Консультация «Профессиональная компетентность педагога»

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация

«Профессиональная компетентность педагога»

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков [10, с.51].

Компетентность педагога, трактуемая как его интегральная профессиональноличностная характеристика, в значительной степени определяется овладением проанализированными ранее видами педагогической деятельности и может иметь различные уровни [4, с.122]:

Первый уровень - педагогическая умелость, включающая обстоятельное знание преподавателем своего учебного предмета, хорошее владение психологопедагогической теорией и системой учебновоспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессиональноличностные свойства и качества, что в совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

Второй уровень - педагогическое мастерство. Эта качественная характеристика компетентности преподавателя предполагает доведение преподавателем до высокой степени совершенства учебной и воспитательной умелости, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психологопедагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебновоспитательного процесса.

Третий уровень - педагогическое творчество. Понятие «творчество» всегда ассоциируется с созданием новых по замыслу культурных и материальных ценностей, с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях науки и культуры. Педагогическое творчество также включает в себя определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебновоспитательной работы, их модернизацией. Педагогическое творчество характеризуется внесением в учебно воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какойлибо ломки педагогического процесса.

Четвертый уровень - педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство является высшим уровнем компетентности педагога. Новаторство - новое в созидательной деятельности людей (от лат. novator - «обновитель», т. е. человек, который вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в той или иной сфере деятельности). Это определение в полной мере относится к педагогическому новаторству, которое органично включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество [4, с.123].

А.К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость человека в профессиональной деятельности [10, с.51]:

- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность - владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность - владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.

Профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности.

Существуют следующие подходы к определению структуры профессиональной компетентности:

Первый подход - выделение отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной деятельности педагога:

- компетентность в сфере самостоятельной образовательной деятельности;

- компетентность в сфере преподавательской деятельности;

- компетентность в сфере воспитательной деятельности;

- компетентность в сфере научно-методической и научно-исследовательской

деятельности;

- компетентность в сфере социально-педагогической деятельности;

- компетентность в сфере культурно-просветительской деятельности;

- компетентность в сфере коррекционно-развивающей деятельности;

- компетентность в сфере управленческой деятельности [10, с.52].

Независимо от видов деятельности педагога, компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности [10, с.53]

Второй подход связан с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя.

В.А. Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

  • умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т. е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

  • умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

  • умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать необходимые материальные, материально-психологические, организационные, валеологические и прочие условия, обеспечивать связи школы со средой; активизировать личность школьника, развивать его деятельность таким образом, чтобы переводить его из объекта в субъекта воспитания; организовывать совместную деятельность и т. д.;

  • умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т. е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач [5, с.43].

Библиографический список

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448с.

  2. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. Учебное пособие. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 432с.

  3. Бекузарова Н.В., Михалева Л.П., Кулыгин Г.С. Практическая педагогика. Учебное пособие. - СПб.: Академия, 1845. - 44с.

  4. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 298с.

  5. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2002. - 208с.

  6. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства./Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288с.

  7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. 268с.

  8. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. -192с.

  9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. Для старшеклассников. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.

  10. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. - М.: ACADEMIA 2004. - с.215

  11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В 2кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 576с.

  12. Петрусевич А.А. Основы практической педагогики: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / А. А. Петрусевич. - Омск: ОмГПУ, 2010. - 176с.

  13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 496с.

  14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576с.

  15. www// psychology.

  16. www//: pedagogical.

  17. www// koob.





© 2010-2022