Исследовательская работа о малой родине

Работа представляет собой рассказ об интересных особенностях природы и культуры, своеобразии Горномарийского района. Можно узнать историю поселений, географическое положение, топонимику природных объектов, побывать у священного источника, познакомиться с основными занятиями населения в прошлое и настоящее время.Эколого-краеведческий маршрут охватывает его северо-западный уголок.  Жители нашего района обеспокоены тем, что этот уголок района может пострадать из-за поднятия уровня воды Чебоксарског...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Ильина С.В. Между Юнгой и Сурой.

Путеводитель по горному берегу Волги, между ее притоками.

Кырык сир - так называем мы на родном языке свою землю, а по-русски - горный берег. Наша земля богата лесами и полями, речками и оврагами, садами. На красоту ее лесов смотришь - не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь - не напьешься, а поля, как щедрая скатерть-самобранка, одаривают и хлебом, и овощами, в яблоневых садах поют соловьи.

Среди лесов и полей раскинулись деревни. От деревни к деревне пролегли дороги и тропинки. Они так и зовут в путь-дорогу, так и манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю, по земле, которую мы называем землей Акпарса.

Хотя про нашу землю пишут в газетах и журналах, показывают по телевидению, про горномарийский край можно рассказывать еще очень много интересного. И поэтому приглашаю вас совершить путешествие по горному берегу.

Приглашаю от всей души, приглашаю как коренной житель: «Добро пожаловать! Пуры кымыл доно ужына!»

На белом свете есть немало способов путешествовать по близким и дальним краям, и среди них имеется такой, известный с незапамятных времен по сказкам и разным чудесным историям: пройти по неведомым дорогам за волшебным клубком (волшебный клубок - это по-марийски ши мындыра - серебряный клубок). Лучшего проводника по нашей любимой земле не найти. А на то, что нить в клубке должна быть обязательно серебряной, есть важная причина. В марийском языке слово «ши» - «серебро», в древности имело еще одно значение: «истина, правда». А в нашем рассказе светлая, как серебро истина нам дороже всего.

Итак, бросаем волшебный клубок на землю:

- Катись, катись, клубочек, разматывайся, серебряная нить, протянись по земле ясной дорожкой… Начинайся, наш правдивый рассказ![2, 3-5]

Наше путешествие начинается с берега Волги с устья Юнги. Наш маршрут - между Юнгой и Сурой.

Волга - это не просто крупнейшая река Европы. Волга - это символ и любовь России, народ ласково называет реку «Волга-матушка». Мы - волжане, гордимся, что живем на Волге-матушке. С рекой связаны целые страницы истории русского и марийского народов.

Издавна народы Поволжья вели торговлю с другими соседними народами. Волга в наших родных местах известна была в России как центр крупной лесной торговли - покровская лесная ярмарка конца 19 - начала 20 веков. Послушайте, как это было.

В устье Юнги находится село Покровское, на правой стороне Волги. В далекие годы к началу июня Волга по этому берегу сплошь закрывалась плотами на протяжении семи километров. Здесь производился осмотр, покупка и продажа леса. Количество собравшихся здесь рабочих доходило до 20 тысяч. Обороты ярмарки достигали 5 млн. руб. ежегодно. У вас, наверное, возникает вопрос: откуда на горной стороне столько леса? Послушайте далее.

В пяти километрах от поселка Юрино на левой стороне в Волгу впадает Ветлуга. Волга и Ветлуга - главные реки сплава леса в Марийском крае.

В начале 20 в. это была река-труженица. Как сплавная река, она имела очень большое значение для всего поволжского региона. По Ветлуге везли рогожу, мочало, деготь, смолу, веники и главное богатство этих мест - лес. С открытием навигации сюда в Покровское с Ветлуги прибывало большое количество плотов. Весной в половодье плоты непрерывно плыли по Ветлуге к устью, туда, где Волга принимала ее воды. Жители Троицкого Посада и села Покровского, занимавшиеся разными промыслами, подхватывали выходящие с Ветлуги плоты и направляли их вниз по Волге со своими якорями и приспособлениями. В семи верстах ниже Троицкого Посада, одного из первых русских поселений в пределах Казанского края, на горе амфитеатром расположен город Козьмодемьянск.

