- Преподавателю
- Классному руководителю
- Работа МО классных руководителей 2014-2015
Работа МО классных руководителей 2014-2015
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пророк Н.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План работы ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
МОУ «СОШ № 40» г. Братска
2014-2015 учебный год
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в группе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: Особенности организации и содержание деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
ЦЕЛЬ: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС»
ЗАДАЧИ:
-
Создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.
-
Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.
-
Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы в школе в условиях реализации ФГОС
-
Оказание помощи при подготовке, проведении и анализе общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел.
-
Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы школы.
ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
-
Работа творческих групп
-
Круглый стол
-
Педсовет
-
Заседания МО
-
Открытые классные часы и мероприятия
-
Мониторинг деятельности классного руководителя
-
Консультации
-
Взаимопосещение классных часов и мероприятий.
-
Изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта
-
Творческие отчеты классных руководителей
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
-
Содержание деятельности классных руководителей
-
Помощь классным руководителям в составлении плана воспитательной работы с классом.
-
Документация классных руководителей
-
Организация работы с родителями
-
Ученическое самоуправление в классе
-
Классный час - это…
Направления деятельности МО классных руководителей
Основные направления
Задачи деятельности
Средства реализации задач
1.Методическая работа, способствующая организации воспитательного процесса
1.Обеспечить теоретическую, методическую и психологическую готовность педагогов к моделированию и построению планов воспитательной работы в классах.
2.Содействовать осознанию педагогами необходимости осуществления педагогической логики в их деятельности на основе системного и личностно - ориентированного подходов в организации учебно - воспитательного процесса.
3.Способствовать развитию системного качества в мышлении и действиях педагога.
4.Способствовать приобретению теоретических знаний для проведения психолого - педагогической диагностики с целью изучения личности ученика и коллектива учащихся.
1.Чтение книг, статей, методических материалов по использованию системного подхода в педагогической деятельности.
2. Создание проблемных групп.
3. Консультации
4.Практикумы
5. Круглые столы
2.Психолого - педагогическая диагностика. (организаторы- педагогическая служба)
1.Изучить потребности, склонности, уровень воспитанности и другие личностные характеристики учащихся 1 - 11 классов.
2.Определить уровень сформированности классных коллективов, состояние в них деловых и межличностных отношений.
3.Выявить воспитательные возможности родителей.
4.Исследовать морально - психологический климат в педагогическом коллективе.
5.Исследовать рейтинг учителя.
6.Исследовать взаимоотношения «учитель - ученик».
1.Школьный диагностический мониторинг по проблеме «Уровень воспитанности учеников 2 - 11 классов (1 раз в течение уч. года).
2.Диагностические исследования степени развития первичных коллективов 2 - 11 классов (1 раз в течение уч. года).
3.Исследование профессиональной направленности личности педагогов
4.Исследование: «Рейтинг учителя. Чем он определяется?»
5.Исследование морально - психологического климата в педагогическом коллективе.
6.Исследование морально - психологического климата в семьях учащихся (1 раз каждого учебного года).
3.Изучение и коррекция личности ребенка. (совместно с психологической службой)
1.Изучить состояние межличностных отношений.
2.Изучить причины трудновоспитуемости учащихся.
3.Выявить профессиональную ориентацию учащихся.
4.Способствовать удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе и в школе.
5.Определение путей своевременной коррекции сложившихся недостатков.
6.Изучить индивидуальные особенности ребенка.
1.Комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, его ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.
2.Создание банка методик изучения личности.
3.Социометрия.
4.Анкетирование «Карта интересов».
5.Практикум по профессиональной ориентации.
6.Практикум «Диагностическая работа «Кто есть кто».
4.Работа с родителями.
1. Организация взаимодействия семьи и школы.
2.Осуществление дифференцированного подхода в работе с родителями.
3.Ознакомление со стилями педагогического общения с родителями
1.Консультация: «Тематика родительских собраний 1 - 11 классах».
