Комплексная оценка уровня здоровья студентов

"Описание материала: Уже длительное время публикуется большое количество научных работ, из которых можно получить точные сведения об общей динамике смены психофизиологических и анатомо-физических особенностей человека. По данным статистических исследований за последние 30 лет иммуннитет человека стал слишком слабым. Количество стопроцентно здоровых физически детей и подростков по сведениям медицинской статистики составляет всего 3–8 %, до 59–62 % выросло количесвто хронически больных учащихся. З...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Попичев М.И.

Крымский юридический институт Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого

Аннотация. Рассмотрено, что на протяжении многих лет контрольные нормативы по дисциплине "физическое воспитание" практически не изменялись, а состояние здоровья молодежи из года в год ухудшается, снижается иммунитет. На основе эксперимента показано, что соотношение функционального состояния студентов и физической нагрузки должно быть оптимальным. В эксперименте принимало участие 780 студентов в возрасте 17-18 лет. Оценено, при каком функциональном состоянии можно давать ту или иную нагрузку. Установлено, что как минимум два раза в год необходимо проводить предлагаемую нами комплексную диагностику.

Ключевые слова: диагностика, здоровье, студент, функциональность, перенапряжение,

Введение.

Из публикуемых в последнее время научных работ мы можем почерпнуть информацию о динамике изменений психофизиологических и анатомо-физических особенностей человека. Следует отметить, что в целом за последние 30 лет иммунная система человека существенно ослабла. А значит, для улучшения состояния здоровья в той среде, в которой живет человек, должен изменяться его образ жизни. Сегодня нельзя жить по принципу естественного биологического износа, сегодня необходимо стремиться жить по принципу биологического закона. Надо знать, как правильно питаться, дышать, двигаться, задавать себе физические нагрузки, восстанавливаться после стресса, как и где проходить диагностику своего организма, как определить допустимый объем умственной и физической нагрузки и т.д. Значит, нужна разработанная, научно обоснованная система жизнедеятельности.

Многие ученые считают, что при ослаблении организма целесообразно усиливать его недостаточно мощные защитные приспособительные реакции, но без чрезмерной активации функций (Г.Л. Апанасенко, О.П. Андронов, Э.Г. Булич и др.).При этом, по мнению других ученых (Н.П. Булкина, В.А. Романенко и др.), нецелесообразно использовать традиционные средства физической культуры (бег, атлетическую гимнастику, спортивные игры и т.д.), которые оказывают достаточно выраженные стрессовые воздействия на организм.

Публикации и исследовательские работы последних лет показывают, что в практику физического воспитания студентов постепенно внедряют упражнения, которые позволяют расширить возможности занимающихся в достижении оздоровительного эффекта. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем - вполне естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры. Однако при этом важна адаптация таких оздоровительных средств к славянскому менталитету и отечественной системе физического воспитания (Л.И Лубышева и др.).

Большинство студентов начинают обучение в ВУЗе в возрасте 17 лет, когда еще сохраняется возможность высоких темпов развития силы, гибкости, общей выносливости и т.д. Применение нетрадиционных методов поддержания физической активности для студентов должно способствовать повышению уровня их работоспособности. Но для безопасной жизнедеятельности в самом начале учебного года необходима комплексная диагностика по определению уровня здоровья студентов, профилактический медицинский осмотр, чтобы выявить потенциальность занимающихся.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью нашей работы является подбор анатомо-физических и психофизиологических тестов для достоверного определения состояния здоровья и физического развития студентов.

Организация и методика исследования.

На протяжении трех лет у 780 студентов в начале и конце учебного года рассматривались и апробировались функциональные измерения по анатомо-физическим и психофизиологическим особенностям для определения уровня здоровья и физического развития студентов. Студентам, которые успешно прошли комплексную диагностику (психолого-педагогический и врачебный контроль), в дальнейшем логично будет предложить оптимальную нагрузку для эффективного развития их организма.

