Родительское собрание на тему: Дети улиц: профилактика детского бродяжничества

Материалы данной методической разработки могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями среднего и старшего звена. Методическая разработка предназначена для использования в подготовке и проведении лекториев и родительских собраний, индивидуальных бесед и консультаций родителей учащихся. В данной работе есть советы и рекомендации родителям детей, склонных к девиантному поведению. Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию ухода подростка из дома? Необходим...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»







Родительское собрание на тему:


Дети улиц: профилактика детского бродяжничества








Социальный педагог Пухова Т.А.

Ход проведения

Вступительное слово.

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на нашей встрече. Тема, которую мы будем обсуждать, возникла у нас не случайно, некоторые родители обращались за помощью ко мне по вопросам общения с детьми, поэтому наша встреча называется: «Дети улиц: профилактика детского бродяжничества».

Цель нашей встречи обсуждение проблемы данного явления у подростков и поиск путей её решения.

Наша задача познакомиться с причинами, которые приводят к уходам детей из дома и найти способы решения данной проблемы.

Вы согласны?

В начале нашей встречи предлагаю вам посмотреть видеоролик, музыку которую вы наверняка слышали, этот клип поможет настроиться на моё дальнейшее выступление.

Видеоролик. 4.30 мин.

Ссылка о ролике: yandex.ru/video/search?fiw=0.00583682&filmId=E_8tnwYR8gE&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8E%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D1%87%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&path=wizard

Видеоролик смонтирован G. Gregry на основе песни из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» снятый по мотивам романа Жоржи Амаду «Капитаны песка». О бразильских беспризорных детях в переложение Юрия Цейтлина. Исполнитель: Алексей Кортнев - группа «Несчастный случай».

Ведущий:

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?

Сегодня в наше современное время мы заняты многими проблемами и уделяем не так уж много времени общению с детьми. Не здесь ли причина того, что появляются трудности в поведении детей? Ребенок, который всегда был хорошим, вдруг становится грубым, агрессивным, неуправляемым и как следствие уход ребёнка из дома. Данное явление называется Дромомания или бродяжничество.

На эту тему я предлагаю вам посмотреть презентацию.

Презентация 5.30 мин

Ведущий:

В презентации мы уже говорили о том, что:

Родители для ребенка выступают:

Во-первых, - источником эмоционального тепла и поддержки.

Во-вторых - образцом и примером для подражания.

В-третьих, - другом и советчиком.

Семья - это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Некоторые родители оказываются не в состоянии быть таким маячком своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В них говорит слепое и безрассудное стремление опираться на свою власть, авторитарность, подчинение своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит отрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, приобретает неразборчивость в связях, способствует приобщению его к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Что кроется за этими словами, какой он? бродяжка…

Уважаемые родители сегодня вместе с вами попробуем нарисовать словесный портрет ребенка с проблемами:

Вопрос родителям: опишите особенности поведения таких детей.

- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;

- нарушает распорядок дня;

- мешает проводить уроки, ничем не интересуется;

- не может найти общий язык с окружающими;

- выходит за рамки приличия;

- не выполняет школьные требования;

- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;

- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;

- испорчен улицей, связан с плохой компанией.

Итак, это портрет склонного к бродяжничеству ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления таких детей.

Вопрос родителям: Как вы думаете, что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Давайте подведем итоги, какие причины нарушений в поведении, приводят к тому, что ребенок становится неуправляемым.

- Причина первая - борьба за внимание к нему.

Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание, которое необходимо для эмоционального благополучия.

- Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

- Причина третья - чувство обиды и желание мщения. Ребенок может мстить за:

  1. Сравнение не в его пользу с другими детьми;

  2. Унижение в семье;

  3. Разводы и появление в доме нового члена семьи;

  4. Несправедливость и невыполнение обещания;

  5. Ревность.

- Причина четвертая - неверие в собственный успех.

Причинами могут стать учебные неуспехи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей деятельности, на вашей помощи ребёнку и на вашей ответственности за его воспитание.

