Классный час на тему Проступок. Правлнарушение. Преступление. (7 класс)

Классный час на тему «Проступок. правонарушение. Преступление. Расзработан для учащихся 7 классов. Цель: Дать учащимся представление о проступке, правонарушении и преступлении, наказании за них и научить различать эти понятия. Развивать представление о том, что преступление, проступок и правонарушение отрицательно влияют на окуржающих людей, совершение подобных действий может караться законом. Данная разработка классного класса была проведена в рамках методической недели городского МО классных р...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 6.

(МБОУ СОШ № 6)







Разработка классного часа.


тема: Проступок. Правонарушение. Преступление

(7 класс)





классный руководитель 7 «б»

Корнелюк Н.В.


















2014.



Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Устав школы, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», задание на листах для малых групп.

Литература: 1) Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск, ПетроПресс, 2001, авторы-составители С. В. Горанская, О. С. Баранова, с. 60-63, 126, 144-145.

2) Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева, Норма, Москва, 2002, с. 355-363, 370-373, 377.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Официальный текст. Москва, Норма, Издательская группа Норма-Инфра, 2002, с. 162.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались на очередной классный час, вы знаете, что на каждом классном часе мы обсуждаем важные для нас с вами вопросы, вот и сегодняшний классный час не станет исключением. Правда он не совсем обычный, так как к нам пришли гости давайте вместе поприветствуем гостей.

Спасибо.

А теперь вместе давайте определим тему и цели нашей сегодняшней беседы.

Подойдите к столу те, кому нравится красный цвет - вот ваше задание.

Ко второму столу те, кому нравится зеленый цвет - вот ваше задание

И те, кому нравиться желтый цвет - и вот ваше задание.

(ребята читают задание и собирают слова, наклеивают их на А4)

красные - соберите из букв слово означающее, поступок, нарушающий правила поведения. (ПРОСТУПОК) - наклейте на листок и скажите, что оно может означать.

зеленые - соберите из букв слово, состоящее из словосочетания нарушение права (ПРАВОНАРУШЕНИЕ)- наклейте на листок и скажите, что оно может означать.

желтые - соберите из букв слово означающее преступить закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ)- наклейте на листок и скажите. что оно может означать.

Учитель. Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Слайд 2.

В нашем классе скоро всем вам исполнится по 14 лет. Вы получите паспорт. И ваши права расширятся, но вместе с ними увеличатся и обязанности.

У каждого человека есть права и они прописаны во Всеобщей декларации прав человека.

У детей тоже есть права. И они записаны в международно-правовом документе Конвенция о правах ребёнка.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Законы записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 летнего возраста

Слайд 3

  • ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

  • ПРОСТУПКИ

  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Слайд 4

  • ПРОСТУПОК - Это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

Слайд 5

  • ВИДЫ ПРОСТУПКОВ-

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

    • Проезд без билета в автобусе

    • Мелкое хулиганство

    • Употребление спиртных напитков в общественных местах

    • Появление в состоянии алкогольного опьянения

  • ГРАЖДАНСКИЕ

    • Невозвращение долга

    • Продажа некачественного товара в магазине

    • нецензурная брань

    • Создание шума в ночное время (после 23 часов)

  • ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

    • Опоздание на урок

    • Пропуск занятий в школе без уважительной причины

    • Нарушение Устава школы

Слайд 6.

  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ

это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Слайд 7.

  • КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ТЯЖЕСТИ

    • НАКАЗАНИЕ СРОКОМ НЕ БОЛЕЕ 2 ЛЕТ

  • ПРЕСТУПЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ

    • СРОК НАКАЗАНИЯ НЕ БОЛЕЕ 5 ЛЕТ

  • ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    • НЕ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ

  • ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    • СВЫШЕ 10 ЛЕТ ИЛИ БОЛЕЕ СТРОГОЕ

Слайд 9.

  • ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

  • Штраф

  • Обязательные работы

  • Исправительные работы

  • Конфискация имущества

  • Ограничение свободы

  • Арест

  • Лишение свободы на определенный срок

  • Пожизненное лишение свободы

  • Смертная казнь

Слайд 10.

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:


  • Убийство

  • Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью

  • Похищение человека

  • Изнасилование

  • Кража, разбой, вымогательство

  • Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества

  • Неправомерное завладение транспортного средства без цели хищения

  • Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

  • Терроризм

  • Вандализм

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

  • Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов

  • Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ

  • Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Слайд 11.

Учитель. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Семиклассник Саша приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Саши, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель. Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Учащиеся. Устав школы.

Учитель. Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Дети. Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

Учитель. Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Десятиклассники Дима, Женя и Максим поджидали учеников начальных классов и, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Димы, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Димы, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Учитель. В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Одиннадцатиклассники Настя, Витя и Руслан в выходной день собрались пойти в кино. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В парке ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

Дети. Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории парка.

Учитель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Учитель. Задание: обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ.

Каждая группа получает лист с заданием. И таблицу

Варианты заданий:

Ситуация 1

1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Нарушение

Наказание

Ситуация 2

2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.

Нарушение

Наказание

Ситуация 3

3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.

Нарушение

Наказание

Ситуация 4

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы.

Нарушение

Наказание

Ситуация 5

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.

Нарушение

Наказание

Ситуация 6

6) На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.

Нарушение

Наказание

Дети работают в малых группах.

Учитель. Я вижу, все справились с заданием. Посмотрим, что у вас получилось. Первую ситуацию зачитывает группа № 1.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. Все согласны, что это правонарушение? Докажите.

Ученики. Да. Курить в общественных местах запрещено.

Учитель. Где об этом говориться?

Дети. В «Кодексе об административной ответственности».

Учитель. Верно. Группа № 2 зачитывает следующую ситуацию.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. Группы № 1 и № 3 согласны с тем, что это проступок?

Учащиеся. Да. Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не нарушила, так как продолжает ходить в школу.

Учитель. Следующую ситуацию рассмотрит группа № 3.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. По вашему мнению, это преступление. Все согласны?

Дети. Да.

Учитель. За что можно привлечь эту женщину к уголовной ответственности?

Учащиеся. За распространение наркотиков.

Учитель. Верно. Это статья 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических средств.

Следующую ситуацию под № 4 рассмотрит первая группа.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. Группа № 1 решила, что это проступок. Вы согласны с ними?

Дети. Это правонарушение. Дима находился в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

Учитель. Верно, это статья 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Учитель. Группа № 2 зачитает ситуацию № 5.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. По мнению группы № 2, это проступок. Согласны?

Учащиеся. Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и Андрей нарушили устав школы.

Учитель. И последнюю ситуацию рассмотрит группа № 3.

Один учащийся зачитывает ситуацию вслух и дает определение ситуации.

Учитель. Что же на самом деле совершил Влад: правонарушение или преступление?

Дети. Возможно, что преступление, если он достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Учитель. Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.

Молодцы, ребята! Все группы отлично справились с заданиями.

3. Итог занятия.

Учитель.

И еще раз ребята посмотрите на слова, которые мы собрали в начале, урока правонарушение, проступок, преступление я надеюсь, что вы запомните все о чем мы сегодня говорили и в вашей жизни не случится ситуации связанные с этими словами, вы будите ответственными перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь

Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...

Рефлексия

И уходя, обратите внимание на плакат

«Мое состояние». Поместите человечка на ту ступеньку, которая соответствует вашему настроению после урока. Спасибо.


© 2010-2022