Классный час «Оставьте в жизни след»

Классный час «Оставьте в жизни след» является материалом, которым может воспользоваться любой классный руководитель, начиная от начальной школы и заканчивая старшим звеном. Данная разработка содержит информацию, предлагаемую ребятам для осмысления собственной значимости, ценности. Прямо на уроке моделируются провокационные ситуации, которые заставляют задуматься о смысле своей жизни не только детей, но и родителей, если вы их пригласите к себе на урок. Благодаря данному уроку вы сможете лучше ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ОГЛАВЛЕНИЕ


Классный час
«Оставьте в жизни след»

Цель: создание условий для успешной социализации личности

Задачи:

- подвести учащихся к осознанию того, какой след они хотели бы оставить на земле;

- формирование нравственных устоев через создание провокационных ситуаций;

-развитие творческих способностей;

-воспитание толерантности

Оборудование:

  • камень с надписями («направо пойдешь - себя потеряешь», «налево пойдешь - клад найдешь», «прямо пойдешь - себя потеряешь»)

  • человеческие следы (на каждого учащегося 3 штуки с их именами)

  • цитаты

  • музыкальное сопровождение (песни: «Мгновение» из к\ф «17 мгновений весны», «Для того дорога и дана» барда В.Берковского, «Есть только миг» из к\ф «Земля Санникова», «Дорогою добра», «Песенка Красной шапочки»))

  • слайды с изображением луны, греческого храма

  • светомузыка

  • кадры кинохроники

  • шапочки «Мысль - змея» и «Совесть»

  • греческие костюмы

1 этап

Подготовительный

Перед классным часом учащимся дается домашнее задание составить список добрых дел за последние полгода, распределить их по категориям

- для семьи

- для школы

- для знакомых

- для незнакомых

Выбираются учащиеся на роли

- мысль-змея

-мысль - совесть

- 2 хулигана

- 1 жертва

- 1 прохожий

Готовится танец «Сиртаки»

2 этап

Ход мероприятия

(в классе темно, на слайде изображения Луны)

На полу сидят застывшие фигуры, звучит тихая музыка

1 ученица: Зачем я живу на земле?

Ответь мне, луна.

И светом своим мне путь озари,

Когда я слепа.

2 ученица: Зачем я живу на Земле?

Скажите мне, звезды!

Зачем я живу на Земле?

Ведь это совсем уж непросто.

3 ученица: Зачем я живу на Земле?

Скажите мне, люди?

Зачем я живу на Земле?

И что со мной будет.

(Звучит 1 куплет из песен «Есть только миг» из к\ф «Земля Санникова» и «Мгновение» из к\ф «17 мгновений весны» на фоне кадров кинохроники)

Зажигается свет

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Для вас сейчас прозвучали фрагменты двух песен, в которых есть очень глубокая мысль, сформулируйте ее, пожалуйста.

(есть только миг, мгновение, именно это называется жизнью, за которую нужно держаться)

  • можно ли каждому из нас назвать эти песни своими, т.е. адресованными именно вам?

(да, потому что в песне автор обращается к каждому: есть только миг за него и держись, наступит время сам поймешь)

  • Чему учат эти замечательные песни?

(жить нужно не вчерашним и не завтрашним днями, а сегодняшним: здесь и сейчас, мгновения пролетают быстро)

  • Ребята, назовите кинофильмы, в которых прозвучали эти песни?

(«Земля Санникова», о первопроходцах, исследующих север России и «17 мгновений весны»; о славном разведчике Исаеве, скрывающемся под фамилией Щтирлиц)

Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

/ Николая Заболоцкого/

Учитель: Что означают эти строки?(ответы детей)

Т.е. каждый человек - творец своей жизни, который после себя оставляет следы: один бесславные, грязные, затаптывающие все хорошее, другой бессмертные, светлые, делающие наш мир прекрасней. Вот мы и подошли к теме нашего классного часа «Оставь в жизни след!»

  • Попытайтесь определить цель нашей встречи сегодня

(задуматься о том, какую дорогу выбрать и какой след каждый из нас оставит на земле)

Мы знаем время растяжимо

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы заполняете его.