Как вести себя с трудным ребенком и как разрешить возникшие проблемы? Эти вопросы нередко возникают у родителей перед беседой с детьми. Мы даём совет опираться на определённые правила:

  • спокойно выслушивать и поговорить с ребёнком, не повышая тона;

  • разговаривать, опираясь на доверительные отношения, приводя примеры из жизни;

  • найти контакт;

Поэтому, как только вы, уважаемые родители, начали замечать, что в ваших отношениях с детьми появилось напряжение, срочно принимайте меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, трудно предугадать какую это вызовет у подростка реакцию. И обратите внимание - бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и вас, взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Сталкиваясь с проблемами в поведении детей, мы испытываем достаточно сильные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и обратная связь - ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей, испытывает те же чувства.

Родителям необходимо эффективно взаимодействовать с детьми, чтобы они чувствовали себя спокойно и уверенно, чтобы семья были для них самой авторитетной группой и самой веселой компанией!

Вот несколько рецептов: (+раздаточный материал, памятка)

  • слушайте своего ребенка;

  • проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);

  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;

  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;

  • следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе "CТОП" и посчитайте до 10;

  • чаще обнимайте ребенка;

  • не уходите от разговора с ним;

  • не откладывайте совместные дела с ребенком (если это возможно);

  • избегайте резких движений по отношению к ребёнку;

  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;

  • если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

Эти советы - это самое малое, что мы можно сделать для того, чтобы дети не жаждали вольницы, не рвались ночевать на лестничной клетке, коллекторе или подвале. Конечно, это общие рецепты и каждый отдельный случай необходимо рассматривать индивидуально. Для решения конкретной проблемы обращайтесь в школу, в центр социальной защиты, и не забывайте, всякая перестройка должна начинаться с самого себя.

Ведущий:

Напоминаю, Вам, уважаемые родители, что законами Российской Федерации предусмотрена юридическая ответственность родителей за бродяжничество детей.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федеральных законов от 13 января 2001года и от 7 июля 2003года) несовершеннолетний - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорным считается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц, беспризорным - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

За бродяжничество и попрошайничество, несовершеннолетних, подлежат административной ответственности их родители в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Ст.5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье являются действия или бездействие лица, выражающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей, что может повлечь их уклонение их от учебы, бродяжничество, иные антиобщественные действия. Правонарушением считается сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных законом обязанностей, независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Датой его совершения считается день выявления факта (события) правонарушения.

Ответственности по данной статье подлежат родители, а также иные законные представители несовершеннолетних (опекуны и попечители, должностные лица администрации детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, должностные лица органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не имеет опекунов и попечителей и не устроен в детское учреждение).

Сейчас я предлагаю Вашему вниманию несколько простых, но эффективных упражнений, которые помогут Вам понять, принять, возможно, находить выход из ситуаций, связанных с нарушением взаимопонимания между Вами и Вашими детьми.

Упражнение №1

Погружение в детство.

"Сядьте поудобнее, закройте глаза. Руки и ноги расслаблены. Тепло идет по правой ноге вверх, тепло идет по левой ноге вверх. Они теплые и тяжелые. Руки лежат спокойно, они тоже становятся теплыми и тяжелыми. Тепло разливается по животу, спине, груди, поднимается к шее. Теперь оно очутилось на голове, от этого ей тепло и приятно. Дышите ровно и спокойно. Вдох-выдох …".

Представьте себя в возрасте своего ребенка. Теперь вам столько лет, сколько и ему. Вы в детстве.

Ты пришел вместе с родителями в гости к их друзьям. Оглянись вокруг - где ты? Что на тебе надето? Кто вокруг тебя? Ты поднимаешь голову, чтобы всех рассмотреть. Что там происходит? Все садятся за праздничный стол, тебя не пригласили. Все сели за стол, а ты остался. Сделай сейчас то, что хочешь сделать.

А теперь ты вновь превращаешься во взрослого человека и возвращаешься в эту комнату. На счет "3" - откройте глаза.

Вопрос: Есть ли разница в Ваших ощущениях в детстве и сейчас? Есть ли разница в том, что вы сделали в детстве и сейчас?


Упражнение № 2


Проявление родительской любви

Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно - как мы проявляем это чувство.

«Мне хочется, чтобы я чаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», - так говорят дети о родительской любви.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой.

Вопрос: Любят ли тебя родители?

Ответы:

Да, любят, но не очень.

Да, любовь проявляется во всем.

Не знаю.

Наверное, да, но я этого не чувствую.

Конечно, любят.

Мама - да, отец - не знаю.

Вопрос: Как родители проявляют свою любовь к тебе?

