Статья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростков

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСтатья Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростковСамоуправление в общежитии как фактор воспитания социальной активности обучающихся



Основным результатом деятельности образовательного учреждения сегодня должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и прочих сферах.

Молодые люди во всех странах представляют собой основной людской ресурс для целей развития и главный проводник социальных изменений, экономического развития и технического прогресса. Будущее страны невозможно без серьезного и отвнтственного отношения государства к учащимся как к социальной группе, где формируются будущие специалисты. На возраст, когда подростки получают профессию приходится процесс активного формирования социальной зрелости, которая предполагает совокупность умений и способностей молодого человека овладевать социальными ролями, быть социально активным.

Социальная активность проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее. В практической жизни она выступает как деятельность в организации и координации активности индивидов, в освоении ими внешней среды. Главной из функций социальной активности следует признать активное и целенаправленное вовлечение подрастающего поколения в самодеятельность и самосовершенствование.

Мы считаем, что одним из факторов воспитания социальной активности является ученическое самоуправление, самоуправление в общежитии, где подростки проводят большую часть своего времени.

Основная часть учащихся в нашем училище, это дети-сироты.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют во всех странах, где преобладает «интернатная» система воспитания детей-сирот.

У воспитанников интернатов все этапы развития проходят с искажением. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, оказываются практически не готовы к ней. Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей. Такую ситуацию развития называют социальной деривацией. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. У них не складываются позитивные формы социального поведения, нарушается умственное развитие, затрудняется социализация.

В дальнейшем все это приводит к ряду проблем, связанных с неблагополучием личной и семейной жизни, профессиональной деятельности: самоопределением, социализацией.

Мы считаем, что одним из факторов, помогающим более эффективно выстраивать процесс воспитания социальной активности, самореализации личности, реализующим задачу вхождения личности в социальную среду, является ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление мы понимаем как добровольное, самоуправляемое формирование обучающихся, объединенных для совместной социально значимой деятельности, способствующее самореализации личности.

Ученическое самоуправление в нашем общежитии имеет следующую модель:

Общее собрание жильцов учащихсяжильцов

Собрание актива общежития

Культ.массовый сектор.

Сектор здоровья.

Спортивный сектор.

Трудовой сектор.

Учебный сектор.

Пресс-центр.

Работа ученического самоуправления строится на следующих принципах:

1.Открытость и доступность;

2.Равноправие, демократичность и сотрудничество;

3.Воспитание в коллективе и через коллектив;

4.Добровольность и творчество;

5.Самостоятельность, взаимная ответственность;

6.Гласность.

По своей природе ученическое самоуправление ориентировано на развитие и регулирование социальной активности подростков. Их стремлению к признанию своей роли в обществе, решение социальных и личных проблем. Педагогической задачей ученического самоуправления в нашем учебном заведении, является создание условий для развития личности в совместной социально-ориентированной деятельности. Это в определенной мере обеспечивает реализацию процесса социализации личности.

Работая в УС ребята решают такие задачи как:

  1. Помощь в организации и проведении конкурсов, олимпиад, тематических недель.

  2. Помощь в организации и проведении конкурса «Учащийся года».

  3. Оформление стендов и выставок.

  4. Организация и проведение спортивный мероприятий, мероприятий культурного и развлекательного характера и т.д.

  5. Просветительская деятельность учащихся путем проведения тематических выставок, выпуска плакатов и листовок.

  6. Принимают участие в озеленении прилегающих участков и в уходе за ними.

  7. Организуют массовые трудовые десанты.

  8. Ежемесячный выпуск газеты «Вести училища».

  9. Поддержка и развитие традиций училища.

Самоуправление - первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития, что особо важно для детей, воспитывающихся в «интернатной» системе.

Познать себя - важное условие социальной активности, так как только благодаря этому выстраивается собственная личностная позиция, определяется вектор активности личности, подросток в полной мере может ощутить себя субъектом деятельности.