2.Консультация: «Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей».
5.Работа с детьми.
1.Развитие творческого потенциала ребенка.
2.Способствовать становлению здорового образа жизни.
1.Семинары
2.Круглые столы
ПЛАН РАБОТЫ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:
Заседания МО классных руководителей
№ п/п
Дата (месяц)
Тема
Рассматриваемые вопросы
Ответственный
I
сентябрь
Планирование и организация воспитательной работы школы и классных коллективов на год
-
Анализ воспитательной работы школы за 2013 - 2014 уч. год. Нормативно-правовое и методическое обеспечение воспитательного процесса.
-
Обсуждение проекта плана учебно-воспитательной работы на 2014-2015 учебный год. Рекомендации по составлению плана воспитательной работы.
М.А.Садчикова
-
Анализ работы МО классных руководителей за 2013-2014 учебный год.
-
Утверждение плана ШМО на 2014-2015 уч. год
Н.В.Пророк
Обсуждение тем самообразования по проблемам воспитательной работы.
Н.В.Пророк
Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов.
Н.В.Пророк
Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.
А.Г. Михалева
Разное.
II
ноябрь
Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС
Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС.
Н.В.Пророк
Духовно - нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения ФГОС.
М.А.Садчикова
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Н.В.Пророк
Разное
III
февраль
Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС
Использование ИКТ в воспитательной работе.
Н.В.Пророк
Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС.
М.А.Садчикова
Педагогические технологии поддержки школьников в условиях введения ФГОС
Н.В.Пророк
Отчет по темам самообразования
IV
март
Внеурочная деятельность - основа развития познавательных и творческих способностей школьников
Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Н.В. Пророк
Организация внеурочной деятельности в школе.
М.А.Садчикова
Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся.
Л.Д.Норенкова
Отчет по темам самообразования
V
май
Показатели эффективности воспитательной работы
Итоги работы классных коллективов за истекший год.
М.А.Садчикова
Анализ работы педагогов дополнительного образования (охват учащихся внеурочной деятельностью).
М.А.Садчикова
Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива.
Н.В.Пророк
Отчет по темам самообразования
Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Главные задачи современной школы:
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа»
Цель воспитательной работы современной школы:
помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Задачи деятельности классного руководителя:
-
формирование и развитие коллектива класса;
-
создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
-
формирование здорового образа жизни;
-
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
-
защита прав и интересов обучающихся;
-
организация системной работы с обучающимися в классе;
-
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
-
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
-
организация социально значимой, творческой деятельности
Духовно - нравственное развитие и воспитание личности обучающихся
как одно из направлений введения ФГОС.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
-
Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
-
Гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
-
Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
-
Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Развитие школьника во внеурочной деятельности:
-
Первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
-
Второй уровень- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-
Третий уровень- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Таким образом, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Как же это сделать??
-
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.
-
Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию - «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.
-
Обязательным элементом является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации
-
Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность,педагогическая любовь, педагогический оптимизм»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно - нравственному воспитанию.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
-
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
-
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
-
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции
Типы семей:
-
патриархальная или традиционная - внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания;
-
детоцентристская семья или современный тип семьи - в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности;
-
супружеская семья или постсовременный тип семьи - особенность таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания помогают мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать ошибки родителей в семейном воспитании.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями:
-
стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.
Цель диагностики:
1. Определить уровень развития ребенка.
2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Установить причины изменений.
5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
-
Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.
Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:
1. Психология младшего школьника.
2. Особенности адаптации ребенка к школе.
3.Значение режима дня в жизни школьника.
4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких.
5. Права и обязанности ребенка в семье.
6. Здоровье ребенка - основа успешности в учении.
-
Следующее направление работы с родителями - вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня - это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
-
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Каким же должен быть современный классный руководитель?
-
Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
-
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
-
В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.
-
Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
-
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.
-
Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.
-
В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
-
Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно - нравственного развития и воспитания школьников.