Классный час: Мы разные, но мы вместе

 Взаимоотношения в коллективе должны подчиняться правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Классный час должен способствовать формированию толерантного мышления, активной жизненной позиции,  раскрытие причин отсутствия взаимопонимания, уважительного отношения к представителям другой национальности. В ходе мероприятия ребята научатся культуре ведения дискуссии, увидят себя со стороны.  Результат мероприятия: - создание условий для фо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЛОБОДЧИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Конкурс «Современный классный руководитель»


КЛАССНЫЙ ЧАС:

Мы разные, но мы вместе.

(материал разработан для обучающихся 8 -9 классов)

Номинация - « Проблемный ребёнок в классе »




Подготовила и провела:

классный руководитель 7 класса

учитель биологии, химии

Сивоха Наталья Геннадьевна















Пояснительная записка.

Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе дидактическое мастерство с мастерством педагогического такта, академического знания предмета - со способностью «ставить» диагноз развития личности и коллектива на уровне учительской диагностики. Для этого учителю надо хорошо овладеть психологической теорией личности и коллектива и - самое главное - практическими психологическими приёмами воздействия на личность и коллектив. Такой неоправданно узкий подход к педагогической работе чреват тяжёлыми психологическими потерями не только в отдалённом будущем, но и в повседневных буднях школьной жизни: возникают острые конфликтные ситуации, падает интерес к учёбе у школьников, стрессы становятся неизбежным явлением в школе и т. д. Здесь важным представляется вопрос о том, на каком материале лучше всего отрабатывать психологическую технику (навыки и умения).

Конечно, можно использовать материал из газет, художественной литературы и т.д., но наиболее полезным будет материал профессионального характера - такая информация из школьной жизни, которая была бы типичной для школы.

Таким требованиям удовлетворяет педагогический факт как единица анализа педагогической деятельности. Значительную информацию о школе даёт такой вид педагогического факта, как конкретная педагогическая ситуация. Мы должны воспитывать педагогический такт, умение выйти из конфликта с учеником на гуманной основе, не унижая достоинства ученика и своего собственного, и чтобы не допускать подобных ситуаций в своей работе. Работа классного руководителя с конфликтами и ситуациями - настоящая исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. Как и психологическое исследование, анализ педагогических ситуаций и конфликтов должен опираться на фундаментальные понятия о личности и ученическом коллективе.

Педагогическая ситуация (конфликт) - кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом) класса на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону). Несмотря на кратковременность, педагогическая ситуация глубоко затрагивает две формы активности человека: взаимодействие, т.е. видимое поведение, и взаимоотношения - скрытые от глаз психологические реальности. Как известно, отношения наиболее устойчивы и определяют взаимодействие. Можно сказать, что взаимодействие - это только видимая незначительная часть айсберга общения классного руководителя и ученика, а взаимоотношения - его главная подводная часть. Однако взаимодействие влияет также на отношения, но для этого требуется многократное повторение взаимодействий или особо значимая, «переломная» для личности или коллектива ситуация их проявления.

Надо отметить, что, как правило, в острых ситуациях или конфликтах больше всего «работает» особый вид взаимодействия и взаимоотношений - организационные, деловые или, как их называл А.С. Макаренко, отношения не равенства, не равностояния, а зависимости и подчинения, т.е. отношения ответственной зависимости. Это самый трудный для школьников вид отношений, где труднее добиться согласия, сотрудничества. Не случайно А.С. Макаренко считал необходимым воспитание у школьников двух способностей: «способности приказывать и способности подчиняться». Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов участников взаимодействия, что часто приводит к конфликтам. А.С. Макаренко выделяет три фазы протекания педагогической ситуации.

Первая фаза - конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.

Вторая фаза - ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.

Третья фаза - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях - улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

Действительно, иногда слишком дорого платит учитель (да и ученик) за неблагополучный исход конфликтной ситуации. Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают во всех коллективах и школах. Они отражают глубинные психологические процессы в школьной среде: особенно в слое взаимоотношений учителей и учащихся, педагогического и ученического коллективов. Очень важно для учителя или классного руководителя, по мнению психологов, выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой.

