Описание опыта работы классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта работы

классного руководителя Сорокиной И.М.

В настоящее время во всех сферах нашей жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жёсткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Мой стаж работы в должности классного руководителя - 35 лет. Люблю, чтобы мои ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми. В своей работе всегда старалась создать условия для саморазвития учащихся. В ребёнке изначально заложено стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Свою воспитательную работу с классом провожу по направлениям,формирующим основные базовые ценности:

  • Духовно-нравственное и правовое воспитание

  • Познавательная деятельность и эстетическое воспитание

  • Учебная и трудовая деятельность

  • Физическое воспитание и здоровый образ жизни

  • Семья и семейные ценности.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

В процессе работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • Не запрещать, а направлять.

  • Не управлять, а соуправлять.

  • Не принуждать, а убеждать.

  • Не командовать, а организовывать.

  • Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.

В настоящее время являюсь классным руководителем 3-го класса, очень разного и по социальному составу, и по уровню общительности ребят. Впрочем, как всегда. Именно поэтому и возникла мысль: выстроить внеклассную работу так, чтобы каждый был погружён в деятельность, нашёл себя, проявил себя как личность, и, в то же время, сформировать дружный коллектив единомышленников с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей путём создания воспитательной системы, направленной на обеспечение благоприятных условий для обучения, развития и социализации каждого ребёнка.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован «современный национальный воспитательный идеал человека». Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. В школе должна быть деятельность, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью может стать театральная. Именно в ней наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить, играя. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Занятия в театре развивают у обучающихся направленность на эффективную социализацию и творческую активность, учат детей верить в себя, быть активными, мобильными, конкурентноспособными.

Вот уже седьмой год я являюсь создателем классного театра «Успех». 4 года это были ребята одного набора. Сейчас это 3-ий класс следующего набора. Сейчас в моём багаже и рабочая программа «Театральный Букварь» - Лауреат районного конкурса программ внеурочной деятельности, и «Программа воспитательной работы в классе «В союзники беру театр», и все ступени побед моих учеников (от школьных до международных). А 7 лет назад это было понимание жизни через призму опыта: попробую вот так. Как показало время: всё правильно.

Новизной моего опыта было то, что в театре до сих пор занимаются все дети одного обычного класса, то есть при приёме в первый класс не было никакого «специального» отбора. Особенность всех спектаклей в том, что в них участвуют одновременно все дети класса. Сказки в стихах, по оригинальным сценариям, действие сопровождается танцами.

Творчеству детей способствует контакт педагога с родителями учащихся. Я стараюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы не безучастны к творчеству детей, а мои активные союзники и помощники в организации нашей деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Задумываюсь о привлечении родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актёров. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Систему работы по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности строю в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип психологической комфортности - создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

  • Принцип творчества (креативности) - максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

  • Принцип целостного представления о мире - формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

  • Принцип вариативности - понимание возможности различных вариантов решения задачи.

  • Принцип минимакса - учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом.

Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив - идёт в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребёнку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому и здесь на помощь приходит театральный коллектив. В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей. Главная цель коллектива - воспитание личности. Наш театральный коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.

Благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка. Коллектив - это богатейшее поле эмоционального взаимодействия. В групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники - с другим «Я», и познает самого себя в таком сопоставлении с другими. Коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, защищенное, щадящее вхождение в социум. Ребёнка обычно влечет к другому человеку, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше игра.

По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. В нашем коллективе сложились следующие традиции:

  • новогодние премьеры спектаклей для родителей.Так поставлены и показаны спектакли «Муха-Цокотуха», «Золушка», «12 месяцев», «Буратино», «Новые приключения Вовки-первоклассника», «Дюймовочка». К этому Новому году готовится спектакль «Снежная королева»;

  • ежегодное участие на сцене ДК «Искра» в благотворительных спектаклях «Рождественские встречи», на которые приходят жители посёлка;

  • показ спектаклей детям детских садов и ученикам нашей школы;

  • участие в концертах для учителей на 8 Марта и День Учителя;

  • в прошлом году появилась новая традиция- участие в театральных конкурсах и победы на них.

Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе театральной деятельности, позволили сделать выводы о позитивных изменениях в развитии личности учащихся, а опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: театральная деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребёнок легче входит в сложный социальный мир. Исчезли страх и скованность, насмешливое отношение друг к другу (школьный зажим). Исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в класс, окружаются заботой и вниманием. Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять задания коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнёру. Важно, что большинство стало доверять партнёрам, понимая, что на сцене все зависит от всех. Заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменилась речь. У многих детей обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические. Иными словами, у многих детей их способности стали формироваться в творческие потребности. Объединяя в себе различные виды искусства, театр создаёт благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному и духовно-нравственному развитию обучающихся через театральную деятельность. Закончить можно словами В.А. Сухомлинского: «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»


© 2010-2022