Тесты, применяемые во время исследования.

1. Теппинг-тест.

Для выполнения этого теста на листе бумаги вычерчиваются четыре смежных квадрата 10Х10 см. Испытуемый, сидя за столом, должен за 40 сек. с помощью карандаша нанести максимальное количество точек. По команде сначала ставятся точки в один квадрат, далее через каждые 10 сек. по сигналу без паузы точки ставятся в следующие квадраты. Оценивается количество точек, поставленных в каждом квадрате. Для точного подсчета точек следует вести линию карандашом от одной точки к другой. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 60-65 точек в каждый квадрат за 10 секунд. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

2. Одномоментная проба. Перед выполнением одномоментной пробы студент отдыхает стоя, без движений, в течение 3 минут. Затем замеряется частота сердечных сокращений (далее - ЧСС) за одну минуту. Далее студент выполняет 20 глубоких приседаний за 30 секунд из исходного положения: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. При приседании руки выносятся вперед, а при выпрямлении - возвращаются в исходное положение. После выполнения приседаний подсчитывалось ЧСС в течение одной минуты.

При оценке величина учащения ЧСС после нагрузки определяется в процентах. Величина до 20% означает отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку, от 21 до 40% - хорошую; от 41 до 65% - удовлетворительную; от 66 до 75% - плохую; от 76 и более - очень плохую.

3. Многомоментная проба. Студент выполняет максимальный бег за 15 секунд, 20 приседаний за 30 секунд, 3-х минутный бег (темп - 2 секунды - 4 шага). После выполнения упражнений подсчитывают ЧСС в течение 5 минут (на 1-3-5 минутах за каждые 10 секунд).

4. Ортостатическая проба. Проверить состояние центральной нервной системы (ЦНС) можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчитывается пульс в положении лежа после 5-10 мин. отдыха. Далее надо встать и измерить пульс в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 минуту определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая - 0-6, нормальная - 7-12, живая -13-18, повышенная - 19-24 уд/мин.

5. Тест Бондаревского: стойка на одной ноге, другая согнута и её пятка касается коленного сустава опорной ноги, руки приподняты вверх, голова прямо. Упражнение выполняется с открытыми глазами. Отсчет времени начинается после принятия устойчивого положения, а прекращается в момент потери равновесия. Чем меньше разница во времени выполнения упражнений с открытыми и закрытыми глазами, а также чем больше длительность выполнения, тем лучше оценка. Е.В. Сермеев вывел средние данные оценки функционального равновесия. Удержание позы с закрытыми глазами - 16 с., с открытыми - 44 с.

6. Опросник Реана (мотивация).

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ "да" или "нет". Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" объединяет как явное "да", так и "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет": он объединяет явное "нет" и "скорее нет, чем да". Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, и является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА - мотивация

  1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

  2. В деятельности активен.

  3. Склонен к проявлению инициативности.

  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

  9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени результативность деятельности ухудшается.

  10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

  12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

  13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

  15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается.

  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

  18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

  19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Ответ "ДА": 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ "НЕТ": 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов составило 8-9, то есть определенная тенденция к нацеленности на неудачу, а если количество баллов 12-13, то имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях, при которых возможно избежать эту гипотетическую неудачу, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах; стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

7. Определение стресса.

  1. Часто хочется плакать.

  2. Вы легко идете на скандалы.

  3. Снижен интерес к сексу.

  4. Плохо спится.

  5. Вы ерзаете, грызете ногти, теребите волосы.

  6. Трудно сосредоточиться и принять решение.

  7. Все труднее разговаривать с людьми.

  8. Вы едите, не испытывая голода или пропускаете еду.

  9. Усталость почти постоянная.

  10. Пропало чувство юмора.

  11. Мучают подозрения.

  12. В тяжелые дни выручают курение или выпивка.

  13. Возникает чувство полной беспомощности.

