Классный час Доброта и человечность

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час в 6-м классе. Тема "Доброта и человечность"

Цели: Осознание понятий "доброта" и "человечность".Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому. Воспитывать у учащихся доброжелательность и отзывчивость. Привить основы нравственного поведения.

  1. Вступительное слово

- Ребята, как вы думаете, за что мы ценим человека? А какие достоинства может иметь человек?(Слайд1)

Достоинства человека:

Классный час Доброта и человечность

2. Доброта и доброжелательность.

  • Когда человеку хорошо?

  • О чем приятнее вспоминать и рассказывать другим: о том, как ты помог кому-то, или о том, как кого-то обидел?

  • Как вы понимаете смысл слов "доброта" и "человечность?

  • 2. Воспользуемся толковым словарем Ожегова.(Слайд2)

  • ДОБРОТА - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…

  • Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый…

Давайте вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора. Соберите пословицы(Слайд 3)

  • В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

  • Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

  • В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

  • Ребята работают в группах

  • 1 группа

    Кто любит добрые дела,

    тому и жизнь мила.

  • Злой не верит,

    что есть добрый.

Без добрых дел

нет доброго имени.

  • 2 группа

    На добрый привет -

    добрый ответ.

  • Жизнь дана на -

    добрые дела.

  • Не одежда красит человека,

    а его добрые дела.

  • 3 группа

    Добрые слова

    дороже богатства.

  • Доброе слово лечит,

    а злое калечит.

  • Худо тому,

    кто добра не делает никому.

  • Проверим, что у вас получилось

  • 1 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Без добрых дел нет доброго

  • имени?

  • 2 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Не одежда красит человека, а его добрые дела»?

  • 3 группа: Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит»

Слово учителя: Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра или зла?

  • Как вы понимаете слова Л. Бетховена?(Слайд 4)

Классный час Доброта и человечность

Приблизительные ответы детей

- Давно замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение. Доброта как лекарство вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть ко всему окружающему добрым.

Санжар.

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Р. Казакова

Классный час Доброта и человечность

- Согласны ли вы с афоризмом М. Монтеня?(Слайд 5)

- Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе ее - Доброту.

- Доброту в себе надо "тренировать": совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

А сейчас посмотрите притчу «Все в твоих руках»

Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу.
- Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, - решил он, - живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.
- Какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? - спросил завистник, добравшись до философа.
Все в твоих руках, - ответил ему философ. - Как вы поняли смысл притчи?(человек творец добра и зла)

- Как вы понимаете слово "добрый"? Каков его смысл?

ДОБРЫЙ - соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…(Слайд 6)

Неслучайно народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Солнышко озаряет всех своими лучами. Так и от добрых людей мы можем ощутить такие качества, как… (внимание, теплота, заботливость, отзывчивость, взаимовыручка, сострадание…).(Слайд 7)

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли считать добрым на время?

Карлыгаш

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

- А как стать добрым? С чего надо начать?

- Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.

Жанболат

Доброта.

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Классный час Доброта и человечность

- Как вы думаете, почему Аристотель так сказал? (Слайд 8)

- Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.

- Чтобы заметить, какие добрые дела ты делаешь, полезно завести ТАЙНЫЙ ДНЕВНИК ДОБРЫХ ДЕЛ. Записывай в него свои успехи. Каждая маленькая удача - это твоя победа над СОБОЙ.

- О. Бальзак говорил:

Классный час Доброта и человечность

- Что имел в виду автор слов?(Слайд 9)

- Но бывает и так. Некоторые ребята боятся совершать красивые поступки, например, уступить место девочке, помочь ей одеться. Им кажется, что на них все смотрят и будут смеяться. Такие страхи вредны для характера. От них обязательно нужно избавляться. И это тоже возможно. Дарите радость людям.

Учитель: Доброта без разума пуста, почему?

- Послушайте сказку "Добро без ума".

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? - спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.

Учитель:

- Согласны ли вы с мудрецом?

- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)

- Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»(Слайд 10)

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

  5. Любите ли вы злые шутки?

  6. Вы злопамятны?

  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

  8. Умеете ли на практике применять свои способности?

  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

  11. Вы охотно выполняете просьбы?

  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты (Слайд 11, 12, 13)

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

  1. Заключение.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (Слайд 14)

  1. Помогать людям.

  2. Защищать слабого.

  3. Делиться последним с другом.

  4. Не завидовать.

  5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.(Слайд 15)

4. ИТОГ:

  • Что полезного для себя узнали вы на этом уроке?

  • Почему человеку необходимо быть добрым и человечным?

  • Когда человек бывает счастлив?

  • - В каждом человеке есть частичка доброты и человечности. Добрый человек - это тот, кто любит людей, животных, помогает им. С таким человеком комфортно везде.

Дети исполняют песенку «Дорогою добра»

Литература:

  1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. Москва, 2003.

  2. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме "Нравственность". Москва, 2006

  3. Персидская И.В. Классные часы. Волгоград, 2005







© 2010-2022