Ветлуга и Волга видели не только плоты, ее гордостью были и беляны - огромные сооружения из хорошо пригнанного друг к другу леса и пиломатериалов. Они собирались из тесаных и пиленых бревен, не смолились, а иногда для колорита торцы теса по всему периметру окрашивали мелом (отсюда и название - «беляна»). Строились для одного рейса в верховьях Ветлуги. Сооружались они с удивительным чутьем равновесия, к верху сооружение расширялось, чтобы большая часть его пришла ненамокшей. Длина достигала 110 метров, ширина 15-16, вес лесных материалов на ней доходил до 300 пудов. Такая беляна стоила 140-150 тыс. рублей, меньших размеров - 30-60 тыс. Управлялись они большими командами сплавщиков из мужчин и женщин. Мужчины управляли плавучим лесом, женщины обеспечивали нормальные бытовые условия по пути следования. На белянах ставили целые избы - готовые сельские дома такого же белого цвета. Эти избы строили на месте, собирали на уже груженой беляне и продавали в поволжских селах. Очевидцы писали, что на белянах можно было видеть целые села - изб 20 сложено, словно деревня по Волге плывет - не отличишь [5, 45]

Украшенные трехцветными флагами, беляны, словно огромные белые корабли, выплывали на волжский простор, производили величественное впечатление. Вот откуда было столько леса на берегу Волги около Покровского и Троицкого Посада.

Красива и самобытна наша сторона. А недалеко в низине в Волгу, но с правого берега впадает еще одна речка - Большая Юнга «Кого Йынгы». Несколько слов о названии нашей реки. На материале современного марийского языка это название объяснить нельзя. Оно очень древнее, видимо, финно-угорского периода. Его можно сравнить с хантыйским словом йынк «вода». С гидронимом Юнга связаны названия населенных пунктов. Много деревень расположилось на берегу реки Юнги: Юнготы «Йынготы», Юнга-Пернянгаш и другие. Недаром люди облюбовали эти места. Просто залюбуешься этой красотой природы. Такое чудо зеленого мира! Здесь шелестят своей листвой молодые березы, липы, рябины. А как богат наш лес!

А в далекие времена здесь шумел большой непроходимый лес. Здесь в глуши леса вдали от людей обосновался один старец «умоленник» благочестивой жизни, который пользовался уважением народа. К нему издалека по тропинкам шли только знающие сюда дорогу люди, за советом, за помощью.Даже сам царь Иван Грозный во время одного из походов посетил старца [7]

После взятия Казани в благодарность Богуи старцу повелел возвести на этом месте постройку, это было в 80-ые годы 16 века. ОснованиеСпасо-Юнгинского монастыря относится к 1625 году, достиг расцвета во второй половине 17 - первой половине 18 века.

Источники свидетельствуют, что отношения между монастырем и зависимыми от него крестьянами не всегда были хорошими.

Осенью 1670 г. разинское движение охватило и Марийский край. 1 октября 1670 г. восставшим ясачным марийцам, чувашам, русским крепостным крестьянам, посадским людям, ямщикам, стрельцам и бобылям удалось овладеть г. Козьмодемьянском. Восставшие ликвидировали воеводскую власть, уничтожили налоговые ясачные книги и другие царские указы, разграбили имущество богатых людей. Восставшие марийцы организовали свои вооруженные отряды. Совместно с разинцами марийские повстанцы Акпарсовой сотни Козьмодемьянского уезда во главе со своими вожаками захватили Спасо-Юнгинский монастырь, чтобы уничтожить всякие поземельные документы-грамоты, подтверждавшие земельные права этого монастыря на захваченные у них общинные ясачные земли. Так крестьяне выражали протест против увеличения налогов и повинностей. Монастырь просуществовал около 140 лет. В 1764 г. последовало упразднение монастыря и переход его имущества государству.В начале 20 века церковные власти свидетельствовали, что закрытие этого монастыря было преждевременным [1, 61-63]

Монастырь сыграл большую роль в деле распространения православной веры и культуры среди марийского и чувашского населения.

В настоящее время уже ничего не напоминает об этой обители - Спасская церковь (первое церковное каменное здание на территории нашего края) была разрушена в советские времена. Сейчас место монастыря ушло под воды Чебоксарского водохранилища, его место напоминает лишь еле-еле видимые остатки фундамента.

