Планирование Программа правового воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа правового

воспитания


«Закон обо мне. Мне о законе»


Для учащихся 7-11 лет 4 года обучения

Составитель: Бондаренко Ольга Александровна,

учитель начальных классов.

I. Пояснительная записка

Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.

Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения

II. Цели и задачи программы

Цель программы правового воспитания:

Повышение уровня правовой культуры детей.

Задачи:

  • Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.

  • Продолжать развивать правовое самосознание.

  • Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Что сделает работу учителя по данной программе успешной? Признание им следующих идей:

  • Ребенок, школьник - это, прежде всего человек, то есть "живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение".

  • Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть "член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими". В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.

  • Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.

  • Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.

III Содержание воспитательного процесса

Работа по программе "Маленькие дети с большими правами"- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. - средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом и педагогическую.

Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

  • правила, право, обязанности, закон, правонарушения;

  • Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;

  • право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;

  • правила общения в коллективе;

  • правила безопасной жизнедеятельности.

1V Участники воспитательного процесса

Основными участники воспитательного процесса являются:

  • классный руководитель,

  • учащиеся 7-10 лет (1-4 кл.),

  • родители учащихся.

Функции участников:

Классный руководитель:

  • координирует и направляет деятельность по реализации программы;

  • проводит мероприятия по правовому воспитанию.

Родительский комитет:

  • оказывает помощь в проведении мероприятий по правовому воспитанию;

  • контролирует соблюдение прав учащихся.

Совет класса:

  • определяет содержание конкретных мероприятий;

  • обсуждает и вносит предложения в план реализации содержания программы;

  • проводит мероприятия по правовому воспитанию.

V Этапы реализации правового воспитания

1 год

Задачи:

  • познакомить с понятиями "правила", "право";

  • изучить Устав школы;

  • отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;

  • разработать правила общения в коллективе

1 Дискуссия "Правила вокруг нас" Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе.

2 Знакомство с Уставом школы. Устав школы, права и обязанности учащихся

3 Беседа "Конвенция о правах ребенка" Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.

4 Игровая программа "Я и право" Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка

5 Классный час "Мой класс и мои друзья" Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

6 Анкетирование "Я и мой класс" Взаимоотношения в классе. Поддержка, взаимопомощь и сочувствие.

7 Конкурс рисунков "Я и моя школа"

8 Фестиваль имен "Что в имени твоем" Право на имя

9 Игра "Азбука для пешехода" Участники дорожного движения. Виды транспорта. Мы пассажиры.

10 Экскурсия "Безопасная дорога домой" Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки.

11 Встреча с работником ГИБДД Безопасные места для детей.

12 Музыкально-театрализованное представление "Мой класс - моя семья"

2 год

Задачи:

  • познакомить с понятиями "гражданство", "право на заботу", "право на образование";

  • отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;

  • соблюдать правила общения в коллективе

  1. Сентябрь.

Классный час "Я - гражданин России"

Государство, граждане, государственные символы

  1. Сентябрь.

Конкурс компьютерных рисунков "Герб класса"

Герб, флаг.

  1. Октябрь.

Встречи с известными людьми города

Почетные жители города

  1. Октябрь.

Викторина "Знатоки родного края"

Государственные символы, природа Алтайского края.

  1. Ноябрь. Беседа "Наша школа"

Право на образование.

Знакомство с внутренним распорядком школы.

Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

  1. Декабрь.

Конкурс "Самый, самый, самый"

7. Январь.

Классный час "Мой дом - моя крепость"

Право детей на жизнь в семье.

Права и обязанности членов семьи.

Право ребенка на защиту от жестокого обращения.

8. Февраль.

Обсуждение ситуаций: "Если вдруг…" Памятка "Если ты оказался в трудной ситуации..." (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

9. Март.

Конкурс компьютерных рисунков "Мой двор"

Дом, в котором я живу.

Мой двор.

Мои соседи.

10. Апрель.

Конкурс и защита проектных работ "Герб семьи"

Нравственные ценности в семье

11. Апрель.

