- Преподавателю
- Классному руководителю
- Планирование Программа правового воспитания
Планирование Программа правового воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондаренко О.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа правового
воспитания
«Закон обо мне. Мне о законе»
Для учащихся 7-11 лет 4 года обучения
Составитель: Бондаренко Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
I. Пояснительная записка
Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения
II. Цели и задачи программы
Цель программы правового воспитания:
Повышение уровня правовой культуры детей.
Задачи:
-
Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
-
Продолжать развивать правовое самосознание.
-
Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
-
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Что сделает работу учителя по данной программе успешной? Признание им следующих идей:
-
Ребенок, школьник - это, прежде всего человек, то есть "живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение".
-
Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть "член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими". В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
-
Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
-
Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
III Содержание воспитательного процесса
Работа по программе "Маленькие дети с большими правами"- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом и педагогическую.
Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
-
правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
-
Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;
-
право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
-
правила общения в коллективе;
-
правила безопасной жизнедеятельности.
1V Участники воспитательного процесса
Основными участники воспитательного процесса являются:
-
классный руководитель,
-
учащиеся 7-10 лет (1-4 кл.),
-
родители учащихся.
Функции участников:
Классный руководитель:
-
координирует и направляет деятельность по реализации программы;
-
проводит мероприятия по правовому воспитанию.
Родительский комитет:
-
оказывает помощь в проведении мероприятий по правовому воспитанию;
-
контролирует соблюдение прав учащихся.
Совет класса:
-
определяет содержание конкретных мероприятий;
-
обсуждает и вносит предложения в план реализации содержания программы;
-
проводит мероприятия по правовому воспитанию.
V Этапы реализации правового воспитания
1 год
Задачи:
-
познакомить с понятиями "правила", "право";
-
изучить Устав школы;
-
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
-
разработать правила общения в коллективе
1 Дискуссия "Правила вокруг нас" Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе.
2 Знакомство с Уставом школы. Устав школы, права и обязанности учащихся
3 Беседа "Конвенция о правах ребенка" Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.
4 Игровая программа "Я и право" Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка
5 Классный час "Мой класс и мои друзья" Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.
6 Анкетирование "Я и мой класс" Взаимоотношения в классе. Поддержка, взаимопомощь и сочувствие.
7 Конкурс рисунков "Я и моя школа"
8 Фестиваль имен "Что в имени твоем" Право на имя
9 Игра "Азбука для пешехода" Участники дорожного движения. Виды транспорта. Мы пассажиры.
10 Экскурсия "Безопасная дорога домой" Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки.
11 Встреча с работником ГИБДД Безопасные места для детей.
12 Музыкально-театрализованное представление "Мой класс - моя семья"
2 год
Задачи:
-
познакомить с понятиями "гражданство", "право на заботу", "право на образование";
-
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
-
соблюдать правила общения в коллективе
-
Сентябрь.
Классный час "Я - гражданин России"
Государство, граждане, государственные символы
-
Сентябрь.
Конкурс компьютерных рисунков "Герб класса"
Герб, флаг.
-
Октябрь.
Встречи с известными людьми города
Почетные жители города
-
Октябрь.
Викторина "Знатоки родного края"
Государственные символы, природа Алтайского края.
-
Ноябрь. Беседа "Наша школа"
Право на образование.
Знакомство с внутренним распорядком школы.
Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.
-
Декабрь.
Конкурс "Самый, самый, самый"
7. Январь.
Классный час "Мой дом - моя крепость"
Право детей на жизнь в семье.
Права и обязанности членов семьи.
Право ребенка на защиту от жестокого обращения.
8. Февраль.
Обсуждение ситуаций: "Если вдруг…" Памятка "Если ты оказался в трудной ситуации..." (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).
9. Март.
Конкурс компьютерных рисунков "Мой двор"
Дом, в котором я живу.
Мой двор.
Мои соседи.
10. Апрель.
Конкурс и защита проектных работ "Герб семьи"
Нравственные ценности в семье
11. Апрель.