Каждая конфликтная ситуация - острый сигнал о неблагополучии в развитии ребёнка или целого коллектива. И здесь нужна профессиональная «педагогическая зоркость», чтобы за одним фактом увидеть сложные процессы актуализации личности и вовремя вмешаться в их развитие, чтобы исключить нежелательные направления их становления. Классному руководителю нужно быть готовым к тому, что для обработки «небольшого» педагогического факта придётся провести большую исследовательскую работу, составить план изучения обучающего или даже коллектива класса в целом.

Педагогически разумнее начать глубокое обследование при первых симптомах неблагополучия, чем начинать это после серьёзных отступлений в развитии личности ребёнка или класса. Таким образом, генеральная линия психологического изучения личности и коллектива нацелена на применение сложных и трудоёмких процедур по поводу «небольших» повседневных острых проявлений, чем наоборот.

Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки классного руководителя. Но главное в психологическом умении учителя - не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на поведение ученика. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведёт, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против учителя. Развитие школы немыслимо без создания в ней обстановки нравственного императива - той системы ограничений, которую нельзя нарушать, прежде всего учителю. Оздоровление нравственной атмосферы в школе - профессиональный долг учителя, необходимая предпосылка для реализации приоритета воспитательных целей. Я считаю, что учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.

Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ученика видеть только отрицательные мотивы».

Я думаю, что здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии с обучающимися и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».

Часто случается, что ослабление воспитательного влияния на школьника происходит в силу недостаточной компетенции учителя как предметника.

Правило 3. «Обучающиеся склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия».

Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ - традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому я думаю наименее эффективный, хотя внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным для решения вопроса: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т.д.

Более эффективный способ - второй. Это относительно молодой метод косвенного, опосредованного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить обучающего в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности. В умении применять опосредованный способ воздействия и состоит профессионально - психологическая подготовка классного руководителя.

Правило 4. «Обучающегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приёмов оценки его личности».

Важное средство формирования личности обучающего - педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая оценка любого человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении и верном направлении. Такая оценка, по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., изменяет человека к лучшему.

Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).

Я считаю, что любая совместная деятельность с классом - наиболее эффективная форма организации.

Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают

напряжение в общении с классом».

Отсюда можно сделать вывод. Разрешая любые конфликтные ситуации, классный руководитель лучше узнаёт обучающихся. Конфликт обнажает те психологические качества ребёнка, которые в своём развитии имеют заметные отличия от нормального состояния. Вот здесь я думаю и требуется от классного руководителя «педагогическая зоркость», чтобы определить психологические «пружины» конфликта, провести их изучение. Классный руководитель не только должен поставить «диагноз», но и назначить «лечение».

В прошлом учебном году в нашем классе произошёл конфликт, мы не оставили его без внимания. В класс пришла девочка К. другой национальности и иного вероисповедания. Двое ребят из класса стали отпускать в её адрес колкости, всячески стараясь её унизить. К. на это никак не реагировала, что подстёгивало их ещё больше. После этого конфликта мы впервые с ребятами заговорили о толерантности. Совместно разработали комплекс мероприятий по данной проблеме. Прошёл год и это помогло! Ведь таким качеством обладает далеко не каждый человек, это качество необходимо развивать. Думаю, что терпимость по отношению к другим, есть не что иное, как «алмаз» души человека.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Международный день, посвящённый терпимости - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости , Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Предлагается 4 способа понимания толерантности:

1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)-религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.

2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).

3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог - позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.

Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

1. отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее, добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений;

2. умение принудить себя, не принуждая других, страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

3.толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

4.принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Семь основных принципов толерантности:

1.Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

2.Уважение различий.

3.Понимание индивидуальной неповторимости.

4.Взаимодополняемость, как основная черта различий.

5.Взаимозависимость, как основа совместных действий.

6.Культура мира.

7.Сохранение памяти.

Тот, кто сталкивался с этой проблемой, знает, что 2001-2010 годы - Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Тема толерантности во все времена злободневна, вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, её толерантное мышление. Предлагаемый классный час не является эпизоотическим, а входит в блок «Толерантный класс». По данной проблематике мною разрабатывается проект «Алмаз души».