/Н. Заболоцкий/

У: Человеку в этом мире нелегко. Перед ним всегда стоит выбор, а порой бывает и не один. И, конечно, по пути, который выбирает человек можно судить о его дальнейшей жизни.

(появляется камень)

Вот и мы с вами оказались на распутье. Перед вами 3 дороги

  1. прямо пойдешь - себя узнаешь

  2. налево пойдешь - клад найдешь

  3. направо пойдешь - себя потеряешь

Какую дорогу выберем?

1.Прямо пойдешь - себя узнаешь

(звучит греческая музыка, появляется изображение греческого храма, исп. танец «Сиртаки», разворачивается надпись «Познай себя!»)

У: в древности в греческом городе Дельфы был храм, в который приезжали люди, чтобы услышать от оракула (прорицателя) свою судьбу. Над дверью этого храма на камнях была выбита надпись: «Прежде, чем ты войдешь в двери этого храма о путник, познай самого себя!»

Вопросы:

  • Для чего нужно знать самого себя?

  • Можно ли верить тому, кто говорит, что он знает себя?

(Нет, человек самое загадочное существо на планете, ученые высчитали, что в течение жизни обычный человек использует 3% возможностей своего головного мозга, талантливые и гениальные люди - 5-10 %. Т.е. большинство возможностей мы не используем)

Задание (работа с личными дневниками)

  1. Запишите все слова, которые помогут ответить на вопрос: «Кто я» (см. приложение №1)Демонстрация слайда

  2. Оцените, как вы к себе относитесь (см. приложение №2)

Вопросы:

  • Ребята. можно ли человеку узнать самого себя за один раз?

Вывод - наблюдать за собой и изучать себя всегда

  • Останемся здесь или пойдем дальше?

Но мы не можем просто так уйти, каждому из вас нужно принять решение оставлять свой след на этой дороге или нет, чтобы вновь и вновь возвращаться к самопознанию

Перед каждым из вас лежат три следа, один из которого вы можете прикрепить на любое из высказываний мудрых людей, если посчитаете, что оно вам близко по духу. (звучит песня «Для того дорога и дана»)

(высказывание, на котором больше следов зачитывается вслух и обсуждается)

У: А теперь можно и в путь. На какую дорогу свернем?

Звучит фрагмент песни «Красная шапочка» - «если ты такой ленивый, если ты такой пугливый, сиди, дома не гуляй»


  1. Остановка -налево пойдешь - клад найдешь

У: Ребята, кто из вас желает пройти испытание?

(выходит один ученик, за его спиной встают «Мысль - змея» и «Совесть»)

1 ситуация

Мимо ученика идет прохожий и теряет 100 рублей

«Мысль - змея» О, тебе так повезло. Бери быстрее деньги, они твои

«Совесть» Отдай деньги тому, кто их потерял

(ученик делает выбор, обсуждение с классом)

В конце импровизированной сценки интервью с учеником

-Что происходило внутри тебя во время испытания?

2 ситуация

(выбирается другой ученик)

Два хулигана вымогают деньги у одноклассника

«Мысль - змея» Пройди мимо, целее будешь

«Совесть» Помоги однокласснику

1 хулиган: А (имя), это ты что ли? Помоги нам разделаться с этим пацаном. У него, знаешь какой отец богатый, 10% твои.

«Мысль - змея» Это твой шанс разбогатеть, помоги им.

«Совесть» Остановись, это скользкая дорога, попадешь в тюрьму. Лучше выручи парня из беды.

В конце импровизированной сценки интервью с учеником

-Что ты чувствовал во время испытания?

3ситуация

(выбирается другой ученик)

К ученику подходит одноклассник

Одноклассник: (имя), я такие сигареты достал, говорят они вообще безвредные, давай попробуем

«Мысль - змея» Не отказывайся, все пацаны тебе обзавидуются.

«Совесть» зачем же тебе портить свое здоровье? Откажись. Ты же сильный, не поддавайся на уговоры

В конце интервью с учеником

Почувствовал ли борьбу внутри себя?