Но еще о былых событиях сейчас напоминает нам старый дуб тех времен, названный Вековым дубом Степана Разина.

Итак, мы направляемся к этому дубу. Всматривайтесь на нашу территорию. Мы находимся на юго-западном возвышенном плато, или правобережье. Оно является северным краем Приволжской возвышенности. Это древнее плато высотой 150-190 м. над уровнем моря. Реки Сундырка, Малая и Большая Юнга и Сумка, текущие на север, подразделяют территорию правобережья на ряд водоразделов. Восточные и западные их склоны сильно изрезаны мелкими речками, ручьями и многочисленными оврагами.

Особой расчлененностью отличается приволжская полоса, где устья рек и оврагов имеют глубину до 70 м. По мере движения на юг склоны становятся более пологими. Западная часть правобережья имеет сильно расчлененный рельеф и крутым уступом переходит в широкую долину реки Сура. На севере обрывы к Волге изрезаны глубокими балками и ущельями. Поэтому берега Волги очень живописны, если смотреть, например, сидя на палубе парохода. Крутые наши берега и глубокие овраги дали название нашему району - Горномарийский. В долинах рек Большой и Малой Юнги, Сумки во многих местах имеются оползневые участки. Особенно часто встречаются оползни на берегу Волги между рек Сумка и Б.Юнга[4, 5-9]

Вот такой рельеф имеет наша местность. Вот мы и подошли к нашему знаменитому дубу.

Дуб очень долговечное дерево, которое может прожить более тысячи лет. Этому исполину около шестисот лет. Дерево поражает своей мощью. Диаметр окружности его ствола почти 7 метров, а высота около 30 метров. Здесь, на крутом склоне оврага, место не самое подходящее для долгожителя. Этот дуб интересен не только как чудо природы, а это исторический памятник. Сколько эпох, сколько правителей он пережил! Он является современником Акпарса, свидетелем народного восстания.По сохранившейся легенде, отряды Степана Разина остановились на отдых около этого дуба и заряжались его силой и энергией. Ведь дуб - один из самых энергетических сильных деревьев. И в настоящее время этот дуб притягивает окружающих людей к себе своим магнетизмом и богатой историей. Попробуйте и вы: чтобы зарядиться силой, нужно немного прижавшись постоять около него. Если человек сумел наладить с ним контакт, дерево может подарить ему такие силы, которые не только продлят ему жизнь, но и окажут благотворное влияние на его судьбу[7]

Мы с вами все дальше и дальше отдаляемся от берега Волги и села Покровское. А ведь долгое время с.Покровское было центром Больше-Юнгинской волости Козьмодемьянского уезда. Здесь была церковьПокрова Пресвятой Богородицы (1729 г. деревянный, 1813-1814 г. г - каменный), сюда была дорога государственного значения из-за лесной ярмарки, близость Волги- это было-было…

Но эта дорога - Екатерининский тракт - представляет большой интерес и тем, что это был путь, связывающий Марийский край с большим миром, городами Нижний Новгород и Казань, благодаря которым развивались деревни и села. Она со временем стала прямее и пролегла через современныеПертнуры.

Мы дошли до этого населенного пункта. Он в целом состоит из четырех деревень. Село Пертнуры - это знаменитое место, связанное с прошлым нашего народа: история церкви, школы, где в свое время учились многие известные люди. Этому селу суждено было сыграть видную роль в развитии горномарийского края.

Художник А.В. Григорьев - уроженец марийской деревни Пертнуры. Учился в Казани, а затем в Москве. В 1918 г. выступил инициатором создания в г. Козьмодемьянске музея с картинной галереей. В 1922 г. стал одним из учредителей ассоциации художников революционной России, позднее стал ее председателем. В 1926 г. возглавил делегацию советских писателей к Илье Репину в Пенаты. В 1938 г. репрессирован. Вернулся из ссылки в 1946 г., окончательно реабилитирован в 1954 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имя Григорьева носит музей в г. Козьмодемьянск.

В начале XIX в. в уезде стали появляться общественные и частные школы. В 1812 г. священник с. ПертнурыКозьмодемьянского уезда А. Альбинский открыл школу в своем доме и сам обучал марийских детей на родном языке.

