Работа МО классных руководителей 2014-2015

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

МОУ «СОШ № 40» г. Братска

2014-2015 учебный год


Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего ОУ, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в группе.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: Особенности организации и содержание деятельности классного руководителя в условиях ФГОС

ЦЕЛЬ: «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя, как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации ФГОС»

ЗАДАЧИ:

  1. Создание условий для педагогического мастерства, совершенствования работы каждого классного руководителя.

  2. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

  3. Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы в школе в условиях реализации ФГОС

  4. Оказание помощи при подготовке, проведении и анализе общешкольных мероприятий, коллективных творческих дел.

  5. Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы школы.

ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:

  • Работа творческих групп

  • Круглый стол

  • Педсовет

  • Заседания МО

  • Открытые классные часы и мероприятия

  • Мониторинг деятельности классного руководителя

  • Консультации

  • Взаимопосещение классных часов и мероприятий.

  • Изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта

  • Творческие отчеты классных руководителей

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:

  1. Содержание деятельности классных руководителей

  2. Помощь классным руководителям в составлении плана воспитательной работы с классом.

  3. Документация классных руководителей

  4. Организация работы с родителями

  5. Ученическое самоуправление в классе

  6. Классный час - это…

Направления деятельности МО классных руководителей

Основные направления

Задачи деятельности

Средства реализации задач

1.Методическая работа, способствующая организации воспитательного процесса

1.Обеспечить теоретическую, методическую и психологическую готовность педагогов к моделированию и построению планов воспитательной работы в классах.

2.Содействовать осознанию педагогами необходимости осуществления педагогической логики в их деятельности на основе системного и личностно - ориентированного подходов в организации учебно - воспитательного процесса.

3.Способствовать развитию системного качества в мышлении и действиях педагога.

4.Способствовать приобретению теоретических знаний для проведения психолого - педагогической диагностики с целью изучения личности ученика и коллектива учащихся.

1.Чтение книг, статей, методических материалов по использованию системного подхода в педагогической деятельности.

2. Создание проблемных групп.

3. Консультации

4.Практикумы

5. Круглые столы

2.Психолого - педагогическая диагностика. (организаторы- педагогическая служба)

1.Изучить потребности, склонности, уровень воспитанности и другие личностные характеристики учащихся 1 - 11 классов.

2.Определить уровень сформированности классных коллективов, состояние в них деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей.

4.Исследовать морально - психологический климат в педагогическом коллективе.

5.Исследовать рейтинг учителя.

6.Исследовать взаимоотношения «учитель - ученик».

1.Школьный диагностический мониторинг по проблеме «Уровень воспитанности учеников 2 - 11 классов (1 раз в течение уч. года).

2.Диагностические исследования степени развития первичных коллективов 2 - 11 классов (1 раз в течение уч. года).

3.Исследование профессиональной направленности личности педагогов

4.Исследование: «Рейтинг учителя. Чем он определяется?»

5.Исследование морально - психологического климата в педагогическом коллективе.

6.Исследование морально - психологического климата в семьях учащихся (1 раз каждого учебного года).

3.Изучение и коррекция личности ребенка. (совместно с психологической службой)

1.Изучить состояние межличностных отношений.

2.Изучить причины трудновоспитуемости учащихся.

3.Выявить профессиональную ориентацию учащихся.

4.Способствовать удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в классе и в школе.

5.Определение путей своевременной коррекции сложившихся недостатков.

6.Изучить индивидуальные особенности ребенка.

1.Комплексное изучение личности школьника (по ступеням обучения), сопоставить его развитие, его ценностные ориентиры с моделью идеала выпускника.

2.Создание банка методик изучения личности.

3.Социометрия.

4.Анкетирование «Карта интересов».

5.Практикум по профессиональной ориентации.

6.Практикум «Диагностическая работа «Кто есть кто».

4.Работа с родителями.

1. Организация взаимодействия семьи и школы.

2.Осуществление дифференцированного подхода в работе с родителями.

3.Ознакомление со стилями педагогического общения с родителями

1.Консультация: «Тематика родительских собраний 1 - 11 классах».

2.Консультация: «Формы, функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей».

5.Работа с детьми.

1.Развитие творческого потенциала ребенка.

2.Способствовать становлению здорового образа жизни.

1.Семинары

2.Круглые столы

ПЛАН РАБОТЫ ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:

Заседания МО классных руководителей


п/п


Дата (месяц)


Тема


Рассматриваемые вопросы


Ответственный





I




сентябрь

Планирование и организация воспитательной работы школы и классных коллективов на год


  1. Анализ воспитательной работы школы за 2013 - 2014 уч. год. Нормативно-правовое и методическое обеспечение воспитательного процесса.

