«Особые люди, живущие рядом»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский интернет-урок Доброты

«Особые люди, живущие рядом»

Классный час - размышление

Цель:

привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.

Учитель: Часто ли мы задумываемся над тем, кто живёт среди нас и над тем, как много людей нуждается в нашей помощи? Инвалиды - это люди с ограниченными способностями. Кто они такие?.. Знаете ли Вы, что Генеральной Ассамблеей ООН с 1992 года 3 декабря отмечается как Международный день инвалидов.

Это не праздник, это день, когда каждая страна должна отчитаться, как она соблюдает права инвалидов, как заботится о них. В этот день общество должно вспомнить об инвалидах, которые нуждаются в помощи, доброте, внимании и сострадании. Мы познакомимся с терминами, которые, должен знать каждый человек современного общества.

(Внимание детей обращается на слайд с понятиями)

Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Вы должны знать, что слово «инвалид» (буквально означающее «негодный») в настоящее время все чаще заменяется на выражение «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а так же в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН. Инвалидов в России более 10 миллионов человек и как бы ни было больно, из них более 500 тысяч дети. Темпы роста числа инвалидов превышают рост трудовых ресурсов. После реабилитации только 5 процентов инвалидов полностью восстанавливают свою работоспособность.

Так кто же сейчас инвалид? Одни считают, что это самый бесправный, вычеркнутый из жизни человек. Он вечно чего-то просит, так как у него за душой, кроме нищенской пенсии, ничего нет. Другие приводят в пример людей, живущих в борьбе за достойную жизнь наравне со здоровыми людьми.

Ученик читает стих

Когда от слез болит душа,

Не говори напрасно,

Что жизнь не стоит не гроша,

Она всегда прекрасна.

Порой седые облака

Надолго солнце скроют.

И жизнь бывает нелегка

Под черной полосою.

Но надо верить, надо ждать.

Рассеет ветер тучи,

и сквозь туман сверкнет опять

Надежды яркий лучик.

Он над тобой и надо мной

Сияет в небе ясном.

И жизнь под этою звездой

Воистину прекрасна.

Совместный просмотр презентации «Дети-инвалиды в современном обществе»

Беседа с учащимися:

С какими проблемами сталкиваются инвалиды? Можно ли говорить об ограниченном общении этих детей? Как государство помогает этим детям? Какую помощь может оказать каждый из нас? Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка? Почему на улицах очень мало встречается инвалидов? Как люди становятся инвалидами? Как бы они отнеслись, если бы в классе появился инвалид? С какими бы трудностями столкнулся бы человек с ограниченными физическими возможностями, обучаясь в школе? Страшно ли представить себя в инвалидном кресле?

Ученик читает стих

Принимаю, все принимаю,

Никого не виня, не коря -

Просто выпала жизнь мне такая

И не пять, и не две, а одна.

Просто выпала, кем-то загаданная

А зачем? Почему?.. Если б знать!

Но живу вот. И окна распахиваю,

И дверей не стремлюсь закрывать.

Были радости. Будут и радости.

Были беды. И снова придут.

Мне еще далеко так до старости,

Много будет всего на веку.

Но ночами, проснувшись встревожено

От пришедшей и в сны вдруг тоски,

Обессилено выдохну: "Господи!

За какие казнишь ты грехи!

Учитель. Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны. Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Предлагаю поработать в группах. Мы составим памятки для учеников школы «Как помочь человеку с ограниченными возможностями» Первая группа составляет памятку для помощи слабовидящим людям, вторая - слабослышащим, третья - инвалиду-колясочнику.

Группы зачитывают составленные памятки. Классу предлагается обсудить предложенные меры помощи.

Учитель. Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, подняться по лестнице в свой подъезд и т.д.

Что нужно этим людям на инвалидных колясках, чтобы они могли жить и работать?

(Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, для пользования ванной, транспорт с подъемником, пандусы в жилых домах, магазинах и т.д., широкие двери т.д.).

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно?

(Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля. Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабовидящие дети.

Ученик читает стих.

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.

Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным,

Испуганным и нервным.

Ступени - это мрачный сумрак.

О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,

Все эти ступеньки!

Стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему он не любит ступени?

(Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем ступени и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием. Сможет ли ребенок на коляске передвигаться в коридорах нашей школы (нет!) Почему?

Проведите дома эксперимент. В темноте попробуйте дойти до кухни, сделать бутерброд, одеться в школьную одежду, прибрать свой стол. Трудно ли будет это сделать?

А сколько людей с этим живут, борются с болезнями и не опускают руки. Все знают, что

32-й президент США (1933-1945) Франклин Делано Рузвельт заболел полиомиелитом в 1921 и был инвалидом, а композитор Людвиг ван Бетховен потерял слух с возрастом. И еще примеры:

Музыкант Стиви Уандер (США, слепота)

Джазовый пианист Маркус Робертс (en:Marcus Roberts) (слепота)

Музыкант Рэй Чарльз (США, слепота)

Барабанщик группы Def Leppard Рик Аллен (en:Rick Allen) (потерял левую руку в автокатастрофе)

Активист-правозащитник Елена Келлер (cлепоглухота)

Активист-правозащитник Валерий Фефёлов (паралич вследствие травмы позвоночника)

Подведем итоги нашего урока.

Рефлексия.



© 2010-2022