Классный час:

«Мы разные, но мы вместе»

Цель: способствовать формированию толерантного мышления, активной жизненной позиции, раскрытие причин отсутствия взаимопонимания, уважительного отношения к представителям другой национальности.

Задачи:

- познакомить обучающихся с культурой ведения дискуссии;

- развить стремление к самовоспитанию;

- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;

- помочь осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как

положительный факт;

- сформулировать принципы толерантности.

Предварительная подготовка:

Начать работу над «Книгой моего Я» (индивидуальная тетрадь), заполнить страницы: «Моё имя», «Кто Я?», «Какой (ая) Я?»

Оборудование:

а) цитаты на классную доску;

«В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить» (Сократ);

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо» (К.Г. Паустовский)

«Никто не станет мудрым, не будучи терпимым». Античный афоризм.

«Умение переносить несовершенство других есть признак высшего достоинства»

Г. Винклер.

« Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости!» Г. Лихтенберг.

б) листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, листы бумаги в форме листьев дерева, жетоны по количеству участников.

в) диски с записями разной музыки.

Гости классного часа: ребята из других классов, социальный педагог школы (психолог).

Ход мероприятия.

Ученик читает стихотворение.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил,

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй; и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

(Е. Евтушенко)

Учитель: Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна, его основная мысль. Поэт говорит о ценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое доброта, взаимопонимание, терпение, какую роль эти человеческие качества играют во взаимоотношениях между людьми. Наш классный час представлен в виде трёх блоков.

Если каждый попробует задать себе вопросы «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймёт, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование. Наш классный час состоит из 4 блоков.

1блок. Уникальный мир личности: "Кто Я? Какой Я?"

1-й ученик:

О, тоска! Через тысячу лет

Мы не сможем измерить души!

Мы услышим полёг всех планет,

громовые раскаты в тиши.

А пока - в неизвестном живём

И не ведаем сил мы своих

И, как дети, играя с огнём,

Обжигаем себя и других.

(А. Блок.)

Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы "Кто Я? Какой Я?". Это вопрос бытия, составляющий основу поисков самого себя, своего истинного "Я". Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на этот вопрос отвечает и трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше "Я"?

2-й ученик: С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:

Между живущих людей безымянным никто

не бывает

Вовсе, в минуту рождения каждый

и низкий, и знатный

ИМЯ своё от родителей в сладостный дар

получает.

1-й ученик: Статья 7 Конвенции ООН о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребёнка на имя с момента своего рождения.

Учитель: Имя - это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.

Ваши "Книги моего Я" тоже начинаются с описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты характера поступки.

Проводится самопрезентация. Обучающиеся представляют себя: подходят к коллажу, называют своё имя и дают себе краткую характеристику. Затем по итогам самопрезентации проводится беседа, если ребята проявят инициативу.

Вопросы для беседы:

  • что вы узнали о себе нового, занимаясь самопрезентацией?

  • какое из утверждений вам ближе и почему: "Имя "делает" человека" или "Человек наполняет определённым смыслом своё имя"?

  • можно ли считать, что имя - это уникальное качество человека?

  • что ты чувствуешь, знакомясь с человеком, у которого такое же имя, как у тебя?

Упражнение "Сходства и различия ".

На доске записывается слово "ЛЮДИ" и доски делится на две

половины, одна из которых подписывается "СХОДСТВА", другая -"РАЗЛИЧИЯ". Ученики называют эти признаки, учитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

  2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

  3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?

  4. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

  5. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

  6. Как общаются между собой люди разных покалений: старшего и молодого?

О6учающиеся приходят к следующему выводу. О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения "чужих" в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем..."

Учитель: Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.).

  • каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?

  • хорошо или плохо, что мы все разные?

  • как жить в мире, где столько разных людей?

Обучающиеся приходят к выводу, что различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Учитель: Сейчас, когда вы рассказывали об уникальности каждого человека, я выделяла названные вами качества. Вы заметили, какие разные качества вы называли? Природа неспроста одарила нас таким многообразием самых противоречивых и в то же время прекрасных качеств. Именно это делает нас уникальными и такими ценными для окружающих.

Звучит тихая мелодия.