Ответы:

-Никак не проявляют: каждый день мама кричит на меня, читает нотации, а отцу наплевать на меня. (Ругань вызывает недоверие ребенка к родителям, приводит ко лжи.)

-Стараются многое для меня сделать, устраивают различные поездки и т.д.

-Мама прямо говорит, всегда делится своими проблемами. Папа говорит, что сейчас делает все, чтобы в будущем нам легче жилось, что всегда поможет. (Позиция родителей - чем помочь?)

-Я знаю, что они меня любят, но иногда я специально говорю им, что они меня не любят, когда сильно ссорятся между собой. (Ссоры родителей на глазах у детей - неизгладимое впечатление для детской души.)

-Всегда интересуются, как прошел день, целуют, как-то ласково называют. (Здесь родителям можно дать практическое задание - «Нежные слова».)

-Волнуются за меня всегда, и иногда чересчур следят за моим настроением. По возможности делают какие-то подарки.

-У меня все есть, кажется, большего со стороны родителей и не может быть: и любовь, и преданность, и интерес.., но я думаю, что это не все, чего-то недостает, а чего - не знаю.

Они внимательны, всегда готовы помочь, не игнорируют. Они заботятся обо мне, наверное, как все родители. Может, они думают, что этого достаточно, но для меня - нет, чтобы понять, что они меня любят. (есть забота, обеспечение, но отсутствует проявление любви.)

-Никак.

-Даже слишком. (Чрезмерная опека.)

-Не знаю.

-Внимательность, беспокойство, интерес ко всем моим делам.

Вопрос: Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?

Ответы:

Да.

Нет.

Душевная теплота не всегда проявляется в каких-то действиях.

Мне душевной теплоты хватает.

Я в нем не нуждаюсь.

Вполне, мне кажется, что его даже много.

Мне этого тепла не видно, я прекрасно обхожусь без него (Тревожность, обида, агрессия, уход в себя.)

Ведущий: Прошу вас поделиться своими впечатлениями об услышанном.

Своим опытом проявления любви к ребенку. Вспомните, кто сам рос в «холодных» семьях и перенёс этот неудачный опыт проявления любви в свои семьи.

Ведущий: Привожу два примера.

Аллан Фром «Азбука для родителей»

Пути проявления любви к ребенку:

- уважение его желаний;

- проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость);

- отдавать все свое свободное время без остатка.

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»

Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем.


Упражнение №3


Психологическое упражнение "Письмо".

Ведущий: Сейчас вы напишите письмо своему близкому человеку. Кто самый близкий вам человек? Ваш ребёнок. Напишите письмо ему любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека. С какими чувствами писали письма?

- Кто хочет пересказать или зачитать свое письмо? (Стоит обратить внимание на то, как кто-то делится с собой теплом и нежностью, кто-то с собой на дружеской ноге, кто-то тоскует по себе и т.д.)

- Что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него.

И Ваши дети обязательно ответят!

В заключение нашей встречи я хочу вам рассказать притчу:

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Истина - на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку:

«Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы все преодолеем!».

Спасибо за внимание!


Родитель, помни!


Подавайте хороший пример, так как ребенок всему учится, прежде всего, у вас. И если вы, к примеру, хотите ему показать, что насилие недопустимо для разрешения конфликта, сами воздерживайтесь от физических наказаний.
• Не вводите слишком много правил. Количество в данном случае не перейдет в качество, так как ребенок все равно не будет все их выполнять. Прежде чем что-нибудь запретить, задайте себе вопрос: а необходимо ли это? Пусть правил будет меньше, но они должны быть четкими, ясными и обоснованными.

• Привлекайте своих детей к выработке семейных норм поведения.
Что может быть лучше для ребенка, чем выполнять установленные им самим правила и иметь возможность требовать их соблюдения от родителей?
• Ребенок должен понимать смысл запретов. Например, объясните ему, почему нельзя переходить улицу без старших или в неположенном месте.
• Правила должны меняться, так как с возрастом ребенок становится более самостоятельным и независимым.
• Помогайте детям соблюдать правила. У маленького ребенка еще не развит самоконтроль, поэтому не ставьте перед обедом вазочку с конфетами, от которых ему удержаться не под силу.
• На нарушение запретов реагировать нужно сразу. По прошествии времени ребенок забудет о случившемся, и наказание станет бессмысленным.
• Не допускайте разногласий в семье по соблюдению правил. Оба родителя должны требовать от ребенка одного и того же.
• Хвалите ребенка, чтобы он знал, что родители ценят его старания.
• Уважайте своего ребенка. Воспитание - это не требование неукоснительно выполнять все установленные вами правила. Они имеет право на свое мнение.
• Поощряйте ребенка к самостоятельности и ответственности.
• Используйте чувство юмора.
• Чаще проявляйте к ребенку свою любовь. А если вы не довольны его поведением, скажите ему об этом, но при этом он должен знать, что вы по-прежнему его любите.

