутом полушубке.

На немцев обрушился шквальный огонь, гитлеровцы поняли, что проводник умышленно привёл их к этому оврагу. Затрещали вражеские автоматы - и Матвей Кузьмич упал, широко раскинув руки, словно желая обнять родную землю в последний раз.

5 ученик: (презентационный материал -16 слайд)

Я хочу рассказать об ещё одном героическом поступке, совершённом в годы войны нашим сверстником - Мишей Куприным.

В 1942 году возле села Званки Брянской области базировался партизанский отряд «Слава». В нем вместе со своим дедом Григорием Ивановичем находился его внук Миша. Мальчик был разведчиком в отряде, он ходил по деревням, собирая сведения о расположении и передвижении немецко-фашистских частей. Миша выдавал себя за обыкновенного крестьянского паренька, который то корову ищет, то ягоды собирает.

17 июля 1942 года он отправился на очередное задание. С лукошком он шел к деревне Матрёновка, где остановился гитлеровский карательный отряд.

Неожиданно раздался резкий окрик немца, и мальчика схватили. Его долго допрашивали, где располагаются партизаны, но мальчик делал вид, что не понимает, о чём идёт речь. Гитлеровцы повели Мишу в село Бацкино, где согнали на площадь всех жителей и стали спрашивать, кто знает этого партизана. Люди молчали, но нашёлся предатель, который рассказал немцам, что это внук старого партизана Григория Ивановича Куприна.

Мальчику начали угрожать расстрелом, на ночь заперли в сырой погреб. Утром, когда его вновь вызвали на допрос, мальчик, сделав вид, что испугался смерти, согласился отвести немцев в расположение отряда. Эта идея осенила Мишу ночью - завести врагов в болото, на верную погибель. То, что он и сам погибнет, мальчика не пугало.

Он помнил, что говорили взрослые про гибельные болота, расположившиеся вокруг деревень: «Если попадёт в болото не знающий местности человек, не выйдет он обратно!»

Жители села видели, как пошёл маленький герой с вражеским отрядом. Путь лежал не в сторону партизанской стоянки, а в лес, который рос по берегам огромных болот Старь и Ивоть, куда редко заходили люди.

Когда фашисты начали вязнуть в непроходимых болотах, они набросились на Мишу и убили его. Юный герой погиб, но и немцы не нашли выхода: их отряд сгинул в страшных топях.

6 и 7 ученики: (презентационный материал -17- 18 слайды)

Настенька - так ласково называли все девушку, о которой мы хотим рассказать. Свой бессмертный подвиг она совершила 8 октября 1941 года.

С самого начала войны Настя Дроздова стала связной Великолукского партизанского отряда особого назначения. Девушка обеспечивала партизанам связь с городским подпольем, добывала сведения о передвижении фашистских гарнизонов, появлении предателей и провокаторов.

Насте было трудно: надо было вызнать новости, но при этом не вызвать подозрений немцев. Иногда сутками надо было сидеть девушке у железной дороги, подсчитывая эшелоны врага, шедшие к Ленинграду.

В родной деревне Настя собирала для партизан хлеб, тёплые вещи. 8 октября 1941 года всё шло налаженным путём. Вдруг в дом Насти вбежал человек из соседней деревни с известием , что в деревню Губаны вошёл карательный немецкий отряд, который, не задерживаясь в Губанах, двинулся к Хоружеву, месту, где базировались партизаны. Отец велел Насте и соседскому пареньку Ване предупредить партизан о предстоящей опасности. Девушка и подросток исполнили поручение, а когда возвращались назад, Ваня побежал в деревню Кошевцы, чтобы предупредить сестру, а Настю, возвращавшуюся одну, поймали немцы. Немцев вёл проводник из хутора Дубовицы. Настя, глядя ему прямо в глаза, спросила: «Дядя Ваня, куда ты ведёшь их?» Тот под осуждающим взглядом девушки попятился назад, а немцы приняли это за бегство. В него выстрелили - он погиб.

Тогда немцы приказали Насте вести их в намеченный пункт. Девушка отказывалась, ссылаясь на то, что не знает дороги. По приказу немецкого офицера её поставили к дереву и начали стрелять выше головы. Понимая безвыходность положения, Настя согласилась стать проводником, но в голове её созрел план: вести врагов не в Быково, а в непроходимые болота.

Она сказала немцам, что готова вести их, но путь очень долог и сложен. Немцы кивнули в знак одобрения. Настя знала, что от Великих Лук до Холма, а от Холма до самого Ильмень - озера тянется Костровской лес. Это дебри непроходимые, и девушка понимала, что ей и самой не будет из них выхода. Вскоре отряд вышел на край большого болота. Ни одной тропки, ни одной дороги через него не было. Называлось место Завловский мох.

Начало темнеть, и каратели поняли, что девушка их обманула и увела в сторону от партизанской базы. Потеряно время, упущены партизаны, сорвано выполнение операции. Немцы жестоко избили Настю, они поспешили выбраться из лесной чащи.

Уже в сумерках они направились в деревню Хоружево, где жили родители девушки. Их арестовали, а с ними и соседей, и подружку Насти Евдокию. На глазах всей деревни арестованную мать девушки, соседей и её подругу расстреляли, а маленьких детей соседей сожгли в доме.

У избитой Насти и её отца вновь стали требовать показать путь к партизанам. Тогда Настя плюнула в лицо немецкого офицера со словами: « Ты думал, что я покажу тебе путь к партизанам? Они сами тебя найдут! Вот тебе моё последнее слово!»

Ничего не добившись, фашисты расстреляли Настю и её отца на опушке леса.


4. Рефлексия

Слово учителя: Итак, путём героя Сусанина пошли сотни русских патриотов. Я думаю, что никого сегодня не оставили равнодушными их истории, их трагически оборвавшиеся жизни, ставшие примером доблести и мужества.

Примеры героических поступков ребята нашли в книге Н.В.Борисова «Они повторили подвиг Сусанина» (раздел «В годы Великой Отечественной войны»). Вы можете прочитать в ней и о других не менее смелых людях - наших доблестных защитниках.

Завершим наш классный час маленьким обобщением, которое поставит точку в рассмотренной нами теме. Вам, ребята, следует продолжить фразу, начало которой вы прочитаете на листочках. (Ребята разбирают листочки с началами фраз:

Сегодня на классном часе я узнал …

Сегодня я почувствовал …

Меня не оставили равнодушными …

Мне захотелось рассказать о том, что я узнал …

У меня возник вопрос …

Меня удивило, что…

Я уверен, что …)

Ресурсы


Н.В.Борисов «Они повторили подвиг Сусанина». Москва, «Просвещение», 1987 г.


© 2010-2022