Выставка "Увлечения моей семьи"

Традиции, обычаи семьи.

12. Май.

Музыкально-театрализованное представление "Подари улыбку другу".

У каждого ребенка есть определенные права - право на жизнь, право на образование и т.д. Но так же каждый ребенок имеет право на любовь, внимание, признание.

Цели:

1. приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений;

2. развитие чувства толерантности.

3 год

Задачи:

  • познакомить с понятиями "национальность", "индивидуальность", "право пользоваться родным языком";

  • отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;

  • научить соблюдать правила этикета в коллективе

1 Викторина "Народные сказки" Традиции, ценности, герои разных народов

2 Беседа "Мы - дети разных национальностей" Знакомство с культурой людей разных национальностей, их бытом, традициями, обычаями.

3 Экскурсия в краеведческий музей.,

4 Проектная работа "Путеводитель для гостей г. Славгорода" Культурно-исторические места нашего города.

5 Конкурсная программа "Новый год в разных странах" Традиции, ценности, обычаи разных народов

6 Классный час "Я иду в гости" Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.

7 Беседа "Право на индивидуальность" Индивидуальность, толерантность,

8 Конкурс "Рекорда нашего класса"

9 Музыкальная программа "Фестиваль талантов" Талант, дар

10 Игра-тренинг "Учимся принимать решения" Как помочь детям научиться принимать индивидуальное решение, которое значимо не только для принимающего решение и зависит не только от него, которое учитывает интересы и возможности окружающих, но при этом является самостоятельным и ответственным выбором конкретной личности?

11 Игра "Я один дома" Опасные ситуации, правила поведения в опасной ситуации

12 Музыкально-театрализованное представление "Вместе дружная семья" Традиции, обычаи разных народов России

4 год

Задачи:

  • познакомить с понятиями "органы власти", "президент", "право на охрану здоровья";

  • отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;

  • научить соблюдать правила этикета в коллективе

1 Беседа "Профилактика заболеваний" Здоровье, гигиена, закаливание, витамины, правильное питание, закаливание

2 Спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья" Здоровый образ жизни

3 Встреча с медицинскими работниками Право на медицинские услуги

4 Проектная работа "Олимпийские резервы нашего класса" Олимпиада, рекорд

5 Классный час "Российская Федерация. Власть в нашей стране" Государство, гражданство, органы власти, президент, органы местного самоуправления

6 Знакомство с Конституцией РФ Конституция, закон

7 Дискуссия "Что является правонарушением?" Правонарушение, преступление.

8 Дискуссия "Защитите меня!?" Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе.

9 Составление памятки "Кто может меня защитить?"

10 Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних

11 Викторина "Мои права и обязанности" Права, обязанности детей

12 Музыкально-театрализованное представление "Мы на свет родились, чтобы радостно жить" для воспитанников детского сада Конвенции о правах ребенка, уважение к правам и обязанностям каждого человека, любовь и доброе отношение детей к окружающим, уверенность в себе и в своих возможностях.


Темы родительских собраний по правовому воспитанию 2 класс


  1. Сентябрь.

Тема: "Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей

  1. Октябрь.

Тема: "Конвенция прав ребенка" 3. Ноябрь. Тема: "Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги".

  1. Декабрь.

Лекция «Об исполнении Федеральных законов от 07.06.2013 № 120-ФЗ и от 21.10.2013 года № 274-ФЗ»

  1. Январь.

Тема "Уголовное право. Преступление. Ответственность"

  1. Февраль.

Тема: "Семейное право. Права и обязанности родителей".

  1. Март.

Тема: "Как уберечь детей от употребления наркотиков".

  1. Апрель.

Тема: "Трудовое право и несовершеннолетние".

  1. Май.

Тема: Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних


VII Ожидаемые результаты:


  • Усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности", "правонарушения", "национальные отношения", "государство";

  • Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;

  • Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву;

  • Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.




Литература

1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2004. - №8.

2. Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2004.

3. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.

5. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 - март 1994. - №2-3.

6. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2000. - №6.


© 2010-2022