Двигаясь по этой дороге на юго-запад, дойдем до села Емешево. А по обе стороны дороги расположены деревни, где жили и живут сейчас трудолюбивые и талантливые люди. У марийцев с древности получили развитие различные домашние промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, кожи, шерсти, глины, металлов и др. В марийской среде пользовались большим спросом изделия бытового назначения: вышитые вещи, украшения, резная посуда, музыкальные инструменты, плетеная утварь, посуда и др. Изделия марийских кустарей систематически поступали на кустарно-промышленные выставки.

А в настоящее время некоторые виды домашнего промысла сохранили мастера и мастерицы, например, в деревне Панькино умеют валять валенки (Седова Ангелина), мастер печных дел Лобанов Михаил. В д. Парастаево живет человек, занимающийся пчеловодством (Саматаев Сергей)

Лес был местом обитания марийцев с незапамятных времен, служил для них домом, храмом и мастерской. Традиционно ритуальная и обрядовая утварь, многие детали в оформлении жилища украшались символами - оберегами. Наиболее любимые изображения парные конские головы или фигуры коней преобладали в декоре у горных (мастер Александров из д. Вержуково, который является продолжателем дела отца).

Почти в каждой деревне есть мастера игры на национальном музыкальном инструменте-гусли. А в древности на гуслях в основном играли мужчины. Марийские легенды сохранили до нас имена таких гусляров как Акпарс, Акпатыр, Тойдемар. В настоящее время этот инструмент крепко взяли в свои изящные ручки женщины.

Большое место в крестьянском хозяйстве марийцев занимала береста. У марийского народа береза считается символом чистоты, красоты и здоровья. Из нее изготавливали люльки-колыбельки, берестяные ведра, туеса, для хранения воды, кваса и молока. Берестой украшали сундуки, шкатулки и другие изделия. Простые предметы быта, не теряя практичности, часто превращались в произведения народного искусства, порой уникальные [1, 190]

Вот и дошли (доехали) до с.Емешево.Село Емешево - центр Емешевского сельского поселения. Село богато историческими событиями и знаменитыми людьми, из которых самый известный - П.Г. Григорьев (П. Эмаш). Здесь была церковь, через дорогу - начальная школа. Через село идет дорога - знаменитый Екатерининский тракт. Эта дорога имела государственное значение еще в XIX - начале XX веков, она соединяла Москву с Сибирью.

Село расположено на высоком месте. Вокруг него раскинулись поля, отсюда видно далеко. В ясную погоду можно увидеть Козьмодемьянск, чуть правее - Картуково, на западе - в голубом тумане Васильсурские дубравы.

Немного из истории села. В одном из документов Казанского наместничества, составленном в 1781 году, говорится, что в деревне Ценибеково проживает 126 мужчин и женщин. Под таким названием в далеком прошлом значилось Емешево. Видимо, оно связано с временами татарского владычества в нашем крае.А вот другой документ, связанный с переписью населения в России в 1897 году. Он сообщает, что численность населения составляет 225 человек. Впервые упоминается новое название села - Эмашево, позже - Емешево.

Осенью 1885 года была открыта одна из красивейших церквей горной стороны в селе Емешево. Церковь была с хорошей оградой из железа, стены кирпичные, каменные, стеклянные окна. Деревня стала селом. Вот здесь было ее место. Церковь называлась Ценибековская (по названию деревни Ценибеково). Церковь служила людям до 1924 года, По другую сторону дороги при церкви была церковно-приходская школа. Школа открыта в 1878 году. В 1924 году образован Красно-Емешевский сельский совет, числился в Больше-Юнгинской волости, школа была школой I ступени. В 1926 году в селе была изба-читальня и отдельно существовала Емешевская библиотека.

Мы с вами подошли к обелиску павшим воинам в Великой Отечественной войне. Около 30 мужчин пало за свободу и независимость нашей Родины. Здесь мы в День Победы чествуем ветеранов войны.

Направо вы видите небольшую мемориальную доску с надписью «улица им. П.Г.Григорьева» - это первая улица с. Емешево.

Кто П. Г. Григорьев? П.Г.Григорьев - педагог-просветитель, общественный деятель, поэт, музыкант, литературный псевдоним П.Эмаш, является нашим земляком. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Как педагог он внедрял в народное образование новые методы и формы работы, сочинял детские песни, писал стихи, готовил книги и учебники для школ, публиковал статьи в газетах, переводил художественные произведения.