Для этого в училище создана следующая база:

Тренажерная комната, спортивные секции, кружок «Хозяюшка», Клуб КВН, кружок «Умелые ручки», кружок «Резьба по дереву», Вокальный кружок. Танцевальный клуб «Экстрим».

Ученическое самоуправление является помощником в проведении традиционных мероприятий училища, тем самым

Таким образом, в ученическом самоуправлении создается условие для развития самосознания личности подростка, что является важным аспектом процесса социализации.

Благодаря общению с группой сверстников подросток вступает во взаимоотношения, создает круг общения, что позволяет ему получить знания о внешнем мире и разобраться в себе, понять себя.

Итак, особенность социальной активности подростка в условиях ученического самоуправления заключается во включении подростков в деятельность с учетом динамики их возрастного развития.

Социальная активность личности подростка в ученическом самоуправлении невозможна без организационных форм её осуществления.

Одной из организационных форм выступают органы самоуправления, благодаря которым перед подростком открывается репертуар социальных ролей и позиций в самоуправлении.

Роль подростка дает ему право проявлять самостоятельность и стимулирует процесс овладения знаниями социальных отношений, совершенствования себя, способствует формированию коммуникативных качеств.

При организации работы ученического самоуправления мы стремились к педагогически целесообразному сочетанию коллективной, групповой форм организации деятельности подростков, выделяя в них те аспекты, которые позволяют наиболее эффективно обеспечить развитие у подростков готовности к социальным действиям. Одной из форм являются коллективные дела. Коллективное дело - это единство знания социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребенком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребенка, а также функций самого подростка, непосредственно выводящих его на активное взаимодействие с окружающей действительностью. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния:

-создается сильное поле эмоционального напряжения, в которое попадает ребенок и приобретает опыт эмоциональных переживаний;

- центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного. Высвечивая социально-культурную ценность во всей её общечеловеческой значимости;

- реальное взаимодействие ребенка в ход групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка важно общение, дружеские связи, чувство «своей группы», где только он способен ощутить свое «Я» среди других и осознать себя как некую индивидуальность;

- в деятельности группы легко формируются умение взаимодействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Благодаря взаимодействию членов ученического самоуправления подросток имеет возможность:

- получить обратную связь и поддержку членов самоуправления;

- усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт «проверки реалий» на своих сверстниках. В самоуправлении подросток получает ту школу, которая во многом будет определять его взрослую жизнедеятельность, потому, что, как писал француз А. Моруа, товарищи лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безвластны;

- социальных влияний, которые подросток испытывает в самоуправлении и которые оказывают влияние на взгляды, поведение личности. В результате социальный опыт, нормы, роли, приобретаемые в специально созданной среде, переносятся на внешний мир: быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, он идентифицирует себя с активными участниками и использует результаты своих наблюдений при оценке собственных поступков и жизненных установок; неизбежно быть в положении, вынуждающем его к самоисследованию.

Социальная активность личности подростка в условиях ученического самоуправления ориентирована на взаимодействия с социальными институтами, направленными на процесс самореализации.

Таким образом, работа в ученическом самоуправлении позволяет детям-сиротам сформировать следующие компетенции:

- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

- способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

- способность уживаться с другими;

- способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;

- умение принимать решения на основе здравых суждений.

Ученическое самоуправление приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения.

Таким образом, организация ученического самоуправления позволяет развивать творческую инициативу учащихся, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности ученического самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, - позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры учащихся. А это возможно лишь в том случае, когда учащийся является активным субъектом общественной жизни училища, общежития участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций , осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.

Подготовила: Бородкина В.Н.













Министерство образования Иркутской области

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №39







доклад

научно-практической конференции



«Самоуправление как средство социализации учащихся сирот ОГОУ НПО Профессионального училища №39 »



Подготовил: Бородкина Вероника Николаевна.

Должность: Воспитатель.

ОГОУ НПО «Профессиональное училище №39»

П. Центральный Хазан. 2008











© 2010-2022