Выставка "Увлечения моей семьи"
Традиции, обычаи семьи.
12. Май.
Музыкально-театрализованное представление "Подари улыбку другу".
У каждого ребенка есть определенные права - право на жизнь, право на образование и т.д. Но так же каждый ребенок имеет право на любовь, внимание, признание.
Цели:
1. приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений;
2. развитие чувства толерантности.
3 год
Задачи:
-
познакомить с понятиями "национальность", "индивидуальность", "право пользоваться родным языком";
-
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
-
научить соблюдать правила этикета в коллективе
1 Викторина "Народные сказки" Традиции, ценности, герои разных народов
2 Беседа "Мы - дети разных национальностей" Знакомство с культурой людей разных национальностей, их бытом, традициями, обычаями.
3 Экскурсия в краеведческий музей.,
4 Проектная работа "Путеводитель для гостей г. Славгорода" Культурно-исторические места нашего города.
5 Конкурсная программа "Новый год в разных странах" Традиции, ценности, обычаи разных народов
6 Классный час "Я иду в гости" Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.
7 Беседа "Право на индивидуальность" Индивидуальность, толерантность,
8 Конкурс "Рекорда нашего класса"
9 Музыкальная программа "Фестиваль талантов" Талант, дар
10 Игра-тренинг "Учимся принимать решения" Как помочь детям научиться принимать индивидуальное решение, которое значимо не только для принимающего решение и зависит не только от него, которое учитывает интересы и возможности окружающих, но при этом является самостоятельным и ответственным выбором конкретной личности?
11 Игра "Я один дома" Опасные ситуации, правила поведения в опасной ситуации
12 Музыкально-театрализованное представление "Вместе дружная семья" Традиции, обычаи разных народов России
4 год
Задачи:
-
познакомить с понятиями "органы власти", "президент", "право на охрану здоровья";
-
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
-
научить соблюдать правила этикета в коллективе
1 Беседа "Профилактика заболеваний" Здоровье, гигиена, закаливание, витамины, правильное питание, закаливание
2 Спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья" Здоровый образ жизни
3 Встреча с медицинскими работниками Право на медицинские услуги
4 Проектная работа "Олимпийские резервы нашего класса" Олимпиада, рекорд
5 Классный час "Российская Федерация. Власть в нашей стране" Государство, гражданство, органы власти, президент, органы местного самоуправления
6 Знакомство с Конституцией РФ Конституция, закон
7 Дискуссия "Что является правонарушением?" Правонарушение, преступление.
8 Дискуссия "Защитите меня!?" Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе.
9 Составление памятки "Кто может меня защитить?"
10 Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних
11 Викторина "Мои права и обязанности" Права, обязанности детей
12 Музыкально-театрализованное представление "Мы на свет родились, чтобы радостно жить" для воспитанников детского сада Конвенции о правах ребенка, уважение к правам и обязанностям каждого человека, любовь и доброе отношение детей к окружающим, уверенность в себе и в своих возможностях.
Темы родительских собраний по правовому воспитанию 2 класс
-
Сентябрь.
Тема: "Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей
-
Октябрь.
Тема: "Конвенция прав ребенка" 3. Ноябрь. Тема: "Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги".
-
Декабрь.
Лекция «Об исполнении Федеральных законов от 07.06.2013 № 120-ФЗ и от 21.10.2013 года № 274-ФЗ»
-
Январь.
Тема "Уголовное право. Преступление. Ответственность"
-
Февраль.
Тема: "Семейное право. Права и обязанности родителей".
-
Март.
Тема: "Как уберечь детей от употребления наркотиков".
-
Апрель.
Тема: "Трудовое право и несовершеннолетние".
-
Май.
Тема: Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних
VII Ожидаемые результаты:
-
Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", "национальные отношения", "государство";
-
Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;
-
Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву;
-
Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.
Литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.
2. Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2004.
3. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
5. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.
6. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.