Классный час Как стать культурным человеком (8-11 классы)

Классный час "Как стать культурным человеком" приурочен к году культуры. Проведен мной в этом учебном году в 11 классе. Но данный классный час подходит для возрастной категории 8 - 11 класса. Очень интересное и насыщенное мероприятие: видеоматериал, презентации, ролевая игра, изготовление модели культурного человека, карточки, подготовленные высказывания. Имеется подготовительная часть для проведения классного часа ввиде исследовательской работы для каждой группы детей. при подготовки мероприяти...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Классный час по теме:

«Кто такой культурный человек?»









Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?

(Что бы повысить уровень культуры в России)

Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека».

Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было назвать культурным?

Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе, который мы проведем с элементами диспута.

Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.

Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.

(видеофрагмент) Дети о культуре

Этот вопрос - основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать. Итак, тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного человека.

Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.

Итак, первый вопрос.

.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?

И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе .

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является культурным?

(Ответы учащихся.)

- Образованный - начитанный, а значит культурный

- Образование и культура как две сестры, они неразлучны

-Культурный человек не может быть не образованным.

Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……

Случай в музее….

Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.

Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом придает сразу присутствие необыкновенного величия.

( В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид: Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом по картине, от нее ничего не останется.

Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение слабое.

Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.

Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому экскурсоводу.

Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов, но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это вообщем говорит о ее бескультурие.

Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек профессии и какой у него социальный статус.

Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование культуры человека)

Второй вопрос.

2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он культурный?

Слово 2 исследовательской группе.

Демонстрация презентации.

Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Это очень важно.

Итог ( надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из показателей культуры человека)

Третий вопрос

3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?

Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое культура поведение человека со всех точек зрения.

Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?

Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров, утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура" более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова "культура".Нас более всего интересует третье его значение.

Ученик: Культура это - "Просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."

Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура речи, этикет.

Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные, ведет себя, мягко говоря, неприлично.

(Видеоролик)

Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться сугубо бескультурным человеком и даже хамом.

Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.

Демонстрация презентации.

Ученик :Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о его культуре.

Итог ( Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в обществе)

Четвертый вопрос.

4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?

Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и ее влияние на культуру человека.

Демонстрация презентации

Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции, обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру, удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не замечая, библейские фразеологизмы - не от мира сего, козел отпущения... Вот как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.

Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая называется«Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на формирование внутренней культуры человека)

Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому вопросу учащиеся нашей школы.

Видеоролик «Кто такой культурный человек»

Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с его многогранным определением культурного человека?

Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.

Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)

Итак,

Культурный человек это…….

- образованный,

- интеллигентный,

- ведущий здоровый образ жизни ( хочу дополнить заботящий о своем здоровье и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь вы со мной согласны)

-соблюдающий этические нормы,

- духовно-нравственный,

- толерантный,

- патриот.

Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека зависит культура всей нации. Спасибо за работу.



© 2010-2022