- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа кружка Русские традиции
Программа кружка Русские традиции
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кривоногова Л.И. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка. Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции» учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра - это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Планируемыерезультаты учашиеся
должны: Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Срок реализации : Программа первого года обучения. рассчитано:34 часа
Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )
Возраст: 1-2 класс
Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
-
Пробудить интерес к истории и культуре России.
-
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
-
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
-
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
-
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
-
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр. 8.Уметь разрешать конфликты.
Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»
Личностными результатами кружка «Русские традиции»
являются следующие умения:
-
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
- умение выражать свои эмоции;
-
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
-
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
-
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
-
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Коммуникативные УУД:
-
-умение оформлять свои мысли в устной форме
-
- слушать и понимать речь других;
-
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
-
(лидера исполнителя).
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Содержание программы.
1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»(1час)
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок» (1 час)
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа - чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?» (1 час)
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб - всему голова» (1 час)
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка» (1час)
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы» (1 час)
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом» (1 час)
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки» (1 час)
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда - отворяй ворота» (1 час)
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить - людей насмешить»(1 час)
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня» (1 час)
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка» (1 час)
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина» (1 час)
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -- прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки» (1 час)
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки» (1 час)
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»(1час)
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»(1 час)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе - весна на дворе»(1 час)
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами» (1 час)
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».(1 час)
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)
Русские богатыри.
33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)
Обобщающее занятие.
Календарно- тематическое планирование
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Дата
1.
«Милости просим, гости дорогие»
1
Знакомство с русской избой и её внутренним убранством.
Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!»
2.
«Стоит в поле теремок»
1
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Русская народная игра « Теремок»
3.
«Чудесный сундучок»
1
Знакомство с домашней утварью и посудой.
Русская народная игра «Мил ли соседушка»
4.
«Самовар Иван Иваныч»
1
Знакомство детей с самоваром.
Русская народная игра « Пирог»
5.
«Что нам осень принесла?»
1
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
Русская народная игра « Здравствуй, дедушка»
6.
« Щи да каша-пища наша»
1
Беседа о русской национальной кухне.
Русская народная игра « Капуста»
7.
«Хлеб-всему голова»
1
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
Русская народная игра « Петух»
8.
«Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»
1
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
Русская народная игра « Сидит Дрёма»
9.
«Водичка, водичка умой мое личико»
1
Разучивание потешек.
Русская народная игра «Кольцо»
10.
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
1
Знакомство с русской народной одеждой.
Русская народная игра « У дядюшки Трифона»
11.
«Крестьянская игрушка»
1
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.
Русская народная игра « Захарка»
12.
«Коровушка и бычок-чёрненький бочок»
1
Знакомство детей с домашними животными.
Русская народная игра « Кисонька-Мурысонька»
13.
«Здравствуй, зимушка- зима»
1
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
Русская народная игра «У медведя во бору»
14.
«Проказы матушки зимы»
1
Загадывание загадок о зиме. Русская народная игра « Коршун и наседки»
15.
«С новым годом со всем родом»
1
Рассказ о традициях празднования Нового года.
Русская народная игра «Колдуны»
16.
«Зимние святки»
1
Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество).
Русская народная игра «Золотые ворота»
17.
«Пришла коляда - отворяй ворота»
1
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
Русская народная игра « Птица»
18.
«Шутку шутить - людей насмешить»
Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки).
Русская народная игра « Лес»
19.
«Живет в народе песня»
1
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.
Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица»
20.
«Русская матрешка»
1
Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Русская народная игра «Каравай»
21.
«Небылица- небывальщина»
1
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
Русская народная игра «Цепи»
22.
«Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»
1
Рассказ о Масленице.
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
23.
«Русские народные сказки»
1
Знакомство с русскими народными сказками.
Русская народная игра «Птички»
24.
«Докучные сказки»
1
Знакомство с докучными сказками. Русская народная игра «Бабка Ёжка»
25.
«Вербное воскресенье»
1
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Русская народная игра « Верба-вербочка»
26.
«Красна горка»
1
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
Русская народная игра»Каравай»
27.
«Христово Воскресенье всем на веселье»
1
Рассказ о праздновании Пасхи.
Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко»
28.
«Грач на горе - весна на дворе»
1
Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
Русская народная игра « Ерыкалище»
29.
«Весна красна цветами»
1
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
Русская народная игра « Охотники и бобёр»
30.
«Русская свистулька».
1
Рассказ о глиняной свистульке.
Русская народная игра «Крута горка»
31.
«Чудо-чудное, диво- дивное»
1
Рассказ о декоративно-прикладном искусстве.
Русская народная игра « Утица»
32
«Богатырями славится Русь - матушка»
1
Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях.
33-34
Фольклорный праздник «Русские традиции»
2
Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника.
Список литературы для учителя.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.