Но мир каждой личности очень хрупкий. Это мир нашей души, такой нежной и прекрасной, такой ранимой и чувствительной. Как вы думаете, на что похожа ваша душа? Какие ассоциации у вас рождаются, когда звучит это слово?

Обучающиеся рассказывают об ассоциациях, которые у них возникают в связи со словом "душа".

2 блок. "Что делает МЕНЯ частью НАС?"

учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?

Упражнение "Учимся ценить индивидуальность"

Обучающиеся рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

Учитель: Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных

принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3-4 мин. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Обучающиеся ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга. Они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблемы, учатся друг у друга. Если бы люди ценили собственную индивидуальность, им было бы легче принимать отличия других.

Учитель: На рубеже 18-19 веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентийский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно К НИМ относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие "ТОЛЕРАНТНОСТЬ".

Давайте определим, что значит "толерантность":

Обучающиеся формулируют принципы толерантности:

  • терпимость к другим людям, мнениям, Поступкам.

  • стремление к полноценной реализации своих способностей.

  • умение понимать и познавать других людей.

  • устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Учитель: Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг. к другу, то и свои роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет. Сейчас настало время ответить на наш главный вопрос: "Что делает МЕНЯ частью НАС?" На эту встречу все пришли по желанию. Вы увидели себя и друг друга с разных сторон, пришли к выводу, что мы разные. Давайте подумаем, какие качества могут объединять людей. Для этого мы образуем три группы по цвету жетонов, которые вы выберете.

Творческая работа 'Дерево толерантности"

Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей.

После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Учитель: Мы выбрали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые жили, творили, общались, любили. А сейчас, живём мы, и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытии, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, перед другими. Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

3 блок. Сотвори себя сам.

Участники рассаживаются по кругу, ведущий просит их закрыть глаза, сосредоточиться на своих ощущениях и представить гончарный круг, который вращается в определенном ритме, подчиняясь их желаниям... Он может крутиться быстрее или медленнее...

Учитель: Оглядитесь, осмотрите мастерскую, в которой вы находитесь. Глаза открывать не надо: представьте все мысленно. Достаточно ли в ней света, инструментов?
Какие ощущения вы испытывали, когда взяли глину в руки? Почувствовали ли вы отдачу глины, ее тепло, влажность, податливость, упругость, мягкость? Какие чувства вы испытали, когда лепили? Что получилось? Как изменились ваши чувства, после того как работа была закончена? Что вы теперь испытываете? Удалось ли вам реализовать первоначальную идею? Каково ваше отношение к результату труда? После выхода из состояния релаксации происходит обсуждение возникших чувств, фиксируется многообразие возникших образов.

Далее учитель предлагает участникам попробовать на сегодняшнем занятии заняться настоящей лепкой, причем «глиной» будут выступать другие участники.
Учащиеся обсуждают, чем скульптор отличается от гончара.

Сказка «Скульптор и глина»

Далее участники слушают сказку.

В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и острых языков и поэтому никому не показывали. Они холили и лелеяли ее, но вот пришла пора выдавать Глину замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ отца Глины.
- Почему ты всех их отвергаешь, - спрашивала Муза Творца, - ведь в каждом из них столько фантазии и вдохновения. Женихи готовы подарить их нашей дочери.
- Да, - отвечал мудрый король, - у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет радости моей дочери в таком союзе.
И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.
- Зачем ты пришел? - спросила Глина. - ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?
- Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что полюбил твою пластику.
- Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина.
- Нет, я уже вижу твою чудесную пластику и люблю ее.
- Вот достойный скульптор, - сказал Творец, - он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.

Упражнение «Скульптор и глина»

Выходят двое участников, один становится глиной, другой - скульптором. После того как скульптура будет закончена, скульптор должен найти себе место в собственной скульптуре. При этом оба первых участника становятся глиной для третьего участника, тоже выступающего в роли скульптора и т.д.
При обсуждении ведущий задает следующие вопросы.
Скульптору:
Нравится ли тебе твоя скульптура? Какое чувство, важное для тебя, она выражает?
Как ты думаешь, все ли участники твоей скульптуры чувствовали себя уютно?
Кто из участников скульптуры, как тебе кажется, точнее всего передал твое чувство?
Что ты чувствовал, когда следующий скульптор менял твою скульптуру?
Глине:
Какие чувства ты испытывал?
Кем приятнее быть - глиной или скульптором?
Как изменились твои ощущения от собственной скульптуры, после того как ее переделал следующий скульптор?
В какой скульптуре ты чувствовал себя наиболее уютно?
Какая скульптура больше всего тебе понравилась?
Хотелось бы тебе теперь внести изменения в свою скульптуру? Какие?