Петр Эмаш родился 10 июля 1883 года в селе Емешево, в семье Григория Шатрова. Он прожил всего 54 года, но заслуги его очень большие.Учитывая большие заслуги П.Г.Григорьева и его вклад в дело народного просвещения, 8 июля 1923 года коллектив Горномарийского педтехникума выдвинул его кандидатуру на присвоение звания Героя труда. И это звание ему было присвоено первому из горных мари.

Но, к сожалению, судьба П. Григорьева была похожа на судьбу многих людей из числа марийской интеллигенции. В 1938 году он был расстрелян. Сталинский режим не мог терпеть людей умных и инициативных.

В 2003 году в нашей школе отмечали 120-летие со дня рождения Петра Григорьевича. Было присвоено его имя нашей молодой Емешевской школе. Почему появилась эта идея?

Мы знаем, что у него была дружная большая семья: четыре дочери: Вера, Надежда, Елена, Ирина - и два сына. Надежда Петровна, переписываясь с родственниками из села, узнала, что в родном селе ее отца построена и открылась новая большая школа, и появилось у нее желание, чтобы школе присвоили имя их отца. Далее началась переписка со школой. Она посылала нам свои воспоминания, фотокарточки семьи, книги с автографом на память, старые вырезки из газет.

Сбылась и мечта Надежды Петровны: она исполнила наказ своего отца, ибо потомкам сохранены педагогическое и литературное наследие П.Григорьева. Мы сохраняем память о славном сыне марийского народа и продолжаем его дело. Благородную работу по обучению молодого поколения продолжили, конечно, сначала его дочери.

Добро пожаловать в нашу школу!

Из известных людей можно назвать такие имена: Павел Семенович Кушелев (1871-1943) - государственный и общественный деятель, художник, этнограф, педагог - просветитель. Уроженцами этой деревни являются Куприяновы: 3 брата.

А в конце экскурсии можно сказать о трагическом факте: в 1996 году в селе случился пожар, сгорело 26 хозяйств. Благодаря содействию В.М. Зотина, первого президента РМЭ, погорельцам за лето были построены новые дома.

Мы начали учиться в этой школе в 1999 году, 1 сентября юбилей - 10 лет, это самая молодая школа в районе. Наша школа - это удивительно красивый, уютный, как дворец. Классы светлые, просторные.

Неузнаваемо изменился быт жителей села. Возрос их культурный и общеобразовательный уровень. Оно с каждым годом хорошеет.

В селе Емешево мы садимся в автобус и едем опять в том же направлении к конечному пункту нашего маршрута, к реке Сура. И сидя у окна, любуясь красотами нашей местности, мы дальше знакомимся с материальной культурой нашего малочисленного народа.

Итак, ткачество - одно из самобытных ремесел марийского народа, и по сей день живет в деревне. В давние времена, когда девушка выходила замуж, она получала приданое из конопляного холста. Марийские женщины были очень искусны в своем деле, на одном и том же стане они могли ткать до двенадцати сортов холста. Самый лучший сорт шел на изготовление холстов для женских головных уборов и праздничной одежды [1, 96-100]

На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой одежду. В прошлом вышивать умела каждая женщина, о ее способностях и трудолюбии судили по вышивке. Каждая девушка должна была приготовить в приданное полный комплект вышитой одежды для одаривания близких родственников жениха, и после свадьбы поменять в новом доме все занавески и полотенца. Таким образом невеста демонстрировала свое мастерство. Издавна умение марийских вышивальщиц поражало разнообразием техники исполнения, изобретательностью, фантазией, например, мастерица Шонгина Любовь из с. Емешево.

Среди населения Козьмодемьянского уезда были распространены также такие промыслы как бортничество, мочальное производство. Население занималось также хмелеводством, рыболовством, садоводством. Яблоки служили предметом торговли в Козьмодемьянске. Но наиболее выгодным считался сбыт урожая с дерева приезжим скупщикам, обычно татарам, поставлявшим крупные партии яблок на рынки Казани и Нижнего Новгорода. Более заметной была роль горных марийцев в кустарных деревообделочных промыслах (гнутье полозьев, ободьев, выделка досок для бочек и т.д.). Но особенно выделялись горномарийские мастера изготовлением различной плетеной и гнутой черемуховой мебели, например, мастер из д. Парастаево Сергей Андреев.

