Сценарий классного часа «Коли уж гореть, так уж сгорая. .. » (к 120-летию со дня рождения С. А. Есенина)

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий классного часа

«Коли уж гореть, так уж сгорая...»

(к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина)

Цели:

  1. расширить знания обучающихся о творчестве С. А. Есенина.

  2. развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актёрских качеств;

  3. формировать умение творчески применять знания, развивать мышление, речь и навык выразительного чтения;

  4. воспитывать любовь к поэтическому слову

  5. воспитывать общую культуру обучающихся



Ход мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Почему сердцу любого русского человека так близки и понятны стихи С. Есенина? О нем очень много написано, его все знают, он поэт-легенда. В то же время ясно, что Есенин сгорел в необычайно искреннем, в небывало ярком огне своей поэзии.

Во все времена главным в поэзии было одно: где есть поющее сердце, где есть сердечное прозрение - там и сердце читателя. ЭТО САМАЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЛИНИЯ РУССКОЙ ЛИРИКИ, Поэтому Есенин и завоевал всенародную славу, всенародную любовь.

Ученик: Есенина в 1930-1950-е годы люди находили его стихи, переписывали от руки, учили наизусть - и всем сердцем откликались на его слово, на его песню. После смерти поэта Алексей Толстой сказал: «Умер великий национальный поэт… Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами… Его стихи есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души..

Учитель: Сегодняшний наш урок посвящён Сергею Есенину, замечательному поэту. Его стихи известны не только в нашей стране, их читают, ими восхищаются люди разных континентов. А сколько песен сложено на слова Есенина! Они очень музыкальны, напевны - есенинские строки. В них много искренности, нежности, сыновней любви к родной земле.

У ч е н и к «Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Учитель: Вот эта большая беззаветная любовь к отчему краю - надёжная опора и путеводная звезда есенинской поэзии. В одном из писем к другу Сергей Александрович писал: «Знаешь, почему я - поэт?...У меня родина есть. У меня - Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?...Нет поэта без родины».

Звучит песня «Край ты мой, заброшенный»

Обучающийся читает:

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Учитель:

На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года родился С. А. Есенин. Родился в семье крестьянина-отходника Александра Ильича Есенина и Татьяны Федоровны, в девичестве Титовой. Сергеем был назван в честь почитаемого на Руси святого Сергия Радонежского. До 5 лет воспитывался в семье бабки и деда по линии матери, которые были уважаемы в округе за книжную премудрость.

Учитель: В автобиографии С. Есенина читаем: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». О чём же его стихи? Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

У ч е н и к читает стихотворение «Гой ты, Русь моя родная,..»

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Учитель: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. «Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…» «Нет поэта без Родины»,- говорил Есенин. Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимым.

У ч е н и к читает отрывок из стихотворения «Запели тёсаные дроги»

О, Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

Ученик: Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимает перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.

Звучит стихотворение «Край ты мой заброшенный…»

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Учитель: В стихах Есенина запечатлён прекрасный облик нашей родины и тогда. Когда

Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось…

С родиной связана и лучшая метафора - «страна берёзового ситца»

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…»

Ученик: Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её: «Спит черёмуха в белой накидке…», «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…», «Клён ты мой опавший…» (звучит песня «Клен ты мой, опавший»)

Учитель: В чистые и нежные тона окрашена любовная лирика С. Есенина. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Через мельчайшие детали он рисует сложную гамму чувств. Только две строки, и все становится понятным:
Вот она, неповторимость чувства, истинная поэтичность переживаний, великая красота любви.

Ученик:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Учитель: А сколько стихов, обращённых к матери, было создано Есениным… Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии.

Ученик читает стихотворение «Письмо матери»:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Учитель: В стихотворениях последних лет у Есенина все чаще звучит мотив блудного сына, который, вдоволь наскитавшись по чужим краям и хлебнув достаточно горя, ищет родной уголок, где его смогут принять и залечить душевные раны. Поэт интуитивно предчувствовал скорую гибель и бессознательно искал защиты у той единственной женщины, которая всегда будет к нему отзывчива, милосердна и примет под своё крыло.

Ученик читает стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров...
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Учитель: Подлинный поэт всегда тонко чувствует время. Что это значит? Это значит, что он находит единственные, самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну и передать духовный подъём, отозваться на общую боль и воспеть общую радость.

Сергей Есенин был поэтом: время он чувствовал пронзительно тонко - и весну, и первый снег, и революцию, и любовь, и уходящую молодость…

Ученики слушают песню на стихи поэта «Не жалею, не зову, не плачу…»

Учитель: Творчество С. Есенина многогранно. В своих стихах он воспевает Родину, Россию, родные сердцу места. В его книгах мы прочитаем о нежной и чистой любви, о душевной боли, о сомнениях, победах и потерях. Обо всём Есенин пишет искренне, сердцем.

Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в 1925 году. Главное здесь - воспоминания поэта о своей жизни. Этот «зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Много передумал и перечувствовал Есенин в то время, когда пришла полоса душевного кризиса. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт мучился этим противоречием.

Началась травля крестьянских поэтов. Всё это осложнялось физическим нездоровьем Есенина. Ослабленный болезнью, издёрганный, в гостинице «Англетер» ночью 27 декабря 1925 года Есенин ушёл из жизни.

Ученик читает стихотворение Иосифа Уткина «СЛОВО ЕСЕНИНУ»

(на фоне песни «Над окошком месяц, под окошком ветер…»)

Красивым, синеглазым
Не просто умирать.
. .
Он пел, любил проказы,
Стихи, село и мать.. .

Нам всем дана отчизна
И право жить и петь,
И кроме права жизни -
И право умереть.

Но отданные силой
Нагану и петле, -
Храним мы верность милой,
Оставленной земле.

Я видел, как в атаках
Глотали под конец
Бесстрашные вояки
Трагический свинец.

Они ли не рубили
Бездарную судьбу?
Они ли не любили
И землю,
И борьбу?

Когда бросают женщин,
Лукавых, но родных,
То любят их не меньше
И уходя от них.

Есть ужас бездорожья,
И в нем - конец коню!
И я тебя, Сережа,
Ни капли не виню.

Бунтующий и шалый,
Ты выкипел до дна.
Кому нужны бокалы,
Бокалы без вина?. .

Кипит, цветет отчизна,
Но ты не можешь петь!
А кроме права жизни,
Есть право умереть.

Список литературы

  1. Есенин А.А; Есенин Е.А; Прокушев Ю.А. « На родине Есенина».- М.: Московский рабочий, 1990г.

  1. Есенин С. «Анна Снегина».- М.:Детская литераура,1991г.

  1. Есенин С. Избранное.- М.: Детская литература, 1993г.

  2. Есенин С. Собрание сочинений. Том 1-м.: Советская Россия, 1994г.

  3. Есенин С. Собрание сочинений. Том 2- М.: Советская Россия, 1994г.

  4. Карамзин В. Я.; Зварский И. С.; Коровин В.И. Литература 9 кл.- М.: Просвещение, 2002г.

  5. Орлова О.Е. Сочинения.- М.: Мартин, 2002г

  6. Прокушев Ю. « Сергей Есенин».- М.: Молодая Гвардия, 1993.

  1. Эвентов И. С. « Сергей Есенин».- М.: Просвещение,1992г.











© 2010-2022