У: Ребята, мы прошли по новой дороге, если кто-то из вас хочет оставить здесь свой след, пожалуйста, сделайте это.

Звучит припев песни «Для того дорога и дана»

У: Я хочу задать вам вопросы, на которые вы не обязаны отвечать вслух, но попробуйте ответить на них мысленно своей совести. Для удобства закройте, пожалуйста, глаза.


  1. Часто ли тебя посещает мысль- змея? Нашептывает ли она «возьми, возьми, сделай, сделай!»

  2. Что ты отвечаешь ей? Говоришь ли решительно: «Пошла прочь!» Или прикидываешь в уме, как бы взять чужую вещь, чтобы никто не заметил?

  3. Идешь ли ты на поводу у кого-то из своих приятелей, когда они предлагают сделать что-нибудь плохое? Как телок на веревочке или имеешь голову, поступаешь по-своему?

  4. Находишь ли в себе силы выдавить из себя трудные слова - «Прости меня, я виноват?» или так и не можешь их повторить?

Откройте глаза.

Эти контрольные вопросы нужно задавать себе как можно чаще. Лучше перед зеркалом, в тишине. Когда никого нет рядом. Смотри себе в глаза и отвечай. И следи за тем бегают они или смотрят твердо и ясно.

Вопросы

  • Ребята, как вы думаете, что скрывается под этой надписью на указателе?

  • Действительно нужно идти по этой дороге?

  • Чем опасно данная дорога? (может привести в тюрьму)

Те ребята, которые оставили на ней следы, в первую очередь, должны задуматься куда их эта дорога приведет.

Нам осталось пройти по третьей дороге. Кто не боится идти вперед?

(дети поднимают руки)

3 Остановка направо пойдешь - себя потеряешь

Звучит припев песни «Для того дорога и дана»

1 ученик А всегда ли ты борешься со злом?

2 ученик При тебе сквернословили, а ты?

3 ученик Вчера ты не заметил, ак у малышей отнимают деньги на завтрак!

4 ученик Сегодня ты не остановил руку мальчишки, издевающегося над беззащитным животным. А завтра, что, будет завтра?

Если ты каждый день прощаешь себе и другим такие мелочи.

Все: надо жить отвечая за все!

1 ученик И если оскорбили кого то, то в тебя в первую очередь попадают эти слова!

2 ученик А если на твоих глазах вот-вот совершиться преступление, то это преступление против тебя самого

3 ученик Минута трусости сколько она стоит? Минуты эти бывают не только в темном переулке, но и в ярко освещенном зале, когда какая-то неведомая сила притягивает тебя к стулу и не дает выступить против того, что ты считаешь неправильным. Ненужным. Да мало ли где случаются такие минуты. Но иногда стоит подумать к чему они приводят.

4 ученик Мы знаем сложна эпоха

И трудно в ней порою разобраться,

Но если в ней что-то плохо,

То не надо прятаться, надо драться

1 ученик

Стыдно ей богу плакать

Что столько подонков дескать,

Стыдно от времени прятаться

Надо его делать

Вопросы

  • А что значит делать время?

(не сидеть сложа руки, бороться с обманом, воровством, равнодушием. Что посеешь, то и пожнешь)

  • Почему эта дорога называется - «себя потеряешь?»

(себя потерять, значит жить для других)

Будь щедрым! Время не забудет

Хорошим словом помянуть

Того, кто сердце отдал людям,

Запомни это. Щедрым будь!

/Петрусь Бровка/

Перед вами мысли мудрых людей. Оставьте свой след на том высказывании, которой ближе вам по духу (звучит припев песни «Для того дорога и дана»)

(см. приложение №4) Обсуждение высказывания, которому отдали больше следов.