Учитель задает следующие вопросы:

  • На что должен ориентироваться скульптор - на собственную идею или свойства, особенности глины?

  • Можно ли достичь гармонии этих компонентов творчества?

  • Как разглядеть пластику в еще не оформившейся глине?

4 блок. Социологический опрос.

Предоставим слово нашему гостю социальному педагогу школы, который подготовил для нас небольшую анкету «Толерантность: мы разные, но мы вместе».

Цель опроса - определить наличие толерантного мышления у обучающихся, их позицию в отношении возможных вариантов прекращения насилия на национальной почве; определить степень участия обучающихся в классном часе.

Раздать анкеты. Обучающимся приступить к заполнению анкет.

Социологический опрос на тему «Толерантность: мы разные, но мы вместе».

  1. Есть ли у тебя друзья другой национальности?

А) да;

Б) нет.

  1. Как ты относишься к людям другой национальности?

А) хорошо;

Б) безразлично;

В) ненавижу.

  1. В твоём селе существуют проблемы межнациональных отношений?

А) да;

Б) нет.

  1. Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?

А) развивать культуру межнационального общения;

Б) воспитывать толерантность в школе;

В) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности;

Г) ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.

  1. Твоё отношение к теме: «мы разные, но мы вместе».

А) было интересно, узнал много нового;

Б) было интересно, но ничего нового не узнал;

В) мне всё равно.

6. Как ты оцениваешь своё участие в этом мероприятии?

А) я доволен собой;

Б) я собой недоволен;

В) никак не оцениваю.

7. Оцени своё участие (в баллах).

А) 10 - высший балл;

Б) 6 - средний балл;

В) 2 - низший балл.

Учитель: Анкеты заполнены. Пока идёт обработка результатов, я приглашаю присутствующих, высказать своё мнение по теме классного часа и форме его проведения. Кто хочет высказаться? 1-ый ученик: Не могу остаться безразличной, так как тема злободневна и вот почему. В нашем районе и селе живут представители различных национальностей. Очень важно формировать у нас толерантное мышление, изучать обычаи и традиции представителей другой национальности, развивать культуру межнационального общения. Спасибо всем ребятам за откровенность. 2-ой ученик: Выступления моих одноклассников были искренними. А учитель донёс до нас важность обсуждаемой темы.

Социальный педагог: Работа, которая была проведена классным руководителем ранее, дала положительный результат. Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство анкетируемых имеют друзей другой национальности и относятся к ним хорошо. Значительная часть респондентов полагает, что остановить насилие на национальной почве можно, если воспитывать толерантность в школах (40%); изучать обычаи и традиции представителей других национальностей (20%); развивать культуру национального общения (30%); ужесточить наказание за разжигание национальной вражды (10%). Все обучающиеся проявили интерес к предложенной теме, считая, что было интересно, довольны собой и общением. Оценили свою работу на высший балл 78% обучающихся; 22% - на средний балл.

Учитель: Итак, социальный педагог ознакомила нас с результатами опроса. Завершая нашу очередную встречу, можно сказать, что тема толерантности всё ещё злободневна. Она вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, её толерантное мышление. Наш классный час подошёл к завершению. Спасибо за внимание!








Список использованной литературы.


  1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.-М.: Инфра - М,1997.

  2. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.

  3. Корнева Т.А.. Внеклассные мероприятия по обществознанию. Издательство «Глобус» 2008 год.

  4. Лидерс А.Г.. Психологический тренинг с подростками. Москва. 2001 год.

  5. Рыбакова М.М.. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

Москва. Просвещение. 1991 год.

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.

  2. . Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, ИТ, 1999.

  3. Чернышев А.С.. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.

Москва. 2001 год.










© 2010-2022