Если Вы ответили "да" более чем на четыре вопроса и такая ситуация сохраняется неделями, Вас подминает стресс.

Результаты исследования.

В данной статье хотелось бы подчеркнуть одну очень важную особенность. Результаты обследования 780 студентов свидетельствуют о весьма существенных различиях в состоянии здоровья и физическом развитии. Практически каждый студент в той или иной степени имеет отклонения в состоянии здоровья. Что касается физического развития, то из 780 студентов 25 - сдали нормативы успешно, 127 - были близки к их сдаче. Остальные - физически и функционально очень слабые студенты. Конечно, здесь сказываются их генетические особенности, но возможно предположить, что уровень их жизнедеятельности до студенческого возраста был, на наш взгляд, неправильным. Как мы заметили, студентов физически слабых - большинство; принимать в настоящее время нормативы у таких студентов, на наш взгляд, будет неправильным; они физически и психологически не готовы, и занятия для них будут не в радость. Поэтому мы предлагаем поменять физические нормативы, которые применялись ранее на комплексную диагностику. Сюда входят антропометрические и психофизиологические показатели, общая физическая подготовка без тестов на общую выносливость и оценка уровня здоровья (таблица 1).

Таблица 1

Комплексная диагностика уровня здоровья и физического развития студентов


п / п

Ф. И. О.

Анатомо-физические и психофизиологические тесты

Антропометрические показатели

Психофизиологические показатели

Общая физическая подготовка

Рост (см)

Вес (кг.)

Мас-
со-
во-
рос-
то -
вой (см\кг) ин-
декс Кетле рост\ вес

Ок-
руж -
ность груд-
ной клет-
ки (см)

Фор-
ма поз -
во -
ноч -
ни -
ка

V бед-
ра, го-
лени, пле-
ча, та-
лии (см) М ср

А\Д

ЧСС (к-во раз)

Теп-
пинг-
тест (кол-
во раз)

Одно -
мо -
мент -
ная проба
(5-4
-3-2-
1)
(кол-
во раз)

Мно-
го-
мо-
мен-
тная проба (кол-
во раз)

Орто -
ста-
тисти -
чес-
кая проба (2-3-
4-5) (кол-
во раз)

Оп-
рос-
ник Реана (бал.)
(Н-У) (мо-
ти-
ва-
ция)

Опре-
де-
ле-
ние стрес-
са (С-Н-)

и.п. лежа на спи-
не. Под-
ни-
ма-
ние кор-
пуса в сед. (кол-
во раз в ми-
нуту)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в упо-
ре лежа (кол-
во раз)

и.п. сидя, глу-
бо-
кий нак-
лон (гиб-
кость-
см)

Сги-
бание и раз-
ги-
бание рук в висе (кол-
во раз)

При-
се
дание
(кол-
во раз в ми-
нуту)

Равно-
весие (сек) (Т. Бонда-
рев-
ского)

Оцен-
ка уров-
ня здо-
ровья сту-
ден-
тов (по пяти-
балль-
ной сис-
теме)






Оценка уровня здоровья определяется по полученным результатам, внесенным в таблице 1. Если студент показал положительные результаты, то оценка отличная. Если два показателя ухудшились - оценка хорошо. Четыре показателя - оценка удовлетворительная. Более четырех - оценка неудовлетворительная.

Подбирая и пробуя эти тесты с учетом психологического состояния студентов в настоящее время, мы понимали, что для их мотивации будет очень сложно сформировать диагностический комплекс, который бы дал возможность достоверного получения морфофункциональных результатов. Заинтересовать студентов в контроле над своим здоровьем сложно. Тесты должны быть обновлены, модернизированы и при этом вызывать у студентов особый интерес к занятиям.