  2. Обсуждение проекта плана учебно-воспитательной работы на 2014-2015 учебный год. Рекомендации по составлению плана воспитательной работы.

М.А.Садчикова

  1. Анализ работы МО классных руководителей за 2013-2014 учебный год.

  2. Утверждение плана ШМО на 2014-2015 уч. год

Н.В.Пророк

Обсуждение тем самообразования по проблемам воспитательной работы.

Н.В.Пророк

Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов.

Н.В.Пророк

Организация работы по ТБ и ПДД в школе и в классе.

А.Г. Михалева

Разное.



II




ноябрь

Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС

Организация работы классного руководителя в связи с переходом на ФГОС.

Н.В.Пророк

Духовно - нравственное развитие и воспитание личности обучающихся как одно из направлений введения ФГОС.

М.А.Садчикова

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Н.В.Пророк

Разное



III




февраль

Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ в воспитательной работе.

Н.В.Пророк

Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС.

М.А.Садчикова

Педагогические технологии поддержки школьников в условиях введения ФГОС

Н.В.Пророк

Отчет по темам самообразования





IV




март

Внеурочная деятельность - основа развития познавательных и творческих способностей школьников

Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Н.В. Пророк

Организация внеурочной деятельности в школе.

М.А.Садчикова

Социальные проблемы профориентации ученической молодежи. Диагностика профессиональных интересов учащихся.

Л.Д.Норенкова

Отчет по темам самообразования



V




май

Показатели эффективности воспитательной работы

Итоги работы классных коллективов за истекший год.

М.А.Садчикова

Анализ работы педагогов дополнительного образования (охват учащихся внеурочной деятельностью).

М.А.Садчикова

Результаты диагностических исследований в классных коллективах. Диагностика воспитанности классного коллектива.

Н.В.Пророк

Отчет по темам самообразования












Деятельностный подход классного руководителя в контексте ФГОС


В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Главные задачи современной школы:

раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа»

Цель воспитательной работы современной школы:

помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Задачи деятельности классного руководителя:

  1. формирование и развитие коллектива класса;

  2. создание благоприятных психолого - педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

  3. формирование здорового образа жизни;

  4. организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  5. защита прав и интересов обучающихся;

  6. организация системной работы с обучающимися в классе;

  7. гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

  8. формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  9. организация социально значимой, творческой деятельности

Духовно - нравственное развитие и воспитание личности обучающихся

как одно из направлений введения ФГОС.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  2. Гражданственность - закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  3. Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  4. Человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  5. Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  6. Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  7. Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  8. Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  9. Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Развитие школьника во внеурочной деятельности:

  • Первый уровень- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

  • Второй уровень- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Третий уровень- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Таким образом, чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Как же это сделать??

  1. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

  2. Ситуация успеха - эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию - «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

  3. Обязательным элементом является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации

  4. Игровая деятельность остается одним из главных видов деятельности. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность,педагогическая любовь, педагогический оптимизм»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно - нравственному воспитанию.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  1. совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

  2. сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  3. педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  4. поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  5. содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  6. опора на положительный опыт семейного воспитания.

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции

Типы семей:

  • патриархальная или традиционная - внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания;

  • детоцентристская семья или современный тип семьи - в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности;

  • супружеская семья или постсовременный тип семьи - особенность таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания помогают мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать ошибки родителей в семейном воспитании.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

  1. стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.

Цель диагностики:

1. Определить уровень развития ребенка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Проанализировать полученную информацию.

4. Установить причины изменений.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

  1. Формы работы: родительские конференции, всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов, устный журнал, работа с родителями детей группы риска, решение психолого-педагогических задач, день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.

Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:

1. Психология младшего школьника.

2. Особенности адаптации ребенка к школе.

3.Значение режима дня в жизни школьника.

4. Взаимоотношения взрослых в семье - пример подражания для маленьких.

5. Права и обязанности ребенка в семье.

6. Здоровье ребенка - основа успешности в учении.

  1. Следующее направление работы с родителями - вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня - это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

  1. участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Каким же должен быть современный классный руководитель?

  1. Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

  2. Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

  3. В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

  4. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

  5. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.

  6. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

  7. В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

  8. Взаимосвязь в реализации классным руководителем направлений внеурочной деятельности учащихся и направлений Программы духовно - нравственного развития и воспитания школьников.


© 2010-2022