- Преподавателю
- Классному руководителю
- Искусство жить среди людей
Искусство жить среди людей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зубко Е.Ф. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Искусство жить среди людей
Цель: формирование умения жить в коллективе и ответственности за
коллективный труд и отдых , расширение представлений учащихся о
характере человека, его проявлениях ,возможностях человека в
совершенствовании своего характера.
Задачи-: раскрыть понятие значимости коллектива в личностном росте,
развить умение жить в коллективе, оставаясь яркой
индивидуальностью .
- воспитывать культуру общения со своими одноклассниками и в
обществе.
- расширить понятие о таких категориях , как доброта, милосердие ,
соучастие.
Оборудование : цитаты:
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей
читать его душу, увидеть в его глазах его духовный
мир- радость, беду, несчастье, горе.
В.А . Сухомлинский.
Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное , самое высокое создание в мире -это человек.
М.Горький.
1. Вводное слово психолога
Песня « Давайте говорить друг другу комплименты…» -Булат Окуджава.
(приложение)
2. Побеседуем
- Как вы понимаете , что такое искусство жить среди людей?
- Какие правила общения вы знаете?
3. Подумаем об этом- о философии жизни (из книги Н.Козлова « Как относиться к себе и людям или практическая философия на каждый день»
Давно наблюдал , как одни люди живут среди людей легко и ровно , не напрягая других и не дёргая себя, и как другие вроде бы во всех отношениях такие же , настойчиво страдают , с завидной регулярностью мучаются и, самое главное , устраивают то же самое окружающим. Что делает их жизни такими разными? Взгляды на взаимоотношения между людьми , которые берутся за основу и воспроизводятся раз за разом , год за годом . Философия жини. И, соответственно, разное качество Житейской Философии даёт человеку очень разное Качество Жизни .
Философия- очень практичная вещь. И я хочу познакомить вас с Житейской Философией, которая работает . Приняв её, вы освободитесь от кучи проблем , конфликтов и перестанете создавать проблемы и конфликты для окружающих.
4.Почитаем.
Два нравственно- психологических этюда.
-
Обвинение вины
Помню прекрасное и весёлое лето и нашу дружную компанию вожатского- преподавательского состава в пионерском лагере .Звездой и Солнышком
у нас был Паша , по- настоящему порядочный , тёплый и светлый человек. У нас было не только приятное общение в лагере, намечались планы общих интересных дел. Но всё прервалось - у меня травма руки, операция, больница... Помню грустные Пашины глаза и искренние его слова о желании меня навестить . Но он так и не приехал ко мне. И больше мы с ним не виделись никогда- у меня его телефона не было, а он мне не позвонил. А мне так хотелось этого.
-
Для меня нет сомнений в двух обстоятельствах: первое- Паша был потрясён происшедшим и искренне хотел приехать ко мне в больницу. Я не знаю, какие обстоятельства помешали ему сделать это. Но второе и главное: я уверен, что осенью , когда я уже вышел из больницы, Паша мне не позвонил только по той причине, что ему было неудобно. Он чувствовал себя виноватым передо мной.
Всё просто: если бы не переживания вины, у меня остался бы хороший друг.
Его совесть и её жестокая служанка- Вина- лишили меня друга.
-
Паша , откликнись! Я буду тебе рад.
А к госпоже Вине с тех пор у меня отношение особое , и, в частности , большая просьба: « Уважаемая госпожа Вина! Не мешайте людям жить! И мне в том числе.
Да, до какого - то срока я тоже верил, что угрызения Совести и переживания
Вины есть неотъемлемое качество каждого духовно-пробуждённого человека. Эти мучители истого терзали мою душу, отмечая ударом каждое моё падение и царапая сердце за каждый мелкий промах . Спастись от них было невозможно, ибо чем человек порядочнее, тем больнее кусает его Совесть и терзает Вина.
Сейчас этим гостям нет места в моей душе: их место заняли Разум, Любовь и Нравственность.
-
Размышления о виноватых
Неизгладимое впечатление произвёл на меня диалог Марисабель с её мамой в фильме « Богатые тоже плачут» . Мама, рассказав дочери, как она оставила её когда-то в приюте, с надрывом спрашивала :» Ты не презираешь меня?» « Нет, я не презираю тебя !»- отвечала с дрожью в голосе и пафосом
Марисабель… Всё в порядке? Вам ничто не режет слух ?
А ведь презрение - довольно грязная вещь. Это что-то из арсенала психологических палачей. Соответственно у наших героев гуманизм на уровне: одна спрашивает : «Ты не будешь за мою слабость истязать меня?», другая отвечает: « Нет , я не буду поджаривать тебя на сковородке!» . И по её возвышенным интонациям я догадываюсь, что для неё это нравственный подвиг.