Советы родителям

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов

подростков из дома

  • Осознание факта, что ваш сын или дочь - уже не ребенок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ. Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет» можно с по­честями похоронить. Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать психологическую подопле­ку их поведения.

  • Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполно­ценными, если это стремление остается нереализованным. Очень важно, чтобы у сына дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, пре­доставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притя­гательным местом.

  • Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявление родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если с ней случится беда (ранняя беременность, изнасилование, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает угрозы как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят он уходит сам.

  • Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Организуйте такую компанию, пусть даже для этого вам придется заплатить за абонемент друга или подружки. Все-таки бассейн или секция каратэ- это гораздо лучше, чем «беспризорный» досуг.

  • Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться с вами чем-то откровенным. Ни в коем случае не высказывайте категорических суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желание советоваться с вами. И тогда с любой про­блемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз?

  • Не пытайтесь решить проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побе­га, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т.д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому драконовские меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.

  • Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами. Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоить подумать, как оградить подростка от своих проблем

  • Ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психотерапевта. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком. Всевозможных психологических центров и консультаций сейчас достаточно, поэтому можно обратиться к нескольким специалистам, чтобы найти наиболее близкого по убеждениям. Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

Помните, что дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Если ребёнок уходит из дома

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие - это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

В последнее время данная проблема все чаще стала касаться наших знакомых, близких и родных. Что же происходит с нами и нашими детьми? Как можно изменить эту ситуацию, что мы, взрослые люди делаем не так?

Дети очень восприимчивы к неблагоприятным обстоятельствам жизни, поэтому уход из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, которая им может показаться безвыходной.

Самое главное для родителей вовремя принять сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие трудности, не убегая из дома.

Причины ухода ребенка из дома:

Прежде всего, это ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребенка, его проблемам и переживаниям.

Дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки: постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними.

Стремление убежать из дома - это знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 - 13 лет). В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Для подростков типично стремление противопоставлять свои суждения и вкусы жизненной позиции и взглядам взрослых.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребенка, имеющего неуспеваемость.

Основным побудительным мотивом уходов ребенка становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений.

Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Что делать? Куда идти? Кому звонить?

Если ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и грамотно организовать поиск ребенка:
Шаг первый:

Вспомните все, о чем говорил ваш ребенок в последнее время!

Зачастую наши дети нам говорят нам почти все, другое дело слышим ли мы их!

Соберите родственников, с которыми ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знако­мых подростка.

Шаг второй:

Собрав информацию, так же проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы.

Шаг третий:

Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден - обращайтесь в со­ответствующие органы! Прежде всего, в медицинские учреждения и милицию. Вам необходимо подать за­явление на розыск в территориальное отделение милиции. Заявление у вас обязаны принять по перво­му требованию. Для этого при себе необходимо иметь: паспорт, фотографию ребенка, документ, удостове­ряющий его личность.

Шаг четвертый:

Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали по знакомым и родственникам, а так же телефоны, по которым с вами можно связаться.

Шаг пятый:

Необходимо обзвонить учреждения (больницы, приюты), где вы сможете получить информацию о том, не поступал ли ваш ребенок в данное учреждение.

Периодически связывайтесь со знакомыми и друзьями сына (дочери). В большинстве случаев дети, сбежавшие из дома, пытаются найти приют в знакомой среде.

Шаг шестой:

Найдя своего ребенка, не применяйте физическую силу, а попытайтесь разобраться, почему подросток сбежал.

Общие рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дому:

Говорите с ребенком!

Начните с малого - спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

Все, что для взрослых - полная бессмыслица, для ребенка очень важно!

Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.

Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

Только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? быть может, планируется про­ведение семейного праздника, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил? Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного ча­да в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.

Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помо­гут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители - это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные по­ловые связи. В дальнейшем - серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят пер­вый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым - с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

© 2010-2022