Если бы не архивные документы, вряд ли можно было бы узнать, как жили люди ста и более лет назад. По документам можно, в частности, восстановить и историю занятий крестьян Козьмодемьянского уезда. Я узнала из журнала «Марий Эл:вчера, сегодня, завтра» интересный факт. Послушайте об этом мастере. На XXXII очередном уездном земском собрании в конце 1896 г. «было доложено, что «во время посещения Их Императорским Величеством кустарного отдела Всероссийской выставки, Государь Император благоволил обратить монаршее внимание на стул, изделие крестьянина Большеюнгинской волости д. Парастаево Сергея Андреева, доставленный Козьмодемьянской управой. Казанский вспомогательный по устройству выставки Комитет распорядился стул, который Его Императорское Величество изволил взять в руки и признать «недорогим», не продавать, а в целости доставить в Казань». Земская управа «в поощрение развития в уезде кустарных промыслов» выдала Андрееву вознаграждение 12 руб. 30 коп.[5, 85-86]Вот как интересно! Да?

Так мы доехали до Васильсурска.Васильсурск - рабочий поселок в Воротынском районе Нижегородской области, пристань на Волге, при впадении реки Сура. Васильсурск за свое более чем 400-летнее существование сохранил немало важных объектов старины. Большая площадь к центру верхней части селения носит старинное название Цепель. На месте нынешнего Васильсурска находился марийский город Цепель.Древние предания молвят, что Цепель был богатым и отлично укрепленным городом. До этого времени сохранились следы валов и рвов, а также священная роща марийцев-язычников - Цепельская со священным родником Супротивный ключ, посвященная богу Кого-Йымы.

Как возник город Васильсурск? В 1523 году воеводы из рода князей Шуйских, дойдя до самого устья Суры, в знак того, что они вправду завоевали пройденные места, на правом берегу Волги на месте древнемарийского города Цепель основали крепость, которой сообщено было название города. Он был назван Васильевым Новгородом (назван в честь Василия III). Потом город этот стал называться короче - Васильгородом, Васильсурском или просто Василем, как он именуется и до настоящего времени.

В 1927 году Васильсурск отделили от Марийской автономной области, стал поселком в Нижегородской области[6]

Еще я узнала из Интернета: в настоящее время Васильсурск - здравница Нижегородской области, здесь размещаются дома отдыха в живописнейшем месте на полуострове при впадении реки Суры в Волгу [6]

Мы, жители Горномарийского района, обеспокоены судьбой бассейна Волги, потому чтоона нуждается в экологической заботе. Река большая, широкая, она сталаЧебоксарским водохранилищем, перестала быть важной транспортной жилой страны, так как мы сейчас не наблюдаем частого движения ни пассажирских пароходов, ни грузовых барж. Устье Юнги уйдет под воду, что очень сильно отразится на хозяйственной деятельности населения.

Цивилизация и время меняют лик родных просторов, стираются памятники прошлого. И все же надо стараться сохранять для наших потомков и красоту ландшафта, и исторические памятники местного значения. Итак, я завершаю описание туристического маршрута, где мы быливместе со своим учителем ИКН. За годы учебы в средней школе каждый ученик может пройти по этому интересному маршруту и, измерив пятками своих ног просторы родного края, может оставить на всю жизнь впечатления о красотах своей малой родины.

Список литературы:

  1. Андреянов А. Марийский край в восстании 1670-1671 годов / История и культура марийского народа: Хрестоматия для 8-9 классов. - Йошкар-Ола, 1996. - с.61- 65

  2. Ким Васин. На земле Онара. Повесть. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1983. - с.3 - 10.

  3. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. - Йошкар-Ола, 2011. - с. 16 - 46.

  4. Иванов Н.В., Моторов А.В. География Марийской АССР. - Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1977. - с.8 - 9.

  5. Лаптева Галина. Заслужив монаршее внимание / Марий Эл: вчера, сегодня, завтра // № 5-6, 1994. - с.85-86.

  6. turbaza.ru/nizhegorodskaja-oblast/vasilsurskiy

  7. gornomari.ru/culturenasl



© 2010-2022