Ну что ж, для кого-то большим шагом к овладению нравственностью будет воздержаться от нецензурной брани и научиться выяснять отношения нормальным разговором, а не метанием сковородок или кулаком. Для более цивилизованной публики трудной вершиной оказывается умение просить прощения и прощать. Славно , но чем здесь особенно гордиться?
Прощение- это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому; но это же значит , что перед этим вы загрязнили свою душу обидой, злом и ненавистью.
Я уже много лет не прощаю никого, потому что прощать мне некого. Прощают виновных, а я никого никогда не обвиняю, и в МОЁМ мире виновных нет.
-
Естественно, где-то на поверхности души обиды иногда могут появиться. Но в глубину души их никто не пустит, а на поверхности к ним настолько насмешливое отношение, что дольше нескольких минут обиды в моей душе не живут.
Я знаю, что люди бывают эгоистичны, агрессивны, глупы , невоспитанны, нечестны и неблагодарны. Меня это не удивляет, я принимаю это как реальность этого мира и не собираюсь ни возмущаться этим, ни из-за этого расстраиваться. Я не обвиняю дождь , поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью. Плохих людей для меня нет.
Я люблю этот мир таким, каков он есть. Всё, что меня интересует , это- как в таких обстоятельствах, среди таких людей ,жить мне. Смогу ли по- другому?
5. Вас тоже интересует это?
Побеседуем. Мнения учащихся.
6. Полезная информация.
При этом мы - люди совершенно земные, и если от человека рядом с нами оказывается больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, мы постараемся , чтобы он и я оказались подальше друг от друга.
Мы можем активно и жёстко защищать себя, как и любого другого человека, но чтобы мы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться. Для нас лучше не ответить ничем ,чем ответить грубостью. Мы никогда не унизимся до мести. Если наш личный враг делает хорошее дело , нам хотелось бы ему помочь .
По сути, Философия уже зазвучала.
6. Дальше , давайте изложим её тезисно в виде своеобразного кодекса взаимоотношений .Творческая работа
Учащимся предлагается выработать кодекс взаимоотношений ( работа в группах). Ребята представляют свои работы , затем вместе с психологом вырабатываются общие правила взаимоотношений( с небольшими комментариями психолога)
- Мне никто ничего не должен. Если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее, я ему благодарен. Не сделал -я не буду на него в обиде. Мне приятна благодарность, но я никогда на неё не рассчитываю и тем более её не требую.
- Обвинять и мучить себя так же глупо и безнравственно, как мучить и обвинять других.
- Мудрого не волнует он сам, мудрому интересен мир.
- Душевно здоровый человек унижен и оскорблён быть не может.
- Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
-Что бы вы ни делали , количество добра в мире должно увеличиваться.
- Нет таких случаев , когда обиды оправданы
7.Почитаем. Стихотворение В. Полторацкого « Слово о словах»
Язык- орудие человека. Он необходим , чтобы люди могли полноценно общаться .Нам чаще всего не хватает именно слова, и мы пытаемся найти его, это единственно нужное , правильное, точное. Слово может оказать огромное воздействие на человека, слово может убить, слово может спасти.
Слово о словах
Слова бывают разные - то дельные, то праздные,
То честные , правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово-утешение и слово - удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые , алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт ,тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе ,как чистейшими ,отборными
Не злыми ,не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
8. Упражнение.
Тест «Конфликт без насилия»
Выберите , на ваш взгляд, правильные ответы:
1.Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?
А. да, являются
Б. нет, не являются
В . всё зависит от культуры человека, страны ,где он живёт , и законодательства.
2. Дети имеют право свободно делать свой выбор :
А. во всех сферах жизни и деятельности
Б. только в среде своих друзей
В . только в семье
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
А. потому что так принято в обществе
Б .потому что это совпадает с его желанием
В. потому что так получается
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся
Б. отстаивают свои позиции
В. вырабатывают правила
5. Почему человек не соблюдает правил:
А. жить по правилам не интересно
Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры
В. считает, что соблюдение правил- это проявление слабости
6. Каковы причины конфликтов?
А .грубость
Б. слабохарактерность
В. эгоизм
Г. доброта
Д. ответственность
Е. различие взглядов
7.Может ли быть конфликт без насилия
А .нет
Б нет
В всегда
8. К какому понятию относятся определения «состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка»
А. конфликт
Б. ссора
В. противоречие
По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются?
1б,2а,3а,4в,5в,6а,в,е;7б,8б.
9 .От сердца к сердцу.
Просмотр презентации .(приложение)