В главной книге иудеев Талмуде есть притча:

У каждого человека есть три друга: дети, деньги, и добрые дела. Когда приходит время ему покинуть мир. Он призывает себе детей, которые говорят ему: « Разве ты не знаешь, что никто не в силах победить смерть?» Тогда он взывает к своим деньгам, говоря: «День и ночь я работал на вас, спасите меня теперь», но деньги отвечают:

«Богатство не спасет тебя от смерти». И тогда человек призывает свои добрые деяния, и те отвечают: «Иди с миром: когда ты прибудешь в мир иной, мы встретим тебя, а там и поможем тебе»

Запомните эту притчу, потому что в ней содержится народная мудрость, и ищите свою дорогу в жизни. А так же задумывайтесь, на какой дороге оставить свой след, а какую обходить стороной

Песня «Дорога добра»

Литература

1. Стихи Н. Заболоцкого

stihi-rus.ru/1/Zabolockiy/

2. Стихи Петруся Бровки

allforchildren.ru/poetry/author561-brovka.php

3. Тест «как вы к себе относитесь» tests.follow.ru/index.php?mode=details&id=217

Приложение №1


ученик

Классный час «Оставьте в жизни след»Классный час «Оставьте в жизни след»

Классный час «Оставьте в жизни след»

Классный час «Оставьте в жизни след»Классный час «Оставьте в жизни след»

Классный час «Оставьте в жизни след»


Приложение №2

Тест: Оцените, как вы к себе относитесь

  1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать?

А) очень часто - 1б

Б) иногда - 3б

В) практически никогда - 5б

  1. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, Вы:

А) постараетесь победить его в остроумии- 5б

Б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и

выйдете из разговора - 1б

В) поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать

знакомым - 3б

  1. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

А) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда - 5б

Б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1б

В) в сложной ситуации главное - не упорство и везение, а человек, который сможет ободрить и утешить - 3б

  1. Вам показали шарж или пародию на вас, Вы:

А) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное- 3б

Б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4б

В) уйдете, хлопнув дверью- 5б

  1. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека

А) да- 1б

Б) нет- 5б

В) не знаю- 3б

  1. Вы выбираете духи в подарок маме, подруге. Купите:

А) духи, которые нравятся вам - 5б

Б) духи, которым, как вы думаете, будет рада мама, подруга, хотя вам лично они не нравятся- 3б

В)духи, которые рекламируют в недавней передаче - 1б


  1. Вы любите представлять различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

А) да- 1б

Б) нет- 5б

В) не знаю- 3б

  1. Задевает ли вас, когда ваши одноклассники добиваются большего успеха, чем вы?

А) да- 1б

Б) нет- 5б

В) не знаю- 3б

  1. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

А) да- 5б

Б) нет- 1б

В) не знаю- 3б

  1. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета

А) голубой - 1б

Б) желтый - 3б

В) красный - 5б

Если удалось, ставят баллы, если нет - не ставят.

Подсчитайте баллы

50 - 38 баллов

Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркнуть свое «Я», выделить свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходят определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть недостаток: слишком серьезно вы к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не нравится, скорее всего, вы «защититесь» от них утверждением «все врут календари». А жаль…

37 - 24 балла

Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и взаимоотношениях, с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и то, что самое главное, не за счет других.

23 - 10 баллов

Очевидно, вы не довольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом….

Остановитесь! Кто сказал, что любить себя - плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен постоянно недоволен ? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек

Приложение №3

  1. Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя /И.Гете/

  2. Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим /Аркадий Давыдович/

  3. Важнейший результат всякого образования - самопознание /Эрнест Фейхтералебен/

  4. Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя /Петр Чаадаев/

  5. Силы заложенные в человеке, не имеют подобных в природе, и лишь ему самому дано узнать, на что он способен, а это не прояснится, пока он не испытает себя /Р.Эмерсон/

Приложение №4

  1. «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком» /К Маркс/

  2. Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее /Альфонс Але - французский писатель/

  3. Велики людские притязания, а цели ничтожны /Люк де Вовенарг - французский писатель/

  4. Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. /Фридрих Ницше - философ/

  5. Человек подобен дроби, числитель ее то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь /Л.Н.Толстой/

  6. Жить дурно, неразумно и нечестиво - значит не плохо жить, но медленно умирать /Демокрит/

26

© 2010-2022