В антропометрических показателях особый интерес вызывает индекс массы тела (Кетле) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной, избыточной (ожирение). Он важен, на наш взгляд, для определения показаний профилактического лечения. Индекс массы тела рассчитывается по формуле J = m/h2, где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах, и измеряется в кг/м2. В соответствии с рекомендациями разработана следующая интерпретация показателей (В.А. Романенко и др.). Выраженный дефицит массы - 16,49 и менее. Недостаточная масса тела - 16,5 - 18,49; норма 18,5-24,99. Избыточная масса тела - 25-29,99. Ожирение первой степени - 30-34,99. Ожирение второй степени - 35-39,99. Ожирение третьей степени - 40 и более. Индекс массы тела следует применять с осторожностью, исключительно для ориентировочной оценки.

Вызывает интерес объем груди и талии. У женщин объем талии не должен превышать 82 см., у мужчин 102 см.

Что касается психофизиологических показателей, то особое внимание уделялось теппинг-тесту, одномоментной и многомоментной пробе, а также ортостатическим показателям. Принимая у студентов теппинг-тест, оценивалось количество точек, поставленных в каждом квадрате. Испытуемый старался как можно больше и быстрее поставить точек и выполнить движений за 10 секунд. Если уменьшалось количество точек от квадрата к квадрату, то определялась недостаточная функциональная устойчивость нервно-мышечного аппарата, постоянная работоспособность и специальная выносливость для активной жизнедеятельности организма.

Две пробы, одномоментная и многомоментная, показывали адаптацию и восстановление функционального состояния организма студентов до и после нагрузки. Таким образом, в течение пяти минут была получена оперативная информация о том, насколько адекватно реагирует организм на нагрузку.

Ортостатическая проба вызывала у студентов интерес к состоянию центральной нервной системы, отражающему ее возбудимость. В течение одной минуты показывали разницу возбудимости центральной нервной системы в положении лежа и стоя. Слабая возбудимость центральной нервной системы - от 0-6, нормальная - 7-12, живая - 13-18, повышенная - 19-24 уд./мин.

Комплексную диагностику по общей физической подготовке предлагается существенно изменить; тесты на выносливость, которые в настоящее время используются в нормативах по физической подготовке, исключить, так как многомоментная проба, на наш взгляд, полностью определяет уровень работоспособности человеческого организма. Показательные тесты были применены на равновесие: с открытыми глазами нужно было простоять на одной ноге более 44 секунд и с закрытыми - более 16 секунд. Определяли функциональное состояние вестибулярного аппарата. Сегодня это определение очень актуально, так как большое количество травм люди получают из-за плохой тренированности вестибулярного аппарата. Многие физические тесты выполняли на время, что дало возможность определить уровень специальной физической подготовки студентов. В графе "оценка уровня здоровья студентов"указывали по пятибалльной системе оценку, которая определялась с учетом ухудшения или улучшения результатов тестирования.

Помимо табличных данных мы предлагаем карточку "здоровья", в которой раскрываем антропометрические и психофизиологические показатели. Специалистам и студентам будет наглядно виден уровень состояния здоровья. Такая карточка хранится у врача и ведущего преподавателя.



Карточка здоровья

Комплексная оценка уровня здоровья студентов

Выводы.

Подобрав и применив на практике анатомо-физические и психофизиологические тесты, мы получили, на наш взгляд, достоверную и инновационную информацию по уровню определения состояния здоровья студентов.

В настоящее время в связи с ослабленным физическим развитием и состоянием здоровья студентов очень важно определиться в функциональном состоянии здоровья студента и его физического развития, каков оптимальный уровень нагрузки, который необходим для правильной жизнедеятельности.

Студенты сдавали предложенные тесты легко, непринужденно, с особым интересом. При сдаче таких тестов определяется оптимальное функциональное состояние. Любое функциональное изменение заставляет студента анализировать ход событий. Значит, студент начинает понимать, что это ему нужно. Отсюда появляется желание самостоятельно заниматься, принимать решение, ходить на занятия. То есть вовремя контролировать себя, правильно, самостоятельно и осознанно подбирать оптимальные нагрузки.



© 2010-2022