- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростков
Статья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростков
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бородкина В.Н. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Самоуправление в общежитии как фактор воспитания социальной активности обучающихся
Основным результатом деятельности образовательного учреждения сегодня должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и прочих сферах.
Молодые люди во всех странах представляют собой основной людской ресурс для целей развития и главный проводник социальных изменений, экономического развития и технического прогресса. Будущее страны невозможно без серьезного и отвнтственного отношения государства к учащимся как к социальной группе, где формируются будущие специалисты. На возраст, когда подростки получают профессию приходится процесс активного формирования социальной зрелости, которая предполагает совокупность умений и способностей молодого человека овладевать социальными ролями, быть социально активным.
Социальная активность проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее. В практической жизни она выступает как деятельность в организации и координации активности индивидов, в освоении ими внешней среды. Главной из функций социальной активности следует признать активное и целенаправленное вовлечение подрастающего поколения в самодеятельность и самосовершенствование.
Мы считаем, что одним из факторов воспитания социальной активности является ученическое самоуправление, самоуправление в общежитии, где подростки проводят большую часть своего времени.
Основная часть учащихся в нашем училище, это дети-сироты.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют во всех странах, где преобладает «интернатная» система воспитания детей-сирот.
У воспитанников интернатов все этапы развития проходят с искажением. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, оказываются практически не готовы к ней. Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной деривацией. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. У них не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затрудняется социализация.
В дальнейшем все это приводит к ряду проблем, связанных с неблагополучием личной и семейной жизни, профессиональной деятельности: самоопределением, социализацией.
Мы считаем, что одним из факторов, помогающим более эффективно выстраивать процесс воспитания социальной активности, самореализации личности, реализующим задачу вхождения личности в социальную среду, является ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление мы понимаем как добровольное, самоуправляемое формирование обучающихся, объединенных для совместной социально значимой деятельности, способствующее самореализации личности.
Ученическое самоуправление в нашем общежитии имеет следующую модель:
Общее собрание жильцов учащихсяжильцов
Собрание актива общежития
Культ.массовый сектор.
Сектор здоровья.
Спортивный сектор.
Трудовой сектор.
Учебный сектор.
Пресс-центр.
Работа ученического самоуправления строится на следующих принципах:
1.Открытость и доступность;
2.Равноправие, демократичность и сотрудничество;
3.Воспитание в коллективе и через коллектив;
4.Добровольность и творчество;
5.Самостоятельность, взаимная ответственность;
6.Гласность.
По своей природе ученическое самоуправление ориентировано на развитие и регулирование социальной активности подростков. Их стремлению к признанию своей роли в обществе, решение социальных и личных проблем. Педагогической задачей ученического самоуправления в нашем учебном заведении, является создание условий для развития личности в совместной социально-ориентированной деятельности. Это в определенной мере обеспечивает реализацию процесса социализации личности.
Работая в УС ребята решают такие задачи как:
-
Помощь в организации и проведении конкурсов, олимпиад, тематических недель.
-
Помощь в организации и проведении конкурса «Учащийся года».
-
Оформление стендов и выставок.
-
Организация и проведение спортивный мероприятий, мероприятий культурного и развлекательного характера и т.д.
-
Просветительская деятельность учащихся путем проведения тематических выставок, выпуска плакатов и листовок.
-
Принимают участие в озеленении прилегающих участков и в уходе за ними.
-
Организуют массовые трудовые десанты.
-
Ежемесячный выпуск газеты «Вести училища».
-
Поддержка и развитие традиций училища.
Самоуправление - первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития, что особо важно для детей, воспитывающихся в «интернатной» системе.
Познать себя - важное условие социальной активности, так как только благодаря этому выстраивается собственная личностная позиция, определяется вектор активности личности, подросток в полной мере может ощутить себя субъектом деятельности.
Для этого в училище создана следующая база:
Тренажерная комната, спортивные секции, кружок «Хозяюшка», Клуб КВН, кружок «Умелые ручки», кружок «Резьба по дереву», Вокальный кружок. Танцевальный клуб «Экстрим».
Ученическое самоуправление является помощником в проведении традиционных мероприятий училища, тем самым
Таким образом, в ученическом самоуправлении создается условие для развития самосознания личности подростка, что является важным аспектом процесса социализации.
Благодаря общению с группой сверстников подросток вступает во взаимоотношения, создает круг общения, что позволяет ему получить знания о внешнем мире и разобраться в себе, понять себя.
Итак, особенность социальной активности подростка в условиях ученического самоуправления заключается во включении подростков в деятельность с учетом динамики их возрастного развития.
Социальная активность личности подростка в ученическом самоуправлении невозможна без организационных форм её осуществления.
Одной из организационных форм выступают органы самоуправления, благодаря которым перед подростком открывается репертуар социальных ролей и позиций в самоуправлении.
Роль подростка дает ему право проявлять самостоятельность и стимулирует процесс овладения знаниями социальных отношений, совершенствования себя, способствует формированию коммуникативных качеств.
При организации работы ученического самоуправления мы стремились к педагогически целесообразному сочетанию коллективной, групповой форм организации деятельности подростков, выделяя в них те аспекты, которые позволяют наиболее эффективно обеспечить развитие у подростков готовности к социальным действиям. Одной из форм являются коллективные дела. Коллективное дело - это единство знания социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребенка, а также функций самого подростка, непосредственно выводящих его на активное взаимодействие с окружающей действительностью. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния:
-создается сильное поле эмоционального напряжения, в которое попадает ребенок и приобретает опыт эмоциональных переживаний;
- центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного. Высвечивая социально-культурную ценность во всей её общечеловеческой значимости;
- реальное взаимодействие ребенка в ход групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка важно общение, дружеские связи, чувство «своей группы», где только он способен ощутить свое «Я» среди других и осознать себя как некую индивидуальность;
- в деятельности группы легко формируются умение взаимодействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Благодаря взаимодействию членов ученического самоуправления подросток имеет возможность:
- получить обратную связь и поддержку членов самоуправления;
- усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт «проверки реалий» на своих сверстниках. В самоуправлении подросток получает ту школу, которая во многом будет определять его взрослую жизнедеятельность, потому, что, как писал француз А. Моруа, товарищи лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безвластны;
- социальных влияний, которые подросток испытывает в самоуправлении и которые оказывают влияние на взгляды, поведение личности. В результате социальный опыт, нормы, роли, приобретаемые в специально созданной среде, переносятся на внешний мир: быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, он идентифицирует себя с активными участниками и использует результаты своих наблюдений при оценке собственных поступков и жизненных установок; неизбежно быть в положении, вынуждающем его к самоисследованию.
Социальная активность личности подростка в условиях ученического самоуправления ориентирована на взаимодействия с социальными институтами, направленными на процесс самореализации.
Таким образом, работа в ученическом самоуправлении позволяет детям-сиротам сформировать следующие компетенции:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
- способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
- способность уживаться с другими;
- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
- умение принимать решения на основе здравых суждений.
Ученическое самоуправление приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения.
Таким образом, организация ученического самоуправления позволяет развивать творческую инициативу учащихся, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности ученического самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, - позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры учащихся. А это возможно лишь в том случае, когда учащийся является активным субъектом общественной жизни училища, общежития участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций , осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.
Подготовила: Бородкина В.Н.
Министерство образования Иркутской области
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №39
доклад
научно-практической конференции
«Самоуправление как средство социализации учащихся сирот ОГОУ НПО Профессионального училища №39 »
Подготовил: Бородкина Вероника Николаевна.
Должность: Воспитатель.
ОГОУ НПО «Профессиональное училище №39»
П. Центральный Хазан. 2008